Изучение немецкого языка как второго иностранного во внеурочной деятельности. Удалкова Татьяна Ивановна.
статья по немецкому языку на тему
"Слабые" и "тяжелые" стороны при изучении немецкого языка как второго во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nemetskiy_yazyk_kak_vtoroy_inostrannyy.docx | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение немецкого языка как второго иностранного во внеурочной деятельности
ПЛАН
I. Внеурочная деятельность - важная часть процесса воспитания и образования школьников.
II. Направления внеурочной деятельности, цели и задачи.
III. Виды внеурочной деятельности.
IV. Немецкий как второй иностранный.
V. «Легкие» и «тяжелые» стороны второго языка.
VI. Методы и приемы, используемые при обучении второму иностранному языку.
I. Внеурочная деятельность - важная часть процесса воспитания и образования школьников.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. Стратегия воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития школьников и на уроке и во внеурочной деятельности – прежде всего, через реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания здоровья как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования . Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Воспитание в школе должно осуществляться в процессе совместной деятельности взрослых и детей и детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми жизненно необходимых ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все ее виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.). В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процесс
Внеурочная деятельность– это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Обучающимся предоставляется возможность выбора из предложенных широкого спектра занятий по интересам ,внеурочную деятельность, направленную на развитие ученика. Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и направляется на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения.
II. Направления внеурочной деятельности, цели и задачи.
Направления внеурочной деятельности:
1 Спортивно-оздоровительное
2 Художественное
3 Научно- познавательное
4 Гражданско - патриотическое
Цель внеурочной деятельности.
Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, достижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
Одни из задач внеурочной деятельности это:
-обеспечить выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
-определить организацию внеурочной деятельности
-разработать модель организации внеурочной деятельности учащихся, как части общего уклада школьной жизни;
-эффективное использование имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
III. Виды внеурочной деятельности.
1. Игровая- Ролевая игра Деловая игра Социально моделирующая игра.
2. Познавательная - Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады. Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей- клуб.
3. Проблемно- ценностное общение Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов.
4. Досугово- развлекательная - Культпоходы в театры, музеи (досуговое общение) концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.).
5. Художественное творчество - Кружки художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции школьников в окружающем школу социуме.
6. Социальное творчество - (социально преобразующая добровольческая деятельность) Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми) КТД (коллективно-творческое дело) Социальный проект.
7. Занятия по конструированию - кружки технического творчества, домашних ремесел Трудовые десанты, сюжетно-ролевые- продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого Детско-взрослое образовательное производство.
8. Спортивно- оздоровительная деятельность - Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме.
9. Туристско- краеведческая деятельность - Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Туристский поход, краеведческий клуб Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей.
IV. Немецкий как второй иностранный.
В качестве научно-познавательной деятельности во внеурочное время в нашей школе ведется изучение немецкого языка, как второго иностранного в 5 классе. Чем это обусловлено? В первую очередь- это желание и интерес учащихся и их родителей.
С каждым годом наблюдается интенсификация сотрудничества между Россией и Германией в коммерческой и профессиональной жизни, увеличением личной мобильности, расширением контактов с немецкой культурой, возможностью обмениваться учениками и учителями.
Немецкий язык является типично вторым иностранным языком. Как показывает практика, трое из четырех, изучающих немецкий язык как(ИЯ2)), изучали английский язык в качестве первого иностранного языка и могут использовать полученный опыт, знания, умения и навыки, которые могут быть перенесены во второй иностранный язык и значительно облегчить его изучение.
Уже давно ни у кого не возникает вопроса, зачем вообще человеку знать иностранные языки. Важность знания английского языка не вызывает никаких сомнений - это международный язык и в бизнесе, и в политике; с английским языком можно учиться в зарубежных вузах, заводить новые знакомства по всему миру, понимать англоязычные фильмы, песни, книги. Предлагая для изучения иностранный язык, школы обычно поддерживают связи с соответствующими странами, организуют обмены, устраивают международные конференции и семинары, школьникам предоставляется возможность поехать в страну изучаемого языка. Все чаще при приеме на работу знание английского даже не обсуждается, работодатель требует также знание второго языка. Занятия иностранным языком имеют не только обучающую цель, но и развивающую – тренируют память, расширяют кругозор, знакомят с иной культурой. Поэтому даже если этот язык ребенок не будет использовать в будущем, уроки второго языка не окажутся бесполезными.
