Урок немецкого языка в 6 классе по теме: "Обучению написанию личного письма"
план-конспект урока по немецкому языку

Лемчужникова Галина Владимировна

Урок немецкого языка по теме:  «Мы пишем письма»

Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок72 КБ
Microsoft Office document icon Статья169 КБ
Файл Пояснительная записка к уроку11.25 КБ
Файл Статья224.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок немецкого языка по теме:  «Мы пишем письма»

Учитель: Лемчужникова Г.В.

УМК: «DEUTSCH»  И.Бим,Л.Садомова,Л.Санникова

Класс: 6

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.

Цель урока: формирование информационных компетенций через написание  личного письма, повторение грамматической темы «Perfekt сильных глаголов,Prateritum глагола sein ?степени сравнения прилагательных и лексического материала по теме «На улице листопад»

 2.  Развивающая:  содействовать  накоплению  опыта познавательной и практической деятельности;  формировать   и развивать   учебно-организационные  умения   и навыки (само- и взаимооценки, как важнейшей составляющей умения учиться через интерактивные формы работы - самостоятельная работа, коллективная  деятельность);

3. Воспитательная: активизировать   познавательную   инициативу  обучающихся, развивать   настойчивость   и умение   преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Оборудование и литература: 

И.Бим,Л.Садомова,Л.Санникова Учебник для общеобразовательных учреждений

Класс: 6

Аудиокурс. 6 кл. 1 CD (MP3);

компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, раздаточный материал, презентация, интерактивная доска, документ камера.

Технологическая карта  урока

  1. Организационный этап.  Цель:  психологический настрой учащихся, обеспечение благоприятной, рабочей    

                                                             обстановки  на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.

- Guten Tag! Ich freue mich alle zu sehen!  

Учащиеся реагируют на слова учителя

  1. Целеполагание.      Цель: постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся. Метод ИКТ технологий.

Учитель обращает внимание учащихся на экран, задает учащимся наводящие вопросы, поправляет учащихся при формулировании темы, цели,  задач урока.

- Seht bitte auf die Leinwand an. Was ist das?

- Как вы думаете, как письмо связано с темой нашего занятия? Тема занятия: «Мы пишем письма»

- Какова цель нашего занятия?

- Что нам нужно знать, чтобы написать ответ на данное письмо?

 

 

- Das ist ein Brief.

- Мы будем говорить о письмах (правилах  оформления письма,  содержание)

- Учиться писать письмо личного характера.

-Необходимо узнать содержание  письма  и  вопросы, которые задаёт в своём письме друг по переписке. Нам нужно повторить материал нашей темы, чтобы правильно ответить в письме на вопросы личного характера.

Презентация

 3. Актуализация знаний.  Цель: подготовка к  проектной деятельности. Метод проектов.

-Womit begingen wir unsere Arbeit?

- Lest den Brief!

Учитель предлагает учащимся составить план предстоящего письма с опорой на полученное письмо.

Учитель направляет учащихся, если формулировка пунктов  плана вызывает затруднения у учащихся.

- Для чего мы составили план?

Zuerst werden  wir den Brief  lesen.

 Нужно понять содержание  и составить план письма.

(учащиеся самостоятельно знакомятся с содержанием письма)

Учащиеся называют пункты  плана письма, ориентируясь на содержание и вопросы друга по переписке.

Plan des Briefes.

  1. Das bin ich.
  2.  Im Herbst ist alles reif: das Obst und das 
  3. Das Herbstwetter in Russland.
  4.  Der Herbst ist meine Lieblingsjahreszeit.

- Тем самым мы определили поэтапность повторения пройденного материал

 Smolensk den 17.09. Liebe Anna, vielen Dank für deinen Brief. Ich habe mich sehr darüber gefreut!  Wie geht es dir? Mir geht es prima!  Ich freue mich sehr über das schöne Herbstwetter. Es ist warm. Die Sonne scheint hell.  Die bunte Blätter tanzen im Winde und fallen auf die Erde. Sie sind bunt: gelb,rot,  braun.  Ich finde den Blätterfall schön. Im Herbst ist alles reif: das Obst und das  Gemüse. Die Bauern bringen die Ernte ein.   Sie freuen sich über die reiche Ernte. Auf  dem Markt sieht alles bunt aus: rote Äpfel, gelbe Birnen, blaue Pflaumen, dunkle und  helle Weintrauben, rotgelbe Pfirsiche, gelbe Bananen, grüne Wassermelonen, gelbe  Zuckermelonen, grüne Gurken, rote Tomaten, braune Zwiebeln, rotgelbe Mohrrüben,  braune Kartoffeln. Aber das Wetter im Herbst ist so verschieden. Heute kommt der böse Wind und es wird  kalt. Der Himmel wird grau, und es beginnt zu regnen. Die Vogel fliegen in warme  Länder. Aber der Herbst ist soiwso meine Lieblingsjahreszeit. Und wie ist das Wetter im Herbst in Deutschland? Welches Fest feiern die Deutschen im Herbst?Was machen deutsche Bauern im Herbst?  Schreibe bitte! Melde dich doch mal!  Grüße deine Familie von mir. 

