Программа по внеурочной деятельности "Весь мир театр, и все мы в нем актеры"
рабочая программа по немецкому языку по теме
Программа внеурочной деятельности "Весь мир театр, и все мы в нем актеры" предназначена для учащихся среднего школьного возраста, изучающих немецкий язык и заинтересованных в его активном совершенствовании. Данная программа предполагает обучение немецкому языку на основе сценической постановки сказки. Обучение немецкому языку на основе общения, в котором задействованы интеллектуальная и эмоциональная сферы, направлено на целостное развитие личности ребенка. Программа рассчитана на 35 часов, режим работы по программе составляет 1 час в неделю с использованием проектной методики. Данную программу можно использовать во внеурочной деятельности в ОО различного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vud.docx | 57.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Планируемые результаты освоения учащимися программы 7
Перечень оборудования кабинета для реализации программы 9
Календарно-тематическое планирование 17
Пояснительная записка
Приоритетной целью российской системы образования является личностное, познавательное, общекультурное развитие учащихся. Личность ученика ставится центром внимания педагогики. Современное общество ставит перед школой задачу подготовить высоконравственного, толерантного, конкурентоспособного, творческого и компетентного выпускника. Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое, общекультурное совершенствование. Образованная личность сегодня должна быть не только много знающей, но и легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, ответственной за себя, своих близких, культуру, страну. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
В России и в Мариинске, в частности, сложилась серьёзная ситуация с изучением немецкого языка. Только незначительная часть учащихся хочет изучать немецкий язык, в то время как группы английского языка переполнены. Выбор иностранного языка представлен родителям, которые убеждены, что будущая работа их ребёнка будет связана с английским языком. Это происходит даже в тех регионах, где существует явная востребованность немецкого языка. Такое положение немецкого языка в нашей стране противоречит мировой образовательной тенденции, направленной на сохранение языкового плюрализма. Поэтому главная задача учителей немецкого языка стимулировать и пропагандировать изучение немецкого языка, показать реальную востребованность знания немецкого языка в современном мире. Поскольку у учащихся наблюдается падение интереса к немецкому языку, они зачастую не только неспособны к самостоятельной творческой, познавательной деятельности в изучении предмета «Немецкий язык», но и не обладают в достаточной степени сформированной коммуникативной компетенцией, что затрудняет их социализацию. Поэтому внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции учащихся, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, развивает желание более активно осваивать культуру своей страны.
Ребёнок – свободный артист от природы. Театр как синтетический вид искусства позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Ролевая игра, лежащая в основе театрального действия, важна «как главный вид упражнений в говорении …». Использование театра и театральных методик в изучении немецкого языка способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивать способность к «вчувствованию» в других, обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию. Исходя из вышеизложенного, разработанная программа внеурочной деятельности «Весь мир театр, и все мы в нем актеры» является «гимнастикой чувств», так необходимой детям и подросткам, дает внутреннюю свободу для развития творческой личности, способствует становлению собственного «Я» ребенка, делает его конкурентоспособным и уверенным в себе человеком.
Цель: развитие личности ребенка посредством театрального искусства и средствами немецкого языка, популяризация изучения немецкого языка как иностранного среди детей, родителей и педагогов.
Задачи:
I.Познавательный аспект:
- повышать общую языковую культуру, расширять кругозор.
II.Развивающий аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению иностранной культурой, память, внимание, воображение, мышление, фантазию, эстетический вкус, творческие и драматические способности, умения речевого взаимодействия, навыки театрально-исполнительской деятельности.
III.Воспитательный аспект:
- прививать интерес и любовь к немецкому языку, уважение к культуре страны изучаемого языка, воспитывать основы исполнительской и зрительской культуры, чувство толерантности, товарищества и ответственности за совместную работу, готовность к коллективному творчеству, культуру общения друг с другом.