Чтобы учащиеся с удовольствием занимались иностранным языком, занятия должны быть интересными. И это задача учителя, а родители со своей стороны, должны поддерживать этот интерес – поощрять участие ребенка в соответствующих мероприятиях, проводимых внутри школы: концерты на иностранном языке, школьные обмены, издание школьной газеты на разных языках Очень важно, чтобы ребенок видел, что этот язык – средство общения многих людей, а не только предмет в школе. Кроме того, для подростков (а именно в этом возрасте обычно начинается изучение второго иностранного) важно выделиться, и редкий язык может быть одним из поводов для этого.
V. «Легкие» и «тяжелые» стороны второго языка.
Полиглоты отмечают, что самый трудный язык – первый, а все остальные даются легче. Во многих языках есть похожие слова, часто схожи грамматические конструкции. Например, если ребенок понял в английском языке такую категорию как определенный и неопределенный артикль (которая отсутствует в русском), то в немецком языке эта тема будет освоена намного быстрее.
Кроме того, в каждом языке есть свои «легкие» стороны. Где-то проще грамматика, где-то правила чтения, где-то произношение.
Уже в начале изучении второго иностранного языка учащиеся убеждаются, что немецкий и английский языки имеют много общего:
1) латинский шрифт;
2) в области словаря и словоупотребления;
3) в структуре простого предложения (наличие глагола-связки);
Deutsch | ___ | English |
Mein Name ist Miller. | My name is Miller. | |
Sie ist krauk. | She is ill. | |
Er spriсht Deutsch. | He speaks German. |
4) в образовании временных форм (от трех основных форм глагола и использование вспомогательного глагола haben = to have);
Deutsch | ___ | English |
Kommen - kam – gekommen | come - came - come | |
Bringen - brachte-gebracht | bring - brought - brought | |
Sprechen - sprach – gesprochen | speak - spoke - spoken |
модальные глаголы;
müssen - must, to have to
können - can, to be able to
dürfen - may, to be allowed to
wollen - to want/wish to , be intended to
sollen - to be supposed to
mögen - to like to
употребление артиклей;
the Clown = der Clown (m)
a clown = ein Clown
the car = das Auto (n)
a car = ein Auto
the garage = die Garage (f)
a garage = eine Garage
Чтобы систематизировать знания, можно составить следующую таблицу:
Der unbestimmte Artikel | ___ | Der bestimmte Artikel |
The indefinite article | the definite article | |
ein clown | der Clown | |
a/an ein Baby | the das Baby | |
eine Hostess | die Hostess |
глаголы с отделяемыми приставками;
aufstehen: | ___ | get up: |
Ich stehe gleich auf. | I'll get up in a minute. | |
Stehst du gleich auf? | Will you get up soon? | |
Wann stehst du auf? | When will you get up? | |
Steh auf! | Get up! |
употребление относительных местоимений в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными;
Einige Relativpronomen | ___ | Some relative pronouns |
Singular, Personen | Persons (Singular) | |
die Frau, die… | the woman, | |
der Mann, der… | the man, who… | |
das kind, das… | the child, | |
Plural, Personen | Persons (Plural) | |
Die Leute, die… | the people, who… | |
Singular, Sachen | Things (Singular) | |
die Kiste, die… | the box, | |
der Ball, der… | the ball, that/which… | |
das Auto, das… | the car, | |
Plural, Sachen | Things (Plural) | |
die Spielsachen, die… | the toys, that/which… |
повелительное наклонение;
I | ___ | II |
Höre | das Gespräch! | |
Listen to | the conversation! | |
Denk an | deine Frau! | |
Think of | your wife! | |
Helft | euren Freunden! | |
Help | your friends! |
будущее время;
I will buy… | ___ | Ich werde … kaufen. |
will = werden |
образование Perfekt со вспомогательным глаголом haben.
