Этапы работы над лексическим материалом (на примере испанского языка)
статья на тему

Руденко Дарья Анатольевна

В данной работе рассматривается роль лексического материала в изучении иностранного языка, а так же основные этапы работы с лексикой на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_raboty_nad_leksicheskim_materialom.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Роль лексики в обучении иностранным языкам и основные этапы работы над лексическим материалом на примере испанского языка

Любой язык представлен фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, а его практическое использование осуществляется благодаря освоению основных видов речевой деятельности. Не смотря на то, что каждой ступени обучения иностранному языку в школе свойственно различное акцентирование того или иного аспекта языка (в младшей школе акцент делается на обучении фонетике и лексике, в средней – лексике и грамматике, в старшей – грамматике и лексике), обучение им осуществляется в непосредственной взаимосвязи, а процесс обучения лексике является основополагающим.

Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности; это совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему.

Лексика состоит из лексических единиц, к которым относятся слово, устойчивые словосочетания или клишированные обороты (выражения), которые способны обозначать предметы, явления, их признаки и т.п.

Таким образом, лексика – это весь словарный запас языка. В связи с этим, работа над лексическим материалом, его предъявление и закрепление является неотъемлемой частью изучения и освоения иностранного языка.

Основные этапы работы над лексическим материалом.

К основным этапам работы над лексикой относятся:

1) ознакомление с новым материалом;

2) первичное закрепление;

3) развитие умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности (Н.Д. Гальскова, 2006: стр 205)

Ознакомление включает в себя работу над формой, т.е. его произношение и написание, грамматические и структурные особенности, а так же над значением и употреблением слова. Первичное закрепление составляет неотъемлемую часть системы упражнений, предназначенных для развития умений и навыков использования лексики в разных видах речевой деятельности.

Т.М. Кузнецова в своей работе «Этапы работы над словом (Из опыта работы над лексикой)» предлагает следующие этапы работы над лексикой:

I Работа на слуховой основе

1) первичное звуковое предъявление слова.

2) воспроизведение слова.

3) вторичное предъявление слова и его семантизация.

4) контроль понимания.

5) вторичное воспроизведение слова.

6) употребление слова в контексте (микроситуации).

II Работа на графической основе

1) запись слова

2) упражнения в чтении

3) упражнения в письме

Рассмотрим перечисленные этапы более подробно:

I Работа на слуховой основе

1) Первичное звуковое предъявление слова – это произнесение нового слова учителем. Целью этого этапа работы является знакомство с произношением данного слова и подготовка учащихся к воспроизведению данного слова в процессе последующей работы над ним. Произнесение слова может быть однократным (comprar) или двукратным (comprar, comprar).

2) Воспроизведение слова учащимся – это повторение слова вслед за учителем. Воспроизведение слова – не простая имитация, а осознанное произнесение звуков, входящих в звуковую оболочку слова, поскольку любое новое слово, предлагаемое учащимся, должно содержать лишь усвоенные звуки.

3) Семантизация и вторичное предъявление слова: с этого этапа начинается работа над словом. Как известно, существует несколько способов раскрытия значения слова, выбор которых определяется самим словом.

4) Контроль понимания проводится главным образом после использования беспереводного способа семантизации значения слова. Он может быть организован в вопросно-ответной форме, например: ¿ Qué significa el verbo “comprar”? (Что означает глагол «покупать»). При этом если слово предложено в однозначной ситуации, то можно использовать беспереводные формы контроля понимания значения слова, например:

Учитель демонстрирует картинку/ слайд «человек в магазине» и задает вопрос: ¿ Qué va a hacer en la tienda? (Что он собирается делать в магазине?)

Предполагаемый отевет учеников: Va a comprar el sombrero.

Правильность ответов на вопросы учителя будет свидетельствовать о правильности понимания значения слова.

 5) Вторичное воспроизведение слова - это многократное его проговаривание учащимися после того, как учитель выделил его из контекста; оно помогает создать более четкий звукомоторный образ, без чего нельзя успешно проводить последующие действия со словом. Сначала слово проговаривается в хоровом режиме, всем классом, затем с целью контроля учитель просит нескольких учеников повторить слово самостоятельно – это помогает установить степень успешности предшествующей работы. В случае если воспроизведение оказывается неверным, учитель возобновляет упражнение на проговаривание.

6) Употребление слова в контексте (микроситуации). Цель этого этапа работы заключается в установлении морфологических и синтаксических связей слова. Его задача – выработать у учеников умения и навыки сочетать слово с другими и правильно использовать его в предложении/речи. Для повышения эффективности, работу следует организовать таким образом, чтобы дать возможность каждому учащемуся употребить слово несколько раз в определенных ситуациях.

