«Формирование автономии обучающихся на примере работы с лексическим материалом»
методическая разработка по немецкому языку по теме

Новым прогрессивным требованием к уроку иностранного языка и, в частности, к процессу обучения лексике является обучение учащихся использованию самостоятельных стратегий и техник учения и запоминания, т.е. так называемое автономное обучение, при котором учитель играет роль помощника и организатора. В идеальном случае учащийся, вспоминая свой опыт изучения родного языка и опираясь на имеющееся у него чувство родного языка, должен сам (но с поддержкой учителя иностранного языка) выбирать и применять стратегии для изучения иностранного языка. Конечно, на начальном этапе обучения учитель направляет, дает указания и подсказывает, каким путем лучше пойти, например, показывает и поясняет техники эффективного запоминания слов («мнемотехники», метод ключевых слов, создание акронимов, использование визуализации и т.д.), в дальнейшем учащийся, если он заинтересован и мотивирован в овладении языком, должен самостоятельно применять эти техники, а также находить какие-то свои, новые.

    Данная разработка предназначена для учителей и учащихся средних школ  и гимназий, а также для всех желающих, которые решили   самостоятельно пополнить свой словарный запас. В разработке представлены наиболее эффективные технологии изучения иноязычной лексики.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс Филина Е.Н., учитель немецкого языка высшей категории МАОУ СОШ № 12 г . Щелково-3 Тема : «Формирование автономии обучающихся на примере работы с лексическим материалом» Цель мастер-класса : ознакомление с автономными формами работы с лексическим материалом на уроках немецкого языка и вне его.

Слайд 2

Автономное изучение лексики Автономное изучение лексики подразумевает умение самостоятельно усваивать слова иностранного языка. Это предполагает знание эффективных способов заучивания слов. Такое знание обучающийся может получить на занятии и применить на собственном опыте.

Слайд 3

Градация объема словарного запаса: По подсчетам лингвистов , словарный запас, которым европеец, в том числе и среднестатистический россиянин, обходится в повседневном общении, составляет около тысячи слов. Активный словарный запас составляет примерно две-три тысячи слов. Таким образом, для владения языком на начальном уровне достаточно нескольких сотен часто употребляемых слов. Вот приблизительная градация объема словарного запаса: 1. 400-800 слов – лексический багаж, необходимый для базового уровня знания языка; 2. до 1500 слов – запас, позволяющий объясняться и читать литературу на начальном уровне; 3. до 3000 слов – запас, с помощью которого можно уверенно общаться на бытовом уровне и бегло читать неспециализированную литературу; 4. 5000 слов в лексическом багаже обеспечат свободное чтение прессы и специализированной литературы; 5. 8000 слов достаточно для всестороннего общения, чтения литературы любой степени сложности, просмотра телевизионных передач и фильмов.

Слайд 4

Традиционный способ изучения иностранных слов. Apfel

Слайд 5

А так учат слова дети

Слайд 6

Советы как правильно учить слова 1. Нормировать количество информации, запоминаемой за один раз. 2. Устраивать во время заучивания паузы, в течение которых нужно постараться дать мозгу передышку. 3. Запоминать слова блоками или учить группы словосочетаний. 4. Распределять слова по блокам таким образом, чтобы они были максимально неоднородны. Слова, имеющие характерные признаки, яркие "смысловые метки", запоминаются гораздо легче. Изучение человеческой памяти и многочисленные опыты по запоминанию, поставленные учеными во многих странах мира, позволяют выделить основные особенности, имеющие значение при заучивании иностранных слов. Так, при процессе обучения иностранному языку в первую очередь задействуется кратковременная память. Она устроена таким образом, что для эффективной работы с новыми словами необходимо:

