Учебно-методическое пособие "Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков"
материал по английскому языку (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме
Учебно-методическое пособие предназначено для учителей иностранных языков. Материал данного пособия содержит информацию о значении ролевых игр на уроках иностанных языков, а также примеры лексических, грамматических, фонетических, орфографических и творческих игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskoe_posobie_1.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»
учитель английского языка ГБОУ СОШ №1980
ЮЗАО г. Москвы
Васильева Олеся Витальевна
Актуальность использования игр в методике обучения иностранным языкам обуславливается сложностью и многогранностью рассматриваемой проблемы. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.
Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиций учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языков средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявит инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.
Ролевая игра дает учащимся возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Тем самым реализует компенсаторную функцию.
Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе по иностранному языку следующие функции: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную. Успешность обучения во многом зависит от того, как реализуются эти функции в учебном процессе.
Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:
- ролевую игру можно рассматривать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнеров;
- ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана;
- ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через собственное «Я», но через «Я» соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет;
- ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности;
- ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ведь ее исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру;
- ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен побуждать их заботиться о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются новые просторы.
Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.
Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволяют учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.
Однако в процессе исследования выявлены преимущества и недостатки использования ролевой игры при обучении иностранному языку.
Преимущества использования ролевой игры:
1) максимальная активность обучаемых. Все учащиеся принимают участие в игре, тесно взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем: коллективная творческая деятельность;
2) речевые партнеры определяются в игре не только по желанию преподавателя, но и произвольно;
3) учащиеся имеют возможность меняться ролями, что позволяет использовать языковой материал в более полном объеме, совершенствовать навыки и умения в общении на языке;
4) на уроке царит атмосфера интереса и дисциплины: умственная и физическая активность; сосредоточенность и интерес.
Недостатки использования ролевой игры:
1) до сих пор не существует разработанных комплексов упражнений, которые бы четко определяли:
- целевое назначение игр;
- их количество и качество;
2) использование ролевой игры в процессе обучения иностранному языку нецеленаправленно и бессистемно;
3) игра используется в основном как развлекательный момент на уроке.
Но все эти недостатки можно преодолеть, если разумно сочетать ролевые игры с обычным учебным процессом.
ПРИМЕРЫ РОЛЕВЫХ ИГР
Согласно теории М. Ф. Стронина в книге «Обучающие игры на уроках
английского языка» игры подразделяются на следующие категории:
- лексические игры;
- грамматические игры;
- фонетические игры;
- орфографические игры;
- творческие игры;
Лексические игры
Цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся.
- УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ
Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и учеников». Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами.
- СТРЕЛЬБА ПО МИШЕНЯМ
Первый пишет или называет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего и т. д.
- В МАГАЗИНЕ
На прилавке магазина разложены различные предметы одежды или еды, которые можно купить. Учащиеся заходят в магазин, покупают то, что нужно.
P1: Good morning!
P2: Good morning!
P1: Have you a red blouse?
P2: Yes, I have. Here it is.
P1: Thank you very much.
P2: Not at all.
P1: Наve you a warm scarf?
P2: Sorry, but I haven’t.
P1: Good bye.
P2: Good bye.
- СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ
В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.
- Учитель: Поможем Буратино собраться в школу.
- Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:
This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)
В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:
This is a book. This is an English book. This is a very nice book.
- ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК
Оборудование : ромашки со съемными разноцветными лепестками.
Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.
P1: This is a blue leaf.
P2: This is a red leaf, etc.
- ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА
Образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.
- ЦВЕТА
Ставится задача предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета.
Например: A white dog
САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ
Образуются две команды. Каждой даётся задание составить рассказ на определённую тему («В зоопарке», «Поездка за город», «Спортивные игры» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок.
- СОСТАВЬ СЛОВО.
Учащимся предлагается список существительных. Надо подобрать к ним слово (общее для всех), чтобы получилось сложное существительное.
Например: Snow
Foot BALL
Basket
- ЧТО ЭТО?
В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике.
- ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЖИВОТНЫХ?
Представители от каждой команды по очереди произносят названия животных:
a fox, a dog, a monkey, etc.
Побеждает тот, кто последним назовет животное.
- СОБЕРИ КАРТИНКУ.
Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур: I see … This is … He has got…She has got … It is blue (grey, etc.)
- СОБЕРИ БУКЕТ.
