Инновационная авторская программа элективного курса "За страницами учебника немецкого языка"
рабочая программа по немецкому языку (9 класс)
Инновационная авторская программа элективного курса "За страницами учебника немецкого языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.docx | 52.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская учебная инновационная программа
Элективный курс «За страницами учебника немецкого языка»
Автор-составитель: Воронкова Татьяна Григорьевна
учитель немецкого языка
МБОУ ЕСОШ №1
ст.Еголыкская
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями. ФГОС по иностранным языкам предусматривает формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой.
Актуальность программы.
В соответствии с Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России важным свойством личности является «открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами… Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную». Именно в интеграции урочной и внеурочной деятельности можно достичь образовательных результатов, отвечающих требованиям нового ФГОС: роста мотивации личностного развития, формированию культуры личностного и профессионального самоопределения, культуры проектирования личностного и профессионального развития.
Элективный курс «За страницами учебника немецкого языка» построен по модульному принципу и предусматривает дополнение к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету «Иностранный язык», позволяет расширить знания учащихся о культуре, истории, реалиях и традициях стран изучаемого языка, включает школьников в диалог культур, даёт возможность осознать роль родного языка и культуры в зеркале культуры другого народа, даёт возможность заниматься исследовательской и проектной деятельностью.
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и немецкой культур. Также в качестве целей можно выделить:
- формирование языковой, коммуникативной, социокультурной компетенций на немецком языке посредством приобщения обучающихся к культуре народа - носителя языка.
- подготовку к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных представлений о мире.
- культуроведческое развитие средствами иностранного языка;
Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:
• практические: научить делать сообщения, передавать содержание прочитанной или прослушанной информации;
вести диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями;
выполнять проектные работы;
• социокультурные: углубить страноведческие знания (география, культура,наука, архитектура, средства массовой информации.) и лингвострановедческие (фоновая лексика, реалии, пословицы, фразеологизмы);
• воспитательные: воспитывать в учащихся такие качества, как организованность, ответственность, открытость к сотрудничеству и сотворчеству, патриотизм, интернационализм, толерантность;
воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе; способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран.
• развивающие: совершенствовать навыки разговорной речи , развитие творческих способностей, формировать социокультурную сторону личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры,развивать догадку, фантазию, познавательныйинтерес, умение работать с книгой, справочной литературой; умение использовать информационные технологии.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 34 часа учебных занятий.
Преподавание курса осуществляется по двум модулям:
-лингвистический, включающий работу с лексикой;
-коммуникативный, включающий обучение чтению, говорению, аудированию и письму.
Курс состоит из 8 разделов. Каждый раздел включает тексты по определённой тематике, новую лексику, упражнения на закрепление лексики и контроль понимания прочитанного, креативные задания. Тематика представлена таким образом, что может вызвать интерес к изучению немецкого языка, так как здесь учтены предполагаемые профильные интересы будущих экономистов, историков, географов, филологов, политологов, исследователей и педагогов.
Содержание курса и активные формы учебных занятий, такие как урок-дискуссия, ролевая игра, урок-путешествие, урок защиты творческих работ, урок-проект, урок-конференция повышают интерес учащихся к изучению немецкого языка.
Программа позволяет участвовать в проектной деятельности, в конкурсах, в исследовательской деятельности, даёт возможность совершать экскурсии на фестивали немецкой культуры, проводимые в Ростове на Дону.
Программа содержит ресурсы построения индивидуального образовательного маршрута обучающимися. Ресурсами являются предлагаемый школьниками список электронных образовательных ресурсов.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание (выбрать ту или иную литературно-музыкальную композицию, может заменить другие виды деятельности на новые). Программу «За страницами учебника немецкого языка» в своей работе могут использовать учителя русского языка и иностранных языков.
Ожидаемый результат
Повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению иностранного языка, развитие творческих способностей учащихся.
Освоение материалов программы позволит учащимся самостоятельно решать коммуникативно-познавательные задачи в аудировании, говорении, чтении и письме всеете требований ФГОС.
В основе обучения лежат следующие принципы:
1. Обучение ориентировано на личность каждого ученика и имеет личностно-ориентированную направленность.
2. Обучение имеет коммуникативную направленность. Учебный процесс направлен на развитие коммуникативной компетенции т.е. способности вести диалог в разнообразных ситуациях речевого общения и работать с информацией, представленной в текстах.