 Наиболее удобным в этом отношении является упражнение, основанное на использовании образца. Образцом можно сделать любое конкретное предложение или группу предложений (построенных по изученной ранее модели), в которых возможна замена компонентов, причем заменять можно любой компонент, кроме новой лексической единицы [Т.М. Кузнецова в своей работе «Этапы работы над словом (Из опыта работы над лексикой), с.90]. Например, тренировка в употреблении глагола comprar может быть проведена следующим образом:

Учитель читает пример, написанный на доске:

-Pepe quiere comprar las flores a Maria. Traduzca, por favor.

Ученики переводят:

- Пепе хочет купить цветы для Марии.

Ученикам предлагается составить похожее предложение по этому примеру:

- Maria ......el bolígrafo... Pepe.

- Maria quiere comprar el bolígrafo a Pepe.

Затем, чтобы убедиться, что ученикам понятны правила употребления глагола, можно попросить их составить свои собственные:

Учитель: - Olya, ¿tú, qué qieres comprar?

Ученик: - Quiero comprar un libro.

В среднем, для работы над словом на слуховой основе требуется 3-5 минут, в зависимости от типа слова и уровня обученности учеников. Исходя из этих расчетов, нецелесообразно вводить более 7 слов на одном уроке, так как помимо работы над лексикой на уроке решаются и другие задачи.

II Работа на графической основе

 Упражнения на графической основе имеют своей целью подготовку учащихся к употреблению этого слова в письменной речи (чтение, письмо). Они подкрепляют звуковой образ слова. Кроме того, эти упражнения расширяют диапазон сочетаемости слова и тем самым создают дополнительные связи, обеспечивающие большую его активность.

1) Запись слова. Цель этого этапа состоит в том, чтобы показать графический образ слова и, следовательно, обеспечить учащимся возможность самостоятельного выполнения упражнений, содержащихся в учебнике.

 Целесообразно записывать слова не по отдельности, а сразу блоком еще в начале урока. Это способствует экономии времени и большему закреплению в связи с длительным наглядным предоставлением слов.

После предъявления слов, они должны быть записаны учениками в свои словари, наличие которых является обязательным в процессе усвоения материала. В средней школе, помимо граф слова и его значения, должны появиться так же графы для синонимов и антонимов этого слова.

2) Упражнения в чтении. На этом этапе работы в качестве материала используются упражнения учебника или самостоятельно разработанные учителем, например: заполните пропуски словами, подходящими по смыслу; и др. При этом, отрабатывается уже весь блок слов, введенных на уроке.

3) Упражнения в письме даются учащимся на дом. Это могут быть упражнения из учебника или самостоятельно составленные учителем упражнения. Они должны включать в себя задания на написание новых слов и составления предложений с ними. А на последующих уроках следует проводить диктанты с целью контроля уровня усвоения введенного материала.

На основе вышесказанного, можно сделать следующий вывод: презентация лексики – это обязательный и сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, зависящих друг от друга. Чтобы результат презентации лексического материала был положительным, необходимо использовать разнообразные виды работы над словом: на слуховой и графической основе; изолированно и в контексте; индивидуально, фронтально и коллективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для уроков испанского языка

Материалы для самостоятельной работы учащихся по иностранному языку...

«Работа с лексическим материалом в начальной школе»

Данный материал можно использовать для создания и расширения методической темы, связанной с преподаванием иностранных языков в школе, особенно для начинающих и молодых специалистов. В работе выявлены ...

«Формирование автономии обучающихся на примере работы с лексическим материалом»

Новым прогрессивным требованием к уроку иностранного языка и, в частности, к процессу обучения лексике является обучение учащихся использованию самостоятельных стратегий и техник учения и запоминания,...

материалы для уроков испанского языка

Учебные материалы по грамматике...

Приемы работы с лексическим материалом на уроках английского языка в специальной (коррекционной) школе

С проблемой усвоения лексического материала учениками коррекционной школы сталкиваются многие учителя. Многие специалисты отмечают следующие основные черты детей с задержкой психического развития: пов...

Методическая разработка по работе с лексическим материалом по теме "Юридические и физические лица" в рамках учебной дисциплины "Деловой французский язык"

Методическая разработка  по формированию навыков работы с  лексическим материалом по теме "Юридические и физические лица"  в рамках изучения дисциплины "Деловой французск...

Приемы работы с лексическим материалом на уроках английского языка

Роль лексики в овладении иностранным языком очень важна. Знать слово - значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, имеют в виду его звуковую форму, без которой невозможно п...