Элективный курс по немецкому языку "Страноведение"
элективный курс по немецкому языку (10 класс) по теме
Элективный курс «Страноведение» направлен на дальнейшее развитие и совершенствование сформированной в основной школе иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех её составляющих: речевого, языкового, компенсаторного и учебно-познавательного аспектов, а также овладение учащимися культуро – страноведческой компетенцией, в состав которой входит: знание реалий, т.е. слов, обозначающих предметы национально-материальной культуры; знание страны изучаемого языка, складывающееся из страноведческих сведений, затрагивающих самые различные стороны жизни Германии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_stranovedenie.docx | 32.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Грачёва Людмила Юрьевна,
высшая квалификационная категория,
ЯНАО, посёлок Харп,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Харпская средняя общеобразовательная школа»
немецкий язык
Утверждено МС
МОУ «Харпская СОШ»
Протокол № 2 от 20.09.2012г.
Программа элективного курса
по немецкому языку
«Страноведение »
Для учащихся: 10 – 11 классов
Объём курса: 136 часов
Автор:
Грачёва Людмила Юрьевна
учитель немецкого языка
высшей квалификационной
категории
п. Харп
2012г.
Пояснительная записка
Наше государство становится всё более открытым, входя на правах партнёра в мировое сообщество. Благодаря расширению и качественному изменению характера международных связей происходит интернационализация всех сфер жизни нашего общества, которое нуждается в людях, владеющих иностранным языком. При этом и сами люди испытывают потребность в овладении тем или иным иностранным языком, связывая это с возможностью лучшего трудоустройства, профессионального роста, с другими жизненно-важными ценностями.
Задачи гуманизации и гуманитаризации школьного образования, возможность самостоятельного определения администрацией образовательных учебных заведений объема содержания и профиля среднего образования вызвали необходимость профильной языковой подготовки, в частности, преподавания нового элективного курса «Страноведение». Он, наряду с другими элективами данного профиля, ориентирован на продолжение образования в языковом и другом специализированном Вузе, либо на использование немецкого языка в различных сферах трудовой деятельности сразу после окончания школы.
Языковые знания необходимы учащимся для того, чтобы осуществлять общение с носителями другого языка, которое невозможно без усвоения основ чужой культуры. В центре интерактивного процесса общения оказываются представители двух разных культур со своими образами национальных картин мира, с особенностями менталитета, с предвзятостями и предубеждениями. При наличии таких взаимообуславливающих факторов процесс понимания возможен лишь при наличии диалога двух культур.
Необходимость в изучении такого курса значительной группой учащихся подкреплена опросом, а также желанием старшеклассников и их родителей социализировать учебный процесс, сделать его практико-ориентированным (подготовка к централизованному тестированию, ЕГЭ, тестовому контролю в Вузах), а личность учащегося – социально-мобильной на фоне перехода общеобразовательной школы на профильное обучение.
Элективный курс «Страноведение» направлен на дальнейшее развитие и совершенствование сформированной в основной школе иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех её составляющих: речевого, языкового, компенсаторного и учебно-познавательного аспектов, а также овладение учащимися культуро – страноведческой компетенцией, в состав которой входит: знание реалий, т.е. слов, обозначающих предметы национально-материальной культуры; знание страны изучаемого языка, складывающееся из страноведческих сведений, затрагивающих самые различные стороны жизни Германии – её местонахождение, географические и природные особенности, история, основные города и их достопримечательности, политический строй, национальные традиции и праздники, достижения в области науки, техники, политики, экономики, искусства, образования, особенности быта и повседневной жизни народа; события прошлого и настоящего этой страны, её выдающиеся представители в области литературы, искусства, политики, экономики.
Особенностью данного курса является то, что он даёт возможность учителю планировать учебный процесс, исходя из реальных потребностей учащихся, предоставляет большую самостоятельность в организации педагогического процесса с учётом конкретных условий работы и особенности контингента учащихся, даёт возможность проявить творческий подход и стимулировать самостоятельность школьников.