Оборудование: живые или искусственные цветы или осенние листья.
Учитель: У каждого из вас есть любимый учитель. Давайте соберем букет для него. Только мы должны соблюдать одно условие: называть цвет каждого цветка или листочка правильно, иначе букет быстро завянет.
Ученик: This is a red flower. This is a yellow flower, etc.
- ПАНТОМИМА.
Чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника», можно провести игру «Пантомима». Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной теме. Затем учитель говорит ведущему: Guess what every pupil is doing.
Примерные ответы ведущего: This boy is doing morning exercises. That girl is washing her face. That boy is sleeping, etc.
Грамматические игры
Цели:
- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.
- ИГРА С КАРТИНКОЙ
Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например: P1: Is the girl sitting at the table?
T: No, she is not.
P2: Is the girl standing?
Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.
- ЛОТО
Лото «Глаголы в картинках» является хорошим наглядным пособием для тренировки грамматических форм.
На картах - несколько картинок, изображающих какие-либо действия человека, например: катание на коньках, игра в шахматы, чтение книги и т.д. На фишке – одна картинка. Учитель показывает фишку с картинкой (мальчик катается на коньках) и спрашивает: What is he doing?
Учащиеся находят у себя такую же картинку и отвечают:
He is skating.
При правильном ответе он получает фишку.
- БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ
Цель – автоматизация навыков в употреблении общих вопросов.
А. Can a boy swim? В. Do fishes live in the sea?
Can a cat fly? Do books sing?
Can a fish run? Do you live in a tree?
Can a bird fly? Does Pete go in for sports?
Can you swim?
4. КОММЕНТАТОР
Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их, например: I am sitting. I am standing up. I am going to the window.
Учитель даёт ученику карточку за каждое правильно названное действие. Победителем становится тот, который набрал большее количество карточек.
5. WHAT DO YOU LIKE TO DO?
Цель – активизация в речи общих вопросов.
Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.
6. HAVE YOU …
Цель: тренировать учащихся в употреблении общих вопросов с глаголом to have.
На столе учителя разложены игрушки. Ученикам предлагается посмотреть на них и запомнить. (Предварительно можно повторить с учащимися все названия по-английски). Затем ученики отворачиваются, а ведущий берёт со стола какую-либо игрушку и прячет её за спиной. Остальные игрушки закрываются газетой. Ученики задают вопросы ведущему: Have you a cat? Have you a dog? и т. д. и так до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Он и занимает место ведущего.
7. CHANGES
Один ученик выходит из класса. В это время в классе происходят какие-то изменения: один или два ученика меняют свои места за партами, передвигается стул, открывается окно и т. п. Когда водящий возвращается, он должен ответить на вопрос
«What has changed?», т. е. назвать всё, что изменилось в классе. Например: The window was shut, now it is open. Pete was at the first desk, now he is at the third desk. Счёт может быть командным или индивидуальным. За каждое правильное предложение команда /или ученик/ получает одно очко.
8. ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ КАРЛСОНА
Ребята, вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Передо мной картинка, на которой изображен Карлсон за своим любимым занятием. Угадайте, что он делает. Учащиеся задают вопросы: Is he playing ball? Is he reading a book? etc.
9. КОМНАТНЫЙ БОЙ
Это грамматическая игра на отработку структуры.
В игре – два человека.
Каждый из участников рисует план своей комнаты (они не должны видеть рисунков друг друга), а также пустой квадрат, представляющий собой план комнаты партнера, который будет заполняться «мебелью» в ходе игры. При этом заранее оговариваются названия и количество предметов в комнатах. Затем они по очереди задают друг другу вопросы, пытаясь выяснить расположение мебели в комнате партнера. Например: Is there a table in the middle of the room? Is there a TV-set in the left corner?
Если ответ утвердительный, то спрашивающий делает соответствующие рисунки в пустом квадрате и задает следующий вопрос. Если ответ отрицательный, он теряет право задавать вопросы и отвечает на вопросы партнера. Выигрывает тот, кто первым отгадал расположение мебели в комнате партнера и заполнил пустой квадрат.
10. ПОДАРКИ
Цель:
- закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справиться с заданием составит предложения без ошибок.
11. ЦИФРЫ
Цель:
- повторение количественных числительных.
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
12. КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.
