Здоровьесберегающие технологии
статья по немецкому языку на тему

Здоровьесберегающие технологии на уроках

                                                                   немецкого языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ss.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Статья:  «Здоровьесберегающие технологии на уроках

                                                                   немецкого языка»  

Одна из целей образования учащихся – предоставление им возможности получать положительный опыт участия в самых разнообразных видах оздоровительной деятельности и расширение их кругозора. Любовь  к занятиям представляет собой состояние, достигаемое путем стремления к наиболее полной реализации жизненных возможностей во всех аспектах своего существования – социальном, психическом, духовном и физическом. Основой этого динамичного многопланового состояния является хорошее здоровье. Для полноценной жизни необходимы следующие компоненты: умственная активность и любознательность, положительные эмоциональные ощущения, осмысленные взаимоотношения с другими учащимися, осознание общественных проблем и участие в их решении, физические способности для энергичных действий, направленных на достижение личных целей. На современном этапе деятельность  школы сконцентрировались на здоровье учащихся, ее возможностях организовать качественное обучение, развитие и воспитание  детей  без ущерба для физического и душевного здоровья. Реализация этой стратегии на всех  уровнях – от программно-нормативного до технологического позволяет подойти к решению и двух других важнейших задач: воспитанию культуры здоровья школьников и сохранению здоровья педагогов. Все это  может быть достигнуто путем реализации в школах здоровьесберегающих технологий, которые использует здоровьесберегающая коррекционная педагогика.   Оздоровительное значение физических упражнений определяется многими факторами, в частности состоянием здоровья, правильной ориентацией в выборе двигательных действий, направленных на улучшение функционального состояния основных физиологических систем, уровнем развития двигательно-координационных качеств, характером и особенностями профессиональной деятельности, а также склонностями, интересами, социально-экономическими условиями жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу  здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов и, как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию  ее воздействия на здоровье учащихся и преподавателей.  

Основное, что обрела  современная школа за последние годы и что является причиной для оптимизма в области здоровьесберегающей педагогики, - стремление  к перестройке своей работы с учетом приоритета сохранения и укрепления здоровья учащихся, понимание того, что  существует система управления здоровьем школьников, реализуемая в первую очередь педагогическим коллективом школы. Путь приобщения  преподавателей к здоровьесберегающей педагогике  представлен следующим образом:

  • поиск путей исправления ситуации; признание своей ответственности за результаты этой работы;
  • ознакомление и овладение современными здоровьесберегающими технологиями ;
  • перестройка своей работы в соответствии с полученными знаниями;
  • активное участие в работе всей школы по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики.  

          Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. На своих уроках для организации благоприятного климата, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых использую элементы здоровъесберегающих технологий. Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.  Немецкий язык в средней школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.   Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Во избежание усталости учащихся на уроке должна происходить смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.  Для этого, прежде всего, стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Поэтому при планировании уроков включаю зарядки-релаксации. Цель их – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо новым, необычным.  Релаксация может быть проведена на любом этапе урока. Перед учениками можно не ставить цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освободить учащихся на короткое время от умственного напряжения. Если необходимо запомнить материал, то срабатывает механическая память. И запоминание происходит легко.

 Имитационная игра  Цель: эмоциональный настрой.  Учащиеся стоят лицом друг к другу.

Ich gebe dir meine linke (rechte) Hand (протягивают друг другу поочередно руки)

Und einen dicken Kuss dazu (округляют губки)

Ich mag dich (кладут руку на сердце)

Wie ein Elefant (показывают большие уши слона)

So gross! (тянутся вверх)  

Und immer zu! (обнимают друг друга/ пожимают друг другу руки)

  Задания такого рода способствуют воспитанию внимания, чувства музыкального ритма, темпа, правильного речевого дыхания и артикуляции.

Geisterhaus

Mein Haus hat vier Ecken

(дети рисуют в воздухе квадрат)

Geister sich verstecken

(руки за спиной)

in diesen vier Ecken

(указательными пальцами

 рисуют квадрат в воздухе)

Ich öffne die Fenster

(движение руками как

при открывании окна)

weg sind die Gespenster.

(изобразить с помощью

 рук приведение)

Die Sonne

Groß ist die Sonne

Hell und warm ihr Schein.

(дети изображают в воздухе солнце)

Keiner könnte ohne Sonne sein.

Eine dicke Wolke

hat sie zugesetzt.

(руками закрывают лицо)

Doch schon ruft sie:

„Da bin ich.

Ich hab mich nur versteckt.“

(руки от лица прячут за спину)

 

Wettermassage

Es tröpfelt,

es regnet,

es donnert,

es blitzt!

Es nieselt,

es hagelt,

Schauer,

Sturm,

Sonnenschein.

  1. Дети на столе пальчиками показывают эти явления природы.
  2. Можно вызвать желающего. Дети показывают на его спине осадки, а он старается отгадать.

