Приемы работы с грамматикой на этапе подготовки к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по немецкому языку (11 класс) по теме

Бунева Марина Николаевна

Данная методическая работа представляет собой краткое изложение наиболее часто встречающихся трудностей в грамматике немецкого языка, изучаемых в старших классах школы, и задач для учителя для того, чтобы учащиеся смогли преодолеть данные трудности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Бунева Марина Николаевна

              Учитель немецкого языка

                  ГБОУ  школа-№606

                 Пушкинского района

                     Санкт-Петербурга   

Приемы работы с грамматикой на этапе            

                      подготовки к ЕГЭ

         Выступление в АППО на Конференции

       «Технологии подготовки к ГИА и ЕГЭ по

                    иностранным языкам»

        Секция:     Лексика и грамматика                

  • Иностранный язык стал языком международной коммуникации, а в условиях расширенных экономических и культурных связей России востребован его деловой аспект, столь необходимый для представителей самых разных профессий
  • Грамотная коммуникация не может быть осуществлена без знаний правил иностранного языка как в разговорной, так и в письменной речи
  • Являясь компонентами разных видов речевой деятельности, грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами эти виды речевой коммуникации.

Грамматические умения и навыки в процессе обучения должны давать учащимся возможность:

  • использовать основные грамматические модели при построении устных высказываний
  • грамматически корректно составлять письменные сообщения, эссе
  • анализировать тексты с точки зрения их грамматической структуры и употребления тех или иных грамматических форм;
  • аналитически осмысливать некоторые сложные вопросы в грамматике
  • узнавать грамматические конструкции на слух при аудировании
  • учащиеся старших (10– 11) классов, когда уже нужно начинать подготовку к серьезным тестовым видам контроля в форме ЕГЭ,  в основном, ознакомлены с целым рядом грамматических явлений в области морфологии и синтаксиса и умеют применять их на практике
  • Поэтому на старшем этапе:
  • рассматриваются более сложные грамматические явления и структуры
  • доминирует расширение словарного запаса
  •  повторяютя основные грамматические темы и явления, которые входят в Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по иностранному языку
  • В учительской практике используется дифференцированный подход при предъявлении того или иного грамматического явления как без объяснения правил, так и с подробным их объяснением

Задачей учителя на данном этапе является

  •  практиковать учащихся для эффективного выполнения заданий ЕГЭ по немецкому языку
  • осуществить баланс всех языковых навыков, необходимых для экзамена в области лексики и грамматики, чтения, письма и аудирования (Grammatik und Wortschatz, Lesen, Schreiben und Horverstehen)
  • тренировать в выполнении упражнений в рамках экзаменационных технологий
  • регулярно осуществлять контроль навыков
  • оказывать  своевременную помощь при
  • возникающих трудностях
  • указывать на ошибкоопасные места того или иного грамматического явления
  • повторить правила немецкой орфографии и пунктуации, в связи с проведенной в Германии
  • реформой орфографии

       Ознакомившись с результатами итогов Единого государственного экзамена по немецкому языку за предыдущие годы и проанализировав наиболее часто встречающиеся ошибки, учитель должен так построить свои  уроки, чтобы дети имели возможность повторить наиболее часто встречающиеся грамматические трудности немецкого языка. А это соответственно:

- падежные окончания имен существительных, имен прилагательных и личных местоимений

- формы множественного числа имен существительных

- изменение корневой гласной у сильных глаголов

- временные формы глаголов

- степени сравнения имен прилагательных

- структуры сложносочиненного и сложноподчиненного предложений

- управление немецких глаголов

- местоименные наречия

- и многое другое в соответствии с Кодификатором для ЕГЭ по немецкому языку

         Для тренировки, автоматизации и контроля грамматических навыков учитель может использовать следующие типы упражнений:

-  аналитические  (напр. составление таблиц по образцу, где нужно систематизировать, предположим, или имена существительные по грамматическим родам, или указать ряды глаголов, или степени сравнения имен прилагательных и т.д.)

- рециптивные: для повторения на слух, заучивания необходимых форм и структур, проводя грамматические «разминки» (так закрепляется в немецком языке выражение  ich moechte, ich wuerde – без подробного объяснения грамматической конструкции)

- упражнения, необходимые  для преодоления межъязыковой и внутриязыковой интерференции, т.е. ошибок. обусловленных влиянием родного или иностранного языков (напр.,в немецком языке это касается грамматического рода Географических названий)

- репродуктивные – на закрепление и автоматизацию грамматических навыков( напр., «Вставьте глаголы в нужной форме с управлением» и т.д.)

- продуктивные, т.е.свободные (коммуникативно-ориентированные),т.е. когда учащиеся не только выполняют какое-то грамматическое задание, но и используют затем эти предложения в какой-либо ситуации  (напр., в соответствии с предложенным образцом –нужно не только выполнить грамматическое задание или перифраз, но и придумать ситуации к фразам)

-очень нравятся детям игровые упражнения, задачей которых является формирование у учащихся лексико-грамматических навыков  и овладением правилами употребления конкретных языковых единиц.Таких упражнений чрезвычайно много:например, для тренировки грамматического материала:

Упражнение «Уикенд»: раздаются рисунки или фотографии( дети могут сами принести свои заготовки из дома).На рисунках изображены  Fahrkarten oder Flugtickets, Ruecksaеcke oder Reisetaschen, Landkarte, Lebensmittel usw. И учащиеся должны ответить на вопросы, поставив глаголы, (которые указаны в Infinitiv) в прошедшее время.

Was hast du am Wochenende gemacht? – Ich habe …(lesen)

Oder  hast du Buecher gelesen? – Nein, ich habe Musik .. (hoeren) usw.

Или всем хорошо известная игра «Снежный ком».

Как правило, учитель начинает игру, а дети затем по очереди повторяют за ним слова, фразы или предложения.

Например , я делаю так при изучении темы Reisevorbereitungen: Ich nehme fuer die Reise einen …. und….(ученик повторяет то, что сказал учитель и т.д.)

В данной игре повторяется не только лексика, но и винительный падеж имен существительных, а если это задание усложнить именами прилагательными, то и склонение имен прилагательных

- всевозможные тестовые задания для контроля изученности того или иного грамматического явления

     В настоящий момент тестирование прочно вошло в педагогическую практику.А впервые контроль в виде тестирования был использован в 1864 году Дж.Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся Тесты в процессе обучения иностранному языку рассматривали разные исследователи. Но типологию тестов разработал А.Дейвис.

В арсенале учителя могут быть различные грамматические тесты, которые безусловно существуют в единстве с лексикой того или иного иностранного языка, поэтому они чаще называются  в методической литературе «Лексико-грамматические тесты»

1.Тест с пропусками (Ergaenzungstest)

В таком тесте пропуски заполняются либо словами, которые уже даны в скобках и их нужно выбрать по смыслу; либо слова даны, но нужно изменить форму слов, либо слова не указаны и нужно самим заполнить пропуски  по смыслу и в соответствующей грамматической форме.

а)   Unter dem Apfelbaum ….die schoene Imgard und ich …neben sie.Der Opa…in dem grossen runden Sessel,ans andere Ecke des Tisches   ….Peter.( необходимо выбрать соответственно глаголы:sitzen(wo?) или sich setzen (wohin?) В  данном лексико-грамматическом тесте  учащиеся повторяют формы глаголов (в том числе и возвратных), а выбор глагола обусловлен управлением глагола, т.е. повторяются падежи: дательный и винительный  (Dativ(wo?) , Akkusativ (wohin?)

в) или такого рода задание:

…… du hier nachlesen?           KOENNEN

Учащиеся в соответствии с нужной грамматической формой глагола и ,согласовав его с подлежащим, изменяют глагол до правильной формы KANNST

2. Тест на выбор правильного ответа из числа

предложенных вариантов (Wahltest/ multiple choice)

В такого рода тестах из 3 - 4 предложенных вариантов только один является правильным, и все формы слов для пропусков правдоподобны и едины по грамматической категории

- Man muss nicht dauernd die Eltern um Geld…

a) suchen     b)nehmen  c)bitten    d) sparen

В данном тесте все варианты выражены глаголами, но правильный вариант только с), т.к. лишь  ему присуще управление   um

3.Тест на перекрестный выбор (Zuordnen/matching technique)

При выполнении данного теста следует подобрать пару, которая соотносится по смыслу со словом или словосочетанием в левой или правой части предложенного теста.

Предположим дано задание: необходимо cогласовать левую и правую части, чтобы найти синонимичные выражения

1)  Er ist im siebenten Himmel        a) er lauft davon

2) Er laaesst ihn im Stich                 b) Er ist  uebergluecklich                                                

Правильным ответом будет:  1 – b;  2-а

4.Тест для восстановления лексико-грамматической структуры текста (Lueckentest/ close test)

Дан текст, при чем первое предложение приводится

полностью, а затем( в зависимости от задания) пропущено или лишь частично задано каждое 2-е, 3-е,и т. д. слово и нужно восстановить связный текст.

Например:  Коmmen Sie nach Oesterreich! Nach d…. fantastischen  L… mit h… Bergen  u.. schoenen A….wiesen und kristallklar… Wasser.(В данном тесте будут повторяться несколько грамматических правил: дательный падеж имен существительных и имен прилагательных и образование сложных имен существительных)

5. Тест перемешивания  (Mischungstest)

В таких тестах пропущены целые фразы или словосочетания, пропуски затем даны в произвольной последовательности, и учащимся нужно восстановить правильную последовательность. Как правило, одно из приведенных ниже высказываний будет лишним.

Например:

Der Kranich, der Wappenvogel der Lufthansa, entdeckt wieder   1…….  Die edlen Voegel sorgen seit Jahren fuer Aufsehen an der Ostsee, fuer viele Kraniche ist Mecklenburg-Vorpommern  2……….Die Ornithologen zaehlen bis zu 40 000 Tiere.Vielen Voegelpaaren gefaellt  es hier so gut, dass sie bleiben  und 3…………

А. zur Wahlheimat geworden

B die deutsche Landschaft

C auf ihrem Flug in die Winterquartiere

D.ihren Nachwuchs hier zur Welt bringen

Правильные ответы: 1-B, 2-A, 3-D, вариант С- лишний

В данном тесте повторяются такие грамматические структуры как придаточное дополнительное, перфект глагола werden , винительный падеж  имен существительных.

    В заключении хочу отметить следующее: изучение грамматики ни в коем случае не должно быть нудным и скучным, иначе это напрочь отобьет у детей желание изучать этот предмет. Миссия учителя   состоит в том, чтобы привить любовь к этой науке,без которой, конечно  же, нет единства любого языка как средства общения.

 И перефразируя известную фразу, мне хочется иногда спросить моих учеников : «А Вы любите немецкую грамматику так, как люблю ее я; то есть, всеми фибрами души Вашей…?» И услышать ответ: «Да».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...

Методические приемы работы над сочинением- рассуждением при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

Данная разработка поможет при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации...

Доклад "Работа с одарёнными обучающимися при подготовке к муниципальному и региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников: из опыта работы"

В своей работе мы будем говорить о четвертом значении данного слова. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержание...

Приемы работы с учащимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока (авт.: Усольцева М.Н.)

Приемы   работы с учащимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока (авт.: Усольцева М.Н.)...