Приемы работы с грамматикой на этапе подготовки к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по немецкому языку (11 класс) по теме
Данная методическая работа представляет собой краткое изложение наиболее часто встречающихся трудностей в грамматике немецкого языка, изучаемых в старших классах школы, и задач для учителя для того, чтобы учащиеся смогли преодолеть данные трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на секции" Лексика и грамматика" в АППОСпб | 35.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Бунева Марина Николаевна
Учитель немецкого языка
ГБОУ школа-№606
Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Приемы работы с грамматикой на этапе
подготовки к ЕГЭ
Выступление в АППО на Конференции
«Технологии подготовки к ГИА и ЕГЭ по
иностранным языкам»
Секция: Лексика и грамматика
- Иностранный язык стал языком международной коммуникации, а в условиях расширенных экономических и культурных связей России востребован его деловой аспект, столь необходимый для представителей самых разных профессий
- Грамотная коммуникация не может быть осуществлена без знаний правил иностранного языка как в разговорной, так и в письменной речи
- Являясь компонентами разных видов речевой деятельности, грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами эти виды речевой коммуникации.
Грамматические умения и навыки в процессе обучения должны давать учащимся возможность:
- использовать основные грамматические модели при построении устных высказываний
- грамматически корректно составлять письменные сообщения, эссе
- анализировать тексты с точки зрения их грамматической структуры и употребления тех или иных грамматических форм;
- аналитически осмысливать некоторые сложные вопросы в грамматике
- узнавать грамматические конструкции на слух при аудировании
- учащиеся старших (10– 11) классов, когда уже нужно начинать подготовку к серьезным тестовым видам контроля в форме ЕГЭ, в основном, ознакомлены с целым рядом грамматических явлений в области морфологии и синтаксиса и умеют применять их на практике
- Поэтому на старшем этапе:
- рассматриваются более сложные грамматические явления и структуры
- доминирует расширение словарного запаса
- повторяютя основные грамматические темы и явления, которые входят в Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по иностранному языку
- В учительской практике используется дифференцированный подход при предъявлении того или иного грамматического явления как без объяснения правил, так и с подробным их объяснением
Задачей учителя на данном этапе является
- практиковать учащихся для эффективного выполнения заданий ЕГЭ по немецкому языку
- осуществить баланс всех языковых навыков, необходимых для экзамена в области лексики и грамматики, чтения, письма и аудирования (Grammatik und Wortschatz, Lesen, Schreiben und Horverstehen)
- тренировать в выполнении упражнений в рамках экзаменационных технологий
- регулярно осуществлять контроль навыков
- оказывать своевременную помощь при
- возникающих трудностях
- указывать на ошибкоопасные места того или иного грамматического явления
- повторить правила немецкой орфографии и пунктуации, в связи с проведенной в Германии
- реформой орфографии
Ознакомившись с результатами итогов Единого государственного экзамена по немецкому языку за предыдущие годы и проанализировав наиболее часто встречающиеся ошибки, учитель должен так построить свои уроки, чтобы дети имели возможность повторить наиболее часто встречающиеся грамматические трудности немецкого языка. А это соответственно:
- падежные окончания имен существительных, имен прилагательных и личных местоимений
- формы множественного числа имен существительных
- изменение корневой гласной у сильных глаголов
- временные формы глаголов
- степени сравнения имен прилагательных
- структуры сложносочиненного и сложноподчиненного предложений
- управление немецких глаголов
- местоименные наречия
- и многое другое в соответствии с Кодификатором для ЕГЭ по немецкому языку
Для тренировки, автоматизации и контроля грамматических навыков учитель может использовать следующие типы упражнений:
- аналитические (напр. составление таблиц по образцу, где нужно систематизировать, предположим, или имена существительные по грамматическим родам, или указать ряды глаголов, или степени сравнения имен прилагательных и т.д.)
- рециптивные: для повторения на слух, заучивания необходимых форм и структур, проводя грамматические «разминки» (так закрепляется в немецком языке выражение ich moechte, ich wuerde – без подробного объяснения грамматической конструкции)
- упражнения, необходимые для преодоления межъязыковой и внутриязыковой интерференции, т.е. ошибок. обусловленных влиянием родного или иностранного языков (напр.,в немецком языке это касается грамматического рода Географических названий)
- репродуктивные – на закрепление и автоматизацию грамматических навыков( напр., «Вставьте глаголы в нужной форме с управлением» и т.д.)
- продуктивные, т.е.свободные (коммуникативно-ориентированные),т.е. когда учащиеся не только выполняют какое-то грамматическое задание, но и используют затем эти предложения в какой-либо ситуации (напр., в соответствии с предложенным образцом –нужно не только выполнить грамматическое задание или перифраз, но и придумать ситуации к фразам)
-очень нравятся детям игровые упражнения, задачей которых является формирование у учащихся лексико-грамматических навыков и овладением правилами употребления конкретных языковых единиц.Таких упражнений чрезвычайно много:например, для тренировки грамматического материала:
Упражнение «Уикенд»: раздаются рисунки или фотографии( дети могут сами принести свои заготовки из дома).На рисунках изображены Fahrkarten oder Flugtickets, Ruecksaеcke oder Reisetaschen, Landkarte, Lebensmittel usw. И учащиеся должны ответить на вопросы, поставив глаголы, (которые указаны в Infinitiv) в прошедшее время.
Was hast du am Wochenende gemacht? – Ich habe …(lesen)
Oder hast du Buecher gelesen? – Nein, ich habe Musik .. (hoeren) usw.
Или всем хорошо известная игра «Снежный ком».
Как правило, учитель начинает игру, а дети затем по очереди повторяют за ним слова, фразы или предложения.
Например , я делаю так при изучении темы Reisevorbereitungen: Ich nehme fuer die Reise einen …. und….(ученик повторяет то, что сказал учитель и т.д.)
В данной игре повторяется не только лексика, но и винительный падеж имен существительных, а если это задание усложнить именами прилагательными, то и склонение имен прилагательных
- всевозможные тестовые задания для контроля изученности того или иного грамматического явления
В настоящий момент тестирование прочно вошло в педагогическую практику.А впервые контроль в виде тестирования был использован в 1864 году Дж.Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся Тесты в процессе обучения иностранному языку рассматривали разные исследователи. Но типологию тестов разработал А.Дейвис.
В арсенале учителя могут быть различные грамматические тесты, которые безусловно существуют в единстве с лексикой того или иного иностранного языка, поэтому они чаще называются в методической литературе «Лексико-грамматические тесты»
1.Тест с пропусками (Ergaenzungstest)
В таком тесте пропуски заполняются либо словами, которые уже даны в скобках и их нужно выбрать по смыслу; либо слова даны, но нужно изменить форму слов, либо слова не указаны и нужно самим заполнить пропуски по смыслу и в соответствующей грамматической форме.
а) Unter dem Apfelbaum ….die schoene Imgard und ich …neben sie.Der Opa…in dem grossen runden Sessel,ans andere Ecke des Tisches ….Peter.( необходимо выбрать соответственно глаголы:sitzen(wo?) или sich setzen (wohin?) В данном лексико-грамматическом тесте учащиеся повторяют формы глаголов (в том числе и возвратных), а выбор глагола обусловлен управлением глагола, т.е. повторяются падежи: дательный и винительный (Dativ(wo?) , Akkusativ (wohin?)
в) или такого рода задание:
…… du hier nachlesen? KOENNEN
Учащиеся в соответствии с нужной грамматической формой глагола и ,согласовав его с подлежащим, изменяют глагол до правильной формы KANNST
2. Тест на выбор правильного ответа из числа
предложенных вариантов (Wahltest/ multiple choice)
В такого рода тестах из 3 - 4 предложенных вариантов только один является правильным, и все формы слов для пропусков правдоподобны и едины по грамматической категории
- Man muss nicht dauernd die Eltern um Geld…
a) suchen b)nehmen c)bitten d) sparen
В данном тесте все варианты выражены глаголами, но правильный вариант только с), т.к. лишь ему присуще управление um
3.Тест на перекрестный выбор (Zuordnen/matching technique)
При выполнении данного теста следует подобрать пару, которая соотносится по смыслу со словом или словосочетанием в левой или правой части предложенного теста.
Предположим дано задание: необходимо cогласовать левую и правую части, чтобы найти синонимичные выражения
1) Er ist im siebenten Himmel a) er lauft davon
2) Er laaesst ihn im Stich b) Er ist uebergluecklich
Правильным ответом будет: 1 – b; 2-а
4.Тест для восстановления лексико-грамматической структуры текста (Lueckentest/ close test)
Дан текст, при чем первое предложение приводится
полностью, а затем( в зависимости от задания) пропущено или лишь частично задано каждое 2-е, 3-е,и т. д. слово и нужно восстановить связный текст.
Например: Коmmen Sie nach Oesterreich! Nach d…. fantastischen L… mit h… Bergen u.. schoenen A….wiesen und kristallklar… Wasser.(В данном тесте будут повторяться несколько грамматических правил: дательный падеж имен существительных и имен прилагательных и образование сложных имен существительных)
5. Тест перемешивания (Mischungstest)
В таких тестах пропущены целые фразы или словосочетания, пропуски затем даны в произвольной последовательности, и учащимся нужно восстановить правильную последовательность. Как правило, одно из приведенных ниже высказываний будет лишним.
Например:
Der Kranich, der Wappenvogel der Lufthansa, entdeckt wieder 1……. Die edlen Voegel sorgen seit Jahren fuer Aufsehen an der Ostsee, fuer viele Kraniche ist Mecklenburg-Vorpommern 2……….Die Ornithologen zaehlen bis zu 40 000 Tiere.Vielen Voegelpaaren gefaellt es hier so gut, dass sie bleiben und 3…………
А. zur Wahlheimat geworden
B die deutsche Landschaft
C auf ihrem Flug in die Winterquartiere
D.ihren Nachwuchs hier zur Welt bringen
Правильные ответы: 1-B, 2-A, 3-D, вариант С- лишний
В данном тесте повторяются такие грамматические структуры как придаточное дополнительное, перфект глагола werden , винительный падеж имен существительных.
В заключении хочу отметить следующее: изучение грамматики ни в коем случае не должно быть нудным и скучным, иначе это напрочь отобьет у детей желание изучать этот предмет. Миссия учителя состоит в том, чтобы привить любовь к этой науке,без которой, конечно же, нет единства любого языка как средства общения.
И перефразируя известную фразу, мне хочется иногда спросить моих учеников : «А Вы любите немецкую грамматику так, как люблю ее я; то есть, всеми фибрами души Вашей…?» И услышать ответ: «Да».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...
Методические приемы работы над сочинением- рассуждением при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации
Данная разработка поможет при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации...
Методы и приемы работы со словарными словами на различных этапах урока русского языка в основной школе
Методические рекомендации....
Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе подготовки и проверки домашнего
«Великое» в простом ...
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ В СПОРТЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ.ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ.
Здесь я озвучил свои мысли сформированные исходя из опыта моей работы...
Доклад "Работа с одарёнными обучающимися при подготовке к муниципальному и региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников: из опыта работы"
В своей работе мы будем говорить о четвертом значении данного слова. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержание...
Приемы работы с учащимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока (авт.: Усольцева М.Н.)
Приемы работы с учащимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока (авт.: Усольцева М.Н.)...