Социокультурное развитие учащихся на уроках немецкого языка
статья (немецкий язык, 7 класс) по теме
Знакомство учащихся с историей, литературой, архитектурой, образом жизни и традициями народа страны изучаемого языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.tema-prodolzhenie.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социокультурное развитие учащихся на уроках немецкого языка.
В современных УМК социокультурные материалы представлены учебными текстами, рассказывающими о страноведческих реалиях. Дополнительные источники социокультурной информации – литература, СМИ, Интернет, фильмы.
«Под именем языка мы преподаём культуру»-пишет А.А.Леонтьев (лингвист). На уроках немецкого языка я знакомлю учащихся с историей, литературой, архитектурой, бытом, нравами, образом жизни и традициями народа страны изучаемого языка. Я подбираю для урока актуальные и аутентичные тексты для аудирования и чтения. Эти тексты имеют большую познавательную и лингвострановедческую ценность. Использование аутентичных текстов, содержащих интеркультурный компонент может стать стимулом для обсуждения самых разнообразных проблем, в том числе отношения к чужой культуре, воспитание терпимости и уважения к другому образу жизни.
Учащиеся получают возможность познакомиться с правилами этикета и поведения в разных странах в определённой ситуации, а также сравнить их со своей собственной культурой. Дети учатся понимать и уважать чужую культуру, которая отличается от своей.
Мною используется иллюстративный материал для раскрытия содержания предлагаемых текстов (открытки, карты, меню, рекламные проспекты, расписание движения транспорта, предметы из повседневной жизни – чеки, проездные билеты, билеты в театр и т. д.).
Такие тексты и иллюстрирующие их прагматические материалы способствуют реализации на уроках важных принципов обучения иностранному языку (коммуникативность, наглядность, новизна и функциональность).
При изучении темы «Мюнхен» в 8-м классе я использовала дополнительные материалы: альбом по Мюнхену, открытки, сведения из лингвострановедческого словаря «Культура Германии».
В качестве полезного результата такой учебной работы, я считаю приобретение школьниками обширных культуроведческих знаний. В некоторых случаях они остаются у них на всю жизнь. Так, например, встретив свою выпускницу, побывавшую на острове Рюген, я была удивлена тем, что у неё была мечта посетить этот остров, так как она помнила уроки страноведения и как интересно учитель рассказывал об этом острове. Её мечта осуществилась.
Между Россией и Германией всегда существовал глубокий взаимный интерес и разнообразные связи: культурные, экономические, династические. Немецкие ученые, военные, купцы и ремесленники селились в России с незапамятных времен и внесли большой вклад в становление и развитие российского государства.
В своей работе я использовала книгу для дополнительного чтения «Немцы в России» (М.: ЗАО «МСНК-пресс», 2007).
Текст «Первые немецкие колонии в России» является не только познавательным, но и стимулом для обсуждения. Ребята узнали о манифесте 1763 года, написанным Екатериной II, который был своего рода приглашением иностранцев в Россию. Многие немцы прибыли по Балтийскому морю в Санкт-Петербург и основали колонии вблизи Петербурга, а другие поехали на Волгу, где и основали 29 июня 1764 года первую колонию.
Учащиеся сравнивали российские деревни с немецкими. При описании жизни крестьян в деревнях ребята отметили, что немецкие крестьяне обращали большое внимание на порядок, чистоту в деревне. Это свойственно менталитету немцев. Учащиеся вели диалог по прочитанному тексту, так как полученная информация способствовала познавательной активности школьников, расширению их коммуникативной возможности.
Аналогичная работа проводилась с текстом из этой же книги «Строительство железной дороги в России» (стр.12-13).
Учащиеся узнали имена немцев, принимавших участие в строительстве первых железных дорог в России. Граф Петр Андреевич Клейнмихель (1793-1869) руководил постройкой железной дороги Петербург-Москва. Эта железнодорожная линия была открыта 1 ноября 1851 года. Железнодорожный инженер Карл фон Мекк (1821-76) и его сын Николай участвовали в строительстве саратовской железной дороги.
Такие тексты углубляют объем знаний учащихся о своей стране и о Германии, способствуют сближению людей, развитию взаимопонимания и добрых отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка и во внеурочной деятельности
Готовность жить в поликультурном мире требует от обучающихся владения социокультурной компетенцией. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении. Я раскрываю эфф...
Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка (формирование умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения)
выпускная квалификационная работа...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка.
Выступление на РМО учителей иностранного языка....
Презентация к учебно-методической разработке "Формирование и развитие аудитивных навыков у учащихся на уроках немецкого языка с использованием компьютерной лингводидактики"
Эта презентация разработа для презентации моей учебно-методической разработки по развитию и совершенствованию аудирования с применением компьютерной лингводидактики, Hot Potatoes, системы VOKI, и филь...
Новые подходы к организации коммуникативного развития учащихся на уроках немецкого языка при реализации ФГОС
Современные технологии преподавания иностранных языков; критерии результативности урока; приемы и формы организации деятельности учащихся; игры при изучении лексического материала...
РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Главной задачей современного стандарта является создание социокультурной образовательной среды для развития учащихся....
Коммуникативные стимуляции как способ развития социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Определение и разработка наиболее эффективных упражнений, основанных на коммуникативных стимуляциях для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского ...