Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Wir studieren Deutsch» 5 класс. УМК «Горизонты» (М.М. Аверин и др.)
рабочая программа по немецкому языку (5 класс)
Рабочая программа курса «Мы изучаем немецкий» составлена на основе Примерной программы по немецкому языку для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО для применения ее во внеурочной деятельности по предмету немецкий язык.
Курс имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_nemetskiy.docx | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Wir studieren Deutsch» (Мы изучаем немецкий)
5 класс
2019-2020 учебный год
УМК «Горизонты» для 5 класса (М.М. Аверин и др.)
учитель иностранного языка Рыбкина Ю.Г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мы изучаем немецкий» составлена на основе Примерной программы по немецкому языку для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО для применения ее во внеурочной деятельности по предмету немецкий язык.
Курс имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности, позволяет проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и количеством часов, имеющемся в учебном плане на изучение немецкого языка как второго иностранного, а также обусловлена потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике, потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цели программы
1) Формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей пятиклассников.
2) Развитие личности учащихся, их речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
3) Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения.
4) Освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке.
5) Приобщение к новому социальному опыту с использованием иностранного языка.
6) Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, а также общеучебных умений.
Задачи программы
1) Развитие коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме).
2) Достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы.
3) Приобретение социокультурных навыков через знакомство с культурой и достопримечательностями англоговорящих стран.
4) Развитие познавательных способностей младших школьников, их интереса к изучению английского языка через применение разнообразных методов и форм обучения.
5) Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом.
6) Создание условий для развития творческих интересов детей и включения их в игровую и творческую деятельность.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебного плана МБОУ Черемушкинская СОШ на изучение немецкого языка в рамках внеурочной деятельности в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности по немецкому языку как второму иностранному в 5-ом классе.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты должны отражать:
освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляцию своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами изучения немецкого языка на начальном этапе являются:
В коммуникативной сфере (т. е. во владении иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение:
вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию;
уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, домашнем животном, о третьем лице, хобби, любимом школьном предмете, школьных принадлежностях, покупке;
описывать предмет, картинку;
кратко характеризовать персонаж;
вербально сигнализировать понимание или непонимание, переспросить, попросить повторить сказанное, говорить громче, сказать слово по буквам;
уметь дать оценочное суждение или выразить своё мнение и кратко аргументировать его;
выразить сожаление или радость, поблагодарить и ответить на благодарность;
аудирование:
понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступных текстов с общим и выборочным пониманием в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале;
чтение:
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание;
находить в тексте нужную информацию, пользоваться словарём;
письменная речь:
владеть техникой орфографически правильного письма;
писать с опорой на образец короткое личное, в том числе электронное, письмо;
заполнять формуляры;
делать записи для устного высказывания;
использовать письменную речь для творческого самовыражения (в общем постере).
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение особенностей интонации основных типов предложений применение основных правил чтения и орфографии; распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
Социокультурная осведомлённость (межкультурная компетенция):
знание названий стран и некоторых городов изучаемого языка;
знание некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен);
знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка;
представление о некоторых особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; понимание роли владения иностранными языками в современном мире на доступном учащимся уровне.
В познавательной сфере:
овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических);
владение общеучебными и специальными учебными умениями на доступном школьникам уровне;
умение сравнивать языковые явления родного, первого иностранного и второго иностранного языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах курса;
совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного языка и первого иностранного (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и т. д.);
умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
умение пользоваться словарём; умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
представление об изучаемом иностранном языке — немецком — как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций; приобщение к культурным ценностям немецко-говорящих народов через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в проводимых праздниках, экскурсиях и туристических поездках.
В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком языке; развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной иноязычной детской художественной литературы, в процессе описания картинок, животных.
В трудовой сфере:
умение следовать намеченному плану в своём учебном труде; участие в подготовке реквизита для инсценирования сценок, сказок.
Содержание курса внеурочной деятельности
Коммуникативно-речевое развитие учащихся 5 класса
Развитие умения понимать немецкую речь.
Знакомство детей с иноязычной средой начинается с формирования звукового (фонетического и интонационного) образа немецкого языка: звуковых образов слов, слов-предложений, звуков, детских рифмовок и речитативов, детской поэтики, интонационных образов стереотипных диалогических реплик и монологических высказываний.
Детей тренируют в различении звуков немецкого и родного языков, в распознании долгих и кратких гласных, в опознании утвердительных, отрицательных, вопросительных и повелительных предложений по их интонационно-синтаксическому рисунку, в имитации учебных материалов и песенно-игрового фольклора. Всё это соотносится с обучением технике восприятия немецкой речи.