IV.Учебный аспект:
- развивать межкультурную, коммуникативную, языковую, речевую компетенции: учить чтению и аудированию оригинальных аутентичных текстов, познакомить с новой лексикой и речевыми оборотами и активизировать их в речи, развивать произносительные навыки речи, диалогическую и монологическую речь, учить основам актерского мастерства.
Программа внеурочной деятельности «Весь мир театр, и все мы в нем актеры» предназначена для учащихся среднего школьного возраста, изучающих немецкий язык и заинтересованных в его активном совершенствовании. Данная программа предполагает обучение немецкому языку на основе сценической постановки сказки. Обучение немецкому языку на основе общения, в котором задействованы интеллектуальная и эмоциональная сферы, направлено на целостное развитие личности ребенка.
Программа рассчитана на 35 часов, режим занятий по программе составляет 1 раз в неделю с использованием проектной методики.
Методы контроля по реализации программы:
- подготовка макетов и эскизов декораций и костюмов;
- зачетный показ спектакля.
Ожидаемыми результатами реализации программы является творческий отчет в виде проекта – постановка спектакля «Der Froschkönig» по сказке братьев Гримм «Принц-лягушонок».
Планируемые результаты освоения учащимися программы
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий:
- проявляют понимание и уважение к ценностям культуры другого народа;
- проявляют интерес к культуре своего народа, родной страны;
- осознают свою этническую и национальную принадлежность;
- оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику (соучастнику, партнеру).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
- удерживают цель деятельности до получения ее результата;
- планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность определенных действий;
- корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения;
- оценивают результаты деятельности (своей и других учащихся);
- оценивают уровень владения тем или иным учебным действием, находят ошибки, устраняют их причины.
В сфере познавательных универсальных учебных действий:
- осуществляют совместную проектную работу;
- пользуются справочным материалом;
- владеют приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи;
- поддерживают диалог/полилог в разных ситуациях общения, монологические высказывания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи;
- воспринимают на слух и полностью понимают речь руководителя, сверстников;
- воспринимают на слух и понимают аутентичные аудиотексты/видеофильмы;
- умеют самостоятельно выбирать творческий драматургический материал, работать в группе, выступать перед публикой, зрителями.
Перечень оборудования кабинета для реализации программы
Оптимальным вариантом для наиболее успешной театральной деятельности на начальной стадии является кабинет, на стадии подготовки и представления – актовый зал, оборудованный сценой, кулисами (левыми и правыми), занавесом и соответствующим ТСО: мультимедийный проектор, экран, аудиомагнитофон, аудио/видеоматериалы, музыкальные CD, дидактический материал для проведения занятий, реквизиты, декорации и костюмы для репетиций.
Содержание программы
- Игровая деятельность, театральные методики
Ознакомление с содержанием произведения. Работа над лексикой. Работа над фонетикой. Работа над интонацией. Работа над характерами персонажей. Распределение ролей.
- Театр, импровизация
Актерский тренинг.
- Драматическая игра
Разучивание ролей.
- Сцена
Подбор музыки. Изготовление костюмов, реквизитов и декораций. Определение площадки для премьеры. Подготовка афиш и пригласительных билетов.
- Репетиции
Отработка актерского мастерства.
- Генеральная репетиция
Репетиция спектакля на сцене с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
- Театрализованное представление
Премьера спектакля.
