Проектная деятельность как педагогическая технология и метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку
статья по немецкому языку
Проектное обучение, как одна из форм педагогических технологий, направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания.
Проектная деятельность помогает обучающимся более полно раскрыть свои исследовательские способности, фантазию, творчество, активность, самостоятельность. Проект предоставляет огромную возможность включения обучающихся в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познать особенности функционирования языка в новой для них культуре. Проектный метод развивает языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению иностранного языка, потребность в самообразовании.
Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков, умений и их творческое применение в дальнейшем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proektn._deyat-t_kiro-15.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Комарьков Ю.Д.
г. Курск
ОБПОУ «Курский монтажный техникум»
Преподаватель иностранного языка
Проектная деятельность
как педагогическая технология и метод реализации коммуникативного подхода
в обучении иностранному языку
К У Р С К 2015
Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. На сегодняшний день создана солидная теоретическая основа коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам в контексте диалога культур, разработаны и опробированы методические технологии для реального воплощения идей коммуникативно-деятельного и социокультурного подходов. ( И.Л. Бим, Е.И.Пассов, Е.С.Полат, В.В.Сафонова и др.)
Проектное обучение, как одна из форм педагогических технологий, направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания. Доктор педагогических наук Е.С. Полат определяет метод проектов как « определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата». ( 2 ).Проектное обучение выражено кооперативным характером выполнения заданий, является творческим процессом и ориентировано на развитие личности обучающихся. Проектная деятельность помогает обучающимся более полно раскрыть свои исследовательские способности, фантазию, творчество, активность, самостоятельность. Проект предоставляет огромную возможность включения обучающихся в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познать особенности функционирования языка в новой для них культуре. Проектный метод развивает языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению иностранного языка, потребность в самообразовании. Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков, умений и их творческое применение в дальнейшем. Формирование внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении обусловлено такими важными факторами как связь идеи проекта с реальной жизнью, наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников, ведущая роль консультативно – координирующей функции преподавателя.
Проект может быть как долговременным, полномасштабным, так и кратковременным, занимающим одно аудиторное занятие.
Любой продуманный и организованный проект имеет 3 основных этапа:
I Подготовительный ( мотивация, целеполагание, планирование)
II Основной ( принятие решений, выполнение проекта )
III Заключительный ( защита проекта, проверка и оценка результатов )
Как я применяю метод проекта на занятиях немецкого языка?
Начинаю с подбора темы, которая заинтересовала бы студентов при выполнении проекта. Определяю вид, содержание, цель проекта. Прорабатываю средства достижения выполнения проекта. Формулирую определенное количество индивидуальных/ групповых примерных тем, работа над которыми потребует усвоения обучающимися необходимых по программе знаний и формирования творческого опыта. Организую и курирую работу в группах по сбору необходимой информации, обсуждаю и анализирую со студентами интересные идеи, определяю методы проверки выполняемых заданий, обсуждаю и определяю с участниками формы и способы представления результатов проекта.
Цели проекта определяю по следующим критериям:
-повышение уровня внутренней мотивации обучающихся в изучении немецкого языка;
-повышение уровня самостоятельности обучающихся, их уровня сплоченности , их общего интеллектуального развития;
- повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности.
Задачами проекта ставлю:
-ознакомление обучающихся с методами работы в группах, методами проведения исследования, направленных не решение поставленной проблемы;
-повышение уровня самостоятельности обучающихся через их самоорганизацию в проведении исследовательской, творческой работы;
-развитие сплоченности коллектива, критического мышления, догадки, воображения;
-привлечение участников проекта к дальнейшей исследовательской деятельности; .
Студентам предлагаю следующий план подготовительного этапа работы над проектом :
Промежуточная цель | Что я должен сделать для достижения этой цели? | С кем я это делаю? | Какой материал я для этого использую? | Когда я это сделаю? |
На основном этапе, этапе принятия решений выполняется следующая деятельность: обсуждается реализация проекта, способ представления результата, выполнение проекта. Моя задача: наблюдение, консультация, советы по процессу анализа.
На заключительном этапе осуществляется защита проекта, проверка и оценивание результатов. После презентации (защиты) проекта студенты проводят самоанализ и самооценку. Моя функция на данном этапе: наблюдение и направление процесса презентации, участие в совместном анализе и оценке результатов проекта.
