Элективный курс по немецкому языку "Страноведение"
элективный курс по немецкому языку (10 класс) по теме

Грачёва Людмила Юрьевна

Элективный курс «Страноведение» направлен на дальнейшее развитие и совершенствование сформированной в основной школе иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех её составляющих: речевого, языкового, компенсаторного и учебно-познавательного аспектов, а  также овладение учащимися  культуро – страноведческой компетенцией, в состав которой входит: знание реалий, т.е. слов, обозначающих предметы национально-материальной культуры; знание страны изучаемого языка, складывающееся из страноведческих сведений, затрагивающих самые различные стороны жизни Германии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_stranovedenie.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Грачёва Людмила Юрьевна,

высшая квалификационная категория,

ЯНАО, посёлок Харп,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Харпская средняя общеобразовательная школа»

немецкий язык

Утверждено МС                                        

МОУ «Харпская СОШ»                        

Протокол № 2 от 20.09.2012г.                    

Программа элективного курса

по немецкому языку

«Страноведение »

         Для учащихся:   10 – 11 классов

                        Объём курса:      136 часов

                                                      Автор:

                                                  Грачёва Людмила Юрьевна

                                                     учитель немецкого языка

                                                  высшей квалификационной    

категории                                      

                                                       

п. Харп

2012г.

Пояснительная записка

Наше государство становится всё более открытым, входя на правах партнёра в мировое сообщество. Благодаря расширению и качественному изменению характера международных связей происходит интернационализация всех сфер жизни нашего общества, которое нуждается в людях, владеющих иностранным языком. При этом и сами люди испытывают потребность в овладении тем или иным иностранным языком, связывая это с возможностью лучшего трудоустройства, профессионального роста, с другими жизненно-важными ценностями.

Задачи гуманизации и гуманитаризации школьного образования, возможность самостоятельного определения администрацией образовательных учебных заведений объема содержания и профиля среднего образования вызвали необходимость профильной языковой подготовки, в частности, преподавания нового элективного курса «Страноведение». Он, наряду с другими элективами данного профиля, ориентирован на продолжение образования в языковом и другом специализированном Вузе, либо на использование немецкого языка в различных сферах трудовой деятельности сразу после окончания школы.

Языковые знания необходимы учащимся для того, чтобы осуществлять общение с носителями другого языка, которое невозможно без усвоения основ чужой культуры. В центре интерактивного процесса общения оказываются представители двух разных культур со своими образами национальных картин мира, с особенностями менталитета, с предвзятостями и предубеждениями. При наличии таких взаимообуславливающих факторов процесс понимания возможен лишь при наличии диалога двух культур.

Необходимость в изучении такого курса значительной группой учащихся подкреплена опросом, а также желанием старшеклассников и их родителей социализировать учебный процесс, сделать его практико-ориентированным (подготовка к централизованному тестированию, ЕГЭ, тестовому контролю в Вузах), а личность учащегося – социально-мобильной на фоне перехода общеобразовательной школы на профильное обучение.

Элективный курс «Страноведение» направлен на дальнейшее развитие и совершенствование сформированной в основной школе иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех её составляющих: речевого, языкового, компенсаторного и учебно-познавательного аспектов, а  также овладение учащимися  культуро – страноведческой компетенцией, в состав которой входит: знание реалий, т.е. слов, обозначающих предметы национально-материальной культуры; знание страны изучаемого языка, складывающееся из страноведческих сведений, затрагивающих самые различные стороны жизни Германии – её местонахождение, географические и природные особенности, история, основные города и их достопримечательности, политический строй, национальные традиции и праздники, достижения в области науки, техники, политики, экономики, искусства, образования, особенности быта и повседневной жизни народа; события прошлого и настоящего этой страны, её выдающиеся представители  в области литературы, искусства, политики, экономики.

