Психолого-лингвистические особенности монологической речи
статья по немецкому языку на тему
В практике обучения иностранному языку приходится сталкиваться с таким явлением, когда учащийся не может сделать самостоятельное сообщение, состоящее из нескольких последовательных, связанных между собой фраз. Зачастую высказывания учащихся представляют собой либо односложные ответы на вопросы учителя, либо чисто формальное, хронологическое перечисление каких-то действий. Обучение монологической речи-чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня - парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому - то адресовано, даже если этот адресат - сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношениях его виды весьма специфичны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo_-_lingvisticheskie_osobennosti_monologicheskoy_rechi.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-лингвистические особенности монологической речи:
а) Психологическая характеристика монологической речи.
Говоря о коммуникативном развитии учащихся средних классов, следует отметить, что школьники недостаточно полно раскрывают связи между явлениями. Учащиеся владеют основами построения теоретических понятий и готовы к теоретическим обобщениям (это является важнейшим психологическим новообразованием этого возраста), в высказывании уже прослеживаются теоретические, абстрактные рассуждения, описание конкретных фактов, установление причинно-следственных связей между ними, нежели конкретные суждения, которые были свойственны для них на предыдущем этапе. Развивающее обучение школьника позволяет успешно формировать не только теоретическое мышление, но и рефлексию как способ речевой деятельности, в частности, рассуждение.
Наиболее привычным и доступным для данного возраста является решение коммуникативной задачи описания. В этот период монологическое описание выступает в качестве наиболее распространенной учебной задачи, решение которой неразрывно связано с оптимальными возможностями восприятия. Наиболее интересно оно развивается и совершенствуется именно в данном возрасте. Этот факт может быть учтен учителем иностранного языка как психологическое обоснование широкого использования образной наглядности: картинок, рисунков, предметов, игрушек как организации предметного плана высказывания.
Исследования методистов решения коммуникативных задач школьниками разных возрастных периодов показывают, что школьники среднего звена по целому ряду параметров уже дифференцируют такие коммуникативные речевые задачи, как описание и объяснение, с одной стороны, и доказательство и убеждение, с другой. Так, например, при необходимости решения двух последних задач они используют значительно больше слов, смысловых связей, выражающих причинность, чем при решении задач описания и объяснения. Использование ими причинности в высказывании свидетельствует о том, что учащиеся этого возраста понимают и осознают направленность доказательства и убеждения на вскрытие причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающей действительности.
Убеждение как коммуникативная задача отличается от других подобных задач, например, описания, объяснения, доказательства наибольшей коммуникативной направленностью на партнера общения. В силу особенностей своей речемыслительной деятельности они не могут в полной мере овладеть всеми структурными, содержательными и формальными (языковыми) компонентами убеждения. Способ решения данной задачи, представляющей самостоятельную трудность, не может стать объектом сознания школьника без специально организованного общения.
Характеризуя в целом уровень развития монологической речевой деятельности школьников на среднем этапе обучения, можно сказать, что в процессе обучения у них происходит усложнение, комбинирование и устного, и письменного высказывания. Одновременно, в связи с расширением словаря школьника увеличивается количество предложений в порождаемом тексте, общий объем высказывания. Речевые действия приобретают рефлексивный характер. Учащийся начинает самостоятельно рассуждать и управлять своими мыслительными операциями, осознавать существенные связи в высказывании.
Названные выше особенности коммуникативного развития школьника свидетельствуют о:
· естественной гетерохронности развития устных и письменных форм общения, т.е. опережении устного высказывания и понимания на слух;
· недостаточной сформированности всех речевых механизмов, в частности, осмысления;
· недостаточном уровне развития способов формирования мысли [11].
Сама мысль школьника не подчиняется еще целиком логическому плану ее изложения. Высказывания, особенно развернутые, часто бывают недостаточно логичны. В том же случае, когда ребенка целенаправленно учат орфографии, пунктуации, построению текстов, общению и т.д., он выявляет более высокий уровень развития во всех видах речевой деятельности.
Для более полного понимания психологической характеристики монологической речи нами была проведена сравнительная характеристика двух форм говорения, которая представлена в таблице 1[11].
