Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку на тему
Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка способствует развитию мотивации учения и патриотическому воспитанию обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kraevedcheskogo_materiala.docx | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка
В настоящее время растет значение иностранного языка в жизни общества. Цель предмета «Иностранный язык» - формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Но коммуникативный подход предполагает не только усвоение грамматических и лексических норм языка, но и усвоение культурных ценностей, норм поведения, знакомство с культурой, традициями и реалиями страны изучаемого языка. Доминирование же только иноязычной культуры в процессе обучения иностранным языкам может привести к тому, что обучающиеся окажутся неинтересными собеседниками для потенциальных зарубежных партнеров по общению. Необходимо научить их говорить о том, что их окружает, что им близко и дорого с детства. Поэтому перед преподавателем стоит важная задача разработки и применения на уроках немецкого языка краеведческого материала, что будет, несомненно, способствовать развитию мотивации изучения иностранного языка и формированию гражданственности и патриотизма у обучающихся. Многолетний опыт работы в системе СПО показывает, что обучающиеся имеют низкую мотивацию изучения иностранного языка и в частности, немецкого. Одним из средств повышения мотивации изучения немецкого языка является использование краеведческого материала на уроках. Практика показывает, что знания о своей стране и о регионе проживания используются в обучении иностранному языку фрагментарно и не систематично. Поэтому я использую следующий алгоритм применения краеведческого материала на уроках немецкого языка:
- включение в тематическое планирование тем, имеющих краеведческую направленность;
- разработку учебно- дидактических материалов по данным темам;
- использование на уроках немецкого языка различных технологий обучения: личностно ориентированной, информационной, проектной технологий и опережающего обучения;
- создание контрольно- измерительных материалов по данным темам;
В процессе преподавания стараюсь уделять внимание согласованию краеведческого материала с программой. Предметное содержание включает только те предметы речи, которые создают наиболее полное и разностороннее представление о регионе, его культурных ценностях, о его прошлом и настоящем.
№ п/п | Тема | Содержание краеведческого материала |
1. | Учеба. | Училище. Моя будущая профессия. |
2. 3. | Человек, здоровье, спорт. Город, деревня. | Выдающиеся спортсмены: С.Хоркина, Ф.Емельяненко. Наиболее популярные виды спорта на Белгородчине. Москва- столица нашей Родины. Белгород и его достопримечательности. Города, сёла и посёлки Белгородской области. Улицы и памятники, связанные с военными событиями на Бедгородчине ( Н.Ватутин, И.Апанасенко, А.Попов, ул.5 Августа и др.) |
4. | Природа и человек. | Климат, погода в России и в Белгородской области. Природа Белгородской области. Проблемы экологии в Белгородской области. |
5. | Культурные традиции. | Выдающиеся деятели искусств Белгородской области (С.Косенков С.Дегтярев, М.Щепкин, И. Чернухин,Е.Дубравный,Н.Сличенко, М.Эрденко), Музеи Белгорода и области. |
Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе изучения обучающиеся приобретают не знания основ наук, а формируют умения и навыки пользоваться иностранным языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Преподавание иностранного языка даёт преподавателю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности. В процессе работы я использую различные формы и методы проведения уроков, а также внеклассных мероприятий с использованием краеведческого материала. Так, например, при изучении темы «Город, деревня» обучающиеся готовят проекты о своем родном городе, посёлке, селе, а затем проводится обобщающий урок по теме «Путешествие по Белгородской области». Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Обучающиеся учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Совместная работа над проектом сплачивает обучающихся, растёт взаимопонимание, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранным языкам и культуре повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию учения.
Изучение темы «Выдающиеся деятели искусств Белгородской области» позволяет обучающимся узнать личности знаменитых земляков, достижения культуры, связь региональной культуры с культурой России и мира, познакомиться с наиболее значимыми памятниками литературы и искусства края. А также приобрести умения рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках, давать описание исторических событий и памятников истории, литературы и культуры, объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории белгородской области, культурным достижениям. Таким образом, у обучающихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности.
Широко используется краеведческий материал и во внеклассной работе. Изучение истории родного края было и остаётся важнейшим направлением в воспитании патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине. Так, например, в техникуме было проведено внеклассное мероприятие по теме «Героические страницы белгородских улиц», для проведения которого обучающиеся готовили проекты об улицах города, названных в честь освободителей Белгорода от немецко –фашистских захватчиков: А.Попова, И.Апанасенко, В.Шаландина, нашего земляка Н.Ватутина. При подготовке использовались методы проектного и опережающего обучения. Проведение данного мероприятия способствует нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся, помогает поддерживать интерес к истории родного края.
В целом, использование краеведческого материала на уроках немецкого языка способствует развитию личности обучающихся, расширению их кругозора, познавательного интереса к родному краю, а так же способствуют развитию коммуникативной компетенции обучающихся средствами иностранного языка.
Литература.
1.Белгород. Очерк о прошлом, настоящем и будущем города. Воронеж, 1969;
2.Герои огненных лет. Книга 3", Москва, 1978, с. 232-237
3.Шатило И. А. «Белгородский феномен». М., 2005 г., «СИ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование ИКТ на уроках немецкого языка
Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, ...
Использование ИКТ на уроках немецкого языка
методическая тема...
Использование ИКТ на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности по предмету
В статье рассматриваются формы и методы использования современных педтехнологий на уроках иностранного языка и во внеклассных мероприятих по предмету...
Использование ИКТ на уроках немецкого языка
Работа об использовании ИКТ на уроках немецкого языка...
Использование ИКТ на уроках немецкого языка
В основу использования на уроках иностранного языка мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и во...
Статья "Использование ИКТ на уроках немецкого языка"
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология — эт...
Использование дополнительных материалов по немецкому языку по теме «Киноискусство» в 11 классе
Материалы «Как называется фильм?» предназначены для осуществления контроля просмотрового чтения и обучения высказыванию оценочных суждений о просмотренных фильмах. Материал «Комиссар Рекс» может ...