У учащихся находится шаблон  плана письма, куда они вписывают пункты плана.

4. Обобщение и систематизация знаний.  Цель: подготовка учащихся к обобщённой деятельности.  Метод ИКТ технологий.

 

1) Учитель загадывает учащимся загадку.

- Ich treibe lieber Sport als sehe fern. Aber am liebsten gebe ich den Kindern Rätsel. Hört zu und löst!  

Rätsel:  Die Tage werden kürzer,

             die Nächte lang und grau.

             Der sonst, so breite Himmel

             ist trüb und wolkengrau.    ( der Herbst )

- Wie ist das Wetter im Herbst? Ergänzt den Text.

3) Welches Fest feiern die Deutschen im Herbst?  

Учитель предлагает найти и исправить ошибки в предложениях о Празднике урожая.

Sätze:  

            Es ist ein neues Fest.

            Man feiert es am ersten Novembersonntag.

            Es gibt keine Spiele mit Obst und Gemüse.

            Man tanzt und singt.            

            Man dankt dem Bauern für seine Gaben.  

            Die Menschen laufen in Volkstrachten und              

              Kostümen durch die Strassen.

            Man bringt Körbe mit Blumen in die Kirche

Учитель предлагает учащимся вернуться к составленному  ранее плану.

-  Что вы можете сказать?

 

Учащиеся отгадывают загадку и выполняют упражнение с текстом  по заполнению пропусков.  

  • Каких букв здесь не хватает?

Im Her-st gibt es oft eine rei--e Ern-e. Es g-bt vi-l O-st und Gem-se. Auf dem Markt sieht alles b-nt aus: rote -pfel, gelbe Bi--en, blaue Pfl--men, dunkle und helle W--ntr--ben, rotgelbe Pfirsi--e, gelbe Ban-n--, grüne Wa--erme--ne, gelbe Zu--erme--nen, grüne Gur--n, rote -omat--, braune Zw--bel-, rotgelbe Mohrr--ben, braune Karto--eln.

Учащиеся называют Праздник урожая, как один из наиболее известных им осенних   праздников в Германии.презентации  выполняя упражнение по исправлению ошибок в предложениях.

Учащиеся делают вывод, что проработаны все пункты плана. Теперь они могут написать ответное письмо.

Повторение грамматической темы «Степени сравнения имён прилагательных лексики по теме»

Работа с презентацией

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.  Цель: обеспечение  условий для применения знаний и умений в практической деятельности. Технология интерактивного обучения 

Учитель предлагает организовать работу в группах. Учитель предлагает учащимся вспомнить    требования  к оформлению письма.

- Ihr arbeitet gruppenweise.  Schreibt bitte einen Brief, in dem ihr 3 Annas  fragen beantwortet. Beachtet die üblichen Regeln für Briefformeln.

Письмо на немецком языке содержит:

1) место и дату написания письма (располагаются вверху справа: Berline, den 20. Octobre 20..);

2) обращение (пишется на отдельной строке ближе к левому краю и отделяется запятой ,:  Liebe  Dascha);

3) вступление (выражение благодарности за письмо, ссылка на предыдущие контакты:   vielen Dank für deinen Brief.

4) ответ – информация;

5) запрос информации (вопросы);

          6) заключение :Schreibe mir . Ich warte auf deinen Brie ;

7) завершающая фраза (на отдельной строке,); Grüße deine Familie 

8) подпись (только имя пишущего – на отдельной строке:  Deine Elke).

 

Учащиеся проговаривают  требования  к оформлению письма.

Каждая группа учащихся  пишет своё личное письмо Anna.

Работа в группах организована в форме учебного практико-ориентированного проекта.

6. Контроль усвоения. Цель: взаимоконтроль групп (обсуждение допущенных ошибок, коррекция ошибок). Метод анализа (кейстехнология), метод рефлексии.