I have done. | ___ | Ich habe getan. |
You have asked. | Du hast gefragt. | |
She has explained. | Sie hat erklärt. и т.д. |
Все это может служить опорой при овладении немецким языком как вторым иностранным, особенно на начальном этапе обучения.
Эффективную помощь оказывает большое количество слов, узнаваемых при зрительном восприятии: интернационализмы, заимствования, например: die Donau, der Norden, der Süden, der Osten, der Westen, der Chef, die Ziffer, der Laborant, der Elektriker, der Soziologe, der Reporter и т.д. Предметом для сопоставления может служить и социокультурная информация.
VI. Методы и приемы, используемые при обучении второму иностранному языку.
Какие же методы и приемы я использую при обучении немецкому, как второму иностранному?
Самое первое и важное условие успеха – постараться, чтобы занятия не превратились в общепринятые уроки, чтобы усвоение чужого языка происходило непроизвольно, в игре, и основным мотивом этих занятий было бы не нужно, а интересно и весело.
1. Одним из эффективных средств развития интереса к изучению иностранного языка является использование игр на уроке (ролевых, сюжетных, языковых, дидактических). Игра служит средством обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений
2 Использование наглядных пособий – рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большую роль в обучении иностранному языку. Их применение на уроке вносит разнообразие в учебный процесс, даёт учащимся возможность визуально представить то, о чём говорится в той или иной ситуации.
3. Использование песен на уроке повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию ребёнка, развитию его музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость. Музыка и пение помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения.
4 Одним из эффективных приёмов обучения иностранному языку является использование стихотворений и рифмовок. Их можно применять в фонетической зарядке, при предъявлении лексики, при изучении грамматики,
5.Чтобы снять усталость и повысить работоспособность учащихся, очень полезно проводить на уроках так называемые физкультминутки. Хоровое проговаривание речёвок, рифмовок, небольших стихотворений должно быть неотъемлемой частью физкультминуток.
6 Большой интерес у учащихся при обучении немецкому языку как второму иностранному вызывает работа над проектами. В данный момент мы работаем над двумя проектами: мы пишем «Das Buch uber mich» и готовим инсценированный отрывок из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».
Литература: 1. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Под редакцией академика РАО А. А. Миролюбова.
2. Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения Г.Н. Лебедева, Москва, Глобус, 2008 г.
3. Учебник для 5 класса И. Л. Бим, Л.И.Рыжова,
«Немецкий язык. Первые шаги» Москва, «Просвещение», 2011г.
- Увлекательные игры на уроках немецкого языка В. Г. Якимкина, Москва, Дрофа, 2007 г.
- Письма находят друзей. Е.И.Пассов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность по немецкому языку как второму иностранному.
В работе описаны цели и задачи проектной деятельности, а также примерные темы по классам и параллелям....
Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1
Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...
Рабочая программа «Немецкий язык как второй иностранный» для 8 класса к УМК "Немецкий язык" 7-8 класс авторов Н. Д. Гальсковой, Л. Н. Яковлевой.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 7-8 классов по немецкому языку как второму иностранному.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 7-8 классов по немецкому языку как второму иностранному. Программа рассчитана на 2 года, предусматривает допонильные знания, умения и навыки д...
Изучение немецкого языка как второго иностранного на базе английского языка
Проектная работа по изучению немецкого языка как второго иностранного на базе английского. Рассматривается лексическое, грамматическое и фонетическое сходство двух иностранных языков....
Особенности изучения немецкого языка как второго иностранного
В статье рассматриваются возможности сопоставления английского и немецкого языков для облегчения изучения немецкого языка как второго иностранного....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по французскому языку как второму иностранному для внеурочной деятельности в д/о «Юные франкофоны»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо французскому языку как второму иностранному для внеурочной деятельности в д/о «Юные франкофоны»...