Рабочая программа для 3 класса
учебно-методический материал по немецкому языку по теме

Фаизова Людмила Витальевна

///

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_rab.progoramma.docx71.64 КБ

Предварительный просмотр:

Организация образовательного процесса в начальной школе(в 3 классе ,реализующих ФГОС НОО) определяется нормативными документами федерального и регионального уровней.

Федеральный уровень нормативного обеспечения организации образовательного процесса составляют:

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г.,рег. № 17785 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04.2011г.,рег.№ 19707 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373";

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. № 2357, зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011г. рег. № 22540 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.№373";

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2011  г. рег. № 19676 "Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников";

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН" 2.4.2.2821 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Опубликовано 16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.02.2011 г. № 03-114 " Модель мониторинга введения ФГОС" начального общего образования";

-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№ 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования".

Региональный уровень нормативного обеспечения организации образовательного процесса составляют:

- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05 мая 2008г., №04-387 "О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008-2009 учебный год";

-Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июня 2011г.№103/4286 "О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году";

-Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 01 февраля 2012г.№103/651 "О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области".

- Инструктивно-методическое письмо МО и Н Челябинской области от 28 июня 2010г.№103/3073 "Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году".

- Инструктивно-методическое письмо МО Н Челябинской области от 10 июля 2012г.№24/5135 "Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году.

-Учебный план МКОУ "Бобровская СОШ" на 2-13-2014 учебный год.

- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов (пр.№ 215 от 14.10.2010)

Рабочая программа для 3 класса по преподаванию дисциплин "Иностранный язык "   составлена на основе следующих нормативных документов:

 1.Концепция Федеральной целевой программы развития  образования на 2011-2015 годы (распоряжение Правительства  РФ  от 07.02.2011г. №163-

2. Федеральный государственный  образовательный стандарт второго поколения начального общего образования. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от РФ от 6 .10 2009г. №373. , от26.11 2009г.№1241, от 22.09 2011 №2357.

3. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд.,  перераб. — М. : Просвещение, 2012.

 4. Федеральный компонент образовательного стандарта начального общего образования по иностранным языкам. Иностранный язык. Сборник нормативных документов.- М: Дрофа 2007.

5.Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

6. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г. №04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» - областной базисный  учебный план

7.Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404 « О разработке рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области »

8.Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12. 2011г № 2885 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014учебный год»

9.Инструктивно - методическое письмо МО и Н  Челябинской области от 18 июля 2011г.№ 103/4275 « О преподавании  учебного предмета «Иностранный язык» в 2011-2012учебном году»

10.Инструктивно - методическое письмо МО и Н  Челябинской области от 10 июля 2012г.№ 24/5135 « О преподавании  учебного предмета «Иностранный язык» в 2013-2014учебном году»

11.Учебный план МКОУ « Бобровская СОШ» на 2013-2014учебный год.

Цели и задачи:

 Развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира

Формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

  • формирование умения общаться на немецком языке, на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием немецкого языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
  • развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению немецким языком;
  • воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами немецкого языка.

В концептуальном плане данный УМК строится также на личностно ориентированном подходе как новой парадигме образования и воспитания, имеет отчетливо выраженную коммуникативную и в целом деятельностную направленность. Основная цель обучения немецкому языку в 3 классе — дальнейшее развитие способности и готовности школьников осуществлять элементарное общение на немецком языке в рамках ограниченного числа наиболее распространенных стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, развитие мотивации к изучению немецкого языка, интереса ко все еще очень скупой страноведческой информации, развитие чувств и эмоций и в определенной мере ценностных ориентации и творческого потенциала.

Таким образом, УМК ориентирован на дальнейшее развитие исходного уровня коммуникативной компетенции — уровня начинающего. Это предусматривает развитие умений решать следующие элементарные учебные и собственно коммуникативные задачи — как промежуточные, так и конечные для данного года обучения, а именно:

I. 1. Учиться относительно правильно произносить уже известные, а также новые немецкие звукосочетания, слова и фразы, соблюдая наиболее важные интонационные правила: ударение в слове, фразе, восходящую и нисходящую мелодии.

  1. Закрепить словарный запас первого года обучения и овладеть новым. Его объем — примерно 175 лексических единиц (ЛЕ), включая также устойчивые словосочетания и обороты речи. Всего около 375 ЛЕ за первый и второй год обучения.
  2. Учиться грамматически оформлять свою речь в ходе решения как уже известных, так и новых коммуникативных задач, овладевая всеми основными типами немецкого простого предложения: утверждением, вопросом, возражением, восклицанием.
  3. Иметь представление о некоторых основополагающих языковых правилах, например о порядке слов в немецком предложении, о наличии глагола-связки, артикля и о слабых и некоторых сильных глаголах в Präsens и Perfekt.

II. 1. Закрепить умения решать уже известные коммуникативные задачи, а также новые в русле говорения:

а)  — приветствовать сверстника,  взрослого, используя вариативные формы приветствий;

  • давать краткие  сведения о себе, других и запрашивать аналогичную информацию у партнера;
  • что-то утверждать, сообщать, подтверждать;
  •   выражать сомнение, переспрашивать;
  •  возражать;
  •  запрашивать информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами: „Wer? Was? Wozu? Woher?
  • о чем-то просить (с помощью повелительных предложений);
  • выражать мнение, оценку, используя оценочную лексику, клише:
  •   соблюдать речевой этикет при непосредственном общении: знать, как обратиться к сверстнику, взрослому, как поблагодарить, начать разговор, завершить его и т. п.;
  • б)  вести ритуализированные диалоги в таких типичных ситуациях общения, как «Знакомство», «Встреча», «Разговор по телефону» (о том, кто что делает, приглашение на прогулку), «Обмен впечатлениями» (о каникулах, о посещении парка, о погоде, о празднике и др.);
  • в)  уметь делать краткие связные сообщения: описывать/характеризовать, говорить комплименты, рассказывать о себе, своей семье, о погоде в разное время года, о каникулах, о животных, а также кратко выражать свое мнение (по опорам).

2.   Уметь решать следующие коммуникативные задачи в области аудирования:

  •  понимать в целом речь учителя по ведению урока, опознавая на слух знакомые языковые средства и догадываясь по его действиям, мимике, жестам о значении незнакомых;
  •   распознавать и полностью понимать речь одноклассника в ходе диалогического общения с ним;
  •   распознавать на слух и полностью понимать монологическое высказывание соученика, построенное на знакомом материале;
  •   понимать в целом основное содержание сообщения учителя, диктора, включающего некоторые незнакомые явления, благодаря владению основными приемами смыслового распознавания текста при восприятии на слух: узнавать знакомые слова, догадываясь о значении отдельных незнакомых слов по сходству с русским словом, по контексту.

3.   Уметь решать следующие коммуникативные задачи в русле чтения с полным пониманием читаемого (над другими видами чтения работа целенаправленно не ведется):

  •  зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова, грамматические явления, и полностью понимать его;
  • догадываться при этом о значении отдельных незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту;

—  определять значение незнакомого слова по данному в учебнике переводу, а также с помощью немецко-русского словаря (в учебнике);

—  находить в тексте требуемую информацию;

—  кратко, по опорам выражать оценку прочитанного.

4. Совершенствовать технику письма и письменных речевых умений:

—  уметь кратко излагать сведения о себе, о других, о погоде, описать картинку;

—  уметь написать поздравительную открытку, приглашение (по образцу).

III.   1. Знать ряд страноведческих реалий, например названия некоторых наиболее популярных праздников, форм поздравления с этими праздниками (.“Weihnachten“, „Neujahr“, „Fasching“, „Muttertag“, „Ostern“).

2.   Несколько расширить представления о персонажах немецких сказок.

3.   Уметь воспроизводить произведения немецкого фольклора: стишки, считалки, песни.

IV.   1. Совершенствовать уже известные общеучебные умения: списывание, выписывание, элементарную работу с текстом — и развивать новые: догадку о содержании текста по заголовку, установление логических связей в тексте.