Учитель предлагает заслушать написанные письма и провести взаимоконтроль  в соответствии с критериями.

Для  акцентирования  ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи учитель организует групповую рефлексию.

Смогли бы сделать, если бы с вами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»   

 

Группы учащихся презентуют написанные  письма.

Оценивание  комментирует каждая следующая  за выступающей группа. (максимальная  оценка «5»

Критерии оценивания

  1. Оформление письма  (обращение, дата, деление на абзацы,  завершающая письмо фраза,  пожелание, подпись)
  2. Информация об авторе письма и его  увлечениях.  
  3. Описание осенней погоды в России.
  4. Информация о праздновании Праздника урожая  немцами.
  5. Наличие/отсутствие грамматических ошибок.

Учащиеся анализируют работу в группе, дополняя предложения.

Презетация писем

7. Рефлексия. Цель: подведение итогов работы учащихся, формирование выводов по изученному материалу. Метод  сенсорной рефлексии.

Учитель организует подведение итогов урока, самооценивание.

- Чему вы хотели научиться на уроке? Достигли этого?  

  Учитель предлагает учащимся оценить их комфортность на уроке.  

Комментарий учителя: если вы не испытывали затруднения, на уроке вы прибывали в хорошем настроении, вас не угнетала обстановка, вам было приятно  работать с учащимися данной группы, вы довольны собой на уроке, вам понравилось занятие – выбираете «белый» шар. Если в точности до наоборот – «чёрный» шар.

Übung macht den Meister – гласит немецкая пословица. Я уверенна, что вы станете мастерами немецкого письма, но для этого нужно больше упражняться. Писать, писать и писать! Хотелось бы в заключение нашего занятия вручить вам памятки по написанию письма, надеюсь, что они вам непременно будут помогать.

- Danke schön für eure Arbeit! Unsere Stunde ist zu Ende.

Учащиеся формулируют ответы на итоговые вопросы учителя.

Для самооценивания учащимся  заполняют два сосуда белыми и чёрными шарами, которые соответственно означают комфортность и дискомфорт.      

Памятки по написанию письма оформлены в Microsoft  Publisher



Предварительный просмотр:

  1. Обучение написанию личного письма
  2. на уроках немецкого языка

Обучение письму, а конкретно – написанию писем на иностранном языке происходит с опорой на современные учебные пособия, где содержится необходимый обучающий материал, предлагаются письма носителей иностранного языка в качестве образца и даются задания написать письмо.

            ОБРАЗЦЫ ПИСЕМ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ  

Berlin, den 14.April

Liebe(r)_,

vielen Dank für deinen Brief.

Mir geht es gut. Mein bester Freund heißt Ptter. Er ist 11 Jahre alt. Er wohnt in Berlin. Er hat blaue Augen und kurze blonde Haare. Mein Freund ist klug und humorvoll. Peter interessiert sich für Computer-und Sport. Er spielt gern Fußball. Wir gehen ins Kino und fahren Fahrrad.

Wie geht es dir? Wie heißt dein Freund? Wofür interessiert er sich? Was macht ihr zusammen? Viele Grüße an deine Eltern

Franz.


Bonn, den 15.Mai                                                                                                                                                                        

Liebe(r)_,

vielen Dank für deinen Brief.

Mir geht es gut. Wir besprechen schon unsere Sommerpläne. In den Sommerferien fahren wir mit der ganzen Familie an die Ostsee. Das ist toll! Es macht mir Spaß, zu baden und am Strand Federball zu spielen. Und wie geht es dir? Was machst du in den Sommerferien? Wohin fährst du? Welche deutsche Stadt möchtest du besuchen?

Ich warte auf deinen Brief. Grüße deine Familie dein

Jürgen

В своем письме ты должен:

- ответить на вопросы друга о своих планах на лето,

- не забыть о правилах оформления письма.


Обучающиеся старших классов учатся писать письма на немецком языке не только на уроках, многие из них переписываются со своими ровесниками из Германии. Возможность переписки с реальными адресатами является особенно ценной для школьников, это окно в мир с новыми друзьями, интересным общением. У каждого ученика появляется свой внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя – всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть.

Процесс обучения написанию письма построен по схеме, включающей следующие основные этапы:

1.Изучение писем-образцов с использованием учебников, а также писем, написанных зарубежными сверстниками. Происходит ознакомление с речевыми клише, приёмами размещения текста письма на бумаге.

  1. Обучение написанию личного письма через ознакомление со структурой письма.

