Методическая разработка
элективный курс (немецкий язык, 9 класс) по теме

Гаврилова Людмила Геннадьевна

Элективный курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «НЕМЕЦКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ.»

Для учащихся IX-X классов гуманитарного профиля

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «НЕМЕЦКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ.»

Для учащихся IX-X классов гуманитарного профиля

Пояснительная записка

Программа имеет полное материальное обеспечение в виде языкового практикума, содержащего обучающие тексты для чтения, лексико- грамматические упражнения и творческие задания для учащихся. Для каждого раздела составлен словарный минимум, подлежащий активному усвоению.

Тексты заимствованы из оригинальной немецкой литературы - газет и журналов, в отдельных случаях адаптированы и снабжены словарем - минимум, содержащим необходимый объем новой тематической лексики, которой следует овладеть практически.

Тексты снабжены комментарием и переводом (Texterlauterungen) отдельных слов и выражений, не включенных в словарный минимум.

Подобранный материал для чтения и упражнения на закрепление лексики ставят целью дать учащимся информацию о культуре поведения с одновременным совершенствованием навыков говорения на немецком языке и расширением потенциального словарного запаса.

Программа элективного курса "Немецкий речевой этикет и культура поведения в различных ситуациях общения" содержит дополнительный учебный материал, вызывающий познавательный интерес учащихся в области культуры поведения и межличностных взаимоотношений, предлагает им новые систематизированные по данной проблеме знания, не содержащиеся в базовых учебниках, ориентирует школьников на непосредственную коммуникацию. Поэтому разработанный спецкурс должен способствовать реализации современных требований к преподаванию иностранного языка применительно к профориентационной направленности и межпредметной связи с культурологическими дисциплинами.

Цели обучения

  1. Воспитание культуры поведения учащихся, знание форм этикета, принятых в обществе;
  2. Формирование нравственности, духовности и уважительного отношения к людям при общении с ними.
  3. Формирование речевых умений и навыков этикетного характера при контактах с немецкоговорящими партнерами в разных сферах общения, и соответственно расширение потенциального словарного запаса.
  4. Формирование умений и навыков читать с непосредственным пониманием тексты в рамках изучаемой темы и извлекать из них необходимую информацию относительно культуры общения в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, практическая цель курса состоит в том, чтобы сформировать у учащихся коммуникативную, или стилистическую компетенцию, которая заключается в овладении различными стереотипными формами речевого общения на базе прочитанных текстов в следующих коммуникативных ситуациях: знакомства, приветствия, поздравления, прием гостей, вручение подарков, разговор по телефону, написание писем и т.д. То есть формировать способности не только понимать, но и порождать иноязычное высказывание по данной теме.

При этом остаются актуальными все другие компоненты цели обучения иностранным языкам, определенные базовой программой.

Требования к практическому владению немецким языком в рамках данного курса

Элективный курс включает примерно 150 новых лексических единиц, которые учащиеся должны активно усвоить, чтобы ими умело оперировать при контактах с зарубежными сверстниками, а именно:

  1. выбирать уместные формы приветствия и прощания, извинения и благодарности;
  2. поздравления и разного рода проявления доброжелательного отношения к собеседнику;
  3. адекватно вести себя в немецкоязычной среде;
  4. уметь познакомиться, завязать и продолжать беседу;
  5. вести телефонные разговоры и т.д.

Особенности работы по данному спецкурсу

Предметом обсуждения на занятиях ИЯ должны становиться вопросы подлинной культуры человеческих взаимоотношений, проявления уважения друг другу и культуры речи, умения вести себя на работе, в гостях, в общественных местах.

Учителю необходимо как можно чаще моделировать ситуации реального общения и ставить перед учащимися коммуникативные задачи.

Занятия должны строиться ярко, в игровой форме. Желательно использовать инсценирование.

Представляется целесообразным начинать изучение каждого из разделов с ознакомления со словарной частью.