В пятом классе вводится структура «There is а book on the desk», которая в дальнейшем будет встречаться довольно часто. Для прочного закрепления ее можно использовать игру «Кругосветное путешествие». Я начинаю игру, например, так:
There is a blackboard on the wall и т.д.
Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом
Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц.
- ЗАПОМНИТЕ ПРЕДМЕТЫ
Учитель на столе раскладывает определённые предметы, даёт посмотреть на них детям в течение одной – двух минут, затем накрывает их бумагой и просит одного ученика назвать все предметы, которые он запомнил. Затем все ученики записывают их названия на английском языке.
- УГАДАЙТЕ РОД ЗАНЯТИЙ
По теневым изображениям ученики отгадывают, определяют род занятия людей.
- ЛЕСЕНКА
Первый играющий говорит: “Today I had for dinner some …” и называет что-либо съедобное, начинающееся с буквы «A»- apples.
Второй ученик говорит: “Today I had for dinner some apples and bananas”, повторяя то, что сказал его товарищ, и называя слово на букву «В». И так далее, пока все ребята не выполнят условия игры. Тот, кто не смог повторить все слова, сказанные до него другими учащимися, и назвать свое слово, выбывает из игры.
Психотехнические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний
Основными функциями психотехнических игр в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации, реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке, а также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала.
1. ЛЕС
Цель: формирование лексического навыка на материале тематической группы слов.
Обучаемым предлагается сыграть роль деревьев и растений в лесу и прокомментировать на английском языке всё, что происходит с ними.
Например: учитель предлагает обучаемым вспомнить лес, представить, что они деревья и растения.
Фонетические игры
Цель:
- тренировать учащихся в произношении английских звуков.
1. ШИРОКИЕ И УЗКИЕ ГЛАСНЫЕ.
Учитель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.
2. КТО ПРАВИЛЬНЕЕ ПРОЧИТАЕТ?
Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.
На доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Учитель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается обучаемыми. После этого даются две – три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучаемые должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
3. ЧЬЯ КОМАНДА ЛУЧШЕ СПОЕТ ПЕСНЮ “WHAT IS YOUR NAME?”
Команда – победительница получает пять баллов.
Пение на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
- НЕЗНАЙКА И МЫ
В класс пришел Незнайка. Он будет изучать английский язык. Теперь ребята не просто повторяют звуки, они стараются научить Незнайку правильному произношению. Незнайка показывает детям транскрипционные знаки, а ребята хором называют их. А чтобы проверить, как ребята запомнили эти звуки, Незнайка начинает делать ошибки. Если звук произнесен правильно, дети молчат, а если неправильно, они дружно хлопают в ладоши.
- WHO RNOWS THE SYMBOLS OF THE SOUNDS BETTER.
Учитель произносит английские звуки, а ребята показывают соответствующие транскрипционные знаки. Можно видоизменить условия игры: учитель показывает транскрипционные знаки, а вызванные ученики произносят соответствующий звук или слово, содержащее данный звук.
- SENDING A TELEGRAM.
Класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова.
Орфографические игры
- БУКВЫ РАССЫПАЛИСЬ
Цель:
- формирование навыков сочетания букв в слове.
Учитель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?» Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает учителю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.
- ДЕЖУРНАЯ БУКВА
Цель:
- формирование навыка осознания места буквы в слове.
Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.
Например, учитель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «О», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «О» стоит на первом месте?»
- ТЕЛЕГРАММЫ
Цель:
- развитие орфографического и лексического навыков.
Учитель пишет на доске какое-нибудь слово. Каждый играющий должен придумать телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы слова, написанного на доске, второе - со второй буквы и т. д.
- КАРТИНКА
Цель:
- проверка усвоения орфографии изученного материала.
Каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т. д. Представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того, как обучаемый написал слово, он должен прочитать его и показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.
- КТО БОЛЬШЕ?
Цель:
- проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.
Образуются две команды. Каждая команда должна записать на доске как можно больше слов по темам: а) названия спортивных игр; б) животные; в) цвета и т. д.
Творческие игры
Цель:
- развитие творческих качеств личности.
1. НЕСТАНДАРТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Цель:
- активизация мышления школьников
В течение трех минут учащиеся придумывают как можно больше нестандартных способов использования обычного предмета. Свои варианты нумеруют и записывают на листочке. Вслух никто ничего не говорит. Учитель засекает время. Итак, этот предмет — газета (кирпич, линейка, веревка и т. д.).