 

Письмо на немецком языке содержит:

  1. место и дату написания письма (располагаются вверху справа: Berline, den 20. Oktobre 20..);

  1. обращение (пишется на отдельной строке ближе к левому краю и отделяется запятой ,:  Liebe  Dascha);

  1. вступление (выражение благодарности за письмо, ссылка на предыдущие контакты:   vielen Dank für deinen Brief.

  1. ответ – информация;

  1. запрос информации (вопросы);

  1. заключение :Schreibe mir . Ich warte auf deinen Brie ;

  1. завершающая фраза (на отдельной строке,); Grüße deine Familie 

  1. подпись (только имя пишущего – на отдельной строке:  Deine Elke).

3.Получение учащимися рекомендаций, которых следует придерживаться в дружеской переписке.

Работа с текстом письма.

Если это первое письмо, то оно обязательно будет содержать рассказ о себе и вопросы адресату с целью знакомства. Последующие письма могут содержать ответы на вопросы друга по переписке и новую информацию: о семье, о городе, о школе, о  друзьях, временах года в родном крае, о праздниках в своей семье, об увлечениях. Учащиеся используют лексический, грамматический багаж, накопленный в процессе изучения устных тем.

5.Знакомство с критериями оценивания выполнения заданий С1 ЕГЭ.

6.Выполнение творческого задания: написание личного письма по образцу с соблюдением всех шагов и требований. Задание оценивается по форме и содержанию в соответствии с критериями, в старших классах это критерии ЕГЭ

   Компетентностный подход, продекларированный в современной системе образования, предполагает формирование способности учащихся использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, общаясь с помощью современных средств коммуникации. Овладение письменной речью на иностранном языке является одной из наиболее сложных проблем в контексте языкового образования, проблемой, связанной не только с коммуникативной компетенцией, но и с личностным развитием обучающихся.

Формирование умений выражать свои мысли в письменной форме осуществляется на базе упражнений репродуктивного и продуктивного характера.

Существуют письменные упражнения, которые целенаправленно подготавливают   обучающихся к коммуникации в реальных ситуациях: написание писем, почтовых открыток, заполнение формуляров, написание биографии и т.д. На продвинутом уровне обучения это могут быть доклады, комментарии, протоколы и т. д.

Осуществляя речевое общение в реальных условиях  обучающийся чаще всего пишет не ради самой речи, а для того, чтобы скоординировать свои действия с партнёром, изменить их, прекратить, изменить уровень информированности.

Учащийся, который пишет письмо конкретному адресату, должен учитывать следующие факторы:

• Текст адресован конкретному адресату: Что ожидает читатель? Что он хочет знать обо мне?

• В основе текста лежит определённое намерение: Почему я пишу? Чего я хочу достичь?

• В тексте письма используются определённые формы выражения и нормы: Какие формальные аспекты я должен учитывать?

• Текст имеет тему и определённое содержание: Что я хочу сообщить?

• Вид отношений: Какие отношения существуют между мной и адресатом: подчинённые отношения учитель-ученик или дружеские отношения? Знаю я адресата лично или он мне совершенно незнаком?

Упражнения для коммуникативно - ориентированного письма относятся, в первую очередь, к написанию писем, т.к. написание писем имеет большое значение в обучении иностранному языку. Уже в школе учащиеся могут вступать в переписку со сверстниками из других стран (по почте или по электронной почте). Письма – это вид текста, в котором учащиеся могут сообщить о себе и одновременно узнать о других. Это повышает мотивацию и учебный успех на уроках иностранного языка.

 На первых уроках иностранного языка учащиеся уже учатся представлять себя и свою семью в классе по-немецки. Также и в начале переписки партнёры представляются друг другу. Написание писем совсем не трудно, и можно уже на первых уроках начинать обучать писать письма на иностранном языке. Сначала это могут быть небольшие упражнения тренировочного характера, с письмами в картинках и с опорами для рассказа о себе.

 Например:

Mein Name ist__________.

(Ich heiße _____________ ).

Ich bin ….. Jahre alt.

Ich  ….. groß.

Пропуски в предложениях учащиеся заполняют своими личными данными.

Meine Schwester ist ____ Jahre alt.

Mein Bruder ist _____Jahre alt.

Meine Katze ist _____ Jahre alt.

Или:

Mein Hobby ist ____ .

Ich sammle _________ .

Ich höre gern ______ .

Ich spiele auch gerne _________ .

Или:

Ich wohne in ________ .

Das ist eine Stadt.

Или:

Meine Schule heißt _____________.

Ich gehe in die Schule____________.