При этом следует обращать внимание на многозначность слов, управление глаголов, роль приставок в однокоренных словах. Последующее выполнение лексических упражнений (на синонимические замены и др.) способствует закреплению и активизации необходимого словаря - минимума.

Предлагаемые тексты могут быть прочитаны как на уроке, так и самостоятельно дома. Непонимание отдельных текстовых фрагментов необходимо проанализировать коллективно под руководством учителя.

Изучаемый языковой материал следует затренировывать не только в прилагаемых упражнениях, но и в ролевой игре, драматизации, инсценировках, воссоздающих атмосферу реального общения.

Элективный курс «Немецкий речевой этикет и культура поведения в различных ситуациях общения» не претендует на окончательность в разработке данной тематики, а, напротив, предполагает творческое отношение со стороны учителей немецкого языка в использовании текстов и языкового материала.

Авторы-составители исходят из того, что в зависимости от конкретных коммуникативно - обучающих задач учитель может спланировать индивидуально обусловленную сетку часов для реализации поставленных задач.

Содержание программы

Элективный курс состоит из следующих разделов:

Раздел I. "Обращение к читателю"

Что мы понимаем под подлинной культурой человека?

Правила хорошего тона, принятие в общественных местах, на работе и

соответствующий им речевой этикет.

Всегда ли внешняя вежливость является знаком внутренней порядочности?

Человек должен достойно вести себя в любой ситуации, даже тогда, когда за ним не наблюдают друзья или знакомые, не так ли?

Раздел II. "Мы приглашаем гостей"

Культура приглашения и приема гостей. Представление гостей друг другу.

Поведение в гостях. Новые знакомства. Как вести себя за столом.

Ответные визиты. Немецкая пунктуальность.

Речевой этикет, соответствующий данным ситуациям общения.

Раздел III. "Если встречаем знакомых или друзей..."

Формы приветствия и прощания при встречах. Обращения, распространенные в немецкоговорящих странах. Культура поведения при случайных или запланированных встречах. Нормы этикета и правила хорошего тона в этих случаях.

Раздел IV. "Разговор по телефону"

Как правильно вести телефонный разговор с точки зрения культуры общения. Речевой этикет телефонных переговоров. Формы обращения.

Раздел V. "Уметь доставлять радость даже мелочами"

Выбор и вручение подарков.

Как дарят и что дарят, - это язык, который характеризует личность дарящего. Не так ли?

Вежливое поведение при получении подарков и формы речевого этикета при этом.

- "Дары волхвов" (О' Генри). Подарки, за которыми стоит высокое чувство любви.

Учебно-тематический план курса

№№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1.

Что следует понимать под подлинной культурой человека.

4

2.

Мы приглашаем гостей.

8

3.

Если мы встретили знакомых или друзей.

4

4.

Разговор по телефону.

4

5.

Умей доставлять радость даже мелочами. (Выбор и вручение подарков).

6

Инсценирование. «В гостях у немецких друзей»

1

Итого:

27

Формы контроля

Контроль понимания прочитанного осуществляется на основе после- текстовых вопросов.

Предлагаемые различные задания к текстам призваны стать отправным моментом для дискуссий о подлинной и показной культуре поведения, они побуждают учащихся к самостоятельному поиску решений, создают атмосферу творчества, увеличивают объем групповых видов работ.

В качестве нетрадиционных форм контроля сформированное™ навыков и умений культуры речевого общения на немецком языке может быть предложено следующее:

  1. Инсценирование ситуации "В гостях у немецких друзей".
  2. Групповой творческий проект: создание юмористического альбома "Они не знали особенностей культуры немецкоязычных стран и к чему это привело..."
  3. Конкурс знатоков правил хорошего тона

Список литературы

  1. Smolka К. Guntes Benehmen von A bis Z. Berlin, 1955.
  2. Schweickert K.W., Hold B. «Gunten Tag, Herr von Knigge»! - Leipzig, 1957.
  3. Фрагменты текстов из немецких молодежных журналов.

