Развитие критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал по немецкому языку на тему

Денега Светлана Викторовна

Пробуем применить технологию "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках в основной школе. Очень интересно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл denega_s_v.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Развитие критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы». Автор : Денега С.В., учитель русского языка и литературы. ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Владимира для слепых и слабовидящих детей». 2017 г.

Слайд 2

Требования ФГОС Сегодня выпускник школы XXI века должен: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Слайд 3

Цель: повышение профессионального уровня через изучение и внедрение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Слайд 4

Задачи:

Слайд 6

В программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6 компонентов. Критический мыслитель: Формирует собственное мнение Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Решает проблемы Аргументировано спорит Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Слайд 7

Первая стадия- «вызов» - Что я знаю? Вторая стадия- «осмысление» – Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Третья стадия- «рефлексия» - Что я буду делать с новыми знаниями? Особенности организации технологии РКМ:

Слайд 8

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Слайд 9

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми

Слайд 10

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Слайд 12

ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ « К ОРЗИНА ИДЕЙ» «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ» V + - ? Я это знал Новое для меня Я думал иначе Интересно Непонятно Нужно разобраться

Слайд 13

ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ Прием “Написание эссе” свободное письмо на заданную тему субъективная трактовка свободная композиция Прием «Знаю – хочу узнать - узнал» Знаю (вызов). Хочу узнать (вызов) Узнал (реализация смысла или рефлексия). Работаю в паре (что я знаю о теме урока). Ставлю цели. Что я знал и что узнал.

Слайд 14

Прием “Составление кластера” способ графической организации материала записывается ключевое слово -ядро темы вокруг ключевого слова записываются слова, выражающие основные идеи, факты, образы по теме

Слайд 15

Составление кластера Например, при изучении творчества И.А.Бунина : И.А.Бунин «Я происхожу из старинного дворянского рода...», из него же В.А.Жуковский «Тут, в глубочайшей полевой тишине, среди...богатейшей природы, и прошло все мое детство»- И.А.Бунин Много странствует по Европе и Азии Брат Юлий пробудил любовь к книгам В 1905 поселяется в Москве, дружит с М.Горьким, А.П.Чеховым Литературная судьба складывалась счастливо, его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнезд»

Слайд 17

До преступления Раскольников После преступления Отношение к родным Отношение к себе Отношение к Богу Сводная таблица

Слайд 18

«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню» Жан Жак Руссо «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой

Слайд 19

Прогнозируемые результаты Современный выпускник должен уметь: формировать собственное мнение совершать обдуманный выбор между различными мнениями решать проблемы аргументированно спорить ценить совместную работу, в которой возникает общее решение успешно справиться с итоговой аттестацией

Слайд 20

Список литературы Список использованных источников и литературы 1. Асмолов А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М., 2011 2. Байбородова Л.В., Белкина В.В., Гаибова В.Е., Серебренников Л.Н., Чернявская А.П., Харисова И.Г.. Образовательные технологии: Учебно - методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. 3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод . Пособие. М.: Мирос , 2002. 4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. 5. Козырь Е.А.. Характеристика приемов технологии РКМЧП. газ. «Русский язык», 2009, №7. 6. Научно-методический журнал «Русский язык в школе», №10-12, М., ООО «Наш язык», 2010 7. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М., 2011 8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., Просвещение, 2010 9. Ресурсы Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.

Современный этап развития педагогической теории и практики характеризуется состоянием постоянной изменчивости. Всё острее ощущается необходимость обновления имеющихся знаний и освоенных технологий пре...

Приемы технологии развития критического мышления как средство развития мыслительных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы

Аннотация: В данной статье рассказывается о приемах технологии критического мышления и возможности их применения на уроках русского языка и литературы. Так же подробно рассматриваются неко...

Обобщение педагогического опыта учителя по теме "Развитие критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческ...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...

Статья "Особенности использования критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы"

Использование на уроках русского языка и литературы технологии развития критического мышления позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности у уча...