Das ist eine ___________ Schule.

In der Schule lerne ich _________.

Чтобы поддержать учащихся в написании их первого письма на иностранном языке, можно применить следующие упражнения:

- учащимся предлагается за 5 минут заполнить таблицу

Das sage ich über mich

Das frage ich meinen Partner

mein Name/ Alter

meine Familie

mein Hobby

meine Schule

Wie alt bist du?

Hast du Geschwister?

Was sind deine Hobbys?

Wie heißt deine Schule?


В левую колонку учащиеся пишут, что они хотят написать о себе, а в правую колонку, что они хотят спросить.

Заполненная таблица может выглядеть та


Таким образом, обучающиеся вырабатывают структурные элементы для письма, которое они должны написать.

- Если необходимо, они могут тренировать отдельные речевые средства устно, например, упражнение «Цепочка»: Ich heiße … Und du?

Так можно тренировать разнообразные образцы: Ich bin … Jahre alt. Und du?

Упражнения можно проводить как игру: кто сделает ошибку, тот выбывает.

- Если все необходимые для письма фразы и клише учащимися хорошо усвоены, то можно подготовиться к написанию письма с помощью ассоциограммы «О чём можно писать?»

die Mutter: Name?Beruf? Hobby? Geboren in? Wie alt?

Der Vater: Beruf ? Wohnort? Haustier? Wie alt?

Das sage ich uber mich

Das frage ich

Meine Augen sind blau.

Meine Mutter ist Lehrerin.

Ich bin im Juli geboren

Und deine?

Welchen Beruf hat deine Mutter?

Und du?


И каждый учащийся находит для себя элементы, о которых он хочет написать. Подходящие для письма выражения записываются в таблицу.

Также при написании писем нужно учитывать формальные аспекты. Это учащимся известно, как правило, из родного или другого иностранного языка. Следует объяснить учащимся, как оформляются в письме на немецком языке место и время, фразы приветствия, начало письма, конец письма.

Для тренировки этого можно провести следующие упражнения:

  1. Ученики работают в парах. Каждая пара получает разрезанные части письма и реконструирует оригинальную форму письма. Затем правильный вариант письма демонстрируется на экране или на доске, и учащиеся проверяют и обсуждают свои варианты.

  1. Также можно приготовить карточки с названиями частей письма, которые учащиеся прикрепляют на ватман. И ватман на некоторое время можно вывесить в классе, пока учащиеся не запомнят этот порядок. Это упражнение учащиеся выполняют в группах. Слова-названия частей письма-следующие: Absender, Anrede, Einleitung, Unterschrift, Hauptteil, Ort und Datum, Gruß, Abschluss.

  1. Можно предложить учащимся упорядочить перепутанные части письма с иллюстрациями, а затем написать это письмо уже правильно. Следует также обратить внимание учащихся на плакат на стене, чтобы потренировать с учащимися названия частей письма и их место в письме.

Тот, кто пишет письма, тот получает ответы. Эти ответные письма учащиеся должны понять и ответить на них. Следующие упражнения помогут учащимся понимать содержание писем. Полное и точное понимание письма является предпосылкой для правильной реакции на письмо, для ответного письма. Речь идёт о коммуникативных упражнениях, которые учат учащихся получать основную информацию из писем.

1. Учащиеся читают письмо, ищут главную информацию об авторе письма и заполняют ассоциограмму по заданным пунктам, например:

Anschrift:

Schule: Familie: Alter: Wohnort: Monika Kurz

  1. Также хорошо тренирует навык написания личного письма упражнение с карточками со словами: Учащиеся должны в предложенном письме найти главную информацию или ключевые понятия. При этом они учатся различать важную и неважную информацию. Упражнение нужно выполнять в быстром темпе, при чтении простых писем достаточно 10 минут. Если интенсивно поработать над двумя письмами, то учебный эффект усиливается.

- Учащиеся образуют пары. Каждый учащийся в паре получает своё письмо и максимально 12 карточек.

- Каждый учащийся в паре самостоятельно читает письмо и подчёркивает ключевые слова или главную информацию.

- Затем каждый учащийся записывает на карточки ключевые слова или главную информацию.

- Учащиеся меняются карточками.

- Затем каждый учащийся реконструирует и записывает письмо, опираясь на карточки.

  • Затем учащиеся вместе просматривают письма, сличают с оригиналом и размышляют, почему в письмах отсутствует информация: возможно, ключевые понятия на карточках были не вполне понятными или отсутствовала важная информация.

