Методика преподавания немецкого языка в рамках ТАНДЕМ-проекта
статья по немецкому языку
Тандем- метод при изучении иностранных языков в школе оказывает огромное влияние на процесс обучения, потому что с его помощью происходит процесс применения знаний на практике, а так же формируется социокультурная компетенция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Преподавание немецкого языка в рамках ТАНДЕМ-проекта | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время с расширением международных контактов и сотрудничеством с другими странами на всех уровнях, вхождением России в общеевропейское образовательное пространство перед нашими школами стоит задача организации образования такого уровня, при котором учащиеся имеют возможность изучать не один, а несколько иностранных языков.
Изучение иностранных языков в современном мире - это один из самых важных составляющих моментов успешного человека. Знание иностранных языков открывает массу преимуществ: расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа.
Изучение иностранного языка – это не скучный процесс, а творческое, увлекательное занятие, которое развивает мировоззрение, позволяет усовершенствовать логическое мышление, умение выражать свои мысли кратко и четко.
Сегодня существует огромное количество методик, форм и путей изучения иностранных языков, изучаются новые современные технологии и методы обучения. В частности, для интеграции в европейскую систему обучения, а также , для более эффективного изучения иностранных языков становится все более популярным применение тандем-метода(от англ. tandem – велосипед для двоих ) ,метода основанного на формировании пары из носителей разных языков и последующем языковом обмене между ними. Как правило, оба носителя, также называемые тандем-партнерами, преподают друг другу свои родные языки. Подобная методика изучения иностранного языка активно используется как часть учебного процесса во многих языковых школах, где есть школьные обмены.
Цели тандема
1.Совершенствование разговорного языка.
2. Знакомство с носителями языка, с культурой страны изучаемого языка.
3. Развитие ответственности за обучение.
4. Преодоление страха перед ошибками и языкового барьера.
Особенности тандема
1. Взаимное обучение в реальной коммуникации с носителем языка.
2. Отсутствие изначальной адаптации материала.
3. Индивидуальный подход
4. Независимость партнеров.
5. Оценка не процесса обучения, а результата.
Преимущества тандема
1. Гибкость.
2. Быстрота и эффективность изучения иностранных языков.
Первые упоминания о системном педагогическом использовании подобного метода обучения относятся к началу 19 века. когда английские учителя Джозеф Ланкастер и Эндрю Бэлл разработали и внедрили так называемую «систему взаимного обучения». Суть этой система заключалась в стимулировании учеников помогать друг другу при освоении нового материала, что позволяло облегчить работу школьного учителя, передав значительную её часть непосредственно ученикам. Системное изучение именно иностранного языка в процессе языкового обмена стало бурно развиваться, начиная с конца 1960-х годов. Методическая основа для метода тандем-партнеров была разработана Юргеном Вольфом в 1979 году для испанско-немецкого языкового обмена, и впоследствии была адаптирована для основных европейских и мировых языков В условиях растущей европейской интеграции и мировой глобализации простота и эффективность языкового обмена способствовала его быстрому распространению на многие языковые школы мира.
Сейчас этот метод становится все более популярным и является альтернативной формой изучения иностранного языка, широко используемой во многих европейских и неевропейских странах, в школах, на языковых курсах и даже в университетах.
Тандем проводится минимум на 22 языках: на албанском, арабском, баскском, болгарском, датском, немецком, английском, французском, греческом, итальянском, японском, латышском, польском, португальском, чешском, турецком, сербохорватском, словенском и венгерском языках.
Но два самых изучаемых по данному методу языка – немецкий и английский. Это объясняется тем, что тандем-метод появился и сформировался именно в Германии, поэтому наиболее разработан для немецкого языка, а также тем, что целью большинства изучающих иностранный язык является именно английский, как международный язык.
В России тандем до начала XXI века не использовался. Постепенно наша страна открывает для себя этот метод изучения иностранных языков.
Обучение иностранному языку в тандеме позволяют его участникам повысить свой уровень владения языком, а также, улучшить коммуникативные и социальные навыки, повысить социокультурную компетенцию, обменяться полученным ранее опытом и знаниями и научиться свободно общаться на родном языке своего тандем-партнера. Языковой обмен по принципу тандема позволяет обучающимся установить неформальные отношения со своими сверстниками, что особенно ценно. Кроме того, коммуникативный контекст повышает мотивацию, так как, вступая во взаимодействие с носителем языка, участники тандема приобретают уверенность в своих силах и естественным образом стремятся продвинуться в изучении иностранного языка.
Применение тандем-метода возможно на любом этапе изучения иностранного языка. На начальном этапе он может сыграть ведущую роль в формировании фонетических навыков, в постановке произношения и восприятия иностранного языка на слух. На более продвинутом этапе метод помогает скорректировать возможные ошибки в изучении иностранного языка, сформировать дискурсивную компетенцию – способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи. На основании стратегии и техник обучения можно составить формы заданий и упражнений в соответствии с четырьмя основными навыками: слуховое восприятие, чтение, письмо и разговорные навыки, которые способствуют изучению рецептивного, продуктивного и потенциального словарного запаса. Перед началом работы в тандеме участники получают рабочие листы. Каждый рабочий лист включает в себя: а) коммуникативные задания, б) вопросы по теме, в) комментарии, г) тему презентации.
Пример задания
Коллаж на тему из прессы. Работа сначала ведется в тандеме, а затем – на пленарном заседании всей группы.
Фаза 1. Работа в тандеме. Участники либо получают одну тему / разные темы, либо сами выбирают себе тему. По этой теме они находят в журналах картинки, тексты, вырезают их и наклеивают на лист бумаги. Возможные темы: «Выставки в музеях», «Предложения турагентств» и т. д.
Фаза 2. На пленарном заседании. Коллажи вывешиваются, и каждый тандем проводит презентацию своего коллажа перед другими участниками. Другие участники задают вопросы, комментируют, соглашаются или приводят аргументы против и т. д. Техники и типы заданий для работы над словарным запасом можно дополнить еще множеством примеров.
Список литературы
Bausch K.-R. et al. (Hrsg.). Erwerb und Vermittlung von Wortschatz im Fremdsprachenunterricht. Tübingen, 1995.
Немецкий без труда. Каждодневный метод. Хильде Шнайдер. Франция. Изд-во Assimil, 1994.
Бердичевский А.Л. Обучение межкультурному общению с использованием метода тандема. Русский язык за рубежом.2008. № 1
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Филоматис, 2006.
Тамбовкина Т. Ю. Тандем-метод — один из путей реализации личностно ориентированного подхода в языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2003. № 5.
Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного.Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.:Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.
Международная академия бизнеса, 2013. Электронный ресурс www.e-tandem
Богданова Н. В. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О СПЕЦИФИКЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Существующие образовательные программы не предполагают изучения иностранного языка с первого класса даже в школах с углубленным изучением иностранных языков. Учитывая возраст обучающихся и прису...
Анализ опытно-экспериментальной деятельности в рамках внедрения ФГОС ООО в процессе преподавания немецкого языка за 2014-2015учебный год.
Отчет учителя об опытно-экспериментальной деятельности в рамках внедрения ФГОС...
Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.
Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....
Методика преподавания немецкого языка как второго иностранного
Методика преподавания немецкого языка как второго иностранного. Выступление учителя немецкого языка СШ №11 на городском семинаре преподавателей немецкого языка (апрель 2012)....
Научная статья "Использование элементов методики преподавания русского языка как иностранного на уроках второго иностранного (немецкого) языка
Существуют противоположные мнения, опираться ли на родной (русский) язык при обучении иностранному языку. Часто даже выражается мнение, что учитель должен сам знать не менее двух иностранных языков и ...