Слайд 7

Советы как правильно учить слова Для начала определите для себя цель: какие слова Вы хотите выучить, когда Вы хотите их учить и в каких количествах? Выбирайте слова из разряда популярных, не берите сложные слова, которые встречаются очень редко. Учить каждый день по 10-20 минут будет намного эффективнее, чем раз в неделю один или два часа! не пытайтесь выучить более чем 8-12 слов за раз. Запоминание происходит за счет соединения трех уровней: Зрительного ,слухового и моторного . Когда учите новые 10 слов, обязательно прописывайте и проговаривайте их при этом. Данное упражнение включает зрительную, механическую и слуховую память и помогает запомнить правописание новых слов По возможности учите новые слова в одно и то же время, лучше всего – или утром, сразу после пробуждения, или вечером, перед сном. Заучивайте их в движении, например, во время прогулки. Так лучше работает концентрация, и слова запоминаются быстрее.

Слайд 8

Календарь повторения лексики (календарь памяти) Календарь памяти представляет собой график частоты повторения изучаемых слов. Этот метод разработан немецким институтом, занимающимся вопросами исследования памяти. Ученые установили, что если повторять одну и ту же информацию с определенными промежутками времени, то она заносится в долгосрочную активную память. Если долгое время не использовать выученные таким методом слова, то они формируют активно-пассивный реестр памяти, что дает возможность их воспроизведения при первой же необходимости. Как же правильно составить календарь памяти? Для наглядности таблица следующего содержания: Несложно подсчитать, что полный цикл запоминания информации составляет почти три месяца. Но это не значит, что три месяца нужно учить лишь одни и те же слова. Группировать лексику желательно по темам. И начинать цикл изучения каждой темы не в один и тот же день . Если уже выбран данный метод увеличения словарного запаса, то стоит строго придерживаться графика повторения лексики и не пропускать ни одного обозначенного дня, тогда эффект будет максимальным. Дата изучения +1 день +1 день +3 дня + неделя +2 недели +месяц +месяц 10 сент. 11 сент. 12 сент. 15 сент. 22 сент. 6 окт. 6 нояб . 6 дек.

Слайд 9

Технологии запоминания иностранных слов ЦВЕТНЫЕ СЛОВА Ученик знакомится с новыми словами по картинке раскрашивает, повторяет их вслух и знакомится с их правописанием. Затем, вместе с учителем беседует по картитнке . Этот метод успешно применяется на начальном этапе обучения.

Слайд 10

Техника заключается в том, чтобы, договориться с собой, что, выходя их дома, вы все предметы по дороге будете переводить на немецкий язык. Когда вы дойдете до нужного места, то в блокнот запишете те слова, которые не смогли перевести. Затем нужно взять словарь, найти эти слова и записать, а на следующий день повторить при прохождении того же маршрута все найденные слова. ЧТО МЕНЯ ОКРУЖАЕТ?

Слайд 11

Расширение синонимического ряда Начиная изучение иностранного языка, заведите тетрадь синонимов, в которую постоянно будете добавлять вновь встречающиеся при чтении и в разговорной речи слова . Вести ее можно в свободной форме, главное, чтобы было удобно пользоваться. Например, на каждый синонимический ряд можно отводить по одной странице. Изучая новый текст, выделяйте попадающиеся вам синонимы, а потом переносите их на нужную страницу тетради. Тетрадь синонимов нужно не просто вести и постоянно пополнять, увеличению вашего словарного запаса поспособствует и ее пролистывание время от времени, полезно также составлять с синонимами предложения и словосочетания. Синонимы должны постоянно вращаться в вашем подсознании . Если вы услышали или увидели где-нибудь какое-то слово, мысленно подберите к нему синоним .

Слайд 12

Карточки-стикеры Наклейте самоклеящиеся карточки с немецкими словами на все предметы у себя дома: от швабры до сидения туалета. В течение следующих нескольких дней останавливайте свой взгляд на наклейках и повторяйте слова. Называете предмет на немецком языке, ребёнок должен принести соответствующую карточку. Одна карточка – одно очко.