Особенностью данного курса является то, что он даёт возможность учителю планировать учебный процесс, исходя из реальных потребностей учащихся, предоставляет большую самостоятельность в организации педагогического процесса с учётом конкретных условий работы и особенности контингента учащихся, даёт возможность проявить творческий подход и стимулировать самостоятельность школьников.

Данный электив рассчитан на наличие  не менее 2-х часов в неделю в течение двухлетнего срока обучения и содержит два блока: теоретический и практический: 10 класс (68 часов) и 11 класс (68 часов). Соотношение часов теории и практики определяется учителем в тематическом планировании.

Работа   по   данному   элективному курсу   будет    проводиться по учебникам: «Практический курс   немецкого   языка.   Страноведение »  (авторы А. Попов  и  Н.Д. Дианова,  Москва, «Иностранный язык», 2001 год)    и  «Страноведение.  Германия» (автор  Н.А. Коляда, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 год). Эти  учебные пособия практического и страноведческого характера сочетают в себе серьёзный и систематический  подход к изучению немецкого языка и формированию социокультурной компетенции. Они содержат большой  объём материал об истории, искусстве, литературе, музыке, праздниках и обычаях Германии. Каждый урок имеет лексические разработки, текст, страноведческую информацию, сведения по словообразованию и словоупотреблению, большое количество разнообразных лексико-грамматических и речевых упражнений.

Данные пособия дополняют друг друга, включают в себя материал, необходимый для обеспечения организации творческой речевой деятельности. Материал, составляющий основу данных учебных пособий плюс дополнительные источники – расширяют программные требования овладения немецким языком.  

Основой требований данного элективного курса является образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку, профильный уровень, а также программные требования для школ с углублённым изучением иностранного языка (И.Л. Бим, рекомендовано МО РФ, М. «Просвещение», 2008  г).  

В дидактическом плане эффективная работа по этой программе требует наличия тесного взаимодействия между учителями, преподающими немецкий язык, как учебный предмет, и учителями, которые ведут другие  спецкурсы по данному языку.      

Постановка целей и отбор содержания обучения страноведению осуществлялись с позиции реального использования языка как в условиях непосредственной коммуникации, в том числе и с носителями языка, так и в ситуациях опосредствованного обучения.

Цели и задачи элективного курса:

  • Развитие и воспитание у школьников познавательных способностей, интеллектуальных умений, ценностных ориентаций, эмоционально-оценочного отношения к миру.

  • Обеспечение личностного и профессионального самоопределения учащихся, их социальной адаптации.

  • Приобретение опыта творческой и поисковой деятельности, формирование активной позиции школьника как субъекта межкультурного взаимодействия.

  • Формирование у учащихся представлений о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире.

  • Усиление междисциплинарной связи между иностранным языком как учебным предметом и иностранным языком как средством познания  при изучении других предметов в контексте  изучения прошлого, настоящего и будущего европейской цивилизации.

  • Формирование и совершенствование иноязычной языковой компетенции.

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения спецкурса «Страноведение» ученик должен

 знать и понимать:

  1. значение новых лексических единиц, связанных с тематикой спецкурса и соответствующими ситуациями общения;
  2. языковой материал, обслуживающий ситуации общения в рамках новых тем базового курса языка и профильно-ориентированных;

Уметь:

  1. рационально организовать свою учебную деятельность;
  2. применять информационные умения;
  3. использовать справочный материал (школьные толковые и двуязычные словари, иллюстрированные словари, лингвострановедческие словари и справочники по немецкому языку) для решения информационных и коммуникативных задач учебного общения;
  4. собирать, систематизировать и интерпретировать культуроведческую информацию;
  5. понимать значение неизученных языковых средств на основе лингвистической и контекстуальной догадки;
  6. уметь выбирать коммуникативно-приемлемые речевые стратегии и невербальные средства, сопутствующие речевому поведению в ситуациях диалогического и монологического общения с носителями языка различного возраста и социального статуса (в рамках изучаемой социокультурной тематики)
  7. читать, понимать и осмысливать содержание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в содержащуюся в них информацию в зависимости от задач чтения;
  8. передавать содержание прочитанного ( с непосредственной опорой на текст или без неё);
  9. использовать      различные     средства     схематизации   текстовой   информации    