2. Овладеть новыми специальными учебными умениями, например: умением использовать языковую догадку на основе сходства немецких и русских слов по знакомому корню, установить ассоциативные связи между словами, использовать немецко-русский словарь учебника для семантизации незнакомых слов.

Обоснование выбора УМК для реализации Рабочей программы.

Обучение производится очно по учебнику Бим И.Л. " Первые шаги" . Немецкий язык "3 класс», УМК Бим И.Л ." Первые шаги" был выбран для реализации рабочей программы по немецкому языку в 3 классе  т.к обучение по курсу  « Первые шаги»  в начальной школе  обеспечивает базовый уровень, требуемый типовой программой и связь с основной школой. Авторами УМК ставится задача  акцентировать внимание учащихся  на осознание роли немецкого языка как средства  межкультурного общения. УМК отвечает современным требованиям обучения И.Я.  Структура учебника продумана, в них достаточно текстов разных видов и жанров (включены литературные произведения, отрывки), иллюстрации, много аутентичных материалов, повышающих мотивацию учащихся, продуманы домашние задания. Дизайн учебника удобен для учителя и  ученика и соответствует целям обучения. Учебник рекомендован Министерством  образования Российской Федерации. Итоговая аттестация  учащихся в начальной  школе  показывает высокие результаты, все учащиеся обеспечены учебниками этих авторов, Учебник имеет законченную линию, отвечает уровню подготовленности учащихся данной школы.

Наличие компьютерного класса и выход в Интернет позволяют использовать новые информационные технологии. В школе имеется демонстрационный материал, позволяющий в полном объеме проводить учебный процесс.

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы,

 выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом

При организации учебного процесса планирование в 3  классе  составлено в соответствии с программой и учебным планом образовательного учреждения, с учётом федеральный государственного  образовательного стандарта  второго поколения начального общего образования, Федеральной программы, НРК. Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов для образовательного  изучения немецкого языка на этапе начального образования  в 3  классе отводится не менее 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

Календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:

 В 3 классе базового уровня в начальной школе предполагается обучение немецкому языку в объеме 70 часов ( 2 часа в неделю). 

Данная рабочая программа реализуется учителем высшей категории, с высшим образованием и стажем педагогической деятельности 33 года, и направлена на обеспечение образовательных потребностей учащихся и их родителей.

Планируется система уроков, которая основана на многостороннем анализе учебного материала темы. Образовательные цели изучения темы определяются в программе. Их назначение состоит в предвидении результатов обучения в форме теоретических фактов и умений, а также тех действий, которые ведут к их достижению в процессе воспитания , обучения и развития учащихся. При установлении логической организации учебного материала выявляется возможный способ построения темы: на содержательной основе, на дедуктивной основе, с использованием элементов дедуктивного подхода.

Обоснование тематики содержания учебной программы в части  реализации Национально- регионального компонента.

 Личностно-ориентированный подход в обучении И Я ставящим в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурную составляющую иноязычной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщения школьников к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание своей собственной страны, умение представить ее средствами  ИЯ, включение школьников в диалог культур.

Включение НРК в содержание обучения ИЯ в 3 классе повышает не только качество образования, но и влияет на мотивацию обучения. Краеведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, о истории и хозяйстве малой родины, социальной жизни и быте существенно дополняет содержание учебников, которое в основном ориентировано на страны изучаемого языка. Использование НРК на уроке предполагает связь с другими предметами школьной программы на основе межпредметных связей и интегрирования, использования их на разных ступенях обучения, подбор материалов к каждой теме учебника;  учет возрастных особенностей школьников, использование современных технологий ( игровых, диалога культур, проектных, новых информационных); получение учащимися новых знании воспитания толерантности. Предполагается использование разнообразных форм учебной работы:  игр, проектной деятельности, презентаций, заочных путешествий, конкурсов, викторин.

Межпредметные связи, преемственность:

 Иностранный язык, как никакой другой предмет, открыт для использования из различных областей знания, содержания других предметов.