Тематическое планирование (35 часов)
№ п/п | Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности | Количество часов |
1 | Игровая деятельность, театральные методики | Ознакомление с содержанием произведения. Работа над лексикой. Работа над фонетикой. Работа над интонацией. Работа над характерами персонажей (в музыкальном сопровождении): «Musikgeschichte», «Dialogspiel». Распределение ролей. | Ввести в сказку «Der Froschkönig» (Brüder Grimm): отвечать на вопросы, составлять диалог отца и дочери, девочки и лягушонка, составлять сказку с данными словами. Воспринимать сказку на слух. Читать сказку на немецком языке. Обсуждать рисунки к сказке, раскладывать их в хронологическом порядке. Составлять коллаж. Подбирать ассоциации к словам, вставлять подходящие слова (глаголы), соединять глаголы с существительными, образовывать с ними предложения, определять, правильно ли это. Составлять слова из слогов. Находить в змее из слов отдельные слова и выписывать их, рисовать в группе подобную картинку. Рассказывать историю от лица принцессы/ лягушонка (Wenn ich … wäre). Определять род существительных и заполнять таблицу. Вставлять подходящие окончания в небольшой текст. Произносить скороговорки. Разгадывать кроссворд. Рисовать комнату принцессы с заданными предметами. Записывать или говорить, что приходит в голову к заданным словам. Изображать с помощью пантомимы сказку. Разучить песенку «Tanz mit mir» на мелодию «Liebe Schwester, tanz mit mir…». Отрабатывать напряжённость и стабильность немецких гласных, их долготу и краткость, твёрдый приступ начальных гласных, отсутствие мягких согласных звуков, напряжённость глухих и сонорных согласных, оглушение немецких звонких согласных, отсутствие удвоенного произнесения согласных, ударение в немецком слове и редукцию гласных. Отрабатывать интонацию повествовательных и побудительных предложений, интонацию вопросительных предложений без вопросительного слова и с вопросительным словом, интонацию предложений с отрицанием nicht, интонацию распространённых предложений. Слушать музыкальные отрывки и представлять себе, что могло бы происходить под эту музыку. Пытаться при повторном прослушивании двигаться в соответствии с ее настроением. Разыгрывать сцены с использованием заданных слов или без них. Обсудить повторно характеры персонажей и распределить роли. | 2 2 1 1 2 1 |
2 | Театр, импровизация | Актерский тренинг. | Отрабатывать сценическую речь (постановка голоса, оттачивание дикции); пластическую культуру (жест, мимика, движение); сценические образы. | 6 |
3 | Драматическая игра | Разучивание ролей. | Проводить интенсивную (индивидуальную) работу над ролью, произношением и интонационной палитрой. | 5 |
4 | Сцена | Подбор музыки. Изготовление костюмов, реквизитов и декораций. Определение площадки для премьеры. Подготовка афиш и пригласительных билетов. | Подбирать музыку. Изготавливать костюмы, реквизиты и декорации. Определять площадку для премьеры. Подготовить афишу и пригласительные билеты. | 5 |
5 | Репетиции | Отработка актерского мастерства. | Отрабатывать актерское мастерство: репетировать отдельные эпизоды; отрабатывать очередность мизансцен спектакля и соединять их воедино. | 8 |
6 | Генеральная репетиция | Репетиция спектакля на сцене с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения. | Репетировать спектакль на сцене с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения. | 1 |
7 | Театрализованное представление | Премьера спектакля. | Показать спектакль для учащихся, родителей, педагогов, для пожилых российских немцев – членов клуба сеньоров РНЦ. | 1 |
Календарно-тематическое планирование (35 часов)
№ темы | № занятия | Тема занятия | Количест во часов | Дата | Корректировка дат |
1 | Игровая деятельность, театральные методики, 9 часов | ||||
1 | Ознакомление с содержанием произведения: введение в сказку братьев Гримм «Принц-лягушонок» (Brüder Grimm «Der Froschkönig»), восприятие сказки на слух. Чтение сказки на немецком языке. Перевод сказки на русский язык. | 1 | |||
2 | Обсуждение рисунков к сказке, раскладывание их в хронологическом порядке. Составление коллажа. | 1 | |||
3 | Работа над лексикой: ассоциации к словам, подходящие слова (Vokabeln), глаголы и существительные (Verben und Substantive), Это правильно? Stimmt das?, слова из слогов (Silbenrätsel), змея из слов (Wörterschlange). | 1 | |||
