Личностные результаты обучения иностранному языку в средней школе
статья по немецкому языку по теме
выступление на тему : "Личностные результаты обучения иностранному языку в средней школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013_office_word.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностные результаты обучения иностранному языку
в средней школе
Резяпова Елена Васильевна,
учитель немецкого языка
МБОУ-СОШ №2 р.п. Степное
Советского района
Саратовской области
Февраль 2013 г.
«Личностные результаты обучения иностранному языку
в средней школе»
Введение
Главная задача введения ФГОС 2-го поколения – повышение качества российского образования и достижение новых образовательных результатов. В отличие от ФГОС 1-го поколения, имевшего компетентностную ориентированность, ФГОС 2-го поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Эти результаты четко структурированы в соответствии с основными задачами образования, которые учитывают индивидуальные, общественные и государственные потребности:
- личностный результат,
- метапредметные результаты,
- предметные результаты.
Так как нас интересуют личностные результаты обучения иностранному языку на среднем этапе обучения, рассмотрим более подробно через призму нашего учебного предмета, что же представляют собой эти результаты.
Личностный результат обучения иностранному языку предполагает формирование современной мобильной личности, которая может свободно (к чувствовать себя в другой стране (другой культуре), опираясь на знания иностранного языка, сохраняя при этом свою национальную идентичность, формирование уважительного отношения к чужому мнению, истории, культуре, религии других народов, толерантности. Сюда же входят овладение навыками адаптации к изменяющемуся миру, умение ориентироваться в окружающем мире, а также развитие навыков межличностного сотрудничества.
Основная часть
Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:
- общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;
- развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;
- развитию письменной речи;
- формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.
Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности, доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Для достижения вышеуказанных личностных результатов в учебники по немецкому языку введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.
В курсе немецкого языка с этой целью предлагаются тексты и диалоги о культуре России и аналогичные тексты о культуре и истории стран изучаемого языка.
Ребята учатся вести диалоги, соблюдая правила речевого этикета, не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.
Содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи диалога культур России и изучаемых стран (Германия, Австрия, Швейцария и др.). Учащимся предлагаются увлекательные материалы об этих странах и их столицах: Берлине, Вене, Берне; о России и её столице Москве, об известных городах стран изучаемого языка и России и их достопримечательностях, о немецких, австрийских, швейцарских русских музеях, (темы „Eine alte deutsche Stadt. Wie ist sie?“ (5 класс), „Was nennen wir unsere Heimat?“, „Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes“, 7-й класс), о праздниках, традициях и обычаях нашей страны и изучаемых стран (материалы учебников о праздновании Пасхи, Рождества и других праздников в России и странах Европы). Это не только расширяет кругозор обучающихся, но и способствует развитию у них эстетического вкуса.
Работа с заданиями, предложенными в теме „Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde!“, выполнение творческих заданий, проектов на данную тематику способствует формированию основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитию опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Изучая тему „Im gesunden Körper – gesunder Geist“(7 класс), ребята знакомятся с видами спорта, которые популярны у их сверстников в Германии, узнают об отношении немецких подростков к здоровью, вредным привычкам. У подростков формируются ценности здорового и безопасного образа жизни.
Обучающиеся имеют возможность сравнить типы немецких и российских школ, систему образования Германии и России, познакомиться с правилами поведения, традициями, характерными для немецких и российских школ, во время изучения тем „Deutsche Schulen. Wie sind sie?“ (6 класс), „Das Schulsystem in Deutschland“ (8 класс).
Учебники содержат материал, нацеливающий ребят на осознанный выбор профессии, формирующий уважительное отношения к труду, („Zukunft beginnt schon heute“ – 9 кл.), помогающий подросткам разобраться в возникающих конфликтных ситуациях (с родителями, учителями, сверстниками) и найти правильный выход из них („Probleme der Jugendlichen“ – 9 кл.). Идет формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Личностные универсальные учебные действия, формируемые у обучающихся средствами предмета «иностранный язык», обеспечивают развитие таких качеств личности как ценностно-смысловая ориентация (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Для формирования у обучающихся личностных универсальных учебных действий средствами учебного предмета «иностранный язык» используются следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока, изученной темы;
- разнообразные творческие задания;
- вербальное и невербальное (схематичное) восприятие изученного
материала;
- мысленное воспроизведение (схемы, картины, ситуации, видеофильма);
- самооценка события, происшествия;
- портфолио достижений и др.
Пути формирования личностных УУД на уроке иностранного языка:
Личностные УУД | Пути формирования личностных УУД |
1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности | Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы) |
2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | Работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем |
Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | Анализ и синтез текста |
3. Желание осваивать новые виды деятельности | Разнообразие упражнений (ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов) |
4. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе | Выполнение проектов, написание сочинений |
5.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества | Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д. |
6.Признание для себя общепринятых морально-этических норм | Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий |
7.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры; Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент) | Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран |
8.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества | Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах. |
9.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций, чувств и эмоций | Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и ин. языках. |
Заключение
Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, так же, как и результаты метапредметные, не подлежат тестовым измерениям, не подлежат аттестации. Мы их выявляем, анализируем при помощи мониторингов, наблюдений, собеседований, т.е. средств качественного анализа, но не ставим обучающимся оценок. Мы не можем поставить оценку за повышение или снижение мотивации, готовность или неготовность к саморазвитию, но мы обязательно должны учитывать результаты исследований и своевременно вносить изменения в учебный процесс для повышения качества обучения.
Список использованной литературы и интернет-источников
1. Кондаков, А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя. /А.М.Кондаков // Педагогика.- 2010.- №5.- С. 18-23
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения).
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /Под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
http://zn.egymn13.ru
http://college.ru/pedagogam
http://bank.orenipk.ru
http://13school.3dn.ru
http://www.openclass.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Личностно-ориентированное обучение в классах средней ступени"
АКТУАЛЬНОСТЬ: Воспитание всесторонне развитой личности, умеющего легко адаптироваться в быстро меняющемся обществе. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: 1. Воспитание личностных качеств ученика. ...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Новая социально-экономическая ситуация в стране показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Инновационное обучение призвано снять...
«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»
Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского»...
Предметные результаты обучения иностранному языку в начальной школе (ФГОС нового поколения)
Статья посвящена требованиям к результатам обучения согласно ФГОС НОО....
"Формирование личностных результатов обучения английскому языку в начальной школе"
В свете перехода начальной школы на новые ФГОС особое внимание уделяется развитию личности учащегося .Поэтому одним из важнейших компонентов планируемых результатов на уроках английского языка , как и...
Личностные результаты обучения иностранному языку в школе.
Выступление на педагогическом совете....
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Развитие компетенций субъектов образовательного процесса. Возможности личностно-ориентированного обучения иностранному языку в формировании коммуникативной компетентности и проблемы его вн...