ДИАЛОГ КУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
статья по немецкому языку ( класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialog_kultur.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАЛОГ КУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Великодская С. А.
ОБПОУ «Обоянский аграрный техникум»
АННОТАЦИЯ
В статье рассказывается о внеклассной работе с обучающимися для углубленного изучения культурных особенностей немецкоговорящих стран.
Овладение иностранным языком неразрывно связано с овладением иноязычной культурой, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способности понимать ментальность носителей изучаемого языка, а также свои национальные особенности.
Актуальность темы диалога культур в современном мире выражается в том, что владение иностранным языком способствует формированию социально-активной личности, отвечающей перспективам развития общества. Знание иностранного языка позволяет формировать всесторонне развитую личность, способную свободно ориентироваться в современном мире, открывает доступ к культурным и научным ценностям других народов, обеспечивает установление с ними деловых и культурных связей[2]. Великий немецкий поэт Гете сказал: «Если ты не знаешь какого-нибудь иностранного языка, ты не знаешь своего родного языка».
В настоящее время в мире расширяются экономические, деловые и культурные отношения разных стран. Из-за этого необходим в современном мире диалог культур различных народов мира, где важно умение оценивать другую культуру с позиции ценностей и норм собственной, выявлять сходства и различия, а также проявлять толерантность, признавая возможность сосуществования различных культур в поликультурном мире, находить точки соприкосновения для взаимовыгодного сотрудничества и преодоления разногласий.
Диалог культур действительно важен в современном мире, но познакомить обучающихся с бытом и культурой народа изучаемого языка на учебном занятии не всегда является возможным. Одним из приемлемых и доступных способов работы со студентами является внеклассная работа. Она разрабатывается с учетом возрастных особенностей, интересов и увлечений обучающихся[5]. Программа дополнительных занятий, кружков и другой внеклассной работы, составляется так, чтобы обучающиеся не только знакомились со специфичными языковыми явлениями страны изучаемого языка и страноведческой информацией, но и выстраивали свои суждения по различным проблемам. Содержание программы должно способствовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся, обогащению лексического запаса, развитию умения аудирования, чтения текстов, а главное познакомить с культурой, политикой и традициями страны изучаемого языка.
Диалог культур может быть достигнут только с учётом знания особенностей самых разных компонентов культур, к которым можно отнести[1]:
1) традиции, обычаи и обряды;
2) бытовую культуру, тесно связанную с традициями;
3) политика;
4) национальные особенности мышления, специфика восприятия окружающего мира;
5) художественную культуру, отражающую традиции того или иного этноса и многое др.
Диалог культур при изучении немецкого языка я реализую через кружковую работу. Одним из форм внеклассной работы является предметный кружок по немецкому языку «Полиглот». Изучение данного курса актуально в связи с возрастающим интересом населения нашей страны к Германии, развитием международных связей. Полученные знания обучающиеся могут применить в дальнейшем в жизни, при устройстве на работу или же в во время заграничной поездки.
Целью работы предметного кружка является познакомить обучающихся с вариативностью и разнообразием культуры страны изучаемого языка; способствовать развитию у обучающихся возможности определить свое место в спектре культур, осознать себя в качестве поликультурного субъекта; привлекать обучающихся через работу над проектами в диалог культур, а так же интегрировать знания немецкого языка с другими науками[4].
Чаще всего внимание обучающихся привлекают политические и исторические события в нашей стране и за рубежом, достижения науки и техники, жизнь и деятельность великих людей, актеров, певцов, молодёжи страны изучаемого языка. Все эти особенности личности требуют, чтобы были созданы условия для творческой активности обучающихся для самостоятельной работы с целью расширения и пополнения знаний в иностранном языке. Одним из самых эффективных приёмов организации внеклассной работы является работа над проектами.
Именно поэтому на внеклассных занятиях мы рассматриваем следующие темы: «Иностранцы в России», «Поэты и писатели России и Германии», «Вдоль Рейна», «Искусство», «Музыка которую слушает молодежь», «Работа за рубежом», «Все профессии важны…», «Политическая система в России и Германии», «Праздники в России и Германии», «Легенды, мифы, сказания» и др.
В состав кружка входят обучающиеся первых и вторых курсов, которые имеют хороший уровень знания немецкого языка на базе девяти классов, который постоянно развивается.