3.. Процесс обучения предполагает самостоятельную работу над языком и с языком, к осознанной оценке своего речевого опыта.
4. Процесс стимулирует способность учащихся к творческому мышлению.
5. В основе курса страноведения лежит системно-деятельностный подход,который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Реализация этих принципов находит отражение в таких педагогических технологиях, как метод проектов, обучение в сотрудничестве.
Для определения результативности и успешности обучения проводится текущий, промежуточный и итоговый контроль. Объектами контроля являются языковые и социокультурные знания, коммуникативные умения. Итоговые тесты, викторины, презентации, которые проводятся по завершении 10 класса, дают возможность учителю и учащимся объективно оценивать успешность освоения курса.
Система оценки планируемых результатов
Оценивание результатов освоения элективного курса «За страницами учебника немецкого языка» у учащихся 9 класса осуществляется посредством следующих видов контроля: тестовых заданий, тренингов, практикумов.
Содержание элективного курса « За страницами учебника немецкого языка»»:
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
- лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
- общеучебныйкомпонент:
- учебно-организационные,
- учебно-интеллектуальные иучебно- коммуникативные умения;
- лингвострановедение.
А так же содержание страноведческого курса позволяет:
- учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильногообучения.
- учителю использовать межпредметные связи (немецкий язык-география, немецкий язык- культура, немецкий язык – информатика, немецкий язык-литература
Отличительные особенности
Курс также способствует формированию активной жизненной позиции, развитию умений учащихся самостоятельно пополнять и применять полученные знания, приобретению опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка в русле выбранного профиля, развитие умений и навыков работы на компьютере, в сети Интернет, развитию творческих способностей учащихся.
В преподавании используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия, исследовательские методы, аутентичные материалы, видеофильмы, информационно- компьютерные технологии и ресурсы сети Интернет., молодёжный журнал «Витамин». Использование видеофильмов, информационно-компьютерных и проектной технологий способствует поддержанию интереса школьников на занятиях курса.
Требования к результатам освоения программы
- Важные для данной стадии изучения немецкого языка личностные результаты зафиксированы во ФГОС в следующем формате:
-формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур на примере культур народов немецкоязычных стран, оптимизма и выраженной личностной
позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с образцами немецкой, австрийской и швейцарской литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровн я иноязычной компетентности в области немецкого языка;
-формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение и систематизация знаний о немецком языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой, в том числе в условиях немецко -русского языкового и культурного контраста;
-создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения немецким языком, на основе самонаблюдения и самооценки, к использованию немецкого языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
- Реализация программы должна стать основой для достижения обучающимися
метапредметных результатов.
-умение самостоятельно определять цели изучения немецкого языка, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том ч исле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач для достижения наибольшей эффективности в освоении немецкого языка;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
- корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и вариативностью требований и задач в процессе изучения немецкого языка и культуры;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения с использованием учебного портфолио;
- умение определять лингвистические понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии между родным и немецким языком, классифицировать языковые категории и единицы, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач коммуникативного и иного характера в процессе изучения немецкого языка;
- смысловое чтение с использованием текстов на немецком языке, отражающих актуальные реалии жизни народов немецкоязычных стран;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками на уроке немецкого языка и за его пределами; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и р азрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, важных для лингводидактики;
- Планируемые предметные результаты.
В коммуникативной сфере:
- Речевая компетенция в четырёх видах речевой деятельности:
говорении:
- в условиях диалогического общения в стандартных речевых ситуациях начинать, поддерживать, вести, заканчивать различные виды диалогов, соблюдать нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять, расспрашивать партнёра по общению и отвечать на его вопросы, выражать согласие/отказ, высказывать своё мнение, просьбу, используя эмоционально-оценочные суждения;
- строить монологические высказывания, рассказывая о себе, своих интересах и планах на будущее, сообщая краткие сведения о себе, своём городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка, описывая события/явления, передавая основную мысль прочитанного или прослушанного, выражая своё отношение к прочитанному/услышанному, давая краткую характеристику персонажей;
аудировании:
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя и одноклассников;
- воспринимать на слух несложные аутентичные аудио - и видеотексты и, опираясь на языковую догадку и контекст, понимать основное содержание и выделять необходимую/нужную/значимую информацию;
чтении:
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей, используя различные стратегии извлечения информации (с пониманием основного содержания, с полным и точным пониманием, с выборочным пониманием значимой/нужной/необходимой информации);
- использовать различные приёмы смысловой переработки текста (языковая догадка, контекстуальная догадка, выборочный перевод), а такж е справочные материалы;
- творчески перерабатывать содержание прочитанного, оценивать его и выражать своё мнение к прочитанному;
письме:
- заполнять анкеты и формуляры;
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.
- Языковая компетенция (владение языковыми средствами общения):
- применение правил написания слов, усвоенных в основной школе;
- адекватное произношение и различение на слух все звуков немецкого языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, побудительное);
правильное членение предложений на смысловые группы;
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц;
- знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- понимание и использование явлений многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- распознавание и использование в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка, знание признаков изученных грамматических явлений;
- знание основных различий систем немецкого и русского/родного языков.
- Социокультурная компетенция:
- знания о национально-культурных особенностях России и немецкоязычных стран, полученные на уроках немецкого языка, а также в процессе поиска дополнительной информации, в том числе и в Интернете; знание наиболее употребительной фоновой лексики, реалий немецкоязычных стран, некоторых образцов фольклора;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета, принятых в немецкоязычных странах;
- знакомство с образцами художественной литературы;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран, о сходстве и различиях в традициях своей страны и страны изучаемого языка;
- понимание роли владения немецким языком в современном мире.
- Компенсаторная компетенция : умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования языковой и контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере планируемые результаты связаны с развитием у учащихся следующих умений:
- сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на разных уровнях: грамматические явления, слова, словосочетания, предложения;
- использовать разные стратегии чтения/аудирования в зависимости от ситуации и коммуникативной задачи;
- действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и в процессе порождения собственных высказываний в пределах предметного содержания обучения немецкому языку в основной школе;
- осуществлять индивидуальную, групповую, исследовательскую и проектную работу;
- пользоваться справочным материалом и словарями, разными источниками информации, в том числе Интернет-ресурсами;
- пользоваться способами и приёмами самостоятельного изучения немецкого языка.
В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о немецком языке как средстве выражения чувств, эмоций;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения в ситуациях межкультурного общения, установление и поддержание контактов в доступных пределах;
- осознание роли и места родного и немецкого языков как средств общения, познания и самореализации в поликультурном и многоязычном мире;
- приобщение к ценностям мировой культуры в различных формах реального и виртуального общения.
В эстетической сфере:
- знание элементарных выражений чувств и эмоций на немецком языке и умение их использовать;
- знание некоторых образцов художественного творчества на немецком языке;
- осознание (понимание) прекрасного в процессе обсуждения/восприятия современных тенденций в литературе и искусстве.
В трудовой сфере:
- умение рационально планировать свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
В физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь: умение вести диалоги разного типа (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог -побуждение к действию, диалог — обмен мнениями и ком-
бинированные диалоги).
Объём диалога: от 3 до 4 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь: умение строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, сообщение, рассказ, рассуждение/характеристика) с
выражением своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию. Объём монологического высказывания: от 8—10 фраз
Аудирование
Развитие и совершенствование восприятия на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с пониманием основного содержания, выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста прагматического или публицистического характера.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание:
- понимание основного содержания;
- полное понимание содержания;
- выборочное понимание нужной или интересующей информации.
Объём текста для понимания основного содержания - 600-700 слов, включая некоторое количество незнакомых слов.
Объём текста, предназначенного для понимания нужной ,необходимой информации, — 350 слов.
Объём текста, предназначенного для полного понимания содержания и построенного в основном на изученном языковом материале, — 500 слов.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
- писать короткие поздравления с днём рождения, выражать пожелания (объём: 30—40 слов, включая адрес);
- заполнять формуляры, бланки краткими сведениями о себе;
- писать личное письмо с опорой и без опоры на образец. Объём — около 100—140 слов, включая адрес;
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения;
- кратко излагать результаты проектной деятельности.
Мониторинг знаний, умений и навыков.
Формами учёта уровня качества знаний, умений и навыков являются:
- тестирование;
- олимпиады и конкурсы разного уровня;
- тотальный диктант;
- творческие отчёты ;
- презентации спектаклей
Используется автоматизированная система оценки качества знаний – компьютерное тестирование.
Предусматривается также безотметочная оценка знаний в форме языкового портфеля учащихся.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
- общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
- получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях;
- расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности.
Литература, необходимая для освоения курса .
Основная
- О.И. Трубицына, Н.А.Сухова. Тесты по немецкому языку. Каро. Санкт –Петербург. 2008.
