Использование ИКТ на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку на тему
Работа об использовании ИКТ на уроках немецкого языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokakh_nemetskogo_yazyka.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно – коммуникативных технологий
на уроках немецкого языка
Выполнила
Круталева С. С.
учитель немецкого языка
МБОУ СОШ № 123
г.о. Самара
Содержание
Введение 3
1. Средства информационно – коммуникативных образовательных технологий и их образовательные возможности 6
2. Виды информационно – коммуникативных технологий на уроках иностранного языка 9
3. Формы работы с компьютерными обучающими программами в практической деятельности учителей иностранного языка школы № 123
г.о. Самара 11
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение 17
Введение
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является, как известно, формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию обучающихся, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности обучающихся.
В государственном образовательном стандарте по иностранному языку предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной компетенции в говорении, аудировании, письме, и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении. В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Обучающиеся должны овладеть продуктивными навыками и умениями, способностью варьировать и комбинировать изученный языковой материал в речи при решении конкретных коммуникативных задач в стандартных ситуациях общения.
Уровень сформированности коммуникативной компетенции в говорении зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами, а точнее разнообразными действиями с языковым материалом, приводящими к формированию умений и навыков, начиная от простейших до выработки прочных автоматизмов и сложных творческих умений.
Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является использование на уроках иностранного языка информационно-коммуникативных технологий. Эта тема представляется нам достаточно актуальной, так как использование выше названных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность процесса обучения за счет использования компьютерных и Интернет-ресурсов, но и стимулировать учащихся к самостоятельному изучению иностранного языка.
Проблема использования информационно-коммуникативных технологий вызывает живой интерес у педагогов и методистов. В последнее время появилось достаточное количество работ, посвященных вопросам разработки, как теоретической основы информатизации образовательного процесса, так и вопросам, касающимся отбора форм и методов обучения. Здесь следует отметить труды В.П.Беспалько, М.З.Биболетовой, Р.Вильемса, С.А.Войтко, Е.А.Нарышкиной, И.Н.Никитиной и других авторов. Тем не менее, попыток выработать универсальные методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий для организации личностно-ориентированного образовательного процесса в достаточной степени предпринято не было. В разработке таких рекомендаций заключается новизна предполагаемой работы.
Объект исследования – использование ИКТ.
Предмет исследования – средства использования ИКТ на уроках иностранного языка.
Цель - разработать средства использования информационно-коммуникативных образовательных технологий на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
1) проанализировать научную литературу по данной тематике;
2) провести анализ средств ИКТ с точки зрения формирования коммуникативных навыков учащихся, разработать практические рекомендации по использованию ИКТ на уроках иностранного языка;
3) определить виды ИКТ на уроках иностранного языка;
4) рассмотреть возможные формы работы с компьютерными обучающими программами.
1. Средства информационно – коммуникативных образовательных технологий и их образовательные возможности
Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающим для учащихся.
Дадим определение понятию «средства ИКТ». Средства информационно-коммуникативных технологий – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операцию по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [7].
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
• электронные энциклопедии и справочники,
• тренажеры и программы тестирования,
• образовательные ресурсы Интернета,
• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
• видео – и аудиотехника,
• научно – исследовательские работы и проекты.
При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.
Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед [5].
Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности [3].
Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:
• общекультурное развитие обучающихся;
• совершенствование навыков владения компьютером;
• совершенствование языкового уровня;
• создание благоприятного психологического климата;
• повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
• самоутверждение учащихся;
• возможность реализации индивидуализации обучения;
• реализация принципа обратной связи;
• большие возможности наглядного предъявления материала;
• исключение времени для написания материала на доске;
• экономия расходования материалов учителем;
• совершенствование процесса проверки работ учащихся;
• повышение авторитета учителя;
• сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;
• активизация навыков самостоятельной работы.
Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:
• от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
• от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
• от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
• от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.
Сегодня новые методики с использованием средств ИКТ противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя и применения ее на уроках в российской школе. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.
2. Виды информационно – коммуникативных технологий на уроках иностранного языка
Хотелось бы остановиться на наиболее часто используемых ИКТ на уроках иностранных языков:
Интернет – ресурсы
Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, страноведческий материал, зарубежную литературу т.д. На уроках иностранного языка Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими иностранными сверстниками [6].
Использование проектора
Какие же плюсы у проектора, в отличие от традиционных наглядных пособий?
1.Размеры изображения могут изменяться в зависимости от расстояния от проектора до экрана. Кроме того, изображение подсвечивается и воспринимается легче.
2.Учитель самостоятельно устанавливает время показа изображения, включая и выключая проектор. Таким образом, изображения появляется на экране только тогда, когда это необходимо.
