ДУХОВНО-НРАВТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
статья по немецкому языку ( класс) на тему
Процесс обучение в системе образования – это обучение разным дисциплинам, которые существуют независимо друг от друга: русский язык, математика, биология, иностранный язык, физика и другие. На первый взгляд эти предметы никак не пересекаются, так что же их связывает? А именно воспитательный процесс и является связующим звеном в системе образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
о духовно-нравственном воспитании подростков на уроках иностранного языка | 25.26 КБ |
statya_novaya_duh-nravstvennoe_vospitanie.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Сложность современных взаимоотношений между людьми вызывает огромную озабоченность. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание подростков в настоящее время приобретает особую значимость.
Всем известно, что процесс образования и процесс воспитания это вещи которые пересекаются настолько близко, насколько это возможно. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью каждого урока, каждого предмета. Сейчас перед каждым преподавателем стоит задача подготовить всесторонне развитую, гармоничную личность, способную самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности человека[5].
Процесс обучение в системе образования – это обучение разным дисциплинам, которые существуют независимо друг от друга: русский язык, математика, биология, иностранный язык, физика и другие. На первый взгляд эти предметы никак не пересекаются, так что же их связывает? А именно воспитательный процесс и является связующим звеном в системе образования.
Как, преподаватель немецкого языка, я считаю, что иностранный язык, как предмет, играет в процессе воспитания, а именно духовно-нравственное воспитание, огромную роль. Этот предмет знакомит не только с сухими фактами относительно лексики, грамматики, фонетики и др. На уроке немецкого языка мы знакомимся с культурой страны изучаемого языка, с его традициями путем сравнения со своей национальной культурой, знакомимся с общечеловеческими ценностями. То есть, на уроке немецкого языка воспитание подростков происходит посредством «диалога культур». Студенты не только осваивают программный материал, но и знакомят с неизвестными фактами культуры, истории, что вызывает больший интерес в изучении иностранного языка[4 С 62].
Учебники «Немецкий язык» 10-11 классы авторов И.Л. Бим, Л. В. Садомова, «Немецкий язык – контакты» Г. И. Ворониной имеют колоссальные возможности для осуществления духовно-нравственного воспитания студентов. В ходе изучения немецкого языка затрагиваются такие темы, которые позволяют формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали, так как, на уроке немецкого языка рассматриваются такие вопросы, как отношения, поведение человека в той или иной ситуации. Посредствам групповой работе на уроке и самостоятельной работе на уроке обучающиеся работают более продуктивно, так как каждый активно участвует в обсуждении той или иной темы. Одной из любимых тем студентов является «Искусство», которое в дальнейшем подразделяется на темы. Опять же через самостоятельную работу на уроке, которой я отдаю наибольшее предпочтение, они знакомятся с фактами культуры, истории, с традициями страны изучаемого языка. В этом случае самое главное, что бы группы были одинаково подготовлены, то есть были смешанными, в этой ситуации более сильный может помочь наиболее слабому (объяснить, подсказать, помочь), при всем при этом, контроль со стороны преподавателя должен наблюдаться в полном объеме.
При такой организации работы с учебным материалом урок является формой консультирования, носит цели воспитательного характера, такие как формирование черт гармонически развитой личности, воспитание общечеловеческих и семейных отношений, преемственности поколении, расширение круга сведений из области искусства, формирование правильных эстетических вкусов, уважение чувств гражданской ответственности, чувства долга.
