Проектная деятельность на уроках
статья по немецкому языку (9 класс)
Вам предлагается пошаговый алгоритм создания проекта по теме "Архитектура немецкоговорящих стран"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_ctatya.docx | 142.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
на уроках
Домбровская Людмила Константиновна,
учитель немецкого языка,
ГБОУ СОШ №223
с углубленным изучением немецкого языка
Кировского района
Метод проектов не является новым в педагогике, но изучение педагогических и методических публикаций [1; 3], а также образовательных Интернет-сайтов [2; 4] показывает, что в этом направлении сделано очень много, а представленные на различных сайтах образовательных учреждений детские проекты порой вызывает чувство неподдельного восхищения.
Под методом проектов в образовании понимается «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [2].
В данной статье под проектной деятельностью учащихся понимается совместная учебно-познавательная творческая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием являлось наличие заранее выработанных представлений:
- о конечном продукте деятельности,
- об этапах проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана и организация деятельности по реализации проекта)
- о реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность на занятиях даёт хорошие результаты по следующим причинам:
- Можно привлечь практически любую по величине группу детей;
- Участие не становится обременительным из-за небольшого объёма работы для каждого отдельного участника /модератор занимается только модерированием ;
- На небольшой работе даже неудачники имеют шанс сделать успешный вклад в общее дело;
- Участник может привносить свои творческие идеи в свою часть работы;
- Развивает навыки устной и письменной речи на иностранном языке;
- Роль модератора проекта повышает самодостаточность;
- В результате коллективного творчества появляется красивый информативный проект, который можно презентировать.
В качестве основных требований к использованию метода проектов на занятиях в объединении предъявляются следующие:
- Наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов) [2].
В качестве примера приводим описание работы над проектом презентация «Шедевры архитектуры немецкоязычных стран» с группой детей 14-16 лет.
Работа над проектом осуществлялась в несколько этапов.
- замысел (идея проекта);
- реализация замысла;
- предъявление результата.
Замысел (идея проекта).
Определение темы.
Через Brainstorming в группе (но можно и лично руководителем) была выбрана тема «Шедевры архитектуры немецкоязычных стран».
Определение формы проекта.
В последнее время наиболее зрелищно и выигрышно в плане представления результатов проекта выглядят материалы, созданные с помощью современных компьютерных информационных технологий (видеофильмы, видеоролики, презентации и т.п.)
Через обсуждение в группе был выбран вид проектной работы - презентация по теме. Участникам проекта было также предложено усилить языковую составляющую проекта через следующее задание: "Расскажите об архитектурном памятнике, пользуясь изображением и опорными словами".
Выбор модератора в группе.
Коллективно был выбран модератор проекта. Его первоочередной задачей было составление списка наиболее значимых архитектурных памятников Германии, Австрии, Швейцарии для последующего выбора участниками проекта своего объекта, во избежание их повторяемости.
Разработка требований к работе.
Руководитель проекта и модератор группы в ходе подготовительной работы разработали требования к слайду. Например: четкое изображение, печатный краткий текст, содержащий ответы на вопросы :
- что это за здание?
- где, когда и кем это здание было построено?
- в каком архитектурном стиле?
- что в нем находится сейчас?
Реализация замысла.
Создание составляющих слайдов.
Участники проекта выбрали из списка архитектурных памятников, составленного модератором, один интересный им лично, создали 1-3 слайда, пользуясь сетью Интернет и словарем, с изображениями и краткими информативными текстами и переслали его на электронную почту модератору.
Составление презентации (слайд-шоу).
Модератор скомпоновал слайд-шоу, обеспечив его вступительным и заключительным слайдами, эффектами и музыкальным сопровождением (музыкой композиторов немецко-говорящих стран).
Редактирование презентации.
Модератор переслал презентацию (слайд-шоу) руководителю проекта, который отредактировал текст и внес свои замечания и дополнения по содержанию работы.. На этом этапе руководитель имел возможность оценить письменную речь участников проекта.
Создание дубликата презентации.
Руководитель создал дубликат слайд-шоу, в котором слайды вместо полного текста содержали по несколько опорных слов, т.е. только название объекта, место расположения, имя архитектора и т.д. Руководитель отослал модератору по электронной почте свои замечания и предложения по презентации и её дубликат.
Окончательная обработка презентации.
Модератор вернул каждому участнику проекта его отредактированный слайд с замечаниями и предложениями руководителя и дубль презентации с опорными словами. Участники проекта использовали дубликат своего слайда для тренировки устного рассказа по теме.
Предъявление результата.
На заключительном занятии модератор группы показал сначала дубликат презентации без музыкального сопровождения, где в процессе показа каждый проектант вставал перед экраном и рассказывал о своем объекте по опорным словам слайда. На этом этапе руководитель имел возможность оценить устную речь участников проекта.
В конце занятия модератор группы представил презентацию с полным вариантом текста и музыкальным сопровождением. Это дало всем возможность составить представление об объеме проделанной работы и создало праздничное настроение.
Роль руководителя проекта:
- проверить тексты, исправить ошибки в немецком языке
- проанализировать с модератором оформление работы, дать советы
- сделать дубль слайд-шоу, оставив от текстов только опорные слова
- этот дубль вернуть в группу с заданием подготовиться к устному рассказу по своей части презентации
- оценить качество устной и письменной речи участников проекта
- провести презентацию - эстафету в группе
- организовать показ презентации на уроках, праздниках, конкурсах и пр.
Выводы:
участие в проектной работе
- стимулирует креативную познавательную деятельность;
- организует коллектив единомышленников;
- воспитывает лидеров.
В качестве примера прилагается проектная работа – полный вариант и краткий дубль-вариант презентации «Шедевры архитектуры немецкоязычных стран».
Слайды полного варианта презентации (обучающиеся - участники проекта) | Слайды дубль-варианта презентации (руководитель проекта) |
Последний слайд (модератор проекта) |
Литература
- Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474с.
- Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] // Лаборатория дистанционного обучения Института Содержания и Методов обучения: [сайт]. URL: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.
О роли проектной деятельности в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
«Проектная деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, ее роль в реализации концепции ФГОС ООО»
Что такое проект – замысел? Разработанный план?...