3. Учитель может легко менять слайды, поэтому количество иллюстраций к подаваемому материалу может быть достаточно большим. Это способствует максимальному соответствию между рассказами лектора и наглядным изображением.
4.Демонстрация отдельных фаз развития динамических процессов позволяет учителю, опираясь на воображение ученика, использовать его возможность домыслить промежуточные этапы и т.п.
5. Слайды не занимают много места при хранении, а также не тускнеют с течением времени – ими можно пользоваться сколь угодно долго.
Компьютерная презентация
Компьютерная презентация, разработанная средствами PowerPoint - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
С использованием презентаций в программе PowerPoint мы проводим такие типы уроков:
1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;
2) уроки – иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов;
3) уроки – наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.
И последнее что необходимо отметить: используя слайд - фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала.
Электронные учебники
Достоинствами электронных учебников являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний – компьютерное тестирование.
Электронные словари
Электронный словарь соединяет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений.
Все современные электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения.
Чаще всего используются следующие словари:
1) промт (осуществляет перевод предложений с русского на немецкий; с немецкого на русский).
2) Онлайн словарь Rambler
3) Онлайн словарь Lingvo
4) Онлайн словарь Мультитран
3. Формы работы с компьютерными обучающими программами
в практической деятельности учителей иностранного языка
школы № 123 г.о. Самара
Рассмотрим возможные формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка:
I. Изучение лексики. Этапы работы, с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.
1 этап – введение лексики. На данном этапе, используя демонстрационный компьютер, выбираем автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие слова по теме. Параллельно учителем либо диктором произносятся данные слова с переводом. Затем в таком же режиме производится работа с модельными фразами.
2 этап – отработка произношения и закрепление лексики. На данном этапе учитель или ученик переключает программу с автоматического режима в обычный, щелкает мышкой, наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. Учитель в данной ситуации имеет возможность подойти к любому ученику и прослушать его произношение. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. При формировании пар желательно слабого ученика посадить с сильным.
3 этап – контроль изученной лексики. Если в классе один компьютер, он используется как демонстрационный. Задания могут быть следующих форматов: Укажите правильный ответ перевода. Какое из написанных слов является лишним по смыслу. Выберите самую подходящую фразу к данному слову. Выберите самый неподходящий ответ на данную реплику. Если учащиеся имеют возможность работать за компьютером индивидуально, то они могут выбирать задания, исходя из своего уровня знаний данного материала.
II. Отработка произношения. Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы ученик повторяет за диктором, и на экране появляется графическое изображение звука диктора и ученика, при сравнении которых, видны все неточности. Ученик стремиться добиться графического изображения произнесенного звука максимально приближенного к образцу.
III. Обучение письму. Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание иностранных слов и освоение клавиатуры. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре иностранных слов и предложений.
IV. Отработка грамматических явлений. Все обучающие программы, так или иначе, предусматривают отработку определенных грамматических структур. Этапы работы по отработке грамматических явлений включают в себя: знакомство с грамматическим материалом, закрепление, контроль знания данного материала.
1 этап – знакомство с новым грамматическим материалом. Учитель сначала представляет новую форму на демонстрационном компьютере, комментируя и обращая внимание на основные моменты. Например, при объяснении новой видовременной формы, необходимо подчеркнуть: в каком случае данная форма используется, как она образуется, слова – подсказки, исключения из правила. Затем ученикам предлагается либо выписать ключевые моменты, позволяющие им лучше понять данный материал, либо скопировать в специальную папку.
2 этап – закрепление. Учитель повторяет правило, обращая внимание учеников на основные пункты, предлагая учащимся сравнить то, что записано у них с его записями. Затем предлагаются упражнения на закрепление данной грамматической структуры. Если в кабинете всего один компьютер, то его можно использовать для демонстрации упражнений, а ученики могут работать в тетрадях.
3 этап – контроль. Может осуществляться как в виде тестов, так и в виде контрольных работ. Можно использовать различные виды упражнений, обращая внимание на поуровневый подход. Необходимо отметить, что использование компьютеров на данном этапе значительно облегчает работу педагога, и, что самое важное, исключает личностную оценку. Кроме этого, при наличии в кабинете всего одного компьютера, проверочную работу можно проводить постепенно, приглашая по одному учащемуся, в то время как другие ученики занимаются другим видом деятельности.