Во время работы над проектами возникают новые темы, проблемы, требующие от обучающихся проявления с их стороны творчества, самостоятельности суждений. В процессе индивидуальной, парной, групповой работы над проектами происходит формирование способностей к коммуникации. Работая над проектом, студенты обсуждают информацию в группах, составляют план защиты проекта, оформляют его, презентируют, проводят самоанализ и самооценку проекта. Моя задача: направить процесс защиты проекта, участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Занятие проектной деятельностью стимулирует мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, повышает уровень владения языковым, страноведческим материалами, уровень их самостоятельности. А для достижения успешной, эффективной коммуникации значимую роль играют компьютерные технологии с использованием мультимедийных ресурсов.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе -2000. - №2. С.3-10.
2. Полат Е.С. Методы проектов/ Е.С. Полат // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.:Изд. Центр «Академия», 2001
Проектная методика
с использованием информационно-коммуникативных технологий в обучении немецкому языку
Проект предоставляет огромную возможность включения обучающихся в активный диалог культур , чтобы они на практике могли познать особенности функционирования языка в новой для них культуре
Проектный метод помогает развить языковые и интеллектуальные способности , устойчивый интерес к изучению немецкого языка , потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции т.е., определённого уровня языковых, страноведческих и социальных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, помогающих осуществлять иноязычное общение.
Как же применяется метод проекта на уроках немецкого языка? Прежде всего, следует подобрать темы , которые будут наиболее интересные для учащихся при выполнении проекта. Далее необходимо сформулировать некоторое количество как индивидуальных, так и групповых примерных тем, работа по которым потребует усвоения обучающимися необходимых по программе знаний и формирования творческого опыта.
Различают краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные проекты.
Во время работы над проектами возникают новые темы, проблемы, требующие от обучающихся проявления с их стороны творчества, самостоятельности суждений. В процессе индивидуальной, парной, групповой, коллективной работы над проектами происходит формирование способностей к коммуникации. В период выполнения проектов у школьником развиваются следующие умения :
- общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;
- специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;
- собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.
Цели проекта:
1) повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
2) повышение уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному владению немецким языком;
3) повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива, а так же их общего интеллектуального развития.
Задачи проекта:
- Формирование языковые знания и совершенствовать умения обучающихся, систематизация и закрепление пройденного материала по теме, совершенствование развития иноязычной речевой компетенции и межкультурной коммуникации в целом.
- Повышение уровня автономности обучающихся посредством самоорганизации в проведении исследовательской, творческой работы.
- Ознакомление обучающихся с методами групповой работы, методами проведениями исследования, направленных не решение определенной проблемы.
- Развитие сплоченности коллектива, ответственное критическое мышление, воображение, смекалку в процессе иноязычной ролевой игровой деятельности.
- Вовлечение учившихся проекта в дельнейшую исследовательскую деятельность по решению новых проблем, связанных с реальной жизнью и внутренним миром подростков.
Основные задачи:
- Организовать работу в малых группах по сбору необходимой информации, провести анализ и синтез идей;
-Обсудить методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью, опросы, наблюдении, эксперименты;
-Определить формы и способы представления результатов проекта.
Факультативные задачи: обучающимся предлагается самостоятельно отыскать дополнительный материал по данной проблеме в соответствии с определенной ролью: репортер, житель мегаполиса, житель деревни и т.д.
С целью проверки выявленных гипотез обучающиеся проводят беседы, опросы, интерьюирование родных и близких, своих одногруппников .
Основные задачи занятия:
-Завершить обсуждение информации в группах, составить сценарий защиты проекта;
-Оформить проектную работу;
-Защитить проект, проанализировать результаты проектной деятельности.
Оценка результата:
Проектная методика значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию обучающихся, также повышает уровень самостоятельности, способствует совершенствованию уровня владения страноведческой информацией. А компьютерные технологии с использованием мультимедийных ресурсов необходимы для построения коллективной коммуникации всех участников проекта
Литература:
Полат Е.С. Методы проектов/ Е.С. Полат // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.:Изд. Центр «Академия», 2001
В Ы С Т У П Л Е Н И Е п о т е м е " П Р. Д Е Я Т - Т Ь "
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1. фото !
Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
2.
На сегодняшний день создана солидная теоретическая основа коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам в контексте диалога культур, разработаны и опробированы методические технологии для реального воплощения идей коммуникативно-деятельного и социокультурного подходов. ( И.Л. Бим, Е.И.Пассов, Е.С.Полат, В.В.Сафонова и др.)
3. фото Е.С. Полата
Проектное обучение, как одна из форм педагогических технологий, направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания.
Доктор педагогических наук Е.С. Полат определяет метод проектов как
« определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».
4. фото !
Проектное обучение выражено кооперативным характером выполнения заданий, является творческим процессом и ориентировано на развитие личности обучающихся.
5. фото !