Основными направлениями осуществления межпредметных  связей для совершенствования учебного процесса в основной школе являются:

-усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала

- теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приемах обучения

- комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.

 Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи

В  преподавании немецкого языка в 3 классе  широко используется связь с литературой, историей, географией, музыкой, живописью и т.д. Использование межпредметных связей в обучении немецкому языку  в 3 классе создает дополнительные возможности для развития учащихся за счет обогащения содержания текстов и совершенствования их умений в чтении, развития коммуникативных умений. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Используемые технологии, методы, формы работы. Обоснование их использования

Для достижения высоких результатов в процессе обучения иностранному языку  и формирования УУД  в 3  классе используются  следующие педагогические технологии:

- проектная технология

-обучение в сотрудничестве

- игровая технология,

- технология личностно – ориентированного обучения,

-здоровьесберегающая технология,

- информационно – коммуникационная технология  и   т.д.

 Особый акцент делается на индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Особенности организации учебного процесса в 3 классе

  1.  Новые тенденции в области иноязычного образования диктуют необходимость отказаться от преимущественного использования фронтальных форм  обучения. Занятие нужно рассматривать как организацию совместного дела с детьми. В этих целях необходимо широко  практиковать групповые, коллективные формы работы,  в процессе которых язык органично вливается в  деятельность и сопровождает ее. Важно создавать условия, в которых ребенок чувствует себя раскованным и  свободным, испытывает положительные эмоции.
  2. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, необходимо использовать в качестве важного методического приема игру, позволяющую создать ситуацию, в которой ребенок не может отмолчаться. При этом следует обращаться не только к сюжетно-ролевым, но и к подвижным играм (в которых может отрабатываться  разнообразный языковой материал), мимическим играм, пальчиковым, настольно-печатным(играм с фишками и кубикам типа лото, домино) и др.
  3. Ученик овладевает новым для него языком  в процессе взаимодействия (общения) с взрослыми, друзьями, героями сказок или рассказа, стихотворения или песни. При этом важно:
  • Чтобы ребенок понимал цель каждого своего  речевого или неречевого действия, его конечный результат, а также испытывал желание и потребность в использовании немецкого языка как  средства общения;
  • Чтобы в процессе общения использовалась увлекательная и доступная информация (сказочный сюжет, необычные приключения  героев сказок и т.д.), привлекались разнообразные средства  обучения, в том числе и наглядные, вводились  в создаваемый сюжет постоянно действующие или меняющиеся  персонажи, обладающие своим «характером», «историей».
  1. В практике обучения необходимо широко использовать возможности изобразительной, музыкальной, танцевальной и другой деятельности.
  2. Разучивая, воспроизводя, инсценируя стихи, песни, сказки на немецком языке, ученик приобщается к культуре страны изучаемого языка. При этом  речь идет о знакомстве  с фоновыми знаниями сверстника за рубежом (что они поют и какими жестами это пение сопровождается, во что любят играть, что едят и пьют, какие сказки любят слушать и др.). Поэтому  необходимо с первых шагов обучения  стремиться  знакомить детей с аутентичным языком и аутентичной  информацией, достоверно отражающей  реалии культуры другого народа во всем ее многообразии.

Основные требования, сформулированные к первому этапу обучения  актуальны и для  третьего с определенной поправкой на возраст учащихся.

Специфические особенности процесса обучения на втором этапе

На данном этапе должен осуществляться постепенный переход от ведущей роли игровой мотивации, приоритетной на первом этапе, к «Собственно школьной методике» (А.А.Леонтьев) и к усилению познавательной мотивации учащихся.Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, умений учиться самостоятельно..

Cодержание  учебного  материала.

Предметное содержание речи:

  • Я и моя семья. Семейные фотографии.
  • Школа. Классная комната. Расписание. Занятия в школе. Дни недели. Первый учебный день. Подарки первоклассникам. Занятия в выходные дни. Летние каникулы, как и где их проводят школьники.
  • Времена года. Осень. Прогулка в парк. Животные. Любимые животные. Осень в деревне. Что приносит нам зима. Зимние забавы. Весна. Погода весной. Весенние праздники.
  • Семейные праздники (день рождения, Новый год)

Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда,  обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/ Рождество. Подарки.

Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы.

Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.

Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках.

Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода.

Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки). Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине).      

1.2. Языковая компетенция (владение языковыми средствами)

Графика, каллиграфия, орфография.

Все буквы немецкого алфавита. Звукобуквенные соответствия. Основные буквосочетания. Знаки транскрипции. Апостроф. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Фонетическая сторона речи.  

  • Все звуки немецкого языка.
  • Нормы произношения звуков немецкого языка (долгота и краткость гласных, оглушение звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными).
  • Дифтонги.  
  • Ударение в изолированном слове, фразе.
  • Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах).
  • Членение предложения на смысловые группы.
  • Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопросы) предложений.
  • Интонация перечисления.

Лексическая сторона речи.

  • Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного усвоения).
  • Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру немецкоговорящих стран.
  • Интернациональные слова (das Kino, die Fabrik).
  • Начальные представления о способах словообразования: суффиксация (-er,   -in,  -chen,  -lein,  -tion,  -ist); словосложение (das Lehrbuch); конверсия (das Lesen, die Kälte).

Грамматическая сторона речи.

  • Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное.
  • Общий и специальный вопрос.
  • Вопросительные слова wer, was, wie, warum, wo, wohin, wann.
  • Порядок слов в предложении.
  • Утвердительные и отрицательные предложения.
  • Простое предложение с простым глагольным сказуемым (Wir lesen gern.), составным именным сказуемым (MeineFamilie ist groß.) и составным глагольным сказуемым (Ich lerne Deutsch sprechen.).
  • Безличные предложения (Es ist kalt. Es schneit.).
  • Побудительные предложения (Hilf mir bitte!).
  • Предложения с оборотом Es gibt … .
  • Простые распространенные предложения.
  • Предложения с однородными членами.
  • Сложносочиненные предложения с союзами und, aber.
  • Грамматические формы изъявительного наклонения: Präsens, Futurum, Präteritum, Perfekt.
  • Слабые и сильные глаголы.
  • Вспомогательные глаголы haben, sein, werden.
  • Глагол связка sein.
  • Модальные глаголы können, wollen, müssen, sollen.
  • Неопределенная форма глагола (Infinitiv).
  • Существительные в единственном и множественном числе с определенным/неопределенным и нулевым артиклем.
  • Склонение существительных.
  • Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилам и исключения.
  • Местоимения: личные, притяжательные и указательные (ich, du, er, mein, dieser, jener).
  • Отрицательное местоимение kein.
  • Наречия времени: heute, oft, nie, schnell и др.
  • Наречия, образующие степени сравнения не по правилам: gut, viel, gern.
  • Количественные числительные (до 100), порядковые числительные (до 30).
  • Наиболее употребительные предлоги: in, an, auf, hinter, neben, mit, ьber, unter, nach, zwischen, vor.

Ценностные ориентиры

Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, воспитательного аспекта.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; к родному языку;

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей;

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни;

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; окружающий мир; экология;

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество;

7. Воспитание уважения к культуре народов немецкоговорящих стран.

Ценности: культура и язык народов немецкоговорящих стран, толерантность, интернационализм.

Рабочая программа учебного курса по немецкому языку для 3 класса рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю. 

В соответствии с требования Стандарта в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.

Личностные результаты

Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

  • общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
  • осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
  • знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

  • развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
  • развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
  • расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
  • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
  • овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т. д.)

Чтение. Работа с текстом  (метапредметные результаты)

Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

В результате изучения немецкого языка школьник научится:

  • Подготавливать план и тезисы сообщения (в том числе гипермедиа); выступать с сообщением;
  • Создавать небольшой текст на компьютере;
  • Фиксировать собственную устную речь на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио- и видеоподдержки;
  • Воспринимать и понимать основную информацию в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации;
  • Использовать компьютерный словарь, экранный  перевод отдельных слов.