Таким образом, при систематической тренировке учащиеся овладевают устойчивыми навыками написания личного письма.

    Если у большинства учащихся не возникает проблем со структурой письма (текст разделён на абзацы, оформление текста соответствует нормам, принятым во Германии, средства логической связи использованы правильно), то сложности возникают при решении коммуникативной задачи: не полностью бывают раскрыты аспекты, указанные в задании, встречаются нарушения стилевого оформления речи.. Но если на уроках иностранного языка научить учащихся алгоритму выполнения письменных заданий С1, познакомить учащихся с критериями выполнения заданий, то это приведёт к тому, что выпускники смогут выполнить коммуникативную задачу и правильно оформить текст.

Литература

1. Примерные программы по иностранным языкам.– Сборник нормативных документов. Иностранный язык. – М., Просвещение, 2010.

2.Сысоева Е.В. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам. //Иностранные  языки в школе. – 2007. - №5.

3. Извольская Н.И. Формирование и развитие умения писать личные письма на иностранном языке. //Иностранные  языки в школе. – 2007. - №8.

4. ЕГЭ 2010. Английский, немецкий, французский языки: экзаменационные задания/ Авт.-сост. М.В.Вербицкая М.В.Вербицкая , Н.М.Епихина, В.В. Матюшенко, Т.М.Фоменко. – М.: Эксмо, 2009.



Предварительный просмотр:

                                      Пояснительная записка.

    Данная методическая разработка является   разработкой уроков обучения составлению личного письма немецкому другу/подруге. Обучающиеся знакомятся с лексическими единицами, речевыми клише эпистолярного жанра, осуществляется первичная автоматизация этого материала.  Далее происходит дальнейшая автоматизация учебного материала в виде игры. Ребята под руководством учителя читают письма немецким друзьям ,переводят , пишут по образцу письмо немецким друзьям. При этом на практике отрабатывается и автоматизируется ранее изученный материал. Помимо непосредственно самого письма, написанного по всем правилам, правильно оформленного конверта, ребята знакомятся со страноведческой информацией. Речь идет о стране изучаемого языка.             Компетентностный подход, продекларированный в современной системе образования, предполагает формирование способности обучающихся использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, общаясь с помощью современных средств коммуникации. Овладение письменной речью на иностранном языке является одной из наиболее сложных проблем в контексте языкового образования, проблемой, связанной не только с коммуникативной компетенцией, но и с личностным развитием обучающихся.



Предварительный просмотр:

Письмо как вид коммуникации на уроках немецкого языка

Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлась целью обучения в школе ,а выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку.

В последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается. По данным психологов, услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%.

В методической литературе письмо и письменную речь часто не разграничивают. Термин «письмо» – понятие более широкое, чем письменная речь, оно может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речь.

В практике обучения ИЯ термин "письмо" используется главным образом в значении "письменная фиксация речи, знаков языка", т.е. имеется в виду его технологический, процессуальный аспект

Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей .

Под письменной речью понимается относительно самостоятельный вид речевой деятельности, направленной на выражение мыслей в письменной форме. Ее рассматривают как сложную творческую деятельность. Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли.

Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предложений, выделение связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи реализуется в фиксации с помощью графических знаков – письменного текста.

В методике письмо – объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано. Базой письменной речи является устная речь. В обоих случаях в результате состоится понимание сообщения другими людьми.

Обучение технике письма включает в себя овладение алфавитом, графикой, орфографией и пунктуацией. Письмо является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии письменной речи.

Обучения письму заключается в формировании графических и орфографических навыков и умений для выполнения письменных заданий. Школьники выполняют задания разной степени сложности в соответствии с этапом обучения.

На начальном этапе – это написание букв алфавита, перевод звуков речи в графические символы – буквы и буквосочетания, орфографически правильное написание слов, словосочетаний и предложений, способствующих лучшему усвоению учебного материала, необходимого для формирования и развития навыков устной речи и чтения на изучаемом языке. На начальном этапе следует заложить прочные основы графических и орфографических навыков, чтобы обеспечить школьникам возможность пользоваться письмом на последующих этапах.

Основная задача начального этапа обучения – заложить основы техники письма (т.е. сформировать каллиграфические, графические и орфографические навыки) через ознакомление учащихся с написанием букв, тренировку написания, усвоение орфографии слов, отработанных устно, написание предложений, содержащих усвоенное. В комплексе упражнений по развитию графических навыков особое место занимает работа над теми явлениями (буквами, буквосочетаниями), которые отсутствуют в родном языке обучаемых или элементы которых совпадают с элементами букв в родном языке. В остальных случаях имеет место перенос навыков письма, сформированных на базе родного языка. Знакомя учащихся с написанием буквы, учитель должен показать на доске, как она пишется, или использовать специальное пособие, где подробно показано стрелками и точками, обозначающими, в какой последовательности, и в каком направлении должна двигаться рука, чтобы образ буквы получился правильным.

