Мастер - класс по теме: « Информационно — рецептивный метод работы со страноведческим материалом на уроках немецкого языка»
опыты и эксперименты по немецкому языку на тему
Мастер - класс по теме:
« Информационно — рецептивный метод работы со страноведческим материалом на уроках немецкого языка»
Цель: Продемонстрировать информационно-рецептивный метод работы со страноведческим материалом на уроках немецкого языка путём прямого комментированного показа.
Задачи: 1. Поделиться опытом работы с использованием данного метода.
2. Показать, что при работе со страноведческим материалом этот метод способствует повышению мотивационной деятельности учащихся.
3. Познакомить с традициями и обычаями подготовки к Рождеству в Германии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-nemetskiy.doc | 69.5 КБ |
master_klass.ppt | 946.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс по теме:
« Информационно — рецептивный метод работы со страноведческим материалом на уроках немецкого языка»
Цель: Продемонстрировать информационно-рецептивный метод работы со страноведческим материалом на уроках немецкого языка путём прямого комментированного показа.
Задачи: 1. Поделиться опытом работы с использованием данного метода.
2. Показать, что при работе со страноведческим материалом этот метод способствует повышению мотивационной деятельности учащихся.
3. Познакомить с традициями и обычаями подготовки к Рождеству в Германии.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, коллеги. Хочу свое выступление начать с того, что тема мастер - класса созвучна теме моей самообразовательной работы «Страноведческая информация на уроках как средство повышения интереса учащихся к изучению немецкого языка».
Не секрет, что сегодня преимущество в изучении иностранных языков отдано английскому языку. Чтобы удержать интерес учащихся к изучению немецкого языка, приходится учителю находится постоянно в поиске нового, интересного материала. Наиболее интересным материалом я считаю информацию о традициях и обычаях страны изучаемого языка, о народных и государственных праздниках Германии.
Изучение страноведческой информации является важным в процессе сравнения культур России и Германии, расширяет знания учащихся, развивает умение сравнивать, анализировать, думать, переживать, принимать решения, тем более что мы живем в сельской местности, где сильны традиции разных наций, потому что село многонациональное. Поэтому учащиеся имеют возможность сравнивать культуры двух стран и народов.
Сегодня мне хочется поделиться с вами опытом и поэтому приглашаю вас на необычный разговор по теме « Наши немецкие друзья готовятся к Рождеству». В Германии Рождество является самым почитаемым праздником, его называют праздником праздников. Основным методом обучения по этой теме является информационно-рецептивный метод.
Информационно-рецептивный метод — это объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, при котором учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Информационно-рецептивный метод обучения — один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества; может применяться почти на любом типе учебных занятий и при объяснении самого разного материала.
Но характер познавательной деятельности при всех средствах обучения один — осознанное восприятие готовой, дающей необходимые ориентиры информации. Без этого метода нельзя обеспечить усвоение нового учебного материала, однако применять его следует в сочетании с другими методами обучения. Информационно-рецептивный метод не обеспечивает необходимого уровня усвоения, в частности развития творческих способностей учащихся. Данный метод служит лишь только предпосылкой для развития этих творческих способностей.
Учитывая специфику предмета, именно этот метод наиболее приемлем при изучении страноведческого материала. Над этой методической темой я работаю с 2010 года. Успешно применила его в 9 классе (автор И.Л. Бим ) по теме: «Путешествие в Германию», в 10 классе (автор Воронина) по теме «Иностранцы». Считаю, что информационно-рецептивный метод, используемый мною в работе, позволяет поддерживать интерес учащихся к изучению немецкого языка, расширяет их знания. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся по немецкому языку за последние три года
класс | 2010-2011 начало % | 2010-2011 конец % | 2011-2012 начало % | 2011-2012 конец % | 2012-2013 начало % |
3 | 53 | 55 | 58 | 60 | 60 |
4 | 52 | 54 | 54 | 57 | 57 |
5 | 51 | 54 | 54 | 56 | 57 |
6 | 52 | 54 | 56 | 58 | 59 |
7 | 51 | 53 | 55 | 58 | 62 |
10 | 56 | 57 | 59 | 59 | 59 |
11 | 50 | 53 | 57 | 59 | 65 |
Мои учащиеся на протяжении последних трех лет являются лидерами во внутришкольных, районных олимпиадах, участниками краевой олипиады, призёрами Всероссийской олимпиады «Альбус», «Эйдос», «Олимпус» по немецкому языку. Мои учащиеся ежегодно выбирают немецкий язык в качестве экзамена по выбору.
Для повышения мотивации учащихся я применила ИКТ в сочетании с такими формами и приёмами как: использование игровых ситуаций при закреплении лексики, песенок и стихов на немецком языке. Я надеюсь, что вы будете не только зрителями, но и активными участниками диалога.
Мастер — класс:
Учитель: (приветствует на немецком языке)
Guten Tag! Heute haben wir eine ungewohnliche Stunde. Wollen wir noch einmal einander grussen und singen ein Lied (Guten Tag!)
Комментарий 1. В этой песенке несколько куплетов. Сначала поют все дети, затем только девочки, только мальчики.