Слайд 13

Картотека слов Рекомендации для обучающихся при работе с картотекой Запишите новое слово на карточку, а также ссылки на грамматику Если возможно, составьте словосочетание с данным словом. Запишите перевод на обратной стороне карточки. Возьмите желаемое количество карточек и заучите их содержание. Слова, которые Вы не смогли запомнить, отложите и какое-то время работайте только сними. Остальные слова поместите в заднюю часть картотеки. При повторении слов через какой-то промежуток времени проверьте, какие слова Вы знаете неуверенно и отсортируйте их. После устного повторения запишите на отдельном листке слова и проверьте правильность записи. При наличии ошибок повторите запись. Через более долгий промежуток времени можно работать следующим образом: подбирать слова друг к другу по смыслу с выбранными карточками письменно и/или устно составлять предложения; сочинять истории; повторять вместе старые и новые карточки. Как только Вы выучите все слова, можете расположить их в алфавитном порядке. В конце учебного проведите генеральное повторение и при этом отберите те слова, которые больше повторять не над о.

Слайд 14

Метод ассоциаций Метод ассоциаций основывается на особенности подсознания устанавливать связи между информацией и сопутствующими ее факторами. Используя этот метод, следует все изучаемые слова сопровождать каким-нибудь ярким фактором. Такими факторами могут быть картинки, видеоряды, звуки, эмоции, рифмы и т.д. Когда встречается какое-нибудь слово, выученное подобным методом, в памяти сначала всплывает сопровождающий его фактор, а вслед и само слово. Как правило, этот метод хорошо использовать при обучении иностранному языку детей, а также людей, которым тяжело дается изучение языка как такового. Методом ассоциаций в таком случае можно учить не только слова и словосочетания, а и правила грамматики, представляя грамматические конструкции таблицами, схемами, графиками и т.д.

Слайд 15

Развитие ассоциативной памяти Рифмы способствуют запоминанию благодаря созвучию и ритмике, так как при изолированном заучивании слов большую роль играет звуковая ассоциация, нежели семантическая. Hund – Mund – rund – bunt – … Maus – Haus – aus – raus – … Для развития ассоциативной памяти предлагается учащимся зарифмовать, а потом перевести следующие существительные: Zopf Schluß Rind Land Geld Blase Hose Tisch K..... Fl ...... W.... W.... F..... H..... R.... F.... T..... Gr ..... K.... H..... H..... N..... D..... fliegen gießen spielen Brief marschieren Tier l..... fl ..... z.... t..... verl ... v .... s.... sch .... f.... Sch…. spaz .... h .... der Ast das Fest der Frost der Durst die Lust der G..... das N..... die P..... die W.... die Br ....

Слайд 16

Классификация ассоциаций Американским психолингвистом Дж. А. Мюллером была предложена классификация ассоциаций, учитывающая логику, психологию, философию, лингвистику. Это ассоциации: по контрасту (антонимы), например, черный - белый ( schwarz-weiß ) по сходству (синонимы), например, боль, страдание ( traurig →траурный→печальный) по звучанию : сон – тон, Baum – kaum , Bank – Schrank по корню слова: высота – высокий, fahren – der Fahrer часть – целое: лицо, нос, Mund – die Nase подчинительные ответы: человек (мужчина) – отец, женщина – мать, Mann – Vater , Mutter – Frau обобщающие: яблоко – фрукт, огурец – овощ, а в немецком языке есть обобщающие приставки , например, ge - das Ge bäude , das Ge birge

Слайд 17

Классификация ассоциаций дополняющие обстоятельства , например, продвижение назад, вперед, бежать быстро, медленно определения: комната темная, мужчина смелый, заяц трусливый, а в немецком языке существуют сложные существительные: die Mutterliebe – материнская любовь эгоцентрические ответы (личностные реакции): одиночество – всегда, никогда, успех - возможен, невозможен Метод ключевых слов - к иностранному слову можно найти созвучное слово в родном языке, которое станет смысловым мостиком к значению иностранного слова : die Br ü cke (нем .) →(брюки: одна штанина на одном берегу, другая на другом) → мост (русск.) rot (нем.) →(рот: красные губы)→ красный (русск.) Ищите однокоренные слова и учите их вместе. Это могут быть существительные, глаголы, прилагательные, например: sprechen , Sprache , Sprachlich , Fremdsprache , Sprachreise , Sprecher , Sprichwort , sprachlos , zweisprachig , ... Часто бывает легко заметить слова, которые относятся к одной теме. Это могут быть слова разных частей речи, например: Restaurant – Kellner – Gericht – Rechnung – reservieren – bestellen – bezahlen – teuer – billig – lecker – Speisekarte ...

