Программа внеурочной деятельности «Юные журналисты»
рабочая программа по немецкому языку (6 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Юные журналисты»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_yunye_zhurnalisty.docx | 34.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Юные журналисты»
предназначена для обучающихся 6 –х классов МБОУ «СШ № 21»
Данная рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
- методического пособия «Основы творческой деятельности журналиста». Г. Лазутина – М., 2000
Актуальность и назначение данной программы для ОУ:
Данная внеурочная программа направлена на формирование у них в процессе работы способности управления культурным пространством своего существования.
Новизна программы состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, который предполагает:
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
- проблемно-диалогическую технологию,
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Цель программы «Юные журналисты»
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами внеурочной деятельности. Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета.
Задачи данной программы:
- осознание учащимся новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;
- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных взаимодействий.
Воспитательный аспект:
- умение делать выбор и принимать решения;
- умение быть ответственным за эти решения, за себя и за свои поступки;
- умение быть автономным.
Образовательный аспект:
- формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
- организация умения выделять и формулировать тему, идею;
- формирование умений строить устные и письменные высказывания;
- воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
- научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования
- формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Развивающий аспект:
- развитие творческих способностей учащихся
- формирование таких качеств и умений 21 века, как:
- ответственность и адаптивность
- межличностное взаимодействие и сотрудничество
- любознательность
- критическое и системное мышление
- информационная и медиаграмотность.
Результативность:
Формирование разностороннего личностного проявления, обогащения личного опыта социально и личностно-значимым содержанием, продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических мероприятиях.
Этапы реализации
1 этап – Организационно-подготовительный: определение темы, определение состава групп участников проекта, обсуждение проблемных и основополагающего вопросов.
2 этап - Обучающий: поиск информации, знакомство с предварительными вариантами работ, их координация.
3 этап - Исследовательский: сбор и анализ информации, отбор материала для статей, работа с печатными материалами.
4 этап – Рефлексия: размещение написанных работ на школьном сайте,создание макета газеты, оформление номера газеты.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами общего образования курс интеллектуального направления «Юные журналисты» изучается в 6 классе по одному часу в неделю (35 часа в год).
Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКУ (2 ч)
Можно ли научиться писать? (1 ч)
Круглый стол. Цели и задачи кружка. Виды и формы деятельности.(1 ч)
ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ (32ч)
Понятия информации. Кто владеет информацией – тот владеет миром (1 ч)
Средства выразительности речи в газетных жанрах. Роль эпитетов. (2 ч)
Пейзажная и портретная зарисовки. (2 ч)
Рассказ как жанр. (2 ч)
Культура устной и письменной речи. Требования к языку средств массовой информации. Словари и справочники. (2ч)
Как построить заметку (3 ч)
Речевые штампы (1 ч)
Публицистика. Жанры газетно-журнальной публицистики, их особенности (1 ч)
Статья. Виды статьи (1 ч)
Что такое удачный заголовок и как его придумать (1 ч)
«Пусть не пугает чистый лист...» «Плохой журналист сделает из хорошего материала невзрачную заметку, хороший из минимума информации сделает интереснейшую вещь». (1 ч)
Общение - это искусство (1 ч)
Интервью как метод и как жанр. Как проводить интервью (2 ч)
Особенность репортажа. Что такое «эффект присутствия» (2 ч)
«Король» художественно-публицистических жанров. Очерк (2 ч)
Фельетон (1 ч)
Синтез жанров в современной журналистике (1 ч)
Логические и эмоциональные способы воздействия на читателя (1 ч)
Редактирование журнальных материалов разных форм и жанров. Общее понятие о редактировании. Цели правки и ее виды (1 ч)
Что такое новости? (2 ч)
Творческий отчёт. Подведение итогов (2 ч)
3. Результаты курса
курса «Юные журналисты»
Данный курс ориентирован на формирование функционально грамотной личности средствами внеурочной деятельности. Функционально-грамотная личность – это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач, т.е. человек, способный решать проблемы в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских. Человек, обладающий набором ключевых компетенций.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности
Предметные:
- Происходит расширение зоны ближайшего развития учеников, следовательно, знания усваиваются и умения приобретаются быстрее.
- Обучение стало процессом сотрудничества и совместной деятельности учеников и учителя, создающего условия творчества.
- Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
- Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания.
- Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части).
- Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному.
- Организация умения выделять и формулировать тему, идею.
- Формирование умений строить устные и письменные высказывания.
- Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.
Личностные:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошиеили плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.
- Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
- Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе.
- Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса.