Учитель: Also, das Thema der Stunde ist “Unsere deutsche Freunde bereiten sich zur Weihnachten vor”.
Рассказ учителя на русском языке сопровождается показом слайдов.
Слайд №1 «Мы готовимся к рождеству»
Прежде всего хочу я вам задать вопрос: что получает каждый немецкий ребенок от своих родителей 1 декабря?
Подсказка: этот предмет имеет 24 окошка.
Слайд №2 «Это рождественский календарь»
Он может быть самой разной формы. Чаще всего его покупают в магазине. Но также и сама мама может сделать его своими руками для своего ребенка или детей -
- сшить 24 мешочка (разного цвета с разными рисунками на каждом);
- или взять 24 коробочки разной формы, оклеить их цветной бумагой и украсить по своему вкусу.
- Что находится внутри каждого пакета? (шоколадки разной формы, конфеты, маленькие сувениры, сюрпризы). Самый интересный или важный (или самый большой) подарок или сюрприз за последним 24 пакетом. Каждый день, начиная с 1 декабря, ребенок открывает по одному пакету и находит там для себя что-то вкусное и интересное. Таким образом, дети в Германии приближаются день за днем к самому любимому празднику — Рождеству. Мы с вами тоже будем открывать пакетики, но не все 24, которые есть в календаре, а только 8 (третью часть), чтобы успеть во времени нашего мастер-класса.
В окошках находятся задания для вас. Исходя из возраста и уровня подготовки учащихся, эти задания могут быть самыми разными. Например, для учащихся 6 класса.
Итак, мы открываем первое окошко. Ответьте, пожалуйста на вопрос: как называется предрождественское время в Германии?
Слайд №3. Слово, которое написано на экране, состоит из 6 букв. Но вы видите здесь не немецкие буквы, а какие-то цифры. Каждая цифра обозначает порядковый номер буквы в немецком алфавите: 1 4 22 5 14 20.
Расшифруйте, пожалуйста, слово и вы узнаете как называется предрождественское время в Германии.
Слайд №4. Advent. (подарить пакет №1).
Advent - предрождественское время, время подговки к празднику Рождества, оно отмечено торжественным постом. Каждое из четырех последних воскресений перед Рождеством называется тоже Advent: 1й адвент, 2й адвент и т. д. По случаю прихода адвентов, в немецких семьях дети поют песни и читают стихи. Слово Advent в переводе с латинского языка обозначает «начало». Существует легенда, что старец с таким именем в средее века за 4 недели до Рождества начинал благотворительную деятельность, помогал бедным, бездомным, обездоленным людям, особенно детям. До сих пор в Германии существует традиция во время АДВЕНТА посещать дома престарелых, приюты, детские дома, оказывать помощь всем нуждающимся.
Окошко 2 и второе задание: выбери из предложенных слов те, которые относятся к теме «Рождественские праздники в Германии».
Слайд №5. Tiger, Tannenbaum, Adventkalender, Oktober, Buch, Christkind, Advent, Heft, Fenster.
Слайд №5. Появляются правильные слова: Tannenbaum, Adventkalender, Christkind, Advent. (подарить пакет №2).
Открываем окошко 3 и третье задание — это загадка. Немецкие дети очень верят, что ночью 6 декабря, когда они спят, к ним в дом приходит один очень добрый святой, который дарит им подарки. Дети, ложась спать, ставят у дверей или у своих кроватей домашние туфельки, тапочки, а утром, проснувшись, с нетерпением и надеждой смотрят, что же подарил им этот святой. Как его имя?
Слайд №6. Nikolaus. (подарить пакет №3). Николауса считали в древности покровителем судоходства, торговли и ремесел. Обычный образ Святого Николая — это старый добродушный человек с длинной седой бородой, одетый иногда как епископ или монах. Но костюм его мог быть и другим: старое платье, цепь вокруг платья, в руках розги, а за плечами — большой мешок с подарками. Святой Николай интересовался у родителей о поведении детей. Выслушав ответ, он одаривал послушных детей орехами и сушеными фруктами, а непослушных бил розгами. Дети знают, что Святой Николай приходит не ко всем. Для того чтобы он пришел, нужно хорошо учиться, быть послушным, помогать родителям, не обижать друг друга
Открываем окошко 4 «Играем в снежки!»
Зима невозможна без снега. А из снега можно слепить красивые снежки. Давайте поиграем в снежки! А чтобы они получились, нужно из букв, которые есть в каждом снежке, составить слова по теме «Рождество».
Слайд №7. 1 снежок — A, n, t, v, d, e.
2 снежок — N, I, l, k, o, u, s, a.
3 снежок — K, l, a, n, e, r, d, e.
(подарить пакет №4).
Слайд №8. Advent, Nikolaus, Кalender.
Открываем окошко 5 «Загадка».
Символ немецкого Рождества вешается на дверь или ставится на стол. Если стоит на столе, то имеет 4 подсвечника. Свечи зажигаются не все сразу, а постепенно, по воскресеньям: за 4 воскресенья до рождества — первая свеча, спустя неделю — зажигают вторую свечу.Когда до рождества остается 2 недели - зажигают третью свечу, и, наконец, в канун праздника на столе горят все 4 свечи. Как называется этот рождественский символ?