Таблица 1
Психологическая характеристика говорения
Диалогическая речь | Монологическая речь |
1. Речь двух лиц | 1. Речь одного лица |
2. Спонтанная речь | 2. Речь подготовлена |
3. Диалог обусловлен ситуацией | 3. Монолог контекстен, понятен сам из себя |
4. Естественный диалог трудно смоделировать, запрограммировать | 4. Монолог продуман |
5. Диалог инициативен, активен, роли участников постоянно меняются | 5. Инициативен говорящий |
6. Наличие обратной связи | 6. Обратной связи нет, либо она не ярко выражена (бессловна) |
Таким образом, каждый учитель, выстраивая свою учебную программу должен непосредственно учитывать психологические особенности школьника на среднем этапе обучения, а также уровень развития его мыслительной деятельности.
б) Лингвистическая характеристика монологической речи.
Монологическое высказывание - это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать [5]. В лингвистическом плане усилия обучающего и обучаемого должны быть направлены на отработку правильности структурно-грамматического, лексического и стилистического построения, в экстралингвистическом - на соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, заданной ситуации, теме.
Под монологом мы понимаем организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории.
Это активный и произвольный вид речи, для осуществления которого говорящий должен иметь какую-то тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание или предложение, но и все сообщение в целом.
Производительность монологической речи предполагает умение избирательно пользоваться языковыми средствами адекватно коммуникативному намерению, а также некоторыми неязыковыми коммуникативными средствами выражения мысли (прежде всего интонацией).
Так, говорящий должен уметь отразить в своей речи, например, разную градацию утверждения, просьбу, приглашение, согласие, разных видов отказа, вопроса, таких эмоций, как предположение, неожиданность, опровержение и убеждение, конфликт и т.д.
Монолог, протекающий в форме беседы, выступления, доклада или лекции, приближаясь к ораторской речи, отличается усложненным синтаксисом и усложненными лексическими конструкциями. Здесь находят свое место такие экспрессивные средства, как повторы, риторические вопросы, восклицания, перебивы мыслей и ритма, вводные слова и предложения, эллипсы и др.
Проводя сравнительную характеристику лингвистических характеристик монологической и диалогической речи, мы выделили следующие отличия (таблица 2) [3].
Таблица 2
Лингвистическая характеристика говорения
Диалогическая речь | Монологическая речь |
1. Нейтральный или разговорный стиль | 1. Книжный, письменный стиль |
2. Свойственны разговорные штампы, клише. Преобладают вопросительные или повествовательные предложения | 2. Преобладают повествовательные предложения, сообщения, развернутые высказывания. Вопросы риторического характера. Повелительные предложения – как обращение к слушателям. |
3. Используются экстралингвистические средства (жесты, мимика) выражения | 3. Используются только лингвистические средства выражения |
4. Единица диалогической речи – диалогическое единство (реплика – посыл и реплика – ответ) | 4. Единица монологической речи- фраза или сверхфразовое единство. |
Таким образом, при всех указанных отличиях, формы устного общения обладают общими чертами – выполняют функцию общения, обмена мыслями и имеют общую основу – предложение.
В условиях естественного речевого общения монолог в чистом виде встречается редко, чаще всего он сочетается с элементами диалогической речи, являясь, по сути дела, монологом в диалоге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль навыков монологической речи. 8 класс
Данный материал может использоваться в качестве образца при контроле навыков монологической речи учащихся 8 классов....
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
Особенности монологической речи
Особенности формирования и развития монологической речи у детей с нарушениями слуха...
Особенности связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и методические рекомендации
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, в подходах к р...
Психолого-лингвистические основы диалога
В статье рассматриваются психолого-лингвистические и методические основы обучения иностранному диалогу младших школьников...
«Система коммуникативных заданий для развития монологической речи обучающихся 6 класса (на примере типа речи описания) в соответствии с КИМами»
Хочу представить коллегам систему заданий, которая поможет подготовить к написанию сжатого изложения и сочинения, а особенно - к устному собеседованию выпускников основной школы....