Лексические игры как инструмент коммуникации на уроках английского языка с учениками с ОВЗ
статья (6 класс)
Данная статья раскрывает понятие Лексическая игра, дает ее неоспоримую положительную оценку в использовании на уроках английского языка. Подходит для уроков с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексические игры как инструмент активизации лексики на уроках английского языка для школьников с ОВЗ
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе. Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием занимательных материалов и игровых приемов представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим, С.Т. Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В.М. Филатов и др.).
Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» даёт следующее определение игры: «Игра – объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, предоставляющий ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения окружающих его людей». Согласно сайту ru.wikipedia.org, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную проблему (проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определённой учебной цели. Таким образом, учебная игра – это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Примечательным является тот факт, что в связи с убыстрением мыслительного процесса, которое требуется в ситуации игры, обучающийся думает и говорит на иностранном языке, следовательно, игровой метод таит в себе большие обучающие возможности. Зачастую игра оказывается эффективной в тех ситуациях, где не справляются многочисленные традиционные упражнения.
Игра на уроке способствует выполнению важных методических задач:
- созданию психологической готовности обучающихся к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировке обучающихся в выборе нужного речевого материала.
Игры на уроке английского языка могут быть очень продуктивны. В то же время они должны соответствовать целому ряду требований:
- иметь чёткую инструкцию (следует избегать многословия, правила должны быть лаконичными и доступными всем обучающимся);
- быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач (игра ради игры на уроке не допустима);
- быть «управляемыми» (не сбивать заданный темп учебной работы на уроке и не допускать ситуации, когда игра выходит из-под контроля и срывает все занятие);
- снимать напряжение урока, нивелировать часть психологического стресса при общении;
- оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом, месте всегда реализовывать игровой момент (для обучающихся игра, в первую очередь, - увлекательное занятие: языковой материал усваивается незаметно, но вместе с тем возникает чувство удовлетворения);
- не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным, стимулировать активность обучающихся.
В то же время игра окажется желанной и результативной лишь в том случае, если будет тщательнейшим образом спроектирована учителем. Важно быть уверенным в целесообразности игры, необходимо продумать все детали её подготовки, а также уверенно управлять ею. Для того чтобы учитель мог эффективно управлять игрой, ему самому необходимо знать и чётко представлять желаемый результат. На этапе подготовки важно многократно задаваться вопросом «зачем?», чтобы определить целесообразность использования игровых приёмов. Простота и сложность организации и проведения игры зависят от типа игры, и от аудитории, и от характера взаимоотношений обучающихся между собой и учителем, т.е. от многих факторов. При этом очевидно, что игры на уроке способны смоделировать реальное речевое общение, что так важно для коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам.
Игра достигнет желаемого эффекта, если её будут ждать как отдыха и развлечения на фоне трудной и подчас напряжённой работы. Следовательно, по времени она не должна занимать большую часть урока.
Таким образом, игра – это мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный приём в арсенале учителя иностранного языка. Педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у обучающихся интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения. Игра может быть не только приятным времяпровождением, но и одной из господствующих технологий образования.
Лексические игры на уроке английского языка – это эффективный метод преподавания, дающий действительно хорошие результаты в освоении нового материалы и закреплении пройденного. Это тот инструмент, который создает атмосферу творчества и погруженности в языковую среду, способствует снятию психологических и разговорных барьеров.
Использование лексических игр на уроке английского языка сегодня является очень актуальным. Особенно это важно в школе или классе для детей с нарушениями зрения. Лексические игры прежде способствуют
- повышению интереса к изучению иностранного языка;
- быстрому усвоению материала и расширения словарного запаса;
- повторению и закреплению лексики на английском языке;
- активизации учебного процесса и стимуляции познавательной деятельности;
- снятию языкового, психологического барьера и страха говорить на английском языке;
- тренировке нахождения обучающихся в так называемой естественной среде носителя языка;
- снятию усталости и напряжения у обучающихся в классе.