Слайд № 9. Рождественский венок. (подарить пакет №5).
Рождественский венок обычно изготавливают в домашних условиях. В его изготовлении принимает участие вся семья. Венок плетеся из еловых веток, украшается красно-золотой лентой и имеет 4 свечи. Форма венка, без начала и конца, символизирует вечность, лента-красоту и богатство, а 4 свечи- четыре воскресенья до Рождества.
Открываем окошко №6.
31 декабря немцы отмечают Новый год. Как называется этот праздник по-немецки? Даны 2 буквы — первая и последняя.
Слайд №10. S . . . . . . . r.
Подставьте вместо пропущенных букв заглавные буквы следующих слов:
Igel
Limonade
Vater
Essen
Sonne
Torte
Ente
Соединив все буквы получаем слово Silvester. (подарить пакет № 6).
Ночь Святого Сильвестра ( Silvesterabend) считается священной ночью, как Рождество. У немцев существует легенда, что в эту ночь обязательно нужно было отпугивать злых духов, устраивая шумные шествия маскарадных персонажей, с фейерверками, грохотом.
Седьмое окошко и следущее задание:
Слайд №11 «Традиционные рождественские блюда».
В длинных змейках записаны слова, но они приклеились друг к другу. Отделите слова и назовите, какие кушанья есть на рождественском столе у немцев?
Ganssektschokoladeplatzchen (подарить пакет №7).
И вот открываем восьмое окошко и выполняем последнее задание.
Слайд №12.
Соедините стрелками дату в декабре. (Левый столбик) с названием праздника, который в это день отмечается(правый столбик).
6. Dezember Silvester.
24. Dezember Weihnachten
25. Dezember Nikolaustag
31. Dezember Heilige Abend
(подарить пакет №8).
Сочельник, то есть 24 декабря, его немцы называют святой вечер, в канун рождества (Heiliger Abend). В этот день убирают дворы и дома, пекут различную выпечку, пироги, готовят кушанья, украшают елку. Этот день — постный. А вот праздничная еда устраивается только после рождественской мессы, глубокой ночью. Самым важным кульминационным моментом всего сочельника является праздничный вечер в церквях и храмах Германии. Здесь перед алтарем устанавливается нарядная елка, вокруг которой собираются дети, пришедшие на рождественскую службу. Они вместе со взрослыми исполняют песню «Stille Nacht, heilige Nacht”. Давайте мы тоже споем ее.
Слайд №13. Текст песни.
- Stille Nacht, heilige Nacht,
alles schlaft, ein – sam wacht
nur das traute hoch heilige Paar,
hol der Knabe im lokigen Haar,
schlaf in himmlischer Ruh.
- Stille Nacht, heilige Nacht,
Hirten erst kund gemacht!
Durch der Engel Halleluja
tont es laut von fern und nah:
Christ, der Retter ist da!
- Stille Nacht, heilige Nacht!
Gottes Sohn, o wie lacht
Lieb aus deinem gottlichen Mund,
da uns schlagt die rettende Stund,
Christ, in deiner Geburt!
Заключительное слово: уважаемые коллеги! В перспективе планирую составить авторскую программу факультативного курса по теме «Традиции и обычаи немецкого народа» для учащихся 9 класса. Спасибо всем участникам!
Слайд №14. Спасибо за внимание!
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 |
«Stille Nacht, heilige Nacht»
Stille Nacht, heilige Nacht,
alles schlaft, ein – sam wacht
nur das traute hochheilige Paar,
hol der Knabe im lokigen Haar,
schlaf in himmlischer Ruh. (2 раза)
Stille Nacht, heilige Nacht,
Hirten erst kund gemacht!
Durch der Engel Halleluja
tont es laut von fern und nah:
Christ, der Retter ist da! (2 раза)
Stille Nacht, heilige Nacht!
Gottes Sohn, o wie lacht
Lieb aus deinem gottlichen Mund,
da uns schlagt die rettende Stund,
Christ, in deiner Geburt! (2 раза)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".
По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю опыт работы, результаты деятел...
Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.
Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....
Мастер- класс на тему "Приёмы и методы учебной деятельности на уроках химии в 8-11 классах"
Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю,...
Мастер-класса на тему: «Использование современных методов в развитии артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха и дыхательной гимнастики.»
Занятие – консультация по проведению артикуляционной гимнастики «Зачем язычку делать гимнастику?».Дыхательная гимнастика «Дышим правильно- говорим легко».Игра – пут...
Мастер - класс на тему:«Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического творческого мышления.Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение ...
Мастер-класс "Технология развития критического мышления. Методы работы с текстовыми источниками информации".
В мастер-классе продемонстрированы некоторые методические приемы технологии развития критического мышления,которые можно использовать на уроках. Это универсальные приемы, которые можно применять на уч...
Мастер-класс на тему "Использование современных методов обучения и воспитания при реализации ФООП. Комиксы-инновационный инструмент в воспитании обучающихся"
Цель-познакомить с возможностями применения комиксов в воспитательной деятельности...