При изучении темы «Литература» студенты знакомятся не только с произведениями классической литературы Германии, но и с современными произведениями, с историей написания произведений, с биографиями поэтов и писателей, таких как Г Фаллада, И.В. Гёте, Ф Шиллер, М. Пресслер, Г. Гейне и т.д. В частности, изучая биографию этих великих людей в истории литературы студенты знакомятся с произведениями не только на уроке, но и на внеклассных занятиях по иностранному языку, слушают записи стихотворений, отрывки из трагедий и комедий в исполнении носителей языка, а также переводы на русский язык в исполнении актеров. Большую роль играет здесь также лингвострановедческий справочник. Небольшая биографическая справка вводит студента в атмосферу творчества автора, нередко помогает понять, почему написано то или иное произведение, выяснить позицию автора, его отношение к описываемым событиям. Эти данные расширяют и углубляют знания, полученные из курса литературы[2 с 36-51]. С другой стороны, знакомство с автором или отрывком из его книги на уроке иностранного языка может служить своего рода “рекламой” творчества писателя и стимулом к более глубокому изучению его произведений на уроке литературы. Например, при анализе стихотворения Генриха Гейне «Лорелея», мы выяснили, что она была написана по легенде о несчастной любви[6]. Любовь это тема, которой интересуются практически каждый, она помогает воспитывать у нас такие качества, как доброта, уважение, желание помочь ближнему и мн. др. Далее обучающиеся заинтересовались историей и культурой Рейнского леса. Помимо легенде об Ундине, что легла в основу стихотворения «Лорелея», студенты самостоятельно знакомятся со сказаниями и легендами Рейнского леса. Работая самостоятельно с той или иной темой, ребята становится более наблюдательным, отзывчивым, развиваются психически, эстетически, духовно, познают себя, историческую и реальную действительность. Они делятся своими эмоциями, переживаниями, чувствами, пытаются угадать мысли того или иного персонажа. Например в рассказе М. Пресслер «Плитка шоколада» студенты пытаются разобраться, в чем проблема главной героини Евы? Они сопоставляют отдельные моменты на себя, пытаются понять, как решить её проблему. Многие в итоге понимают Еву, её волнение, отношение к своему другу и др. Таким образом закладываются моральные качества ребят: понятие дружба и любовь становятся более ясными, четкими[1 с 56-87].
В настоящее время современная педагогика уделяет большое влияние самовоспитанию, поэтому самостоятельная, групповая или парная работа при работе в блоке «Искусство» является самой приемлемой. Именно в группах и парах происходит обсуждение проблемы, но работа не заканчивается обсуждением, в итоге занятия проблема представляется всей группе, впоследствии чего студенты вместе принимают коллективное решение той или иной проблемы. Так, например, в теме «Театр и Кино» перед обучающимися стоит несколько проблем - узнать все об истории театра (история образования, первые театры, первые актеры, первые представления), развитие кинематографа и в чем сходства и различия театра и кино. При работе с этой темой группа делится на две подгруппы, которые в течение нескольких уроков самостоятельно (главной особенностью является то, чтобы группы были равноценны – как говорилось выше) – одна группа работает с темой «История театра», другая с темой «Кино». Самостоятельно, разделяя обязанности, студенты обсуждают ту или иную информацию, ставят цель, работают с текстами, дополнительными источниками информации. На итоговом занятии сравнивают историю кинематографии и театра, находят сходства, отличия, приходят к единому выводу. Но и преподаватель не находится в стороне, он наблюдает, консультирует, направляет процесс в нужное русло если это нужно. На итоговом занятии по теме «Театр и кино» студенты обсуждают нашумевшие премьеры театра или же наоборот классику, рассказывают об историях создания той или иной картины, интересных фактах, сравнивают актеров и др. Если же ребята будут сами выбирать над какой картиной или пьесой они будут работать при обсуждении темы, то результат будет более продуктивным[3,с98-133]. Таким образом, можно сказать, что коллективные формы работы, используемые на уроке немецкого языка при развитии духовно нравственного воспитания позволяют привлечь студентов к изучению иностранного языка, привить им такие качества, как целеустремленность, нравственность, ответственность, уважение к культуре стран изучаемого языка и Родины.
Еще одна из тем, которая пользуется популярностью среди студентов это «Музыка». Музыкальные произведения И.С. Баха, Л.В. Бетховена, В.А Моцарта и других немецких композиторов выражают немецкую культуру, передают черты характера немецкой нации в целом. Работая с темой «Музыка» у студентов формируется положительное отношение к музыке, эта поддтема способствует воспитанию положительного, уважительного и терпимого отношения к культуре немецкоязычных стран, более глубокого осознание своей родной культуры.
Одну из главных ролей при изучении немецкого языка играют тематические уроки – например, метод проектов. Метод проектов предоставляет возможности для формирования у студентов таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур устами студентов. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, они выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка я использую разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Студенты могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, виртуальных экскурсиях по историческим местам, работать с печатными и электронным материалами. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.
То есть обучение иностранному языку в системе образования носит активный воспитательный характер. А именно, работа в рамках проекта, самостоятельные работы во внеурочное время, групповая работы, либо коллективная работа на уроке учит студентов доводить дело до конца, формируют навыки критического мышления, позволяет соотнести свои взгляды с нормами общественной морали, знакомит с культурой других стран и проводит параллель со своей Родиной. Можно сказать, что у детей закладываются основы нравственного отношения к окружающей действительности. Важно то, что есть время повлиять на развитие и формирование неразвитых или развитых недостаточно духовно-нравственных качеств. От этого зависит не только духовное, но и физическое состояние личности, а также здоровье людей, окружающих данных студентов.
Список используемых источников
- Маслова Н.В. «Духовные и нравственные основы образования и воспитания» - М.: Просвещение, 2011. – 183с.
- Соммар Д.С. «Мораль 21 века» - М.: Кодекс, 2014. – 380с.
- Ушинский К.Д. « нравственное влияние как главная задача воспитания» - М.: Избр.пед.соч.: в 2-х томах Т- 2, 1953
- Солдатова Г.В. «Многоязычие как фактор формирования новой идентичности и культурного интеллекта»//Образование, 2011, № 2, с.62
- www.portal-slovo.ru
- www.ega-math.narod.ru
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Сложность современных взаимоотношений между людьми вызывает огромную озабоченность. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание подростков в настоящее время приобретает особую значимость.
Всем известно, что процесс образования и процесс воспитания это вещи которые пересекаются настолько близко, насколько это возможно. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью каждого урока, каждого предмета. Сейчас перед каждым преподавателем стоит задача подготовить всесторонне развитую, гармоничную личность, способную самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности человека[5].
Процесс обучение в системе образования – это обучение разным дисциплинам, которые существуют независимо друг от друга: русский язык, математика, биология, иностранный язык, физика и другие. На первый взгляд эти предметы никак не пересекаются, так что же их связывает? А именно воспитательный процесс и является связующим звеном в системе образования.
Как, преподаватель немецкого языка, я считаю, что иностранный язык, как предмет, играет в процессе воспитания, а именно духовно-нравственное воспитание, огромную роль. Этот предмет знакомит не только с сухими фактами относительно лексики, грамматики, фонетики и др. На уроке немецкого языка мы знакомимся с культурой страны изучаемого языка, с его традициями путем сравнения со своей национальной культурой, знакомимся с общечеловеческими ценностями. То есть, на уроке немецкого языка воспитание подростков происходит посредством «диалога культур». Студенты не только осваивают программный материал, но и знакомят с неизвестными фактами культуры, истории, что вызывает больший интерес в изучении иностранного языка[4 С 62].
Учебники «Немецкий язык» 10-11 классы авторов И.Л. Бим, Л. В. Садомова, «Немецкий язык – контакты» Г. И. Ворониной имеют колоссальные возможности для осуществления духовно-нравственного воспитания студентов. В ходе изучения немецкого языка затрагиваются такие темы, которые позволяют формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали, так как, на уроке немецкого языка рассматриваются такие вопросы, как отношения, поведение человека в той или иной ситуации. Посредствам групповой работе на уроке и самостоятельной работе на уроке обучающиеся работают более продуктивно, так как каждый активно участвует в обсуждении той или иной темы. Одной из любимых тем студентов является «Искусство», которое в дальнейшем подразделяется на темы. Опять же через самостоятельную работу на уроке, которой я отдаю наибольшее предпочтение, они знакомятся с фактами культуры, истории, с традициями страны изучаемого языка. В этом случае самое главное, что бы группы были одинаково подготовлены, то есть были смешанными, в этой ситуации более сильный может помочь наиболее слабому (объяснить, подсказать, помочь), при всем при этом, контроль со стороны преподавателя должен наблюдаться в полном объеме.
При такой организации работы с учебным материалом урок является формой консультирования, носит цели воспитательного характера, такие как формирование черт гармонически развитой личности, воспитание общечеловеческих и семейных отношений, преемственности поколении, расширение круга сведений из области искусства, формирование правильных эстетических вкусов, уважение чувств гражданской ответственности, чувства долга.
При изучении темы «Литература» студенты знакомятся не только с произведениями классической литературы Германии, но и с современными произведениями, с историей написания произведений, с биографиями поэтов и писателей, таких как Г Фаллада, И.В. Гёте, Ф Шиллер, М. Пресслер, Г. Гейне и т.д. В частности, изучая биографию этих великих людей в истории литературы студенты знакомятся с произведениями не только на уроке, но и на внеклассных занятиях по иностранному языку, слушают записи стихотворений, отрывки из трагедий и комедий в исполнении носителей языка, а также переводы на русский язык в исполнении актеров. Большую роль играет здесь также лингвострановедческий справочник. Небольшая биографическая справка вводит студента в атмосферу творчества автора, нередко помогает понять, почему написано то или иное произведение, выяснить позицию автора, его отношение к описываемым событиям. Эти данные расширяют и углубляют знания, полученные из курса литературы[2 с 36-51]. С другой стороны, знакомство с автором или отрывком из его книги на уроке иностранного языка может служить своего рода “рекламой” творчества писателя и стимулом к более глубокому изучению его произведений на уроке литературы. Например, при анализе стихотворения Генриха Гейне «Лорелея», мы выяснили, что она была написана по легенде о несчастной любви[6]. Любовь это тема, которой интересуются практически каждый, она помогает воспитывать у нас такие качества, как доброта, уважение, желание помочь ближнему и мн. др. Далее обучающиеся заинтересовались историей и культурой Рейнского леса. Помимо легенде об Ундине, что легла в основу стихотворения «Лорелея», студенты самостоятельно знакомятся со сказаниями и легендами Рейнского леса. Работая самостоятельно с той или иной темой, ребята становится более наблюдательным, отзывчивым, развиваются психически, эстетически, духовно, познают себя, историческую и реальную действительность. Они делятся своими эмоциями, переживаниями, чувствами, пытаются угадать мысли того или иного персонажа. Например в рассказе М. Пресслер «Плитка шоколада» студенты пытаются разобраться, в чем проблема главной героини Евы? Они сопоставляют отдельные моменты на себя, пытаются понять, как решить её проблему. Многие в итоге понимают Еву, её волнение, отношение к своему другу и др. Таким образом закладываются моральные качества ребят: понятие дружба и любовь становятся более ясными, четкими[1 с 56-87].
В настоящее время современная педагогика уделяет большое влияние самовоспитанию, поэтому самостоятельная, групповая или парная работа при работе в блоке «Искусство» является самой приемлемой. Именно в группах и парах происходит обсуждение проблемы, но работа не заканчивается обсуждением, в итоге занятия проблема представляется всей группе, впоследствии чего студенты вместе принимают коллективное решение той или иной проблемы. Так, например, в теме «Театр и Кино» перед обучающимися стоит несколько проблем - узнать все об истории театра (история образования, первые театры, первые актеры, первые представления), развитие кинематографа и в чем сходства и различия театра и кино. При работе с этой темой группа делится на две подгруппы, которые в течение нескольких уроков самостоятельно (главной особенностью является то, чтобы группы были равноценны – как говорилось выше) – одна группа работает с темой «История театра», другая с темой «Кино». Самостоятельно, разделяя обязанности, студенты обсуждают ту или иную информацию, ставят цель, работают с текстами, дополнительными источниками информации. На итоговом занятии сравнивают историю кинематографии и театра, находят сходства, отличия, приходят к единому выводу. Но и преподаватель не находится в стороне, он наблюдает, консультирует, направляет процесс в нужное русло если это нужно. На итоговом занятии по теме «Театр и кино» студенты обсуждают нашумевшие премьеры театра или же наоборот классику, рассказывают об историях создания той или иной картины, интересных фактах, сравнивают актеров и др. Если же ребята будут сами выбирать над какой картиной или пьесой они будут работать при обсуждении темы, то результат будет более продуктивным[3,с98-133]. Таким образом, можно сказать, что коллективные формы работы, используемые на уроке немецкого языка при развитии духовно нравственного воспитания позволяют привлечь студентов к изучению иностранного языка, привить им такие качества, как целеустремленность, нравственность, ответственность, уважение к культуре стран изучаемого языка и Родины.