Для своих уроков мы используем следующие образовательные Интернет – ресурсы:
1. Fundamentals of German class.uh.edu/mcl/fll/Germ/
2. BBC languages bbc.co.uk/languages/german/
3. Deutsch-lernen deutsch-lernen.com/
4. www.studygerman.ru
5. www. goethe.de
6. www.deutschesprache.ru
7. www. daf.report.ru
8. Deutsch Online vk.com/deutschonline
Заключение
Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать выводы о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.
ИКТ обучения на уроках иностранного языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку и эффективностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Воронеж: Издательство НПО“МОДЭК”, 2002.
- Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы // Иностранные языки в школе. – 1999. - №3. – С. 3-4.
- Вильямс Р. Компьютеры в школе / Пер. с англ., Общ. ред. и вступ. ст. В.В.Рубцова. - М.: Прогресс, 1988.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений] – М.: Акадамия, 2007.
- Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [учебно-методическое пособие] / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006.
- Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 4. – С. 54-59.
7. Cайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.: ил.
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Тема урока Тип урока | “Путешествие по сказке”, урок №8 , тема в УМК Бим И. Л. “Шаги:2” – “Was unsere deutschen Freunde alles in der Schule machen” Обобщение и систематизация знаний |
Предмет /возраст учащихся | Немецкий язык. 6 класс |
Программное обеспечение | мультимедийный проектор, программные средства, компьютер |
Дидактический материал | Карточки с вопросами для парной работы, опоры по временам глагола, разрезные тексты, карточки для индивидуальной и групповой работы |
Наглядные пособия | Презентация в POWER POINT Универсальные (компьютер, проектор, экран) |
Межпредметные связи | Немецкий язык, информатика |
Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний учащихся лексического (школа, расписание уроков, предметы) и грамматического (Präteritum – прошедшее повествовательное время) материала по теме;
- использование лексико-грамматического материала для решения коммуникативных задач.
Задачи урока:
- повторить лексику “Школа, расписание уроков, названия предметов”;
- повторить и использовать прошедшее повествовательное время Präteritum в ситуациях общения;
- организовать работу над аутентичным текстом “Золушка”
- развивать самостоятельность и творческую активность учащихся при решении коммуникативных задач;
- развивать у учащихся умение работать в коллективе;
- развивать умение презентовать и оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей;
Ожидаемый результат:
- усвоение лексического и грамматического материала по теме,
- подготовка к итоговому тестированию по теме к следующему уроку.
Организационная структура урока
Структура | Этап 1 (введение в тему, погружение в “легенду”) | Этап 2 (устный опрос учащихся, работа с карточками: вопрос-ответ) | Этап 3 (работа над грамматическим материалом на основе текста) | Этап 4 (подведение итогов урока) |
Цель | Введение в коммуникативную ситуацию – легенду “Появление гостьи – Золушки” | Активизация лексики по теме, Организация диалогового общения | Систематизация и использование грамматического материала (прошедшее повествовательное время, спряжение глаголов в претеритум) в различных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме) | Подведение итогов урока |
Длительность этапа | 5 минут | 5 минут | 30 минут | 5 минут |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Презентация учителя Слайд 2 Построение ассоциограммы к слову “Золушка” | Выполнение заданий по карточкам, слайд -контрольная карта Слайд 3,4 | Слайд – задания по тексту и контрольные карты, просмотр видеофрагментов Слайд 5-13 | ___________ |
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная | Парная | Индивидуальная, групповая, парная | Анализ проделанной за урок работы, оценивание своей работы |
Функции преподавателя на данном этапе | Лектор, координатор рассуждений учащихся | Координатор рассуждений учащихся | Слушатель, эксперт, консультант | Подведение итогов Оценивание |
Основные виды деятельности преподавателя | Демонстрация презентации, комментарии к презентации | Координация рассуждений учеников | Прослушивание информации, проверка правильности оформления сообщения | Подведение итогов Оценивание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование ИКТ на уроках немецкого языка
Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, ...
Использование ИКТ на уроках немецкого языка
методическая тема...
Использование ИКТ на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности по предмету
В статье рассматриваются формы и методы использования современных педтехнологий на уроках иностранного языка и во внеклассных мероприятих по предмету...
Использование ИКТ на уроках немецкого языка
В основу использования на уроках иностранного языка мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и во...
Статья "Использование ИКТ на уроках немецкого языка"
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология — эт...
Использование скороговорок на уроках немецкого языка ( из опыта работы)
Скороговорки помогают в постановке произношения учащихся. Так же их можно использовать для повышения уровня устного немецкого....
Использование мультфильмов на уроках немецкого языка (немецкий, как второй иностранный) для стимулирования интереса к обучению
Хочу поделиться своим опытом, как мне удалось повысить интерес учащихся к изучению немецкого языка....