Проектная деятельность помогает обучающимся более полно раскрыть свои исследовательские способности, фантазию, творчество, активность, самостоятельность.
6.
Проект предоставляет огромную возможность включения обучающихся в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познать особенности функционирования языка в новой для них культуре
7. фото !
Проектный метод развивает языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению иностранного языка, потребность в самообразовании.
8.
Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков, умений и их творческое применение в дальнейшем.
9.
Формирование внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении обусловлено такими важными факторами как связь идеи проекта с реальной жизнью, наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников, ведущая роль консультативно – координирующей функции преподавателя.
10.
Проект может быть как долговременным, полномасштабным, так и кратковременным, занимающим одно аудиторное занятие.
Любой продуманный и организованный проект имеет 3 основных этапа:
I Подготовительный ( мотивация, целеполагание, планирование)
II Основной ( принятие решений, выполнение проекта )
III Заключительный ( защита проекта, проверка и оценка результатов )
11.
Как я применяю метод проекта на занятиях немецкого языка?
- Подбор темы, которая заинтересовала бы студентов при выполнении проекта
- Определение вида, содержания, цели проекта
- Определение средств достижения выполнения проекта.
- Формулировка определенного количества индивидуальных/ групповых примерных тем, работа над которыми потребует усвоения обучающимися необходимых по программе знаний и формирования творческого опыта.
-Организация и курирование работы в группах по сбору необходимой информации, обсуждение и анализ со студентами интересных идей
-определение методов проверки выполняемых заданий
-обсуждение и определение с участниками формы и способы представления результатов проекта.
12.
Задачами проекта ставлю:
-ознакомление обучающихся с методами работы в группах, методами проведения исследования, направленных не решение поставленной проблемы
-повышение уровня самостоятельности обучающихся через их самоорганизацию в проведении исследовательской, творческой работы
-развитие сплоченности коллектива, критического мышления, догадки, воображения
-привлечение участников проекта к дальнейшей исследовательской деятельности
13.
Подготовительный этап
- совместно определяется тема
- обсуждается выдвинутая проблема
- цель конечного результата
- оформляются рабочие группы
- обсуждаются способы поиска информации, ее анализа.
Преподаватель мотивирует обучающихся, дает советы в постановке целей, выработке стратегии, определяет продолжительность проекта, корректирует количество участников в рабочих группах.
14.
ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ПЛАН подготовительного этапа работы над проектом :
Промежуточная цель | Что я должен сделать для достижения этой цели? | С кем я это делаю? | Какой материал я для этого использую? | Когда я это сделаю? |
15.
Основной этап / этап принятия решений /
обсуждение реализации проекта
способ представления результата
выполнение проекта
Задача преподавателя:
наблюдение, консультация, советы по процессу анализа.
16.
Заключительный этап
- осуществляется защита проекта
- проверка и оценивание результатов После презентации (защиты) проекта студенты проводят
- самоанализ и самооценка студентами презентации/защиты проекта
Функция преподавателя на данном этапе:
- наблюдение и направление процесса презентации
- участие в совместном анализе и оценке результатов проекта
17. И Т О Г И
Во время работы над проектами возникают новые темы, проблемы, требующие от обучающихся проявления с их стороны творчества, самостоятельности суждений.
В процессе индивидуальной, парной, групповой работы над проектами происходит формирование способностей к коммуникации.
Работая над проектом, студенты обсуждают информацию в группах, составляют план защиты проекта, оформляют его, презентируют, проводят самоанализ и самооценку проекта.
Задача преподавателя : направить процесс защиты проекта, участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Занятие проектной деятельностью стимулирует мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, повышает уровень владения языковым, страноведческим материалами, уровень их самостоятельности. А для достижения успешной, эффективной коммуникации значительную роль играют компьютерные технологии с использованием мультимедийных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматическое моделирование как один из приемов реализации коммуникативного подхода в обучении английского языка (из выступления учителя английского языка Катынской Г. И. на методическом объединении)
Об особенностях организации речевой деятельности на уроках иностранного языка....
«Система работы ШМО по реализации требований ФГОС: системно-деятельный коммуникативный подход в обучении иностранному языку»Выступление
Выступление по данной теме поможет учителям в обобщении системы работы школьного МО учителей ИЯ...
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку.
Реализация коммуникативного подхода в обучении иностранному языку....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...
Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам
Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам, прежде всего, призван научить учеников свободно ориентироваться в иноязычной среде, а также уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуа...
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку
Коммуникация фокусируется на:- взаимодействие участников в процессе общения развитие всевозможных видов диалога-уяснение и достижение коммуникативной цели-попытки объяснить вещи различными способами т...
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку ( на материале говорения)
В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволявшей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычно...