"Современный урок иностранного (немецкого) языка с точки зрения соблюдения здоровьесберегающих аспектов.
статья по немецкому языку (8 класс) на тему
Стаья о здоровьесберегающих технологиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_inostrannogo.docx | 15.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок иностранного (немецкого) языка с точки зрения соблюдения здоровьесберегающих аспектов.
Л.А.Клешнёва, учитель немецкого языка
МКОУ «Ольховлогская ООШ»
Каменского муниципального района
Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.
Генрих Гейне
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. В современном мире со сложной социально-политической обстановкой в стране, с плохой экологией, сомнительными продуктами питания в магазинах, участившимися случаями подделки лекарственных препаратов, в мире стрессов и неврозов, агрессии и равнодушия тема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся стала приоритетным направлением развития образовательной системы школы.
К сожалению, исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4 – 5 раз. По данным исследований психологов более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу.
Как сделать процесс обучения комфортным как для детей, так и для учителя? Как избежать стресса, утомления и падения интереса во время урока? Как способствовать оздоравливанию школьников в рамках урока немецкого языка? В последнее время эти вопросы всё чаще волнуют учителей.
Здоровьесберегающий аспект обучения неразрывно связан с созданием благоприятного эмоционального фона на уроке. По А.А. Ухтомскому, чем больше человек работает в благоприятных условиях, тем больше поглощает энергии из внешней среды и вовлекает её в сферу своей работы. Исходя из этого, идя на урок, я стараюсь не забывать о том, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (свежий воздух, рациональное освещение, нормальная температура, чистота и порядок, отсутствие неприятных звуковых раздражителей), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор , похвала, доброжелательные отношения). Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием. При планировании урока для учащихся любого возраста, я придумываю задания, выполнение которых не только помогает закрепить какие – либо знания, умения и навыки или получить новые, но и доставляет радость и удовольствие.
Одним из важных условий в реализации здоровьесберегающего подхода является исключение стрессовых ситуаций на уроке. Во время урока нужно избегать информационного стресса. При выполнении заданий у детей должно быть достаточно времени, чтобы обдумать, “примерить на себя” и прочувствовать тот или иной эпизод. Особенно важно это при чтении, говорении и аудировании, когда требуется эмоциональная идентификация информации, в противном случае информация будет отторгнута, и как следствие не принята и не усвоена, а урок пройдет впустую. Для исключения стрессовых ситуаций психологами рекомендуется задавать детям вопрос “что ты чувствуешь?, а не как ты думаешь?”
Кроме этого, я считаю, что на уроке обязательно должны присутствовать приемы сбережения физического здоровья, которые, при правильном планировании, очень легко вписываются в систему любого урока, главное, чтобы они были систематическими, в противном случае результатов можно не ждать. Дидактические физкультминутки (придумываются по конкретным темам и могут быть очень разнообразными), релаксационные паузы, дидактические игры с мячом, двигательные игры, музыкотерапия, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз - всё это способствует снятию напряжения и восстановлению работоспособности учащихся.
Многолетний опыт работы в школе доказывает, что во избежание усталости учащихся необходимым элементом на каждом уроке должна быть смена видов деятельности: самостоятельная работа, письмо, чтение, слушание, работа с учебником, ответы на вопросы, творческие задания. Это способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
Для снятия умственного напряжения и утомления на уроке необходимо наличие эмоциональных разрядок: поговорки, весёлые четверостишия, юмористические или поучительные картинки.
Исходя из сказанного, здоровьесберегающий урок, - это урок, обеспечивающий и ученику, и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока. Урок удался, если к его концу здоровья или прибавилось, или, в худшем случае, не убавилось.
Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только положительные эмоции. Учащиеся должны испытывать ощущение комфорта, защищённости и конечно интерес к уроку, поэтому в арсенале каждого педагога должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением, решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся: создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, давать возможность для развития личности ребёнка и, в конечном счёте, снижать риск стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и на физическое здоровье учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод как один из способов контроля на уроках иностранного (немецкого )языка
Применение проектной методикикак одного из методов контроля, повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путём развития внутренней мотивации. А позитивная мотивация – это ключ к успешном...
Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"
Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...
Современный взгляд на Гражданскую войну с точки зрения истории и литературы
Через призму истории и литературы раскрываем причины поражения "белых" и победы "красных". Анализ поэтических и прозаических произведений позволяет полно раскрыть сущность Гражданской войны, где...
презентация к уроку "Современный взгляд на гражданскую войну с точки зрения истории и литературы"
презентация...
Дидактика современного урока иностранного языка в условиях ФГОС второго поколения на основе здоровьесберегающих образовательных технологий.
материалы для выступления на конференции...
Особенности современного развития русского языка с точки зрения заимствований из английского языка (к дискуссии о целесообразности использования английских заимствований в современном русском языке)
В работе рассматирвается история изучения заимствованной английской лексики в русском языке, делается сравнительный анализ словарей иностранных слов с точки зрения количества...
Конспект открытого урока по немецкому языку (второй иностранный) в 8 классе Тема: Unsere Feste УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык» серии «Горизонты» М.М. Аве-рин, Ф. Джин, Л. Рорман, Г. Ризу
Цели урока: научить учащихся слушать и понимать, читать и понимать краткие монологические высказывания по теме «Наши праздники»....