Предметные результаты

 1. Предметные результаты в коммуникативной сфере

1.1. Коммуникативная компетенция (владение иностранным языком как средством общения)

Говорение

I. Выпускник начальной  школы научится:

  • вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию;
  • уметь на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж;
  • уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге.

II. Выпускник начальной  школы получит возможность научиться:

  • участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
  • воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни;
  • составлять краткую характеристику персонажа;
  • кратко излагать содержание прочитанного текста.

Аудирование

I. Выпускник начальной  школы научится:

  • понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
  • воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале.

II. Выпускник начальной  школы получит возможность научиться:

  • воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;
  • использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение

I  научится:

  • соотносить графический образ немецкого слова с его звуковым образом;
  • читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию;
  • читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.

II. получит возможность научиться:

  • догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
  • не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.

Письмо

I. научится:

  • владеть техникой письма;
  • списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
  • писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.

II. получит возможность научиться:

  • составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;
  • заполнять простую анкету;
  • в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
  • правильно оформлять конверт (с опорой на образец);
  • делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям.

1.3. Социокультурная осведомленность

I. Выпускник начальной  школы научится:

  • называть страны изучаемого языка по-немецки;
  • узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихов, песен);

соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, принятые в стране изучаемого языка, в учебно-речевых ситуациях.

II. Выпускник начальной  школы получит возможность научиться:

  • называть столицы стран изучаемого языка по-немецки;
  • рассказывать о некоторых достопримечательностях стран изучаемого языка;
  • воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни) на немецком языке;
  • осуществлять поиск информации о стране изучаемого языка в соответствии с поставленной учебной задачей в пределах тематики, изучаемой в начальной школе.

2. Предметные результаты в познавательной сфере

Выпускник начальной  школы научится:

  • сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
  • действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
  • совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текс та по заголовку, иллюстрациям и др.);
  • пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
  • осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.

3. Предметные результаты в ценностно-ориентационной сфере

Выпускник научится:

  • представлять изучаемый иностранный язык как средство выражения мыслей, чувств, эмоций;
  • приобщаться к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в туристических поездках.

4. Предметные результаты в эстетической сфере

Выпускник начальной  школы научится:

  • владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
  • осознавать эстетическую ценность литературных произведений в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.

5. Предметные результаты в трудовой сфере

Выпускник начальной  школы научится:

  • следовать намеченному плану в своем учебном труде.

Общеучебные умения и универсальные учебные действия.

В процессе изучения немецкого языка младшие школьники:

  • совершенствуют приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам,  списывать текст,  выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
  • овладевают более разнообразными приемами раскрытия значения

слова, используя словообразовательные элементы, синонимы, антонимы, контекст;

  • совершенствуют свои общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише;

поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

  • учатся осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
  • учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).

Общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия, а также социокультурная осведомленность осваиваются

учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности.

Учебно-методическое обеспечение программы

   . УМК. Бим И.Л.   Немецкий язык." Первые  шаги" 3 класс

1.Учебник в двух частях(А.Б).   для  3кл. общеобразовательных. учреждений ./ И.Л. Бим,  Л.В.  Рыжова ,Л.И. Садомова  Л. В, .М. "Просвещение", 2012г.

 2.  Бим  И.Л .Немецкий язык. Первые  шаги .  Рабочая тетрадь в двух частях (А, Б.)   к учебнику  немецкого языка для 3 класса общеобразовательных учреждений –М.: "Просвещение". 2012г

3. Бим И Л, Садомова Л. В . Аудиокурс к учебнику немецкого языка

 « Первые  шаги» для  3 класса общеобразовательных учреждений

4. Бим И. Л., Л.В. Садомова  Л.В.Первые шаги. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 3 класса общеобразовательных учреждений.-М, "Просвещение"2012г.

Требования к уровню подготовки  обучающихся

Данная программа ориентирована на достижение исходного уровня коммуникативной компетенции – уровня начинающего. Это предусматривает развитие умений решать следующие элементарные учебные и собственно коммуникативные задачи – как промежуточные, так и конечные для данного года обучения, а именно:

Речевые умения.