Данный электив рассчитан на наличие не менее 2-х часов в неделю в течение двухлетнего срока обучения и содержит два блока: теоретический и практический: 10 класс (68 часов) и 11 класс (68 часов). Соотношение часов теории и практики определяется учителем в тематическом планировании.
Работа по данному элективному курсу будет проводиться по учебникам: «Практический курс немецкого языка. Страноведение » (авторы А. Попов и Н.Д. Дианова, Москва, «Иностранный язык», 2001 год) и «Страноведение. Германия» (автор Н.А. Коляда, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 год). Эти учебные пособия практического и страноведческого характера сочетают в себе серьёзный и систематический подход к изучению немецкого языка и формированию социокультурной компетенции. Они содержат большой объём материал об истории, искусстве, литературе, музыке, праздниках и обычаях Германии. Каждый урок имеет лексические разработки, текст, страноведческую информацию, сведения по словообразованию и словоупотреблению, большое количество разнообразных лексико-грамматических и речевых упражнений.
Данные пособия дополняют друг друга, включают в себя материал, необходимый для обеспечения организации творческой речевой деятельности. Материал, составляющий основу данных учебных пособий плюс дополнительные источники – расширяют программные требования овладения немецким языком.
Основой требований данного элективного курса является образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку, профильный уровень, а также программные требования для школ с углублённым изучением иностранного языка (И.Л. Бим, рекомендовано МО РФ, М. «Просвещение», 2008 г).
В дидактическом плане эффективная работа по этой программе требует наличия тесного взаимодействия между учителями, преподающими немецкий язык, как учебный предмет, и учителями, которые ведут другие спецкурсы по данному языку.
Постановка целей и отбор содержания обучения страноведению осуществлялись с позиции реального использования языка как в условиях непосредственной коммуникации, в том числе и с носителями языка, так и в ситуациях опосредствованного обучения.
Цели и задачи элективного курса:
- Развитие и воспитание у школьников познавательных способностей, интеллектуальных умений, ценностных ориентаций, эмоционально-оценочного отношения к миру.
- Обеспечение личностного и профессионального самоопределения учащихся, их социальной адаптации.
- Приобретение опыта творческой и поисковой деятельности, формирование активной позиции школьника как субъекта межкультурного взаимодействия.
- Формирование у учащихся представлений о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире.
- Усиление междисциплинарной связи между иностранным языком как учебным предметом и иностранным языком как средством познания при изучении других предметов в контексте изучения прошлого, настоящего и будущего европейской цивилизации.
- Формирование и совершенствование иноязычной языковой компетенции.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения спецкурса «Страноведение» ученик должен
знать и понимать:
- значение новых лексических единиц, связанных с тематикой спецкурса и соответствующими ситуациями общения;
- языковой материал, обслуживающий ситуации общения в рамках новых тем базового курса языка и профильно-ориентированных;
Уметь:
- рационально организовать свою учебную деятельность;
- применять информационные умения;
- использовать справочный материал (школьные толковые и двуязычные словари, иллюстрированные словари, лингвострановедческие словари и справочники по немецкому языку) для решения информационных и коммуникативных задач учебного общения;
- собирать, систематизировать и интерпретировать культуроведческую информацию;
- понимать значение неизученных языковых средств на основе лингвистической и контекстуальной догадки;
- уметь выбирать коммуникативно-приемлемые речевые стратегии и невербальные средства, сопутствующие речевому поведению в ситуациях диалогического и монологического общения с носителями языка различного возраста и социального статуса (в рамках изучаемой социокультурной тематики)
- читать, понимать и осмысливать содержание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в содержащуюся в них информацию в зависимости от задач чтения;
- передавать содержание прочитанного ( с непосредственной опорой на текст или без неё);
- использовать различные средства схематизации текстовой информации
( таблицы, схемы, алгоритмы, диаграммы);
- выразить своё мнение, оценку;
- понимать на слух основное содержание аутентичных текстов;
- письменно оформить и передать информацию;
- использовать перевод с иностранного языка на родной как профессионально-ориентированное умение;
- грамматически правильно оформлять иноязычную речь, не допуская ошибок, препятствующих речевому общению.
- Быть способным участвовать в учебных проектах по культуроведческой тематике.
Содержания
спецкурса «Страноведение» (немецкий язык)
- Land und Leute (Страна и население)
- Landschaft und Natur (Природные условия)
- Naturräumliche Gliederung (Ландшафт)
- Deutsche Flüsse und Wasserstraßen (Реки и водные магистрали страны)
- Grundlinien deutscher Geschichte (Основные этапы истории Германии)
- Die Reformation und der Große Deutsche Bauerkrieg (Реформация и крестьянская война)
- Der Dreißigjährige Krieg (Тридцатилетняя война)
- Zeitalter des Absolutismus ( Эпоха самодержавия)
- Die französische Revolution und die Befreiungskrieg (Французская революция и освободительная война)
- Das Wiener Kongress (Венский конгресс)
- Die Revolution von 1848 (Революция 1848 года)
- Das Bismarckreich (Империя при Бисмарке)
- Der erste Weltkrieg (Первая мировая война)
- Die Weimarer Republik (Веймарская республика)
- Die faschistische Diktatur und der 2. Weltkrieg ( Фашистская диктатура и 2-ая мировая война)
- Reichenstellungen nach 1945 (Положение после 1945 года)
- Vom Niedergang der DDR zur deutschen Einheit (Период падения ГДР и становление немецкого единства)
- Staatlicher Aufbau (Государственное устройство)
- Die deutschen Bundesländer (Федеральные земли Германии )
- Schleswig – Holstein
- Hamburg
- Niedersachsen
- Bremen
- Mecklenburg – Vorpommern
- Brandenburg
- Berlin
- Sachsen – Anhalt
- Nordrhein – Westfalen
- Hessen
- Thüringen
- Sachsen
- Rheinland – Pfalz
- Der Saarland
- Baden – Würtemberg
- Bayern
- Bildungswesen (Система образования)
- Die Deutschen, die man kennen muß (Великие люди Германии)
- Kulturelles Leben (Культурная жизнь страны)
- Die Literatur (Литература)
- Das Musikleben (Музыка)
- Das Theater (Театр)
- Die bildenden Künste (Изобразительное искусство)
- Museen, Ausstelungen (Музеи, выставки)
- Der Film (Киноискусство)
- Feste und Bräuche in Deutschland (Праздники и обычаи Германии)
- Deutschland und seine Nachbarländer (Германия и соседние с неё государства)
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
I. | Страна и люди | ||
1 | Страна, население, региональные различия | 2 | 1 |
Природные условия | |||
2 | Ландшафт, реки и водные магистрали | 1 | 2 |
Основные этапы истории Германии | |||
3 | Реформация и крестьянская война | 1 | 1 |
4 | Тридцатилетняя война | 1 | 1 |
5 | Эпоха самодержавия | 1 | 1 |
6 | Французская революция и освободительная война | 1 | 1 |
7 | Венский конгресс. Революция 1848 года | 1 | 1 |
8 | Империя при Бисмарке. Первая мировая война. | 1 | 1 |
9 | Веймарская республика | 1 | 1 |
10 | Фашистская диктатура и 2-я мировая война | 1 | 1 |
11 | Положение после 1945 года | 1 | 1 |
12 | Период падения ГДР и становление единого государства. | 1 | 1 |
13 | Тест | 1 | |
Государственное устройство | |||
14 | Основной закон. Конституционные органы. | 1 | 1 |
15 | Партии и бундестаг. Система выборов | 1 | 1 |
Федеральные земли Германии | |||
16 | Шлезвиг - Гольштейн | 1 | 1 |
17 | Гамбург | 1 | 1 |
18 | Нижняя Саксония | 1 | 1 |
19 | Бремен | 1 | 1 |
20 | Мекленбург – Передняя Померания | 1 | 1 |
21 | Бранденбург | 1 | 1 |
22 | Берлин | 1 | 1 |
23 | Саксония – Анхальт | 1 | 1 |
24 | Северный Рейн – Вестфалия | 1 | 1 |
25 | Гессен | 1 | 1 |
26 | Тест | 1 | |
27 | Саксония | 1 | 1 |
28 | Тюрингия | 1 | 1 |
29 | Рейнланд - Пфальц | 1 | 1 |
30 | Саар | 1 | 1 |
31 | Баден - Вюртемберг | 1 | 1 |
32 | Бавария | 1 | 1 |
33 | Тест | 1 | |
34-35 | Резерв. (используется по усмотрению учителя) | 4 | |
Итого | 30 | 38 |
Дополнительная литература
- А.А. Попов, Н.Д. Дианова «Практический курс немецкого языка. Страноведение», Москва, «Иностранный язык», 2001 год.
- Н.А. Коляда «Страноведение. Германия», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 год.
- А.В. Овчинникова, А.Ф. Овчинников «Deutschland im Überblick», Москва, «Иностранный язык», 2000 год.
- Г.Б. Воронина, Л.М. Карпова «Zeit, Deutsch zu lernen», Москва, «ИЛБИ», 1999 г
- Е.К. Голованова «Экспресс – курс изучения немецкого языка», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001 год.
- Л.А. Лысакова, Е.М. Карпова «Немецкий язык для абитуриентов», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 год.
- Т.К. Тимофеева «Курс немецкого языка», Киев, «Комета», 1993 год.
- Л.З. Якушина, А.В. Емельянова « Учебник немецкого языка», Москва, «Высшая школа», 1979 год.
- Н.В. Пономарёв «Гуманитаризация образования и концепция интегративного курса по страноведению», Иностранный язык в школе, 1996 год, № 2
- Deutsch. Еженедельное приложение к газете « Первое сентября »,
Москва, 1997-1998 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов по немецкому языку
Элективный курс « Введение в практику делового общения на немецком языке» ориентирован на использование учебного пособия «Введение в практику делового общения на немецком языке: от понимания к действи...
Прграмма элективного курса по немецкому языку для 9 класса " Что мы называем нашей Родиной?"
Факультативный курсстроится как углубленное изучение страноведческих знаний по предмету; у учащихся повышается интерес к предмету и расширяется кругозор и словарный запас; углубляются знания учащихс...
Einführung in die Journalistik (Введение в журналистику): Элективный курс на немецком языке. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) и школ с углублённым изучением немецкого языка.
Курс „Einführung in die Journalistik“ («Введение в журналистику») является прикладным профориентационным элективным курсом для филологического профиля (со специализацией в области иностранных языков),...
Элективный курс по немецкому языку «Деловой немецкий» в 9 классе
Элективный курс по немецкому языку «Деловой немецкий» в 9 классе...
элективный курс по немецкому языку "Немецкий в фокусе" для 10-11 классов
Программа элективного курса рассчитана на 2 часа в неделю для учащихся, изучающих немецкий как второй иностранный язык....
Элективный курс по немецкому языку "Говорим по-немецки"
Элективный курс по немецкому языку "Говорим по-немецки" рассчитан на 34 недельных часа и предназначен для 6-7 кл....
Рабочая программа элективного курса по немецкому языку «Гид – переводчик по родному краю» для 9-11 классов общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением немецкого языка.
В современном мире востребованность знания иностранного языка очевидна для всех, но каждому он необходим в той или иной степени. Данный курс предназначен для учащихся, проявляющих к иностр...