Der Regen

Es nieselt, es tröpfelt, (тихо постукиваем кончиками пальцев по столу)

es regnet, es gießt, (кладем кончики пальцев на стол и стучим чаще и громче)

es hagelt, (хлопаем в ладоши)

es donnert (стучим кулаком по столу)

und alle Leute laufen weg. (прячем руки за спину)

Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках проектной работы снижает нагрузку учащихся по домашней работе; разноуровневые задания способствуют повышению здоровья учащихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок, позволяет избежать монотонности на уроке.  Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно – тематическому планированию.  На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.  

Песня на уроке – хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать веселые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Guten Tag! Guten Tag!

Hallo! Wie geht´s?

Danke, prima, gut.

Tschüs! Auf Wiedersehen!  

Klatsch in die Hände,

klap-klap-klap.

Klatsch in die Hände

Eins, zwei, drei!

Stampf mit den Füßen,

trap-trap-trap.

Stampf mit den Füßen

Eins, zwei, drei!

Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления. Например, проговаривание скороговорок в разных темпах и разной интонацией (весело/грустно, быстро/медленно, тихо/громко) заставляет функционировать речевой аппарат в рамках изучаемого языка.  

Als Anna abends alles aß, aß Anna abends Ananas.

Blaukraut bleibt Blaukraut, Brautkleid bleibt Brautkleid.

Fünf fleißige Fischer fangen fünf fette Fische.

Eine lange Schlange ringlet sich um eine lange Stange … usw.

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы можно использовать подвижные и пальчиковые игры. Они помогают созданию внутренней наглядности, необходимой для представления на занятии определенной ситуации, синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке. Как известно, движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Простые движения рук снимают умственную усталость, помогают снять напряжение с губ. С помощью пальчиковой гимнастики можно улучшить произношение многих звуков. А это  очень важно, так как говорение, наряду с аудированием, является наиболее важным видом речевой деятельности на начальном этапе обучения иностранному языку.  

Das ist der Daumen,

der schüttelt die Pflaumen,

der liest sie auf,

der trägt sie heim,

und der kleine isst sie ganz allein.

(согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их,

начиная с большого пальца)

Ладони прижаты друг к другу.

 Похлопываем пальчик о пальчик,

 начиная с мизинца.

Mutter, Mutter  (мизинчики)

Was? Was? Was? (безымянные)

Gäste kommen.  (средние)

Gut      (указательные)        

Und was?   (большие)

Morgen, Morgen  (чмокающие движения губами)

Перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнения на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание – глубокое, медленное сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач. Упражнение проводится по команде учителя: «Atmen ein! Atmen aus!»

После продолжительного зрительного напряжения очень хорошо, например, следующее упражнение. В руке перед глазами держим карандаш или ручку (близкий объект). В качестве дальнего объекта может быть сам учитель, стоящий перед классом. В течение одной минуты по команде учителя (Seht (bitte) auf mich, (jetzt) – auf den Kugelschreiber) дети быстро переводят взгляд с близкого объекта на удаленный. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения, очень благоприятно действуя на глаза при близорукости слабой степени.

Можно также добавить другое упражнение для глаз. Дети выполняют следующие движения глазами: сначала вверх, вниз, затем направо, налево.  

Для разнообразия занятий, можно предложить передать содержание стихов, рифмовок, песен в рисунках. Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать мелом, фломастером. Рисование развивает творческое воображение, зрительную память, а также координацию движений пальцев и кистей рук.  

Punkt, Punkt …

Punkt, Punkt, Komma, Strich-

fertig ist nun das Gesicht.

Körper, Arme, Beine dran-

fertig ist der Hampelmann.

Hände, Füße und ein Hut.

Ist der Hampelmann nicht gut?!

Punkt, Punkt, Komma, Strich

fertig ist das Mondgesicht.

Ein Paar Ohren, wie die Möhren,

einen Hals, wie Schmalz,

einen Bauch, wie Rauch,

ein Paar Beine, wie ‘ne Sechs,

fertig ist die alte Hex!

Проговаривание хором рифмованного текста, сопровождая его жестами.


Katrin                                                                                  

Katrin nimmt mit:

Eine Tafel Schokolade,

eine Flasche Limonade,

drei Bonbons und einen Ball,

 Bleistift auf jeden Fall,

einen Luftballon, ein Bärchen.

Ist sie nicht ein braves Mädchen?  

Der kleine Matrose 

Ein kleiner Matrose

umsegelte die Welt.

Er liebte ein Mädchen

und hatte kein Geld.

Das Mädchen wollt sterben

Und wer war schuld daran?

Der kleine Matrose

in seinem Liebeswahn.

 

Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. На уроках часто предлагаю учащимся периодически постоять. Смена позы благотворно сказывается на работоспособности.

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...