ДИАЛОГ КУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
статья по немецкому языку ( класс) на тему

Великодская Светлана Александровна
В статье рассказывается о внеклассной работе с обучающимися для углубленного изучения культурных особенностей немецкоговорящих стран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_kultur.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАЛОГ КУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Великодская С. А.

ОБПОУ «Обоянский аграрный техникум»

АННОТАЦИЯ

В статье рассказывается  о внеклассной работе  с обучающимися для углубленного изучения культурных особенностей  немецкоговорящих стран.

Овладение иностранным языком неразрывно связано с овладением иноязычной культурой, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способности понимать ментальность носителей изучаемого языка, а также свои национальные особенности. 

Актуальность темы  диалога культур  в современном мире выражается в том, что владение иностранным языком способствует формированию социально-активной личности, отвечающей перспективам развития общества. Знание иностранного  языка позволяет формировать всесторонне развитую личность, способную свободно ориентироваться в современном мире, открывает доступ к культурным и научным ценностям других народов, обеспечивает установление с ними деловых и культурных связей[2]. Великий немецкий поэт Гете сказал:  «Если ты не знаешь какого-нибудь иностранного языка, ты не знаешь своего родного языка».

В настоящее время  в мире расширяются экономические, деловые и культурные отношения разных стран. Из-за этого необходим в современном мире   диалог культур различных народов мира, где важно умение  оценивать другую культуру  с позиции ценностей и норм собственной, выявлять сходства и различия, а также проявлять толерантность, признавая возможность сосуществования  различных культур  в поликультурном мире, находить точки  соприкосновения  для взаимовыгодного сотрудничества  и преодоления  разногласий.

       Диалог культур действительно важен в современном мире, но познакомить обучающихся  с бытом и культурой народа изучаемого языка на учебном занятии не всегда является возможным.  Одним из  приемлемых и доступных способов  работы со студентами  является внеклассная работа. Она разрабатывается с учетом  возрастных особенностей, интересов  и увлечений обучающихся[5]. Программа дополнительных занятий, кружков и другой внеклассной работы, составляется так, чтобы обучающиеся  не только знакомились со специфичными языковыми явлениями страны изучаемого языка  и страноведческой информацией, но и выстраивали свои суждения по различным  проблемам. Содержание  программы должно  способствовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся, обогащению лексического запаса, развитию умения аудирования,  чтения текстов, а главное познакомить с культурой, политикой и традициями страны изучаемого языка.

Диалог культур может быть достигнут только с учётом знания особенностей самых разных компонентов культур, к которым можно отнести[1]:

 1) традиции, обычаи и обряды;

 2) бытовую культуру, тесно связанную с традициями;                

 3) политика;            

4) национальные  особенности мышления,  специфика восприятия окружающего мира;

5) художественную культуру, отражающую традиции того или иного этноса и многое др.

 Диалог культур при  изучении немецкого языка  я   реализую  через кружковую  работу.  Одним из форм внеклассной  работы является предметный кружок по немецкому языку «Полиглот».   Изучение данного курса актуально в связи с возрастающим интересом населения нашей страны к Германии, развитием международных связей. Полученные знания обучающиеся  могут применить в дальнейшем в жизни, при устройстве на работу или же в во время заграничной поездки.

 Целью работы предметного кружка  является  познакомить обучающихся  с вариативностью  и разнообразием культуры страны изучаемого языка; способствовать  развитию  у обучающихся  возможности определить свое место  в спектре культур, осознать себя в качестве поликультурного  субъекта;  привлекать  обучающихся  через работу над проектами в диалог культур, а так же  интегрировать знания немецкого языка  с другими науками[4].

Чаще всего  внимание обучающихся  привлекают политические и исторические события в нашей стране и за рубежом, достижения науки и техники, жизнь и деятельность великих людей, актеров, певцов, молодёжи страны изучаемого языка. Все эти особенности личности  требуют, чтобы  были созданы условия для творческой активности обучающихся  для самостоятельной работы с целью расширения и пополнения знаний в иностранном языке. Одним из самых эффективных приёмов организации внеклассной работы является работа над проектами.

Именно поэтому на внеклассных занятиях мы рассматриваем  следующие темы: «Иностранцы в России», «Поэты и писатели России  и Германии», «Вдоль Рейна», «Искусство», «Музыка которую слушает молодежь», «Работа за рубежом», «Все профессии важны…», «Политическая система  в России и Германии», «Праздники в России  и Германии», «Легенды, мифы, сказания» и др.

В состав кружка входят обучающиеся первых и вторых курсов, которые имеют хороший уровень знания немецкого языка на базе девяти классов, который постоянно развивается.

Наиболее интересные темы для ребят стали: «Кинематография», «Музыка которую слушает молодежь», «Поэты и писатели России и Германии», «Достопримечательности Германии». Они охотно находят информацию о поэтах и писателях Германии, Австрии, Швейцарии, Лихтенштейна, Люксембурга; биографию немецких режиссеров, актеров. Ребята охотно переводят стихотворения Гейне, Гете, пытаются рифмовать, а затем сравнивать с оригиналом перевода Жуковского В., Фета А. Рассматривая  дословный  и  литературный  перевод обучающиеся с уверенностью могут сказать, что независимо от языка (родной он или нет) чувства авторов перекликаются,  что они по своему-  красивы и поэтичны.

Наиболее любимой темой среди обучающихся является -  «Музыка» - здесь рассматриваются  разнообразные современны жанры музыки, информация  о немецких группах и певцах, что позволяет ближе узнать менталитет страны изучаемого языка, ближе познакомиться со вкусами и предпочтениями немецкой молодежи.

Особенно интересным для ребят стало задание найти современное музыкальное произведение и перевести его на русский язык, каждый из участников кружка активно участвовал в работе, особенно популярны были песни Wie Du Lachst (Как ты смеёшся), Stadt (Город)  Касандры Штен,  Ich kenn nicht deinen Namen (Я не знаю твоего имени) Петера Вакеля и известные песни Рамштайн (Blumchen – Цветочек, Sonne - Солнце , Mutter – Мать, Blut gerinnt auf dem Asphalt -Кровь свертывается на асфальте, Mütter schreien -Матери кричат и др.).

По теме «Вдоль Рейна», «Достопримечательности Германии, Австрии, Швейцарии» ребята создали коллаж, описали чудеснейший пейзаж знаменитой реки и достопримечательности немецкоговорящих стран. При работе над коллажем ребята переработали много информации, перевели с немецкого языка на русский множество рассказов, стихотворений.

Все это позволило хоть на немного приблизится к стране изучаемого языка, интегрировать знания с другими науками (например история, литература и география), вовлечь обучающихся  через участие в работе над проектами в диалог культур, ближе понять другую нацию[3].

 Кружок немецкого  языка  заменяет для обучающихся  ту среду иностранного языка, которая крайне необходима для активного овладения языком.   Знать культуру чужой страны – значит знать не только её историю, самое главное понимать человека, уважать его интересы и предпочтения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Миролюбов А. А. Культурологическая направленность в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе, 2011, №5

2. Саморская Н. К., Пирогова Д. Н. Культурологический аспект изучения иностранных языков.// Иностранные языки в школе2009, №8

3. Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое?// Иностранные языки в школе, 2013, №6

4. http://www.gumfak.ru/kultur.shtml

5. http://mirslovarei.com/content_eco/KULTUROLOGICHESKIJ-PODXOD-32415.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация творческих работ учащихся 5-6 кл. ГОУ СОШ №544 Московского района г. Санкт-Петербурга, победителей районной олимпиады по ИЗО 2009 года. Тема: "Культура мира в лицах и костюмах". Китай в диалоге культур.

В презентации представлены творческие работы учащихся 5-6 кл.  по теме "Культура мира в лицах и костюмах" Китай в диалоге культур - мифы и сказки, традиции и современность.  Работы  вып...

Презентация творческих работ учащихся 8 класса ГОУ СОШ №544 Московского района г. Санкт-Петербурга, победителей районной олимпиады по ИЗО 2009 года. Тема: "Культура мира в лицах и костюмах". Китай в диалоге культур.

В презентации представлены творческие работы учащихся 8 классов нв теу "Культура мира в лицах и костюмах" Китай в диалоге культур - мифы и сказки, традиции и современность. Работы выполнены в смешанно...

Принцип диалога культур в процессе формирования мировоззрения современных учащихся

Принцип диалога культур в процессе формирования мировоззрения современных учащихся...

Диалог культур во имя гражданского мира и согласия

Сценарий мероприятия и презентация по ОРКСЭ...

Диалог культур во имя гражданского мира и согласия

Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника и композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Русская литература распола...

Программа социализации обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык» «Диалог культур – культура диалога»

Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом. Он, как ни один другой предмет, способен воспитать уважение к людям других национальностей, терпимость к...

Диалог культур. Фестиваль "Дружба народов мира"

Разработка внеклассного мероприятия в рамках недели географии....