Обучение аудированию как виду речевой деятельности начинается с развития умений:
погружаться в иноязычную песенную, стихотворно-игровую среду ровесников;
внимательно следить за своей речевой ролью в игре при учебной драматизации мини-диалогов, сказочных историй;
прослушивать и воспроизводить мини-диалоги и мини-монологи;
понимать содержание учебных видеоматериалов, построенных на стандартных ситуациях общения детей с детьми, детей с взрослыми в семье, в школе, в городской среде.
Развитие умений беседовать на немецком языке.
Обучение говорению строится с ориентацией на стандартные ситуации общения в семье, школе, транспорте, магазине, на игровых площадках и в игровых центрах. При этом основное внимание уделяется формированию у учащихся представлений о речевой вежливости на немецком языке и желания быть вежливыми при общении с другими людьми, а также оказанию дидактической помощи детям в преодолении речевой застенчивости и развитии у них коммуникабельности.
Развитие умений читать на немецком языке.
Развитие умений читать на немецком языке начинается с развития умений озвучивать слова-предложения, этикетные реплики, односложные реплики, учебные тематические рифмовки с опорой на сформированный у детей слуховой образ этих речевых произведений, а затем осуществляется переход к традиционным аспектам обучения технике чтения, выразительному чтению и чтению как виду речевой деятельности.
Развитие умений письменной речи.
Интенсивность обучения письму на немецком языке определяется, исходя из уровня обученности письму на родном и английском языках в конкретной учебной группе.
Языковое развитие учащихся 5 класса
Навыки фонетического и интонационного оформления речи:
идентификация немецких и русских гласных, согласных;
слуховое вычленение в речи дифтонгов;
соблюдение словесного ударения в знакомых словах;
соблюдение ударения во фразе (ударение на указательных, вопросительных местоимениях, числительных, наречиях, полнозначных глаголах и т. п., произнесение без ударения артиклей, предлогов, союзов, вспомогательных глаголов, личных, притяжательных местоимений и пр.);
правильное членение предложений на смысловые и ритмические группы;
правильное использование нисходящего, восходящего и ровного тонов для оформления различных коммуникативных типов предложения;
правильное озвучивание диалогических и монологических клише, построенных на знакомом лексико-грамматическом материале.
Орфографические навыки:
правильное написание заглавных и прописных букв немецкого алфавита. Правописание дифтонгов: ei, ai, au, eu, au;
правильное написание f, z, ck, s, ss, ß. Умение грамотного списывания лексических единиц
правильное прочтение основных орфограмм и их написание в изученных ранее словах;
правильное написание по памяти активной лексики;
правильное чтение знакомых и незнакомых слов, содержащих известные ученику орфограммы.
Навыки употребления в речи:
- Имя существительное:
категория рода, категория числа, способы образования форм множественного числа, существительные с формой одного числа; падежи в немецком языке. Сложные имена существительные, образование множественного числа сложных имен существительных, склонение имён существительных.
- Артикль:
Формы артикля (понятие определённого, неопределённого и нулевого артикля, правила употребления артикля с различными типами нарицательных существительных.
Общие случаи употребления неопределённого артикля.
Общие случаи употребления определенного артикля.
Различия в употреблении определённого и неопределённого артикля с нарицательными исчисляемыми существительными, с существительными, обозначающими национальность, Общие случаи употребления нулевого артикля. Склонение артиклей.
3.Местоимения:
Разряды местоимений.
Семантические различия в употреблении определённого артикля и указательных местоимений.
Категория падежа личных, притяжательных и указательных местоимений. Склонение личных, притяжательных и указательных местоимений.
4.Глагол:
Глаголы сильные и слабые.
Грамматические категории времени.
Неличные формы глагола: инфинитив, причастие.
Модальные глаголы können, müssen, wollen, mögen.
5.Числительные:
Количественные и порядковые числительные.
6.Основные способы словообразования существительных, прилагательных, наречий, глаголов.
Основные типы немецкого предложения (простые, сложносочинённые, сложноподчинённые с союзами).
Понятие о прямом и обратном порядке слов.
Грамматическое оформление различных типов вопросов.
Грамматические навыки.
Учащиеся должны:
уметь грамматически правильно оформлять иноязычную речь, не допуская ошибок, препятствующих речевому общению на немецком языке;
уметь делать исправления в грамматических диктантах, содержащих типичные грамматические ошибки;
уметь сформулировать грамматическое правило (с опорой на грамматическую схему).
Тематическое планирование
№п\п | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Знакомство | 8 | |
2 | Мой класс | 8 | |
3 | Животные | 6 | |
4 | Мой день в школе | 3 | |
5 | Хобби | 2 | |
6 | Моя семья | 3 | |
7 | Сколько это стоит? | 4 |
Календарно-тематическое планирование
Планирование составлено на основе авторской программы курса немецкого языка «Горизонты» немецкий язык как второй иностранный, авторы: Аверин М.И., Джин Фредерике, Рорман Лутц, Милена Збранкова.