Слайд 18

Составление предложений или сочинение историй - Из десятка новых слов составьте и запишите связный рассказ на немецком языке. Этот способ помогает не только запомнить новые слова, но и перевести старые слова из пассивного словарного запаса в активный . Ich bin Detektiv . Heute bin ich in der Stadt gewesen . Ich bin einem Mann gefolgt . Es ist dunkel geworden . Plötzlich ist mir mein Freund begegnet . "Was ist passiert ?" – wollte er wissen . – " Warum bist du nicht zu Hause geblieben ? Es ist mir nicht gelungen , dich telefonisch zu erreichen ." Endlich bin ich meinen Freund losgeworden . Es ist nichts Schlimmes geschehen . Aber meine Verfolgung ist misslungen ! sein sein werden bleiben folgen begegnen gelingen misslingen passieren geschehen Perfekt

Слайд 19

Упражнения на поиск международной лексики Большой популярностью пользуются у учеников упражнения на поиск международной лексики, не требующей перевода и работы со словарем. Проводится конкурс, кто больше таких слов найдет и запишет на отдельную карточку. - tion Evolu tion , Revolu tion , Sta tion …., Lampe , Klasse,Bibliothek , Wagen . переводим и запоминаем немецкие фамилии: Mann (мужчина, человек), Kaufmann (торговец), Zuckermann (сладкий человек), Silbermann (серебряный человек), Wassermann (водный человек), Seemann (морской человек, моряк), Еinstein (камень),

Слайд 20

«Ослиные мостики" Легче запоминаются похожие слова, если вы придумаете себе "узелки на память" (по-немецки они называются Eselsbrücken – "ослиные мостики" ) и графически закрепите их. Например: нап Р аво - R echts , на Л - ево - L inks . А так легче запомнить правило употребления союзов a ls – w e nn : A ls in der Verg A ngenheit einm A lig , w E nn in der G E g E nwart m E hrmalig , или род имен существительных: de R Fehle R , di E Fahn E , da S Gedächtni S .

Слайд 21

Verwechslungsgefahr ! Можно предложить составить иллюстрированную картотеку одинаковых по звучанию слов, но с разным значением der See die See der Tor das Tor

Слайд 22

Составления акронимов ( или аббревиатур ) Для запоминания , например : сочинительных союзов : ADUSO - a ber , d enn , u nd, s onder , oder ; Каждая буква слова или фантастического слова служат начальными буквами для тех слов, которые надо запомнить: W assermelone O bst L icht K ohl E ssen Либо учащийся составляет акроним слова , которое нужно запомнить из уже знакомых слов: A ugen R ü ck Z ä hne T rainieren .

Слайд 23

« Мемори-домино » « Тримино » Игра « Мемори » ( =память ) незаменима при запоминании слов, так как воздействует на визуальный канал, а визуалов среди обучающихся большой процент. Принцип этой игры – сопоставление картинки со словом. « Тримино » Игроки распределяют между собой карточки, на которых написаны прилагательные в разных степенях сравнения. Первый игрок хочет собрать три формы прилагательного schön и обращается к соседу с вопросом: - Hast du die Karte mit “ schöner ”? - Ja . - Gib mir bitte . Если у соседа нет нужной карточки (обманывать нельзя), то ход переходит другому игроку. Выигрывает тот, кто собрал больше тройных карточек. В этой игре тренируются не только степени сравнения, но и повелительное наклонение, соблюдение этикетных норм. Можно в обращениях использовать фразы: - Schade , … Es tut mir leid , .. Danke . Bitte . Эта игра адаптируется на три формы глагола. Страноведческий материал также хорошо закрепляется в этой игре, только на карточках будут изображены достопримечательности, реки, горы и т.д.

