Приемы формирования читательской грамотности на уроках английского языка.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Материал поможет учителям иностранного языка в работе с текстом.Подробно описаны варианты дотекстовой, текстовой и послетекстовой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti_rmo.pptx | 829.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целью обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка является совершенствование иноязычной компетенции, способность и готовность школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Функциональная грамотность – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, то есть уметь свободно общаться на иностранном языке.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности: 1. Математическая грамотность 2. Финансовая грамотность 3. Естественнонаучная грамотность 4. Глобальные компетенции 5. Креативное мышление 6.Читательская грамотность
Одним из базовых направлений функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Выделяют три группы читательских умений: 1) Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок); 2) Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст, используя новые формы предоставления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы); 3) Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире);
При отборе текстов необходимо руководствоваться следующими критериями: текст должен быть интересен; текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию; уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст; незнакомые слова должны быть представлены в сносках или даны учителем; объем текста не должен превышать норму; шрифт должен помогать легко читать текст; текст должен развивать кругозор; текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами; иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста; в тексте не должно быть ошибок; содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Материал для составления заданий по развитию читательск ой грамотности следует выбирать из жизненных ситуаций: - поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодежных центрах, центрах занятости; - заполнение электронных анкет, опросов, резюме; - поиск билетов на все виды транспорта; - изучение расписания движения транспорта; - работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений; - использование сайтов со сводками погоды; - поиск кулинарных рецептов; - поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.; - выбор товаров в Интернете .
Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются: 1. До текстовый ( Pre-reading ). 2.Текстовый ( While-reading ). 3.Послетекстовый ( Post-reading ).
До текстовый ( Pre-reading )этап. Создание положительной мотивации учащегося на изучение текста. 2. Определение речевой задачи. 3. Сокращение языковых и речевых трудностей. Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать.
В дотекстовом этапе выделяются несколько групп упражнений: Упражнения н а соотнесение слова с темой ; Упражнения на понимание лексико-грамматической основы текста; Работа с заголовком текста; Опознавание интернациональных слов и «ложных друзей переводчика»; Словообразование; Установление синонимических, антонимических связей; Ранжирование слов из текста по каким-либо признакам.
1.Упражнения на соотнесение слова с темой. -Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов. -Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу. -В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением. -В каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой группе.
2. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста. -Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему. -Запишите ключевое слово заголовка (или весь заголовок) и составьте схему, заполняя её ассоциациями. -Выберите из списка слов те, которые подходят для описания ситуации, изображённой на ней. -Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.
3. Р абота с заголовком текста. Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет идти речь в тексте. Переведите заголовок и ответьте на вопросы: По какому слову можно определить, что речь идёт...? Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ...? По какому слову вы определили, что это информация о ...? Замените один из членов предложения (заголовок) переведёнными словами.
4. О познавание интернационализмов: -Найдите перевод к каждому слову (без словаря), опираясь на графический образ слов. -Подчеркните в данных утверждениях интернациональные слова, определите их значение в родном языке и иностранном языках. -Распределите весь список слов на две колонки: интернационализмы и «ложные —друзья переводчика.
5. Упражнения, направленные на оперирование словообразованием: - Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов. -Образуйте от каждого из существительных прилагательное и наречие; -Определите часть речи подчеркнутых слов и их значение (главное или второстепенное) в данных словосочетаниях.
6. Упражнения на установление синонимических и антонимических связей: -Замените каждое подчеркнутое слово в предложениях одним из приведенных слов. -Подберите к перечисленным словам антонимы. -Распределите перечисленные слова по трем колонкам: основные (выделенные шрифтом), синонимы, антонимы.
7. Упражнения на ранжирование слов по определенному принципу или признаку: -Расположите слова по степени нарастания чувств. -Расположите слова, обозначающие человеческие качества, по степени важности для вас. -Расположите слова (глаголы), определяющие содержание текста, в последовательности происходящих событий.
2.Текстовый этап ( While-reading ). Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения. Он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.
На данном этапе учитель может предложить учащимся: найти ответы на предложенные вопросы; подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто; п оставить предложения по порядку; найти соответствия; выполнить задание на множественный выбор; подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев; догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте; - восполнить недостающую информацию.
3.Послетекстовый этап (Post- reading ). Цели этапа: - использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи; - использовать содержание текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.
На этом этапе учитель может предложить учащимся: выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного; опровергнуть утверждения или согласиться с ними; доказать или охарактеризовать что-то; составить план текста, выделив его основные мысли; пересказать/кратко изложить содержание текста; рассказать текст от лица главного героя; вставить в текст пропущенные слова или выражения
Существуют разные форматы текстов: Сплошные ( Unbroken texts ) (статьи, эссе, рассказы, письма) не сплошные ( Broken texts ) (таблицы, графики), составные (например, несколько сайтов разных туристических компаний, личные письма, биография, школьный учебник, официальные документы, блоги)
Unbroken text Дотекстовый этап. ( Pre-reading ) «Ассоциации». Прочтите заголовок, посмотрите на картинки к тексту. Какие ассоциации возникают при просмотре этих картинок? О чем можно догадаться по заголовку текста? Look at the picture . What do you imagine? Read the title of the text. What’s the text about? What do you know about Christmas ? «Языковая догадка» Необходимо найти в тексте интернациональные, похожие на русские слова. Find in the text international words . (Christmas traditions, presents, pudding.)
«Поиск грамматических форм и конструкций» (Учащиеся находят в прочитанном тексте глаголы в определенной временной форме, тематический вокабуляр , имена или названия.) Найдите в тексте глаголы в P resent Simple Tense . Find the verbs in the text in Past Simple Tense. Найдите в тексте глаголы в Past Progressive Tense . Find the verbs in the text in Past Progressive Tense. Найди ключевые слова, которые несут основную мысль в тексте. Find the keywords in the text. vocabulary : To prefer- предпочитать Christmas carols -Рождественские песни Coin -монета
2.Текстовый этап ( While-reading ). Во время чтения подумайте над значением слова из текста « Father Christmas » While reading, think about the meaning of the word «Father Christmas». «Правильно/неправильно/не дано» (Необходимо соотнести утверждения с текстом) Holiday number one in Britain is Christmas. 1) True2) False3) Not stated There are a lot of Christmas traditions. True2) False3) Not stated I was eating Christmas pudding and found a stone. True2) False3) Not stated
3.Послетекстовый этап (Post- reading ). «Кластер» — это графический прием систематизации материала. Запись слов проводится вокруг основного слова. CHRISTMAS «Ответы на вопросы» Вопросы могут быть подготовлены или учащиеся составляют вопросы сами, потом задают их друг другу. What is your number one holiday? What holidays do children in your country like best of all? Do you have any New Year traditions? Do you help your mother to cook for Christmas?
«Мозаика». «Реставрация текста» Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. Вставь в текст пропущенные слова или выражения: I think in many families ____________is the most important holiday. I was eating Christmas pudding and found a ________________. Father Christmas was coming out of the house with a bag of______________. We don’t go to school because we have ___________________. (Holidays, presents, Christmas, coin)
Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк. Цель данной технологии : добиться более глубокого осмысления темы, контроль и выявление степени усвоения учебного материала. Правила написания синквейна 1. Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное). 2. Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные). 3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия). 4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи). 5. Пятая строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Применение учащимися ИЯ в свободном высказывании: What is your favorite holiday? Why do you like Christmas? What Christmas traditions does your family have?
Thank you for your attention ! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.
Данная работа покажет как можно построить задания на уроках английского языка для формирования читательской грамотности...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2
На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...
Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)
В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...