№п\п | Дата | Название темы | Кол-во часов | Примечание | |||
Раздел 1.Знакомство | |||||||
1 | 04.09 | Как тебя зовут? | 1 | ||||
2 | 11.09 | В гостинице. | 1 | ||||
3 | 18.09 | Произносим по буквам | 1 | ||||
4 | 25.09 | Кто я? | 1 | ||||
5 | 02.10 | Игра: бросаем кубик и говорим о себе. | 1 | ||||
6 | 09.10 | Картинки с загадками | 1 | ||||
7 | 16.10 | Приветствуем друг друга | 1 | ||||
8 | 23.10 | Много городов-много хобби. | 1 | ||||
Раздел 2. Мой класс | |||||||
9 | 30.10 | Новенькая. | 1 | ||||
10 | 13.11 | На перемене. | 1 | ||||
11 | 20.11 | Цифры в стиле рэп. | 1 | ||||
12 | 27.11 | Считаем до тысячи. | 1 | ||||
13 | 04.12 | Школьные принадлежности | 1 | ||||
14 | 11.12 | Мои друзья и моя школа | 1 | ||||
15 | 18.12 | Угадываем слова | 1 | ||||
16 | 25.12 | Анкета | 1 | ||||
Раздел 3. Животные | |||||||
17 | 15.01 | Любимые животные. | 1 | ||||
18 | 22.01 | Грамматическая игра. | 1 | ||||
19 | 29.01 | Интервью с одноклассниками | 1 | ||||
20 | 05.02 | Называем цвет животных. | 1 | ||||
21 | 12.02 | Животные в Германии и в России | 1 | ||||
22 | 19.02 | Маленькая перемена. Повторение. Проект. | 1 | ||||
Раздел 4. Мой день в школе. | |||||||
23 | 26.02 | Время. | 1 | ||||
24 | 04.03 | Расписание уроков. | 1 | ||||
25 | 11.03 | Школа в Германии и в России | 1 | ||||
Раздел 5. Хобби | |||||||
26 | 18.03 | Свободное время | 1 | ||||
27 | 25.03 | Какое у тебя хобби | 1 | ||||
Раздел 6. Моя семья. | |||||||
28 | 08.04 | Семейное фото. | 1 | ||||
29 | 15.04 | Профессии | 1 | ||||
30 | 22.04 | Семьи в России и в Германии | 1 | ||||
Раздел 6. Сколько это стоит? | |||||||
31 | 29.04 | Покупки и деньги. | 1 | ||||
32 | 06.05 | Подарки на день рождения. | 1 | ||||
33 | 13.05 | Большая перемена. Повторение. | 1 | ||||
34 | 20.05 | Большая перемена. Повторение. | 1 |
Список литературы:
1.Аверин М. учебник для 5 класса серия «Горизонты». Москва, Просвещение, 2019.
2.Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р., книга для учителя: 5 класс: пособие для общеобразоват. организаций-М.: Просвещение,2017. -135 с. - Горизонты.
3. Немецкий язык. Рабочая программа. 5-9 класс. Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р.,.2013.
Дополнительная литература:
- Немецкий язык. Время грамматики. Артемова Н.А.,2013
- Контрольные задания. Немецкий язык. 5-6 классы, М., Просвещение, 2013
- Немецкий язык. Сборник упражнений по грамматике для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - Просвещение, 2009
- Краткий грамматический справочник немецкого языка. М.М.Васильева, М., Просвещение, 2010.
Ресурсы Интернет:
- Копилка уроков: сайт для учителей http://kopilkaurokov.ru/
- Сайт издательства «Просвещение» http:// http://prosv.ru
- http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования
- http://pedsovet.su/ Педсовет орг. Всероссийский интернет-педсовет.
- http://festival.1september.ru/ Фестиваль 1 сентября. Открытый урок.
- http://infourok.ru/ Инфоурок.ру. Материалы для учителей.
- http://iyazyki.ru/ Иностранные языки в школе.
- http://www.youtube.com/user/StartDeutsch Видео уроки по немецкому языку.
Сайты педагогических сообществ учителей немецкого языка:
http://elenashiryaeva.ucoz.ru/ Сайт учителя немецкого языка Ширяевой Елены Николаевны
http://galinalamova.ucoz.ru/ Сайт учителя немецкого языка Галины Харламовой.
http://startdeutsch.ru/ Сайт для учителей немецкого языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик
Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием в...
Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах (для четырёхлетней начальной школы)
Количество часов: всего 136 часов2 класс – 68 часов 3 класс – 34 часа...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по математике «От развлечения к знаниям»
Рабочая программа внеурочной деятельностиобщеинтеллектуальной направленности по математике«От развлечения к знаниям»...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика»
Программа внеурочной деятельности предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. Влияет на общее развитие детей, так как позволяет использова...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 9 класса «Математика в спорте»
...................
Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Реальная математика» для 9 класса
Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015г. Учебно-методический комплект: учебник...