Еще одна из тем, которая пользуется популярностью среди студентов это «Музыка». Музыкальные произведения И.С. Баха, Л.В. Бетховена, В.А Моцарта и других немецких композиторов выражают немецкую культуру, передают черты характера немецкой нации в целом. Работая с темой «Музыка» у студентов формируется положительное отношение к музыке, эта поддтема способствует воспитанию положительного, уважительного и терпимого отношения к культуре немецкоязычных стран, более глубокого осознание своей родной культуры.
Одну из главных ролей при изучении немецкого языка играют тематические уроки – например, метод проектов. Метод проектов предоставляет возможности для формирования у студентов таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур устами студентов. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, они выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка я использую разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Студенты могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, виртуальных экскурсиях по историческим местам, работать с печатными и электронным материалами. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.
То есть обучение иностранному языку в системе образования носит активный воспитательный характер. А именно, работа в рамках проекта, самостоятельные работы во внеурочное время, групповая работы, либо коллективная работа на уроке учит студентов доводить дело до конца, формируют навыки критического мышления, позволяет соотнести свои взгляды с нормами общественной морали, знакомит с культурой других стран и проводит параллель со своей Родиной. Можно сказать, что у детей закладываются основы нравственного отношения к окружающей действительности. Важно то, что есть время повлиять на развитие и формирование неразвитых или развитых недостаточно духовно-нравственных качеств. От этого зависит не только духовное, но и физическое состояние личности, а также здоровье людей, окружающих данных студентов.
Список используемых источников
- Маслова Н.В. «Духовные и нравственные основы образования и воспитания» - М.: Просвещение, 2011. – 183с.
- Соммар Д.С. «Мораль 21 века» - М.: Кодекс, 2014. – 380с.
- Ушинский К.Д. « нравственное влияние как главная задача воспитания» - М.: Избр.пед.соч.: в 2-х томах Т- 2, 1953
- Солдатова Г.В. «Многоязычие как фактор формирования новой идентичности и культурного интеллекта»//Образование, 2011, № 2, с.62
- www.portal-slovo.ru
- www.ega-math.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к организации коммуникативного развития учащихся на уроках немецкого языка при реализации ФГОС
Современные технологии преподавания иностранных языков; критерии результативности урока; приемы и формы организации деятельности учащихся; игры при изучении лексического материала...
Социокультурное развитие учащихся на уроках немецкого языка
Знакомство учащихся с историей, литературой, архитектурой, образом жизни и традициями народа страны изучаемого языка....
Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1
Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему "Воспитание нравственности у студентов на уроках немецкого языка"
Воспитание у студентов чувства благотворительности и милосердия....
Методическое пособие по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине Немецкий язык 1 курс 07.02.01 Архитектура
Пособие предназначено для студентов 1 курса СПО неязыковых специальностей...
Методическое пособие по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине Немецкий язык 1 курс 40.02.01 Право и ОСО
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса СПО гуманитарного профиля...
Методическое пособие по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине Немецкий язык 2-4 курс 08.02.01 СиЭЗиС
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов СПО 2-4 курсов технический цикл...