Аудирование как средство повышения качества обучения иностранным языкам
статья (11 класс)

В этой статье рассматривается проблема формирования кросс-культурной компетенции путем развития навыков аудирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kiseleva_statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

АУДИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Т.Б. Киселева, преподаватель немецкого языка

ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж»

г. Саратов (Россия)

Ключевые слова: современный процесс обучения; навыки аудирования; видеофильмы; видеофрагменты; внимание; пассивное и активное владение языком; кросс-культурная компетенция; методы работы с видеофильмом

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования кросс-культурной компетенции путем развития навыков аудирования.

Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности обучающихся и ее поддержание в течение всего периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов обучения.

Необходимость развития навыка аудирования как основы для формирования и развития навыка говорения вряд ли вызывает сомнения у большинства преподавателей иностранного языка. Если обучающийся не слышит иностранную речь, не может выделять в потоке звучащей речи смысловые фрагменты или структурные компоненты, он вряд ли будет в состоянии построить собственное высказывание, даже если обладает определенным набором выученных лексических единиц и грамматических правил. Восприятие звучащей речи во всех современных методиках определяется как пассивный навык, как основа для развития навыка говорения, базового навыка для современной коммуникации.

В последнее время особое внимание на занятиях иностранным языком стало уделяться работе с видеофильмами или короткими фрагментами видео. Привязка к "жизненному формату" создает возможность эффективного сохранения в долгосрочной памяти не только картинки, но и речевого контента. При этом видеофрагменты могут содержать и визуализацию грамматических правил, и особенности употребления сложных лексических единиц, и бытовые сценки, и страноведческий материал, и методические подсказки, важные для развития целого ряда профессионально значимых навыков, например, таких, как подготовка презентации или доклада, участие в дискуссии и т.п. Во многих случаях видеофрагменты используются не только с целью развития навыка аудирования как такового, но и как средство визуализации информации, которую необходимо запомнить.

Наиболее важным моментом является управление вниманием обучающихся. По определению Выготского [1, с. 112], внимание – это фиксирование определенного содержания в центральном поле сознания. Выполнение простых действий (просмотр видеофрагмента, обсуждение и дискуссия) имеет гораздо более высокий потенциал с точки зрения устойчивости внимания, чем простое неэмоциональное заучивание слов или фраз. По мнению С.Л. Рубинштейна, узнавание предмета или действия, когда произносится слово, связано с пассивным владением языком, а собственное воспроизведение слова или структуры – с активным [2, с. 213]. Основными факторами, влияющими на механизмы запоминания, являются ассоциативные и смысловые связи [2, с. 214].

Аудирование (восприятие и понимание звучащей речи) — это сложный процесс, основная цель которого не просто воспринять звучащую речь, а понять смысл высказывания. Это средство получения огромного объема информации. Следовательно, аудирование является одной из важнейших компетенций не только для изучающих иностранный язык, но и для многих профессий. Структурирование этой информации, запоминание смысловых и ассоциативных рядов является базовым элементом для последующего воспроизведения этой информации или его использования в практической деятельности.

В пользу использования видео на любом этапе обучения говорит множество факторов. Во-первых, изменился контингент студентов. Это не только технологически  подкованное поколение, уверенно чувствующее себя со смартфоном или планшетом в руках. Изменилась культура, в которой это поколение существует. Подростки в среднем проводят 38 часов, просматривая ТВ, сайты в Интернете или играя в видео и компьютерные игры.

Можно утверждать, что использование видео позволяет развивать кросс- культурную компетенцию студентов, и это является еще одним его преимуществом. Аутентичные видеозаписи привносят в аудиторию реальную жизнь жителей стран изучаемого языка. Даже если ролики созданы в рамках учебного курса с обучающими целями, они все равно показывают повседневную жизнь носителей языка в офисе, в магазине, в аптеке, на вокзале, на рынке, демонстрируя принятые поведенческие и речевые нормы, расширяя представление студентов о культурном контексте и реалиях в стране изучаемого языка и мире в целом.

Методы работы с видео очень разнообразны:

 прослушать без картинки – студенты должны догадаться, что собой представляют участники с точки зрения возраста, их отношения друг к другу, общей обстановки;

 просмотр с субтитрами и без них для разных групп студентов;

 ответы на предварительно заданные вопросы;

 заполнение пробелов в заранее заданном изложении видео прозвучавшими лексическими единицами;

 просмотр без звука – студенты должны догадаться и описать, что происходит.

При этом можно тренировать необходимые речевые модели или грамматические конструкции (например, временные формы глагола).

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что применение таких форм работы повышает эффективность занятий по иностранному языку, а также увеличивает заинтересованность студентов в изучении иностранного языка, оптимизирует аудиторную учебную деятельность, активизирует самостоятельную работу студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский, Л.С. Психология и педагогика внимания. / Педагогическая психология. М.:Педагогика, 1991. – 408 с.
  2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2012. - 705 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Статья по теме: «Мультимедийные средства в обучении иностранному языку»

Мультимедийные средства стали объективной реальностью нашего времени, и преподаватель иностранного языка просто не может не воспользоваться возможностями, которые они предоставляют для обучения р...

Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку

Основными признаками сотрудничества являются:- целенаправленность (стремление к общей цели);- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);- целостность (взаимосвя...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

QR –код как средство в обучении иностранному языку

Современный период развития общества характеризуется влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных п...

Блог как средство дистанционного обучения иностранному языку

Технологии Веб 2.0 стали важной частью современного урока. Они позволяют широкому кругу пользователей сети Интернет быть не только получателями информации, но, главное, ее создателями...