Личностные результаты обучения иностранному языку в школе.
материал по английскому языку на тему

Боровикова Светлана Ивановна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostnye_rezultaty_obucheniya_in.yazyku.docx569.43 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИИСТРАЦИЯ Г. ПОДОЛЬСКА

Комитет по образованию

Муниципальное общеобразовательное

учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

ул. Быковская, д. 9, г. Подольск

Московская область, 142111

тел./факс (4967) 63-67-91

ОКПО 2110968 ОГРН 1025004712798

_______________ №_______________

Выступление на педагогическом совете

на тему 

«Личностные результаты обучения иностранному языку

в средней школе».

                                                                            Выступала

                                                                                                         учитель английского языка

                                                                                       Боровикова С.И.

29 марта 2016 год

Личностные результаты обучения иностранному языку

в средней школе.

Главная задача введения ФГОС 2-го поколения – повышение качества российского образования и достижение новых образовательных результатов. В отличие от ФГОС 1-го поколения, имевшего компетентностную ориентированность, ФГОС 2-го поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Эти результаты четко структурированы в соответствии с основными задачами образования, которые учитывают индивидуальные, общественные и государственные потребности:

- личностный результат,

- метапредметные результаты,

- предметные результаты.

        Так как нас интересуют личностные результаты обучения иностранному языку на среднем этапе обучения, рассмотрим более подробно через призму нашего учебного предмета, что же представляют собой эти результаты.

        Личностный результат обучения иностранному языку предполагает формирование современной мобильной личности, которая может свободно (к чувствовать себя в другой стране (другой культуре), опираясь на знания иностранного языка, сохраняя при этом свою национальную идентичность, формирование уважительного отношения к чужому мнению, истории, культуре, религии других народов, толерантности. Сюда же входят овладение навыками адаптации к изменяющемуся миру, умение ориентироваться в окружающем мире, а также развитие навыков межличностного сотрудничества.

Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов, и мировой культурой создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности, доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

        Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

 - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-  смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Для достижения вышеуказанных личностных результатов в учебники по немецкому языку введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

В курсе английского языка с этой целью предлагаются тексты и диалоги о культуре России и аналогичные тексты о культуре и истории стран изучаемого языка.

Ребята учатся вести диалоги, соблюдая правила речевого этикета, не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.

         Содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи диалога культур России и изучаемых стран (США, Великобритании, Канады, Новой Зеландии, Австралии.). Учащимся предлагаются увлекательные материалы об этих странах и их столицах: Лондоне, Вашингтоне, Кенберре, Веллингтоне; о России и её столице Москве, об известных городах стран изучаемого языка и России, и её достопримечательностях, о американских, английских, австралийских, русских музеях, о праздниках, традициях и обычаях нашей страны и изучаемых стран (материалы учебников о праздновании Пасхи, Рождества и других праздников в России и странах Европы). Это не только расширяет кругозор обучающихся, но и способствует развитию у них эстетического вкуса.

        Работа с заданиями, предложенными на «Зеленых страничках», выполнение творческих заданий, проектов на данную тематику способствует формированию основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитию опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

        Изучая тему «Спорт», ребята знакомятся с видами спорта, которые популярны у их сверстников в англоговорящих странах, узнают об отношении подростков других стран к здоровью, вредным привычкам. У подростков формируются ценности здорового и безопасного образа жизни.

        Обучающиеся имеют возможность сравнить типы американских, английских и российских школ, систему образования англоговорящих стран и России, познакомиться с правилами поведения, традициями, характерными для английских и российских школ.    

    Учебники содержат материал, нацеливающий ребят на осознанный выбор профессии, формирующий уважительное отношения к труду, помогающий подросткам разобраться в возникающих конфликтных ситуациях (с родителями, учителями, сверстниками) и найти правильный выход из них. Идет формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

Пути формирования личностных УУД на уроке иностранного языка:

Личностные УУД

Пути формирования личностных УУД

1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы)

2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем

Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Анализ и синтез текста

3. Желание осваивать новые виды деятельности

Разнообразие упражнений (ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов)

4. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе

Выполнение проектов, написание сочинений

5.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.

6.Признание для себя общепринятых морально-этических норм

Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий

7.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры;

Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент)

Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран

8.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества

Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах.

9.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций, чувств и эмоций

Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и ин. языках.

Личностные результаты,  включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,  правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, так же, как  и результаты метапредметные, не подлежат  тестовым измерениям, не подлежат аттестации. Мы их выявляем, анализируем при помощи мониторингов, наблюдений, собеседований, т.е. средств качественного анализа, но не ставим обучающимся оценок. Мы не можем поставить оценку за повышение или снижение мотивации, готовность или неготовность к саморазвитию, но мы обязательно должны учитывать результаты исследований и своевременно вносить изменения в учебный процесс для повышения качества обучения.

Боровикова С.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные  цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий  характер: он позволяет совершенствовать  процес...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Новая социально-экономическая ситуация в стране показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Инновационное обучение призвано снять...

Личностные результаты обучения иностранному языку в средней школе

выступление на тему : "Личностные результаты обучения иностранному языку в средней школе"...

Предметные результаты обучения иностранному языку в начальной школе (ФГОС нового поколения)

Статья посвящена требованиям к результатам обучения согласно ФГОС НОО....

"Формирование личностных результатов обучения английскому языку в начальной школе"

В свете перехода начальной школы на новые ФГОС особое внимание уделяется развитию личности учащегося .Поэтому одним из важнейших компонентов планируемых результатов на уроках английского языка , как и...

Выступление на районном семинаре учителей иностранного языка "Внеурочная и внеклассная работа, как форма обучения иностранному языку в школе"

Данное выступление разработано для районного семинара по иностранным языкам в МОУ Раменская СОШ №8 Бражниковой О.Н., председателем ШМО в 2016 году....

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Развитие компетенций субъектов образовательного процесса. Возможности личностно-ориентированного обучения иностранному языку в формировании коммуникативной компетентности и проблемы  его вн...