      ( таблицы, схемы, алгоритмы, диаграммы);

  1. выразить своё мнение, оценку;
  2. понимать на слух основное содержание аутентичных текстов;
  3. письменно оформить и передать информацию;
  4. использовать перевод с иностранного языка на родной как профессионально-ориентированное умение;
  5. грамматически правильно оформлять иноязычную речь, не допуская ошибок, препятствующих речевому общению.
  6. Быть способным участвовать в учебных проектах по культуроведческой тематике.

Содержания

спецкурса «Страноведение» (немецкий язык)

  1.  Land und Leute (Страна и население)
  2.  Landschaft und Natur (Природные условия)
  • Naturräumliche Gliederung  (Ландшафт)
  • Deutsche Flüsse und Wasserstraßen  (Реки и водные магистрали страны)
  1. Grundlinien deutscher Geschichte  (Основные этапы истории Германии)
  • Die Reformation und der Große Deutsche Bauerkrieg (Реформация и крестьянская война)
  • Der Dreißigjährige Krieg (Тридцатилетняя война)
  • Zeitalter des Absolutismus ( Эпоха самодержавия)
  • Die französische Revolution und die Befreiungskrieg (Французская революция и освободительная война)
  • Das Wiener Kongress (Венский конгресс)
  • Die Revolution von 1848  (Революция 1848 года)
  • Das Bismarckreich (Империя  при Бисмарке)
  • Der erste Weltkrieg (Первая мировая война)
  • Die Weimarer Republik (Веймарская республика)
  • Die faschistische Diktatur und der 2. Weltkrieg ( Фашистская диктатура и 2-ая мировая война)
  • Reichenstellungen nach 1945 (Положение после  1945 года)
  • Vom Niedergang der DDR zur deutschen Einheit (Период падения ГДР и становление немецкого единства)
  1. Staatlicher Aufbau  (Государственное устройство)
  2. Die deutschen Bundesländer  (Федеральные земли Германии )
  • Schleswig – Holstein
  • Hamburg
  • Niedersachsen
  • Bremen
  • Mecklenburg – Vorpommern
  • Brandenburg
  • Berlin
  • Sachsen – Anhalt
  • Nordrhein – Westfalen
  • Hessen
  • Thüringen
  • Sachsen
  • Rheinland – Pfalz
  • Der Saarland
  • Baden – Würtemberg
  • Bayern
  1. Bildungswesen  (Система образования)
  2. Die Deutschen, die man kennen muß  (Великие люди Германии)
  3. Kulturelles Leben  (Культурная жизнь страны)
  • Die Literatur  (Литература)
  • Das Musikleben  (Музыка)
  • Das Theater  (Театр)
  • Die bildenden Künste (Изобразительное искусство)
  • Museen, Ausstelungen (Музеи, выставки)
  • Der Film  (Киноискусство)
  1. Feste und Bräuche in Deutschland  (Праздники и обычаи Германии)
  2.  Deutschland und seine Nachbarländer   (Германия и соседние с неё государства)

Календарно – тематическое  планирование

Тема

Количество часов

Теория

Практика                        

I.

Страна и люди

1

Страна, население, региональные различия

2

1

Природные условия

2

Ландшафт, реки и водные магистрали

1

2

Основные этапы истории Германии

3

Реформация и крестьянская война

1

1

4

Тридцатилетняя война

1

1

5

Эпоха самодержавия

1

1

6

Французская революция и освободительная война

1

1

7

Венский конгресс. Революция 1848 года

1

1

8

Империя при Бисмарке. Первая мировая война.

1

1

9

Веймарская республика

1

      1

10

Фашистская диктатура и 2-я мировая  война

1

1

11

Положение после 1945 года

1

1

12

Период   падения ГДР и становление единого государства.

1

1

13

Тест

1

Государственное устройство

14

Основной закон. Конституционные органы.

1

1

15

Партии и бундестаг. Система выборов

1

1

Федеральные земли Германии

16

Шлезвиг - Гольштейн

1

1

17

Гамбург

1

1

18

Нижняя Саксония

1

1

19

Бремен

1

1

20

Мекленбург – Передняя Померания

1

1

21

Бранденбург

1

1

22

Берлин

1

1

23

Саксония – Анхальт

1

1

24

Северный Рейн – Вестфалия

1

1

25

Гессен

1

1

26

Тест

1

27

Саксония

1

1

28

Тюрингия

1

1

29

Рейнланд - Пфальц

1

1

30

Саар

1

1

31

Баден - Вюртемберг

1

1

32

Бавария

1

1

33

Тест

1

34-35

Резерв. (используется по усмотрению учителя)

4

Итого

30

38

Дополнительная литература

  1. А.А. Попов, Н.Д. Дианова «Практический курс немецкого языка. Страноведение», Москва, «Иностранный язык», 2001 год.
  2. Н.А. Коляда «Страноведение. Германия», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 год.
  3. А.В. Овчинникова, А.Ф. Овчинников «Deutschland im Überblick», Москва, «Иностранный язык», 2000 год.
  4.  Г.Б. Воронина, Л.М. Карпова «Zeit, Deutsch zu lernen», Москва, «ИЛБИ», 1999 г
  5. Е.К. Голованова «Экспресс – курс изучения немецкого языка», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001 год.
  6. Л.А. Лысакова, Е.М. Карпова «Немецкий язык для абитуриентов», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 год.
  7. Т.К. Тимофеева «Курс немецкого языка», Киев, «Комета», 1993 год.
  8. Л.З. Якушина, А.В. Емельянова « Учебник немецкого языка», Москва, «Высшая школа», 1979 год.
  9. Н.В. Пономарёв «Гуманитаризация образования и концепция интегративного  курса по страноведению», Иностранный язык в школе, 1996 год, № 2
  10.  Deutsch.  Еженедельное  приложение  к   газете  « Первое  сентября »,

 Москва, 1997-1998 год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов по немецкому языку

Элективный курс « Введение в практику делового общения на немецком языке» ориентирован на использование учебного пособия «Введение в практику делового общения на немецком языке: от понимания к действи...

Прграмма элективного курса по немецкому языку для 9 класса " Что мы называем нашей Родиной?"

Факультативный курсстроится как углубленное изучение страноведческих знаний по предмету; у учащихся повышается интерес к предмету и расширяется кругозор и словарный запас; углубляются знания учащихс...

Einführung in die Journalistik (Введение в журналистику): Элективный курс на немецком языке. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) и школ с углублённым изучением немецкого языка.

Курс „Einführung in die Journalistik“ («Введение в журналистику») является прикладным профориентационным элективным курсом для филологического профиля (со специализацией в области иностранных языков),...

Элективный курс по немецкому языку «Деловой немецкий» в 9 классе

Элективный курс по немецкому языку «Деловой немецкий» в 9 классе...

элективный курс по немецкому языку "Немецкий в фокусе" для 10-11 классов

Программа элективного курса рассчитана на 2 часа в неделю  для учащихся, изучающих немецкий как второй иностранный язык....

Элективный курс по немецкому языку "Говорим по-немецки"

Элективный курс по немецкому языку "Говорим по-немецки" рассчитан на 34 недельных часа и предназначен для 6-7 кл....

Рабочая программа элективного курса по немецкому языку «Гид – переводчик по родному краю» для 9-11 классов общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением немецкого языка.

В современном мире востребованность знания иностранного языка очевидна для всех, но каждому он необходим в той или иной степени. Данный курс  предназначен для учащихся, проявляющих к  иностр...