Средства достижения: «круглый стол», «мозговой штурм», проекты социальной направленности, работа в коммуникационной среде (общение, создание своих материалов, публикация на школьном сайте, участие в конкурсах, связанных с журналистским творчеством), деловая игра «Точка зрения», «Идеальное задание».
Метапредметные:
Формирование следующих универсальных учебных действий :
- Учиться определять и формулировать цель деятельности.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку поставленной проблеме.
- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Средства достижения: экспресс-опросы, блиц-опросы, тренинг «Работа с событием», технология проблемного диалога, структурирование номера газеты, отбор информации,
Формирование следующих универсальных учебных действий :
- Ориентироваться в своей системе знаний.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные :
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.
Средства достижения: опросы, интервью, анкетирование, круглый стол, работа в малых группах, технология проблемного диалога («побуждающий и подводящий диалог»)
Предполагаемые результаты по окончании
Учащиеся получат возможность научиться:
- приобретению знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.);
- пониманию социальной реальности и повседневной жизни.
- формированию позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
- ценностному отношению к социальной реальности в целом.
- опыту самостоятельного социального действия.
Учащиеся научатся:
- идентифицировать и понимать общественную жизнь;
- ценить общественную жизнь;
- самостоятельно действовать в общественной жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | дата | Наименование разделов и тем | К-во часов |
1 | Можно ли научиться писать? | ||
2-3 | Круглый стол. Цели и задачи кружка. Виды и формы деятельности. | ||
3-4 | Понятие информации. Информационные жанры. Кто владеет информацией – тот владеет миром | ||
5 | Средства выразительности речи в газетных жанрах. Роль эпитетов. | ||
6 | Пейзажная зарисовка. | ||
7 | Портретная зарисовка. | ||
8 | Рассказ как жанр. | ||
9-10 | Культура устной и письменной речи. Требования к языку средств массовой информации. Словари и справочники. | ||
11 | Как построить заметку | ||
12 | Заметка о школьной жизни. | ||
13 | Избегай штампов! Новогоднее поздравление. | ||
14 | Структура газеты. Жанры газетно-журнальной публицистики, их особенности | ||
15 | Статья. Виды статей. | ||
17 | Что такое удачный заголовок и как его придумать | ||
18 | «Пусть не пугает чистый лист...» | ||
19 | Общение - это искусство | ||
20 | Интервью как метод и как жанр. Как проводить интервью | ||
21 | «Король» художественно-публицистических жанров. Очерк | ||
22 | Особенность репортажа. Что такое «эффект присутствия» | ||
22 | Фельетон | ||
24 | Синтез жанров в современной журналистике | ||
25 | Логические и эмоциональные способы воздействия на читател | ||
26-27 | Редактирование материалов разных форм и жанров. Общее понятие о редактировании. Цели правки и ее виды | ||
28 | Новости. | ||
29-30 | Конкурс «Мастер новостей» | ||
31-32 | Творческий отчёт «Я - юный журналист» | ||
33-34 35 | Круглый стол «Чему я научился?» Подведение итогов |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учащихся
- Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.
- Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
- Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.
- Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
- Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.
- Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
- Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.
- Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.
Литература для учителя
- Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
- Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.
- Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.
- Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.
- Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
- Коновалова О. Основы журналистики. М.- Ростов-на-Дону. 2005.
- Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.
- Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
- Серов С.И., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. М: АРКТИ, - 2007
- Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
- Смирнова Т.К. Школьная газета как фактор развития личности ученика // Слово и текст в культурном сознании эпохи. Часть 9. - Вологда, 2011, с. 74
- Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
- Щукина О.В. Формирование коммуникативной компетенции как условие развития способности школьника к самореализации в обществе // Слово и текст в культурном сознании эпохи. Часть 9. - Вологда, 2011, с. 88
Интернет-ресурс, рекомендуемый для детей и родителей
Уроки журналистики для начинающих. Электронная библиотека.
http://www.journ-lessons.com/litra.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
Юный журналист...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
Рабочая программа « Юный журналист реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в 5 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный журналист»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности«Юный журналист»...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Юный журналист» (6-7 классы)
В календарно-тематическом планировании указаны темы занятий по внеурочной деятельности, на которых дети на только будут знакомиться с особенностями журналистской работы, но и сами создадут школьную га...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный журналист»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Юный журналист»(общеинтеллектуальное направление)для 6-8 классов(основное общее образование)Количество часов: 35...
Программа внеурочной деятельности " Я журналист"
Введение в качестве коррекционно-развивающего курса «Я - журналист» обусловлено необходимостью корректировать и развивать метапредметные умения, связанные с поиском, получением, анализом, ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
Адаптированная программа разработана для учащихся 5-10 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики.Цель: познакомить учащихся с основами журналистского мастерства и созда...