При составлении текста С из раздела II использован текст из учебника "Wege", Max Huber Verlag, 1992.

Литература для учителя

  1. Андрюхина И.А., Латыш Г.Г. Работа с аутентичнымиписьмами на уроках немецкого языка // ИЯ ш. -1988. - № 3. -С. 23.
  2. Бердичевский A.JI. Пожалуйста, по-немецки! // ИЯ ш . - 2001. - № 6. - С.93.
  3. Милосердова Е.В. Национально-культурные стереотипы и проблемы межкультурной коммуникации // ИЯ ш . - 2004. - № 3. - С. 80.
  4. Хохлова В.В., Хохлова Ю.В. Особенности восприятия культуры страны изучаемого языка // ИЯ ш. - 2004. - № 3. - С. 76.

Литература для учащихся

Бердичевский А.Л. Пожалуйста, по-немецки! («В гостях у друзей, или 6 дней в Европе»), - Материк - Альфа, 2004.

Формановская Н.И., Соколова Х.Р. Речевой этикет. Русско-немецкие соответствия: справочник. - М..: Высшая школа, 1992.

Практикум к элективному курсу «Немецкий речевой этикет и культура поведения в различных ситуациях общения»

Введение

Практикум рассчитан на учащихся старших классов гуманитарной направленности и школ-гимназий с углубленным изучением иностранного языка, студентов колледжей а также адресован широкому кругу лиц, изучающих немецкий язык и заинтересованных в контактах с немецкоговорящими партнерами.

Практикум знакомит с правилами немецкого речевого общения, позволяющими выбрать уместные формы приветствия и прощания, извинения и благодарности, поздравления и разного рода проявления вежливого, доброжелательного отношения к собеседнику. Здесь представлены наиболее частые ситуации, в которых речевой этикет особенно важен при установлении контакта с собеседником и для поддержания этого контакта.

Тексты заимствованы из оригинальной немецкой литературы - газет и журналов, в отдельных случаях адаптированы и снабжены словарем-минимумом, содержащим необходимый объем новой тематической лексики, которой следует овладеть практически. Тексты снабжены комментарием и переводом (Texterlauterungen) отдельных слов и выражений, не включенных в словарь- минимум.

Подобранный материал для чтения и упражнения на закрепление лексики ставит целью дать информацию о культуре поведения с одновременным совершенствованием навыков говорения на немецком языке и расширением потенциального словарного запаса.

Практикум состоит из следующих разделов:

РАЗДЕЛ 1. «Обращение к читателю». Правила хорошего тона, принятые в немецкоговорящих странах в общественных местах и на работе, и соответствую- щий им речевой этикет.

РАЗДЕЛ И. «Мы приглашаем гостей». Приглашение и прием гостей. Представление гостей друг другу. Поведение в гостях. Знакомства. Ответные визиты Речевой этикет, соответствующий данным ситуациям общения.

РАЗДЕЛ III. «Если мы встретили знакомых или друзей...». Формы приветствия и прощания, обращения, распространенные в немецкоговорящих странах. Культура поведения при случайных или запланированных встречах. Нормы этикета.

РАЗДЕЛ IV. «Разговор по телефону». Речевой этикет при телефонных разговорах.

РАЗДЕЛ V. «Уметь доставлять радость даже мелочами...». Выбор и вручение подарков.

При составлении текстов для чтения была использована следующая литература:

  1. Smolka К. Gutes Benehmen von A bis Z. - Berlin, 1955.
  2. Schweickert K.W., Hold B. Guten Tag, Herr von Knigge! - Leipzig, 1957.

При составлении текста С из раздела II использован текст из учебника: Wege : Max Huber Verlag, 1992.

Иллюстрации заимствованы из книги: Das dicke Bidstrup-Buch. - Leipzig, 1967.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...