ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2
статья по английскому языку (8 класс)
На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во время переноса данных знаний в реальные жизненные ситуации, а также показывают сравнительно невысокий уровень развития функциональной грамотности. В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся. Функциональная грамотность — это готовность и способность к решению проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_gramotnost.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА,
Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2
В настоящее время иностранный язык все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных научных, экономических, социальных, культурных связей.
Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи. Работа над развитием у учащихся этих видов речевой деятельности осуществляется на протяжении всего периода обучения.
На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во время переноса данных знаний в реальные жизненные ситуации, а также показывают сравнительно невысокий уровень развития функциональной грамотности.
В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.
Функциональная грамотность — это готовность и способность к решению проблемы. Функциональная грамотность — это не новые знания.
В первую очередь — это компетенции, готовность и способность действовать с опорой на уже полученным знания по разным предметам и жизненный опыт.
Потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации ;
способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей способность ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Если мы говорим о формировании функциональной грамотности на уроке, то на уроке мы безусловно, используем практико-ориентированные задания, педагогические, методические приемы, которые помогают сформировать умение детей использовать знания, которые они получают на уроках, для решения проблем, пусть даже простого бытового плана.
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:
- Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста;
- Умение интегрировать и интерпретировать информацию;
- Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте
Для формирования читательской грамотности на уроках английского языка можно использовать упражнения, построенные на работе с разными форматами текстов: сплошные (статьи, эссе, рассказы, письма), несплошные (таблицы, графики), смешанные (информация располагается как в сплошном, так и не в сплошном формате), составные (например, несколько сайтов разных туристических компаний), а также с использованием разных ситуаций (составляющих заданий): личных (личные письма, биография), учебных (школьный учебник), общественных (официальные документы, блоги.
При формировании читательской грамотности выделяют три группы читательских умений:
- Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; находить в тексте требуемую информацию и т.д.).
- Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;).
- Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.).
При работе с иноязычными текстами формируются те же навыки, что и при чтении текстов на родном языке (читательская зоркость, грамотность, умение формулировать свою речь четко и логично, анализировать и др.). Однако, отличительной особенностью формирования читательской грамотности на уроках английского языка является другая языковая среда, совершенно не знакомая ученику. Помимо основной задачи общего понимания смысла текста и извлечения из него необходимой информации, перед учеником стоит первоочередная задача перевода слов на родной язык и определение грамматического времени, в котором ведется повествование. Поэтому важнейшим умением, которое надо формировать с самого начала обучения смысловому чтению на ИЯ является осознание того, что иноязычные тексты можно читать по-разному, адаптируя под поставленные цели (или решаемые коммуникативные задачи) вид чтения, применяемые приемы и скорость чтения. Наиболее распространенными видами чтения признаются следующие:
• Ознакомительное чтение (еxtensive reading)
• Изучающее чтение (intensive reading)
• Просмотровое чтение (skimming)
• Поисковое чтение (scanning)
Понимание текста — это вычитывание информации
Каждый текст содержит три вида информации.
Фактуальная
Описание событий, героев, места, времени действия, движения сюжета, рассуждения автора.
Это все, что выражено в слове напрямую автором.
Подтекстовая
Не выражена напрямую в словах, содержится в текстовых «скважинах», в монтаже текста, в средствах выразительности.
Концептуальная
Система взглядов, мыслей и чувств автора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока урока английского языка учителя английского языка МБОУ СОШ № 27 города Шахты Устиновой Елены Сергеевны
Тема урока: “I’m going to be a doctor.” («Я собираюсь быть доктором». Знакомство с оборотом to be going to в рамках изучения раздела «Работа моей мечты»)Тип у...
Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.
Данная работа покажет как можно построить задания на уроках английского языка для формирования читательской грамотности...
Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.
чтение - это одно из истинных удовольствий жизни. Однако чтение на своем родном языке - это одно, а чтение на другом языке - совсем другое, что влечет за собой определенные трудности для учащихся. Про...
Методика составления заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка
Данная методическая разработка представляет собой обзор текстовых заданий различных типов для обучения читательской грамотности и правила работы над ними....
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках английского языка
Актуальность темы обусловлена редким использованием иноязычной художественной литературы в школьной практике. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная...
Формирование читательской грамотности на уроках английского языка
Функциональная грамотность – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке....
Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)
В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...