По истечении времени ведущий останавливает учеников и спрашивает: кто придумал 20 вариантов? 15? 12? Предлагается зачитать свой список тому, у кого больше всего вариантов. При зачитывании списка ведущий одобряет, подбадривает, отмечает оригинальность, ничего не критикует и не выражает сомнения. Затем просит остальных участников дополнить список — предложить варианты, которые еще не звучали. Обязательны замечания типа: «Прекрасно, очень интересно, смотрите, как необычно!» и т. д.
2. СИНОНИМЫ
В течение двух минут учащиеся придумывают как можно больше синонимов к слову «высокий».
При анализе ответов, который проводится аналогично первому упражнению, внимание учащихся обращается на такой параметр оригинальности, как «гибкость». Обычно слово «высокий» ассоциируется с величиной, размером, и типичными будут синонимы: длинный, каланча и т. п. Вырваться из стереотипных ассоциаций позволяет гибкость воображения: может быть, кто-то вспомнит, что «высокий» говорят еще о тоне голоса, и тогда ассоциативный ряд дополнится синонимами «тонкий», «звонкий» и т. д. Понятие «высокий» приложимо к нравственным качествам, устремлениям, и тогда возникнут ассоциации «благородный», «целеустремленный» и т. п.
3. НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
В условиях ограниченного времени предлагается записать на своих листочках различные варианты последствий какого-либо фантастического события: например, что произойдет, если на Земле наступит вечная темнота? Какие последствия может иметь то, что на Земле исчезнут все кошки?
4. КРУГИ
На бланках, где начерчены 20 кругов, в течение 5-10 минут изобразить как можно больше оригинальных рисунков, используя круги как основу, и назвать их.
5. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Например, постановка сказки «Теремок» на английском языке.
Представление основывается на сюжете известной сказки. В нем участвуют 11 персонажей (Мышка, Лягушка, Лиса, Волк, Белочка, Бабочка, Стрекоза, Медведь, Тигрята, Пчела), а также все зрители.
Музыкальное сопровождение.
Реквизит: маски героев сказки и других возможных животных-участников спектакля; теремок.
Вступление:
В некотором царстве
В радужном государстве
Стоит терем-теремок-
Он не низок, не высок.
Лишь учебный год кончается,
В теремок тот собирается
Детский радостный народ. Вот!
На сцене стоит теремок, бежит Мышка. Увидев теремок, выражает свое восхищение и удивление.
Mouse: What a nice house! It is very nice. It is not small. It is not big. Tock, tock, tock. Who lives in the house? Nobody! Now I can live in it.
Скачет лягушка, увидела домик.
Frog: What a nice house! Tock, tock, tock. Who lives in the house?
Mouse: I live in the house. I am a mouse. And who are you?
Frog: I am a frog. My name is Green. And what is your name?
Mouse: My name is Mighty-Mouse. What can you do?
Frog: I can jump. I can sing (изображает действия: скачет, квакает).
Mouse: Sing a song, please!
Frog (поет): I have a mother,
I have a father,
I have a brother,
I have no sister,
I have no grandmother,
I have no grandfather.
Mouse: Glad to see you. Come in. Let’s live together in the house.
Бежит волк. Увидел дом.
Wolf: Tock, tock, tock. Who lives in the house?
Mouse: I live in it. I am a mouse.
Frog: I live in the house. I am a frog. And who are you?
Wolf: I am a wolf. I am clever. I am not ugly. I am not big. I am small.
Frog: What is your name?
Wolf: My name is Jack.
Frog: Can you dance?
Wolf: Yes, I can. (Танцует и декламирует стишок):
I am a wolf.
My name is Jack.
My coat is white.
My nose is black.
Mouse: You are very nice. Come in. Let us live together!
Летит пчела.
Bee: What a nice house! Who lives in the house?
Звери по очереди: I am a mouse. I live in the house.
I am a frog. I live in the house.
I am a wolf. I live in the house. Who are you?
Bee: I am a Bee. I know a poem about a Bee.
Little yellow bee, bee, bee!
How many flowers do you see?
Three on Mary’s hat.
One in Willy’s hand.
Все звери вместе: Let’s live together!
Выбегают тигрята, играют между собой, увидели теремок.
Tigers: We are tigers, we know a puzzle. What a nice house! Who lives in it?