Одним словом, лексическая игра помогает решить целый ряд проблем, возникающих у всех детей в процессе обучения, но представляющих особые трудности для детей с ограниченными возможностями здоровья, отличающихся отсутствием познавательного интереса, плохой памятью, замедленной скоростью протекания мыслительных операций и т.п.
Очень важно отметить, что лексические игры являются значимой составляющей функциональной грамотности, формирование которой необходимо и для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе нарушения зрения. Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка способствует успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции. Применять функциональную грамотность следует умело и грамотно, сочетая в своей работе различные образовательные педагогические технологии. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами. Однако поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, лексические игры являются приоритетным инструментом работы в классе.
Инновационность продукта.
В сети «Интернет» в свободном доступе имеется много электронных ресурсов в помощь учителю, организующему занятия по развитию лексических навыков обучающихся с применением игровых технологий.
- http://www.starfall.com/ - учим лексику через забавные видео, презентации и песенки, книги для чтения, обучение чтению через интерактивные задания;
- http://www.abcya.com/ - потрясающая копилка игр и упражнений для развития навыка чтения;
- https://uchi.ru/ - образовательный портал для интерактивного развития детей в игровых практиках - один из приёмов развития у обучающихся функциональной грамотности;
- https://kahoot.com/ - Kahoot — сервис для создания онлайн игр, тестов и опросов; это технология, направленная на совершенствование учебного процесса, повышение его практической направленности, развивает интеллектуальные, творческие способности обучающихся и способствует повышению мотивации в образовательном процессе;
- https://resh.edu.ru/ - платформа РЭШ содержит диагностические работы для класса, тренировочные задания, уроки, копилку лексических игр;
- https://edu.skysmart.ru/ - это сайт с интерактивными игровыми заданиями к наиболее востребованным учебно-методическим комплектам АО «Издательство “Просвещение”», включенным в Федеральный перечень учебников, в интерактивной рабочей тетради представлены материалы для учеников с 5 по 11 класс.
Предложенный список свидетельствует о том, что лексические игры на уроке английского языка могут быть самыми различными по сложности, тематике, коммуникативной направленности. Некоторые требуют определенной подготовки от преподавателя, а некоторые можно проводить совершенно спонтанно. Некоторые игры можно провести за пять минут и перейти к другому виду деятельности на уроке, а для некоторых можно отвести целый урок. В любом случае, все виды деятельности на занятии должны быть максимально адаптированы под нужды, уровень и интересы учащихся. Игры вносят определенное разнообразие в учебный процесс и, запоминая с удовольствием новую лексику, ученикам потом легче применять ее в различных ситуациях общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/04/picture-226800-1370325806.jpg)
Развитие межкультурной коммуникации на уроках английского языка в средней школе
Теоретическая часть: Актуальность темыМежкультурная коммуникацияПрикладной аспект межкультурной коммуникацииСоциолингвокультурный подход к изучению языкаЛингвострановедениеКоммуникативный подход ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-541276-1417281847.jpg)
Межкультурная коммуникация на уроках английского языка в гуманитарной гимназии.
Межкультурная коммуникация на уроках английского языка в гуманитарной гимназии....
ЛЕКСИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЮ ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Описание системы работы по формированию лингвострановедческих знаний у детей младшего школьного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/12/picture-935738-1499846950.jpg)
Системно-деятельностный подход как способ организации продуктивной коммуникации на уроках английского языка.
В современном мире компетентностному учителю необходимо владеть основными современными педагогическими технологиями и приемами, которые помогут ему осуществлять педагогический процесс в контексте сист...
Межъязыковая коммуникация на уроках английского языка (презентация)
Презентация "Межъязыковая коммуникация на уроках английского языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/09/picture-278120-1696876991.jpg)
Презентация "Технологии организации эффективной коммуникации на уроках английского языка"
В презентации рассматриваются современные методические приемы и организационно-педагогические технологии обучения устной речи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-1054205-1589292549.jpg)
СТАТЬЯ "Обучение межкультурной коммуникации на уроках английского языка"
Обучение межкультурной коммуникации на уроках английского языка...