Доклад "Работа с одарёнными обучающимися при подготовке к муниципальному и региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников: из опыта работы"
методическая разработка по технологии
В своей работе мы будем говорить о четвертом значении данного слова.
Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. С точки зрения одаренных детей – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией. С точки зрения педагогов олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarenn.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одарёнными обучающимися при подготовке к муниципальному
и региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников:
из опыта работы
Что такое олимпиада?
Само по себе это слово многозначное.
Олимпиа́да (гр. olympias (olympiados))
1) у древних греков состязания в г. Олимпия, а также промежуток в 4года между двумя празднованиями олимпийских игр, служивший единицей летосчисления;
2) в современном олимпийском движении четырехлетний период, в первый год которого проводятся олимпийские игры;
3) распространенное в 20-40 гг. в СССР название конкурсов, смотров художественной самодеятельности, народного творчества
4) соревнование учащихся на лучшее выполнение определенных заданий в какой- либо области знаний , например , математическая олимпиада школьников.
В своей работе мы будем говорить о четвертом значении данного слова.
Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. С точки зрения одаренных детей – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией. С точки зрения педагогов олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету.
Целями работы являются:
Развитие познавательной активности обучающихся
Формирование интереса к изучению предмета технология
Выявление уровня подготовки обучающихся по технологии
Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления
Формирование творческой активности обучающихся
Развитие способности к нахождению аналогий
Умение работать в команде (группе)
Развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Однако, одаренность учащегося в рамках школы сужается в рамки предметной. Решение проблемы заключается, на мой взгляд, в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении школьников.
На подготовительном этапе работы я разрабатываю задания и даю информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.
Одной из форм подготовок к олимпиадам я использую исследовательскую работу учащихся, принимая участие в различных конкурсах. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.
Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
— Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
— Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
— Умение координировать свои действия с действиями родителей.
— Умение консультировать родителей и учащихся.
— Профессиональная зрелость.
— Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
—Эмоциональная стабильность.
—Способность к самоанализу.
—Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
—Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
Система подготовки участников к олимпиадам:
—базовая школьная подготовка по предмету;
—подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективные курсы);
—самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
—целенаправленная подготовка к участию в олимпиаде.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
Подготовка к олимпиаде должна быть систематической:
-элективные (факультатив) курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения;
-использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы);
-уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
-использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы и эксперимент в школьном кабинете и т.д.
Подготовка школьников к олимпиадам.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через
— наблюдения в ходе уроков;
— организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
—оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
— реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
— уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
3.Планируем работу.
— при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
— оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
— предусмотреть возможность отдыха, релаксации
— не превращать работу группы в пустое времяпровождение
— наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
— основной формой работы на занятиях группы будут различные формы индивидуальной и парной работы
4.Расширяем кругозор:
— читаем книги, журналы
— работаем в Интернете
— общаемся дистанционно
5. Решаем задачи.
— нужно стремиться дать каждому члену группы свободу выбора, индивидуальную образовательную траекторию
— создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
6. И не останавливаемся на достигнутом
С одарёнными детьми работать и сложно и интересно. Интересно потому что есть возможность более детально рассмотреть вопросы, занимательные факты, решить задачи и кроссворды, отработать умения и навыки, пообщаться, порассуждать на интересующие нас темы. Сложно потому, что наступает такой момент, когда твои ученики по каким-то вопросам знают уже больше тебя и тогда приходится самому учиться, чтобы «держать планку».
Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.
Методы и средства обучения
базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:
— Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;
— На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;
—Учащийся становится субъектом своего собственного развития;
—Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.
Ведущие методы творческого характера:
- проблемные;
- поисковые;
- эвристические;
- исследовательские;
- проектные
в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Условия успешной работы с одаренными обучающимися:
— осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
— создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
— признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
— постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
— включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком
– индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Учителю-предметнику в работе необходимо:
— Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка .
— Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
— Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
Способные, а тем более одаренные дети, быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Наша задача изыскать возможности и направить эти качества и способности во благо всем: и самому ученику, и учителю, и школе.
Учитель технологии МБОУ Зонская СОШ Егоров Ю.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задания для подготовки к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по физике
Предлагаю материалы для подготовки к олимпиаде...
Индивидуальная образовательная программа по русскому языку «Избранные вопросы языкознания» (для подготовки к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников)
Индивидуальная образовательная программа по русскому языку «Избранные вопросы языкознания» (для подготовки к региональному этапувсероссийской олимпиады школьников)...
Приказ о подготовке учащихся к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников 17.12.2015
Приказ о подготовке учащихся к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников...
О подготовке к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников 2018
О подготовке к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников 2018...
2015 г. Дополнительный образовательный курс «Подготовка учащихся 8-11 классов к муниципальному, региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку»
Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку проводится с 1998 года. Задания олимпиады проверяют как рецептивные навыки (чтение, аудирование), так и продуктивные навыки (письменная и устная...
Выступление на РМО учителей технологии "Особенности подготовки и участия обучающихся в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии"
Организация работы по подготовке одарённых обучающихся к участию в олимпиадном движении различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой для школьного образ...
О подготовке обучающихся общеобразовательных организаций города Нефтеюганска к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2023- 2024 учебном году
О подготовке обучающихся общеобразовательных организаций города Нефтеюганска к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2023- 202...