Говорение.

Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора:

-диалог этикетного характера – уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться;

-диалог-расспрос – уметь задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?;

-диалог-побуждение к действию – уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ её выполнить, используя побудительные предложения;

Объём диалогического высказывания – 2-3 реплики с каждой стороны.

Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своём друге, своей семье; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку.

Объём монологического высказывания – 5-6 фраз.

Аудирование.

Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку).

Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты.

Чтение.

 Чтение вслух небольших текстов, построенных на изучаемом языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также текстов, содержащих отдельные незнакомые слова; нахождение в тексте необходимой информации. Использование двуязычного словаря учебника. Объём текстов – примерно 100 слов (без учёта артиклей).

Письмо и письменная речь.

 Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.

Языковые знания и навыки (практическое усвоение).

Графика и орфография.

 Все буквы алфавита, основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Фонетическая сторона речи.

Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и основных звукосочетаний немецкого языка. Соблюдение норм произношения гласных и согласных звуков: долгота и краткость гласных, твёрдый приступ, оглушение согласных в конце слога, слова, отсутствие палатализации согласных перед гласными переднего ряда. Ударение в слове и в предложении. Интонация утвердительного, вопросительного и побудительного предложений.

Лексическая сторона речи.

Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объёме 200 лексических единиц для двустороннего усвоения: простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. Начальное представление о способах словообразования. Интернациональные слова.

Грамматическая сторона речи.

 Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова. Порядок слов в предложении. Утвердительное и отрицательное предложения. Предложения с простым глагольным сказуемым, с составным именным и составным глагольным сказуемыми. Безличные предложения. Нераспространённые и распространённые предложения. Сложносочинённые предложения с союзами und, aber. Спряжение слабых и некоторых сильных глаголов в Präsens. Спряжение модальных глаголов. Неопределённая форма глаголов. Повелительное наклонение наиболее распространённых глаголов в утвердительной и отрицательной форме.  Существительные мужского и женского рода ед. и мн. числа с определённым и неопределённым артиклем. Склонение существительных. Местоимения личные, притяжательные, указательные. Качественные прилагательные. Количественные до 100   и порядковые числительные до 30. Отрицания kein, nicht. Наиболее употребительные предлоги (in, auf, neben, mit, über, nach, zwischen).

Требования к уровню подготовки,  освоивших программу за третий класс.

В результате изучения немецкого языка ученик должен:

знать\ понимать

-алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;

- основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

- особенности интонации основных типов предложений;

- название страны \ стран изучаемого языка, их столиц;

- имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений;

- наизусть рифмованные произведения детского немецкого фольклора;

уметь

- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегчённых текстов с опорой на зрительную наглядность;

- участвовать в элементарном этикетном диалоге;

- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (что? кто? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;

- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

- составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу;

- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

- читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов, доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости словарём;

- списывать текст на немецком языке , выписывать из него или вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;

- писать краткое поздравление (с днём рождения, с праздником) с опорой на образец;

использовать приобретённые знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- устного общения  с носителями немецкого языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;

- преодоления психологических барьеров в использовании немецкого языка как средства общения;

- ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на немецком языке;

- более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.

Критерии оценивания говорения. Монологическая форма

Отметка

Характеристика ответа

5

Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры используются уместно. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее-5-6 фраз.

4

Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Учащийся допускает отдельные лексические или грамматические ошибки, которые не препятствуют пониманию его речи. Речь понятна, учащийся не допускает фонематических ошибок. Объём высказывания не менее 5 фраз.

3

Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но высказывание не всегда логично, имеются повторы. Допускаются лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Речь в целом понятна, учащийся в основном соблюдает правильную интонацию. Объём высказывания - менее 4 фраз.

2

Коммуникативная задача не выполнена. Допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Большое количество фонематических ошибок.

Диалогическая форма

Отметка

Характеристика ответа

5

Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей; демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор. Лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее2- 3реплик с каждой стороны.  