4 | Если бы я был …, род существительных, подходящие окончания, скороговорки, кроссворд (Kreuzworträtsel), рисунок, ассоциации к словам из сказки (Wortigel), пантомима «Pantomime», вариант песенки. | 1 | |||
5 | Работа над фонетикой: немецкие гласные, немецкие согласные, ударение в немецком слове. | 1 | |||
6 | Работа над интонацией: интонация повествовательных и побудительных предложений, вопросительных предложений без вопросительного слова и с вопросительным словом, с отрицанием nicht, распространённых предложений. | 1 | |||
7 | Работа над характерами персонажей (в музыкальном сопровождении): «Музыкальная история» («Musikgeschichte»). | 1 | |||
8 | «Диалоги» («Dialogspiel».) | 1 | |||
9 | Распределение ролей. | 1 | |||
2 | Театр, импровизация, 6 часов | ||||
10 | Актерский тренинг: работа над сценической речью (постановка голоса, оттачивание дикции). | 1 | |||
11 | Работа над сценической речью (постановка голоса, оттачивание дикции). | 1 | |||
12 | Работа над пластической культурой (жест, мимика, движение). | 1 | |||
13 | Работа над пластической культурой (жест, мимика, движение). | 1 | |||
14 | Работа над сценическими образами. | 1 | |||
15 | Работа над сценическими образами. | 1 | |||
3 | Драматическая игра, 5 часов | ||||
16 | Разучивание ролей: интенсивная (индивидуальная) работа над ролью, произношением и интонационной палитрой: рассказчики (1, 2) | 1 | |||
17 | Роль королевской дочери. | 1 | |||
18 | Роль королевы. | 1 | |||
19 | Роль короля. | 1 | |||
20 | Роль принца-лягушонка. | 1 | |||
4 | Сцена, 5 часов | ||||
21 | Подбор музыки. | 1 | |||
22 | Изготовление костюмов. | 1 | |||
23 | Изготовление реквизитов и декораций. | 1 | |||
24 | Определение площадки для премьеры. | 1 | |||
25 | Подготовка афиш и пригласительных билетов. | 1 | |||
5 | Репетиции, 8 часов | ||||
26 | Отработка актерского мастерства: сцена 1. | 1 | |||
27 | Сцена 2. | 1 | |||
28 | Сцена 2. | 1 | |||
29 | Сцена 3. | 1 | |||
30 | Сцена 3. | 1 | |||
31 | Сцена 4. | 1 | |||
32 | Сцена 5. | 1 | |||
33 | Сцена 5. | 1 | |||
6 | Генеральная репетиция, 1 час | ||||
34 | Репетиция спектакля на сцене с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения. | 1 | |||
7 | Театрализованное представление, 1 час | ||||
35 | Премьера спектакля | 1 |
Список литературы
- Организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: методические материалы: в 5 ч. /сост.: И.Г. Вертилецкая, О.С. Кононенко, З.В. Крецан и др.: под общей ред. Н.Э. Касаткиной, И.Г. Вертилецкой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч.2. – С. 136, 140, 252.
- И.Г.Полякова, Т.Н. Театр в изучении немецкого языка [Текст]: учеб. пособие по немецкому языку для младших школьников/ Т.Н. Полякова. – СПб.: КАРО, 2007. – С. 3-13, 43-74.
- Шатерник, Г. А. Немецкий язык нужен всегда [Текст] / А.Г. Шатерник // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 3. – С. 88-89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по внеурочной деятельности «Детский театр на английском языке».
Необходимость создания данной программы была вызвана тем фактом,что не все дети коммуникабельны от природы и поэтому не всем удаётся достичь желаемого уровня владения устной речью на уроке иностранног...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" первый год обучения
Рабрчая программа по внеурочной деятельности"Кукольный театр". Данную рабочую программу можно использовать с 5-7 классы, т.к. она для первого года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Театр одного актёра» для 8 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр одного актёра» составлена на основе нормативных документов, используемых при составлении программ учебных предметов, и ос...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Музыкальный театр».
Рабочая программа к курсу «Музыкальный театр» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс вве...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школьный театр"
Старшеклассникам для поступления в творческие учебные заведения необходимы школьный театр и актерское мастерство для качественного развития личности. Необходимо точно понимать, в каком направлени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Музыкальный театр"
кружковая деятельность...