Обучение графике проводится в следующей последовательности:

Показ буквы: прописной и строчной;

Медленное изображение буквы учителем на доске с необходимыми пояснениями в целях осознания учащимися выполнения нужных действий при ее написании;

Вторичное написание буквы с заданием воспроизводить требуемые движения ручкой в воздухе за учителем;

Написание буквы в тетрадях.

Сверить свою запись буквы с образцом;

В ходе формирования графических навыков возможны и игровые приемы, например, игра «Отгадайка». Учитель или ученик в воздухе пишет букву, учащиеся отгадывают, какую букву он написал.

При обучении орфографии широко используется списывание. При списывании слов следует вырабатывать у учащегося привычку не срисовывать слово буква за буквой, что наблюдается, когда ребенок поднимает глаза после каждой буквы, чтобы посмотреть, какую надо писать дальше, а внимательно посмотреть на слово, запомнить его буквенный состав и писать по памяти. Этот прием дает возможность развивать зрительную (орфографическую) память, без чего практически нельзя научиться грамотно писать, ускоряет темп письма.

      В 5 классе обучение письму направлено прежде всего на овладение техникой письма и самыми элементарными умениями для ведения переписки.

Школьникам предлагается:
      1. Письменно фиксировать продуктивно усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания: отвечать на данные вопросы и т. д., в частности списывать текст, выписывать из него слова, словосочетания, предложения.
      2. Вести словарь.
      3. Составлять письмо по образцу.

В 6-7 классах письмо в большей мере используется и как цель, и как средство обучения, при этом усложняются коммуникативные задачи.

      Ученики учатся:
      1. Письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного сообщения.
      2. Выписывать из текста нужную информацию.
      3. Заполнять анкету, составлять вопросник для проведения интервью, анкетирования.
      4. Писать письмо по аналогии с образцом, поздравительную открытку.

    

 На старшем этапе вносятся значительные ограничения в обучение письменной речи.

      Школьники учатся:
      1. Письменно готовить краткую аннотацию с непосредственной опорой на текст.
      2. Заполнять анкету, формуляр, писать письмо.

В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у учащихся умений письменно выражать свои мысли. Базовый курс обучения ИЯ предполагает овладение письменной речью на «уровне выживания», т.е. достижения элементарной коммуникативной компетенции. Письменная коммуникативная компетенция, включающая овладение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения, ограничена в рамках Программы обучения иностранным языкам в средней школе до умений:

  • графически правильного письма;
  • письма как самостоятельного вида речевой деятельности (по окончании базового курса учащиеся должны уметь в рамках наиболее типичных ситуаций общения делать выписки из текста; составлять и записывать план прочитанного или прослушанного текста; написать короткое поздравление, выразить пожелание; заполнить формуляр; написать личное письмо (расспросить адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выразить благодарность, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка);
  • письма как средства обучения другим видам речевой деятельности.

На среднем этапе продолжается работа по формированию орфографических навыков. Широко используется запись. Письмо используется как средство для лучшего усвоения лексико-грамматического материала. Е.Н.Соловова дает следующую классификацию типов текстов, написанию которых следует обучать на иностранном языке: заполнение анкет; написание различного рода писем и ответов на них; составление автобиографии/резюме; написание заявлений; написание рецензий; написание аннотаций; написание докладов; написание сочинений/эссе; написание поздравительных открыток; написание записок.

Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе. Но путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового.

На старшем этапе при работе с иноязычным текстом следует обучать школьников составлению реферата и аннотации. Реферат – это текст, который передает основную информацию подлинника в свернутом виде и составленный в результате ее смысловой переработки. Аннотация – предельно краткое изложение главного смысла текста, передающее тематику оригинала.

Трудности обучения письменной речи очевидны:

процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на иностранном языке;

при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым, требует более строгого грамматического оформления.

Умение выражать свои мысли в письменной форме формируется на базе упражнений репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и продуктивного характера.

В первую группу упражнений входит написание текста (письма, открытки, сообщения) с опорой на образец.

Вторая группа – это упражнения в построении собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план) и вербально-изобразительных (картина, фотография и ключевые слова, фразы, выражения).

Третья группа упражнений, имеющих продуктивный характер, требует от учащихся умений выражать свои мысли в письменной форме без непосредственной опоры на вербальные элементы. Стимулы, побуждающие к письменному высказыванию, могут быть сформулированы словесно (проблемный тезис) или визуально (просмотр видеофильма, фотография).

Критерии оценки умений письменной речи: содержание и полнота (насколько учащиеся успешно справились с выражением содержания с учетом цели высказывания и адресата при соблюдении принятых норм вежливости); организация текста (логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы, использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста, выбор формата письма); лексика, грамматика, орфография и пунктуация.

Обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.


 

Варианты написания адреса (только название города) и даты

  • Moskau, den 24.April 2009
  • Моskau, den 24.April
  • Moskau, 02.03.09
  • Moskau, den 02.03.09
  • Moskau, 5.Dez.2009
  • Moskau, am 20.06.2009
  • Moskau,im Juni 2009

Варианты написания обращения

  • Liebe Katrin, / Lieber Max,
  • Liebe Katrin! / Lieber Max!
  • Hallo Anna, / Hallo Anna!

Если после обращения стоит запятая, то предложение в основной части начинается с прописной буквы. Если же после обращения ставится восклицательный знак, то текст письма начинается с заглавной буквы.

Все обращения в письме ко второму лицу пишутся или с прописной буквы (du, dir, dich, dein), или с заглавной (Du, Dir, Dich, Dein).

Варианты написания завершающей фразы письма

  • Herzliche Grüße
  • Es grüßt Dich
  • Alles Liebe
  • Mit den besten Grüßen
  • Mit bestem Gruß
  • Mit den herzlichsten Grüßen
  • Beste Grüße
  • Mit freundlichen Grüßen
  • Mit freundlichem Gruß
  • Viele (liebe) Grüße
  • Alles Gute
  • Gruß und Kuss
  • Tschüss
  • Machs‘ gut
  • Bis bald

Необходимо учесть, что завершающая фраза письма не должна сопровождаться знаками препинания, то есть после нее не ставятся ни точка, ни запятая, ни восклицательный знак. Завершается личное письмо подписью:

  • Dein Alexander/ Alexander
  • Deine Alexandra / Alexandra

Jekaterinburg, 16.05.2008

 

Liebe Petra!

Ich war sehr froh, deinen Brief zu bekommen. Hoffe, dass es dir gut geht.

Was mich anbetrifft, fühle ich mich gesund.

Ich glaube dass es normal ist, dass alle Kinder in der Klasse verschiedene Meinungen haben. Wir haben zwei Literaturstunden wöchentlich. Wir haben manchmal Streiten bei der Diskussion.. Aber in der Schule meine ich, müssen die Kinder miteinander einverstanden sein um besser den Inhalt zu verstehen. Ich finde die Werke von Michail Bulgakow und Gedichte von Anna Achmatowa schön weil sie unseren Talent weiter entwickeln helfen. Schade, dass wir im Unterricht keine moderne Literatur lesen!

Die Stunde in deiner Klasse sind so interessant, kannst du mehr über ihnen erzählen? Welche Literatur lesen Sie am meisten? Lesen Sie fremde Literatur gern, oder nur deutsche? Welche Bücher hast du gern?

Schreibe mir aber bald!

Herzliche Grüβe

Deine Katja


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок немецкого языка 7 класс «Достоприменчательности немецких городов».

Урок немецкого языка7 класс «Достоприменчательности немецких городов»....

Урок немецкого языка 4 класс. Написание поздравительной открытки маме с 8 Марта.

Организовать деятельность учащихся  в написании  поздравительной  открытки, в умении различать части поздравлений....

урок немецкого языка 5 класс "Как выглядят улицы немецких городов"

Раздел III. Улицы города…какие они?Тема: Как выглядят улицы немецких городовЦель: Формирование знаний учащихся лексических единиц по теме «Улицы города» в устной.Задачи: - познакомить учащихся с лекси...

Технологическая карта урока немецкого языка. 6 класс. Немецкие школы. Какие они?

Урок отработки умений и рефлексий.Деятельностная цель: формирование у учащихся умений высказывания собственного мнения о школе.Содержательная цель: расширение лексической базы за счет включения в нее ...

Технологическая карта урока немецкого языка, 7 класс. по теме "Добро пожаловать в немецкие города!"

Урок немецкого языка в 7 классе "Добро пожаловать в немецкие города!"...