Наиболее интересные темы для ребят стали: «Кинематография», «Музыка которую слушает молодежь», «Поэты и писатели России и Германии», «Достопримечательности Германии». Они охотно находят информацию о поэтах и писателях Германии, Австрии, Швейцарии, Лихтенштейна, Люксембурга; биографию немецких режиссеров, актеров. Ребята охотно переводят стихотворения Гейне, Гете, пытаются рифмовать, а затем сравнивать с оригиналом перевода Жуковского В., Фета А. Рассматривая дословный и литературный перевод обучающиеся с уверенностью могут сказать, что независимо от языка (родной он или нет) чувства авторов перекликаются, что они по своему- красивы и поэтичны.
Наиболее любимой темой среди обучающихся является - «Музыка» - здесь рассматриваются разнообразные современны жанры музыки, информация о немецких группах и певцах, что позволяет ближе узнать менталитет страны изучаемого языка, ближе познакомиться со вкусами и предпочтениями немецкой молодежи.
Особенно интересным для ребят стало задание найти современное музыкальное произведение и перевести его на русский язык, каждый из участников кружка активно участвовал в работе, особенно популярны были песни Wie Du Lachst (Как ты смеёшся), Stadt (Город) Касандры Штен, Ich kenn nicht deinen Namen (Я не знаю твоего имени) Петера Вакеля и известные песни Рамштайн (Blumchen – Цветочек, Sonne - Солнце , Mutter – Мать, Blut gerinnt auf dem Asphalt -Кровь свертывается на асфальте, Mütter schreien -Матери кричат и др.).
По теме «Вдоль Рейна», «Достопримечательности Германии, Австрии, Швейцарии» ребята создали коллаж, описали чудеснейший пейзаж знаменитой реки и достопримечательности немецкоговорящих стран. При работе над коллажем ребята переработали много информации, перевели с немецкого языка на русский множество рассказов, стихотворений.
Все это позволило хоть на немного приблизится к стране изучаемого языка, интегрировать знания с другими науками (например история, литература и география), вовлечь обучающихся через участие в работе над проектами в диалог культур, ближе понять другую нацию[3].
Кружок немецкого языка заменяет для обучающихся ту среду иностранного языка, которая крайне необходима для активного овладения языком. Знать культуру чужой страны – значит знать не только её историю, самое главное понимать человека, уважать его интересы и предпочтения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Миролюбов А. А. Культурологическая направленность в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе, 2011, №5
2. Саморская Н. К., Пирогова Д. Н. Культурологический аспект изучения иностранных языков.// Иностранные языки в школе2009, №8
3. Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое?// Иностранные языки в школе, 2013, №6
4. http://www.gumfak.ru/kultur.shtml
5. http://mirslovarei.com/content_eco/KULTUROLOGICHESKIJ-PODXOD-32415.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация творческих работ учащихся 5-6 кл. ГОУ СОШ №544 Московского района г. Санкт-Петербурга, победителей районной олимпиады по ИЗО 2009 года. Тема: "Культура мира в лицах и костюмах". Китай в диалоге культур.
В презентации представлены творческие работы учащихся 5-6 кл. по теме "Культура мира в лицах и костюмах" Китай в диалоге культур - мифы и сказки, традиции и современность. Работы вып...
Презентация творческих работ учащихся 8 класса ГОУ СОШ №544 Московского района г. Санкт-Петербурга, победителей районной олимпиады по ИЗО 2009 года. Тема: "Культура мира в лицах и костюмах". Китай в диалоге культур.
В презентации представлены творческие работы учащихся 8 классов нв теу "Культура мира в лицах и костюмах" Китай в диалоге культур - мифы и сказки, традиции и современность. Работы выполнены в смешанно...
Принцип диалога культур в процессе формирования мировоззрения современных учащихся
Принцип диалога культур в процессе формирования мировоззрения современных учащихся...
Диалог культур во имя гражданского мира и согласия
Сценарий мероприятия и презентация по ОРКСЭ...
Диалог культур во имя гражданского мира и согласия
Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника и композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Русская литература распола...
Программа социализации обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык» «Диалог культур – культура диалога»
Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом. Он, как ни один другой предмет, способен воспитать уважение к людям других национальностей, терпимость к...
Диалог культур. Фестиваль "Дружба народов мира"
Разработка внеклассного мероприятия в рамках недели географии....