4

Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Учащийся в целом демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор. Используемый словарный запас  и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Могут допускаться некоторые лексико-грамматические ошибки, не препятствующие пониманию. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, в основном соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 2-3 реплик с каждой стороны.  

3

Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Однако учащийся не стремится поддерживать беседу. Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Фонематические, лексические и грамматические ошибки  не затрудняют общение. Но встречаются нарушения в использовании лексики. Допускаются отдельные грубые грамматические ошибки. Объём высказывания - менее 2реплик с каждой стороны.  

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

  • Двуязычные словари;
  • Наглядно-дидактический материал;
  • Демонстрационно-тематические плакаты для начальной школы (для 2-го, 3-го и 4-го классов);
  • Алфавит (настенная таблица);
  • Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандартах для начальной ступени обучения;
  • Флаги стран изучаемого языка;
  • Электронные библиотеки;
  • Аудиозаписи к УМК  для изучения немецкого языка (CD, MP3);
  • Принтер;
  • Копировальный аппарат;
  • Аудиомагнитофон;

Характеристика  КИМов

         В УМК   Немецкий язык" Первые шаги” материал поделён на 6 больших тем. В конце каждой темы предусмотрено выполнение учащимися проверочных заданий (Wir prüfen), которые позволяют оценить коммуникативные умения младших школьников в аудировании, чтении, письме и устной речи, убедиться в том, что основной языковой  и речевой  материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

        Проверка коммуникативных умений в аудировании и чтении осуществляется с помощью заданий на выбор ответа. Использование заданий, не требующих развёрнутого ответа, снимает дополнительные трудности, связанные с правильным лексико-грамматическим оформлением высказывания младшими школьниками, экономит время выполнения работы Для проверки лексических и грамматических навыков используются как задания с выбором ответа, так и задания на восстановление пропущенных слов в связном тексте рассказав о себе. Чтобы оценить умения учащихся в устной речи, им предлагается  высказаться в связи с заданной ситуацией общения, которая знакома детям, а также разыграть диалог этикетного характера. Проверочные задания состоят из двух частей: письменной и устной.  Учащиеся 3класса дважды слушают аудиотекст, стараясь понять его основное содержание, опираясь на иллюстрацию, затем выполняют задание.  Затем читают про себя короткий текст, построенный на изученном языковом материале, и выполняют задания. Затем выполняют задания, нацеленные на проверку лексико-грамматических навыков..разыгрывают диалоги с одноклассниками .Общая отметка за проверочную работу складывается из пяти отметок за выполнение отдельных заданий (на аудирование, чтение, письмо и говорение; на сформированность лексико-грамматических навыков) и является их средним арифметическим, округляемым по общим правилам. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года с целью выявления уровня обученности школьников за учебный год, уровня обязательной подготовки по иностранному языку, зафиксированного в стандарте по немецкому языку. Образцы итоговых тестов см. книга для учителя 3класса стр. 91-92.

 

  Список литературы для учителя и учащихся

1.Баженова И.С «Немецкий для начинающих» - М., 2000 Бим И.Л. Первые шаги   2009

 2. Добровольская Д.О, Н.Н. Марко Немецкий язык – детям – М., 1998

3. Яцковская Г.В., Н.П. Каменецкая Добрый день - М.1994

4.Гальскова И.Д. Немецкий язык для детей - М.1996

5.Сухова Т.П Поурочные планы по учебнику Бим И.Л.   -  Волгоград, 2009

 Гизела Екл, Криста

6.Рабочие программы Предметная линия учебников И.ЛБим 2-4 классы. Пособие для учителей Москва«Просвещение» 2011

7.Юнг «Радостное обучение» - Клетт, Штуттгарт,2007

8.Спроси меня  словарь для уч-ся начальной школы- Клетт Лейпциг,2008

   9.Разговорные темы для начинающих, А.Я. Минор,  Е.В. Полянина – Саратов, Лицей, 2005

10.«Плюс мы»,  учебное пособие для уч-ся начальной школы Германии, -Клетт, Штуттгарт,2005



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...