- Г. А. Савченко, Н.Н. Ковтун Развитие коммуникативных навыков
- на уроках немецкого языка. Волгоград. Панорама 2006
- Grammatiktrainer- Pons. Lingqua media-.Издательство Klett
Дополнительная
- Übungsgrammatik. Monika Reimann. Издательство Hueber. München, 1997.
- Альбом „Landeskunde“. Inter Nationes. 1997 .
- Журнал «Витамин»
Календарно-тематическое планирование занятий элективного курса
« За страницами учебника немецкого языка»»
Сроки | Название тем занятий | Количество часов | Формы подведения итогов и демонстрации результатов | |
Германия | ||||
Сентябрь октябрь | Современная жизнь | 1 | Экскурсия в Ростов. Открытие фестиваля «Дни Германии в Ростове – на Дону» Реферирование статей. | |
Германия- страна туризма. | 1 | |||
Праздники , традиции. | 1 | |||
Экскурсия в Ростов. Открытие фестиваля «Дни Германии в Ростове – на Дону» | 1 | |||
Германия-страна ярмарок | 1 | |||
Информация из журнала «Витамин» | 1 | |||
Проектная деятельность | ||||
Октябрь-ноябрь | Выбор темы | 1 | Участие в конкурсе в рамках проекта «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!» Разработка рекламного проспекта. | |
Проведение акций «Энергосбережения в быту» | 1 | |||
Исследование темы «Рациональное использование электроэнергии» | 1 | |||
Участие в конкурсе в рамках проекта «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!» | 1 | |||
Информация из журнала «Витамин» | 1 | |||
Наука | ||||
Декабрь | Великие люди Германии и России | 1 | Составление кроссворда Инотирование статей. | |
Германские лауреаты Нобилевской премии | 1 | |||
Научные исследования в области физики и естественных наук. | 1 | |||
Информация из журнала «Витамин» | 1 | |||
Культура | ||||
Январь | Представители немецкой культуры | 1 | Составление презентации | |
Немецкий театр в России. | 1 | |||
Российский кинофестиваль в Германии. | 1 | |||
Немецкие и русские композиторы. | 1 | Музыкальный салон | ||
По музеям и выстовочным залам. | 1 | рефераты | ||
Архитектура | ||||
Февраль | Мода и дизайн | 1 | Составление рекламы«Мода 21 века.» | |
Информация из журнала «Витамин» | 1 | |||
Средства массовой информации | ||||
Март | Радио и телевидение | 1 | Обзор журналов и газет | |
Центры немецкого языка в России | 1 | |||
Печать | 1 | |||
Информация из журнала «Витамин» | 1 | |||
Участие в конкурсах | ||||
Апрель | Выбор номинации | 1 | Конкурс «Друзья немецкого языка» | |
Конкурсный литературный перевод статьи согласно выбранной номинации. | 1 | |||
Участие в конкурсе «Друзья немецкого языка» | 1 | |||
Апрель май | Практика | |||
Чтение страноведческих текстов | 1 | Тест по страноведению | ||
Просмотр видео | 1 | |||
Страноведческая викторина | 1 | |||
Итоговый тест | 1 | |||
Подведение итогов | ||||
Май | Подготовка презентации о проведённой работе | 1 | Презентиции, фото и видеорепортажи |
Оценивание результата:
- результативность проведения всех мероприятий можно увидеть на сайте по ссылке / https://tgvoronkova.wixsite.com/1234 /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.
Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....
Авторская программа Региональный компонент на уроках немецкого языка
От составителя Курс «Региональный компонент на уроках немецкого языка» ставит своей целью привлечь внимание школьников к понятию «малая Родина», развить у них чувства ува...
Программа элективного курса «Бизнес-курс немецкого языка» для 11 класса
Элективный бизнес курс по немецкому языку предназначен для учащихся 11 класса. Цель курса – обучить учащихся основам делового общения в устных и письмен...
Авторская ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТНОГО КУРСА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Программа предназначена для учащихся старших классов профильного обучения. Являясь межпредметной она дает возможность учащимся расширить кругозор, обобщить на качественно новом уровне ранее приобретен...
Факультатив по немецкому языку для 7 класса «За страницами учебника немецкого языка»
Факультатив по немецкому языку для 7 класса «За страницами учебника немецкого языка»...
Программа кружка «За страницами учебника русского языка»
Программа кружка «За страницами учебника русского языка» расширяет и углубляет сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких &ndash...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...