Звери по очереди: I am a mouse. I live in the house.
I am a frog. I live in the house.
I am a wolf. I live in the house.
I am a Bee. What puzzle do you know? Tell, please!
First Tiger: A flower planted in the hand.
Second Tiger: That blossoms when it rains.
Wolf: It’s umbrella! Let’s live together!
На сцене появляется белочка, собирает грибочки, увидела теремок.
Squirrel: Oh! What a nice house! Tock, tock, tock! Who lives in the house?
Звери по очереди: I am a mouse. I live in the house.
I am a frog. I live in the house.
I am a wolf. I live in the house.
I am a Bee. . I live in the house.
We are tigers, we live in the house.
And who are you? What do you know?
Squirrel: I am a Squirrel. I know a poem by heart:
Donkey, donkey, old and grey,
Open your mouth and gently bray.
List your ears and blow your horn,
To wake the world this sleepy morn.
Bee: You are very nice! Let’s live together!
На сцене появляются бабочка и стрекоза. Увидели теремок.
Butterfly: Oh! What’s it? Is anybody home?
Звери все вместе: Yes, it is. And? Who are you? What can you do?
Butterfly: I am Butterfly. I know a puzzle:
Red or Rosy
In summer I grow
I’m a flower
As you all know
Squirrel: It’s a rose! And who are you? (Обращается к стрекозе).
Dragonfly: I am a Dragonfly!
Wolf: Do you know a song about alphabet?
Dragonfly: Yes, of course!
Стрекоза и бабочка поют песню про алфавит.
A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K,
L, M, O, P, Q, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z,
Oh, well you see, now we know the ABC!
Жители теремка все вместе: Let's live together!
Бежит лисичка, увидела теремок.
Fox: I am a Fox! Oh, what’s it? Who lives in it?
Звери по очереди: I am a mouse. I live in the house.
I am a frog. I live in the house.
I am a wolf. I live in the house.
I am a Bee. . I live in the house.
We are tigers, we live in the house.
I am a Squirrel. I live in the house.
I am a Butterfly. I live in the house.
I am a Dragonfly. I live in the house. Who are you? What do you know?
Fox: I am a Fox. I know a puzzle:
We are four brothers living
Under one roof. Do you know us?
Dragonfly: Is it a chair?
Fox: No, it is not.
Dragonfly: Is it a table?
Fox: Yes, it is.
Dragonfly: Let’s live together!
Идет медведь, увидел домик:
Bear: Oh! What’s it? Tock, tock, tock. I am a Bear. I’m very big and kind.
Mouse: Can you sing?
Bear: Yes, of course! Let’s sing together!
Постановка заканчивается исполнением песни: «The more we are together» всеми обитателями теремка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1997. – №6. – С. 61-64.
2. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
3. Соловова, Е.В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.В. Соловова. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.
4. Занько, С.Т., Тюников, Ю.С., Тюнникова, С.М. Игра и учение. / С.Т. Занько, Ю.С. Тюников, С.М. Тюнникова. – М.: Логос, 1992. – Ч. 1. – 125 с.
5. Коптелова, И.Е. Игры со словами. – Журнал «Иностранные языки в школе», №1-2003.
6. Алесина, Е.В. Учебные игры на уроках английского языка. – Журнал «Иностранные языки в школе, № 4 – 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...
Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку.
Статья о том, как ролевая игра помогает решать образовательные и воспитательные задачи на уроках иностранного языка....
Применение интерактивных педагогических технологий в процессе преподавания иностранных языков
Современное общество требует от выпускника профессиональной образовательной организации конкурентоспособности и всесторонней развитости личности. Для того, чтобы достичь этой цели, современные педагог...
Игра в процессе обучения иностранному языку.
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью игр.Именно об это пойдет речь в данной статье....
Специфические особенности контроля обученности учащихся в процессе преподавания иностранного языка.
Выступление на заседании методического объединения учителей иностранного языка....
Доклад на тему «Формирование исследовательских умений в процессе преподавания иностранного языка в техникуме».
Содержание обучения определено образовательным стандартом, оно хорошо сочетается с профильно-ориентированным обучением, в котором используются инновационные педагогические технологии. Они позволяют ст...
Доклад на тему: « Современные образовательные технологии в процессе преподавания иностранного языка
Доклад на тему: « Современные образовательные технологии в процессе преподавания иностранного языка...