Предметные результаты обучения иностранному языку в начальной школе (ФГОС нового поколения)
консультация по теме
Статья посвящена требованиям к результатам обучения согласно ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.РАДУЖНЫЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4”
ВЫПУСКНОЙ РЕФЕРАТ
СЛУШАТЕЛЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
“Предметные результаты обучения иностранному языку в начальной школе. Овладение системными языковыми знаниями и представлениями”
Выполнила: Кузнецова Наталья Анатольевна
учитель английского языка
г. Радужный
2013г.
Содержание
- Введение 3
- Требования к результатам обучения согласно ФГОС НОО 4
- Системно-деятельностный подход как основа ФГОС НОО 4-5
- Цели изучения иностранного языка в начальной школе. 5
- Предметные результаты. 6-7
- Предметные результаты в различных сферах. 7-10
- Коммуникативные умения по видам речевой деятельности 10-12
- Заключение 12
- Список литературы 13
I. Введение
«Великая цель образования это не знания, а действия»
Гербер Спенсер
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.[1]
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования были утверждены приказом Министерства Образования и Науки в 2009 году.
С сентября 2011 года введение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования стало обязательным во всех образовательных учреждениях Российской Федерации.
С сентября 2012 года во 2-х классах началось обучение иностранному языку по новому стандарту. Совершенно очевидно, что возрастает роль предмета «Иностранный язык» в современном обществе, меняются ценностные ориентиры, возникает новая система оценки достижения планируемых результатов учащихся начальной школы. Все эти особенности ФГОС требуют внесения определенных изменений в организацию обучения иностранному языку.
II. Требования к результатам обучающихся согласно ФГОС НОО
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся. Они отражают их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Предметные результаты включают освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- Системно-деятельностный подход как основа ФГОС НОО
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной деятельности и сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.
Нельзя не согласиться, что предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Следовательно, результат работы учителя иностранного языка нельзя оценивать изолированно. Модель выпускника начальной школы представляет собой результат работы всей команды учителей начальной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение, что
- положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся,
- а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения.
III. Цели изучения иностранного языка в начальной школе
Цели изучения иностранного языка в начальной школе:
формирование умения общаться на английском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.
V. Предметные результаты
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
Иностранный язык:
- приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
- освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической, трудовой. Предметные планируемые результаты в коммуникативной сфере представлены двумя блоками, выделяемыми на следующих основаниях:
«Выпускник научится» (продуктивный уровень) включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия, необходимые для дальнейшего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов данного блока служит предметом итоговой оценки выпускников начальной школы и соответствует базовому уровню.
«Выпускник получит возможность научиться» (рецептивный уровень) отражает планируемые результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему и выступающих как пропедевтика (базовый курс, предшествующий более глубокому изучению предмета) по развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития. Достижения планируемых результатов, отнесённых к данному блоку, не является предметом итоговой оценки. Это не умаляет их роли в оценке образовательных учреждений с точки зрения качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных ФГОС, и значимости для формирования личностных и метапредметных результатов.
Таким образом, уровневый подход к предметным результатам существенно влияет на организацию обучения иностранному языку, что позволит учителю планировать свою деятельность с учётом способностей и уровню обученности детей на основе принципа дифференциации и индивидуализации обучения.
VI. Предметные результаты в различных сферах
Предметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
- В коммуникативной сфере (т.е. во владении английским языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорении:
- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию;
- уметь на элементарном уровне рассказать о себе, семье, друге, описывать предмет, картинку; кратко охарактеризовать персонаж.
Аудировании:
- понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале;
Чтении:
- читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
- читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.
Письменной речи:
- владеть техникой письма;
- писать с опорой на образец поздравления с праздником и короткое личное письмо.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
- адекватное произношение и различие на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
- применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы;
- распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
Социокультурная осведомленность:
- знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка.
- В познавательной сфере:
- умения сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных звуков букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
- умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
- совершенствование приемов работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.)
- умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах;
- В ценностно-ориентированной сфере:
- представление об изучаемом языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в туристических поездках.
- В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на английском языке;
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
- В трудовой сфере:
- умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.
VII. Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
В процессе овладения английским языком у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
В говорении ученик должен научиться:
- вести и поддерживать элементарный этикетный диалог;
- кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
- рассказывать о себе, своей семье (в пределах тематики первого года обучения);
- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни;
- выражать отношение к прочитанному/услышанному.
В аудировании ученик должен научиться:
- понимать на слух речь учителя по ведению урока; связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания одноклассников;
- понимать основную информацию услышанного (как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи);
- извлекать конкретную информацию из услышанного;
- вербально или невербально реагировать на услышанное;
- понимать на слух разные типы текста (краткие диалоги, описания, рифмовки, песни).
В чтении ученик должен овладеет техникой чтения, т. е. научится читать:
- с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным ударением;
- с правильным логическим и фразовым ударением простые предложения;
- основные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные);
- небольшие тексты с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой информации.
Он также должен научиться
- читать и понимать содержание текста на уровне значения и отвечать на вопросы по содержанию текста; определять значения по аналогии с родным языком или иллюстративной наглядности;
- пользоваться справочными материалами (англо-русским словарём) с применением знаний алфавита и транскрипции;
- читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифтов;
- читать с соответствующим ритмико-интонационным оформлением простые распространённые предложения с однородными членами;
В письме ученик научится:
- правильно списывать;
- выполнять лексико-грамматические упражнения;
- делать подписи к рисункам;
- писать открытки-поздравления с праздником и днём рождения;
Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия и орфография
Ученик должен научиться:
- распознавать слова, написанные разными шрифтами;
- отличать буквы от транскрипционных знаков;
- читать слова по транскрипции;
- пользоваться английским алфавитом;
- писать все буквы английского алфавита и основные буквосочетания (полупечатным шрифтом);
- писать красиво (овладеет навыками английской каллиграфии);
- писать правильно (овладеет основными правилами орфографии);
- писать транскрипционные знаки;
- группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
- использовать словарь для уточнения написания слова.
Фонетическая сторона речи
Ученик должен научиться:
- различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка;
- соблюдать нормы произношения звуков английского языка в чтении вслух и устной речи (долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слов, отсутствие смягчения согласных перед гласными);
- распознавать случаи использования связующего “r” и использовать их в речи;
- соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
понимать и использовать логическое ударение во фразе, предложении.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Примерная программа начального общего образования дает определенное представление о том, какие предметные результаты обучения иностранному языку в начальной школе необходимо сформировать. В ходе реализации данной программы используется система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию данного учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий. М. Монтень когда- то сказал: « Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» и с этим нельзя не согласиться.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011г. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2.– М.: Просвещение, 2009. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011г. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
- http://www.standart.edu.ru
- http://www.nachalka.seminfo.ru/
- http://www.u.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%EF%E5%E4%E5%E2%F2%E8%EA%E0
[1] Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение иностранному языку в начальной школе в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения
Данные методические рекомендации созданы на основе стандартов начального образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по иностранному языку с учётом планируем...
Актуальные методики и педагогические технологии в преподавании иностранного языка при переходе на ФГОС нового поколения
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Современной школе ...
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ СТАНДАРТАМИ ФГОС
Презентация...
«Новые образовательные технологии при обучении иностранному языку в начальной школе»
Кто - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – вы...
Контроль в обучении иностранным языкам в условиях введения ФГОС нового поколения
На современном этапе роль контроля резко возрастает в связи с задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания. Пр...
КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Правильно организованный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных цел...
Метапредметные и предметные результаты обучения иностранному языку
Статья для педагогов....