Слайд 24

Метод составления A - Z списка Суть метода заключается в том, что надо выбрать тему и подобрать из этой темы по одному слову на каждую букву. С этими словами можно предложить составить словосочетания или предложения Пример : Тема : die Stadt A : die Apotheke B : der Bank C: das Cafe D: der Dom E: die Ecke F: die Fabrik G: die Gasse H: hohe Häuser I: in der Stadt J: jeder K : das Kino L: die Lichter der Stadt M: das Museum N: neben O: die Ordnung P: der Park Q: die Quergasse R: das Rathaus S: der Schlo β T: das Theater U: die U-Bahn V: der Verkehr W: wunderbar X: in der Stadt X Y : das Yard Z : Zirkus

Слайд 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Bohn, Rainer Probleme der Wortschatzarbeit . Fernstudieneinheit 22. Langenscheidt, 2000 2. Fremdsprache Deutsch. Wortschatzarbeit . Heft 3/ Oktober 1990 3. Loschmann , Martin Effiziente Wortschatzarbeit : Alte und neue Wege . Berlin/Frankfurt/Main, Peter Lang, 1993 4. Storch , Gunter Deutsch als Fremdsprache . Didaktik . W.Fink-Verlag , Munchen , 1999 5.Арден Д.Б. Развитие памяти для «чайников». : Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2006 6.Зяблицева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков.- Ростов н./Д: Феникс, 2005 7.Никитина Т.Б. Как развить суперпамять , или Запоминаем быстро и легко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 8.Стрижак У.П. Преподавание иероглифики и развитие эйдетической памяти // Иностранные языки в школе. – 2002.- № 1 9.Устенкова Т.П. Языковые и речевые игры на уроке немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 1996. - № 3 10.Электронный ресурс : Онлайн-журнал МирСоветов http://mirsovetov.ru/ Как увеличить свой словарный запас 11.Электронный ресурс : Сайт http://www.london-moscow.ru «Способы запоминания иностранных слов»/Словарный запас: оптимальный размер и способы увеличения 12.Электронный ресурс : « Секреты запоминания английских слов» Доктор педагогических наук, профессор Васильева Е.Е. http://www.yugzone.ru/articles/secrets_english_words.htm Все картинки из электронного ресурса Яндекс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с лексическим материалом в начальной школе»

Данный материал можно использовать для создания и расширения методической темы, связанной с преподаванием иностранных языков в школе, особенно для начинающих и молодых специалистов. В работе выявлены ...

Работа над лексическим материалом по теме "Дом семьи Вайгель".

Данный урок был разработан для учащихся 5 класса (первый год обучения), изучающих немецкий язык  как второй иностранный по УМК "Wir-1". В ходе урока используются такие технологии, как проблемное ...

Приемы работы с лексическим материалом на уроках английского языка в специальной (коррекционной) школе

С проблемой усвоения лексического материала учениками коррекционной школы сталкиваются многие учителя. Многие специалисты отмечают следующие основные черты детей с задержкой психического развития: пов...

Этапы работы над лексическим материалом (на примере испанского языка)

В данной работе рассматривается роль лексического материала в изучении иностранного языка, а так же основные этапы работы с лексикой на уроке...

Методическая разработка по работе с лексическим материалом по теме "Юридические и физические лица" в рамках учебной дисциплины "Деловой французский язык"

Методическая разработка  по формированию навыков работы с  лексическим материалом по теме "Юридические и физические лица"  в рамках изучения дисциплины "Деловой французск...

Приемы работы с лексическим материалом на уроках английского языка

Роль лексики в овладении иностранным языком очень важна. Знать слово - значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, имеют в виду его звуковую форму, без которой невозможно п...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...