Использование ролевой игры при обучении диалогическому общению на уроках английского языка в 4 классе (на материале УМК М. З. Биболетовой "Enjoy English")
методическая разработка по английскому языку на тему
В дипломе определены основные психолого-педагогические особенности учащихся, описаны основные виды ролевых игр при обучении диалогу, а также дабавлены ролевые игры
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет гуманитарных наук
Кафедра теории и практики иностранных языков и лингводидактики
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки: Иностранный язык
Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А
на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ УМК М. З. БИБОЛЕТОВОЙ “ENJOY ENGLISH”)
СТУДЕНТКА _____________________ Е. В. Второва
РУКОВОДИТЕЛЬ _____________________ к.п.н., доц., Е.Ю. Илалтдинова
Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ________________ к.п.н., доц., Е.Ю. Илалтдинова
“___” ____________________ 20___ г.
Нижний Новгород – 2014 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...….3
Глава 1. Ролевая игра в обучении диалогическому общению учащихся
4 класса на уроках английского языка……..………………………….….…6
- . Психолого-педагогические особенности учащихся 10-11 лет ………......6
1.2. Ролевых игра как метод активации диалогического общения на уроках английского языка в 4 классе……………………………….……………….......10
Выводы по главе 1……..……………………………………………………......19
Глава 2. Особенности использования ролевых игр при обучении диалогическому общению в УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English”
(4 класс) ………………………………...……………………………….…......…21
2.1. Место ролевой игры в системе обучения диалогическому общению в УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English”(4 класс).........…………..……......…21
2.2. Использование ролевых игр в обучении диалогическому общению на уроках английского языка в 4а классе Уренской средней общеобразовательной школы №1……………………………………….....................................................26
Выводы по главе 2………………………………..………………………......…32
Заключение…………………………………………………………………........34
Список литературы………………………………………………………..........36
Приложения
Введение
Актуальность проблемы. Актуальность данной проблемы обоснована современной трактовкой ФГОС нового поколения цели обучения иностранному языку в российских школах – формирование коммуникативной компетенции.
Стандарт среднего полного общего образования по иностранному языку определяет требования к уровню подготовки выпускников в области говорения. Согласно этому документу «ученики должны уметь участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, высказывать свое мнение по обсуждаемой теме (диалогическая речь); делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме, кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка (монологическая речь)».
Говорение является устной коммуникативной деятельностью, ему отводиться много времени на уроке (многократное повторение лексического, грамматического материала, ответы на вопросы до и после чтения текста, обсуждение проблемы, монологическое высказывание на определенную тему, составление диалогов в паре и др). Но в то же время многие учащиеся испытывают затруднение при говорении. Диалогическая речь считается более трудной по сравнению с монологической, несмотря на то, что обучение диалогическому общению начинается с первого урока обучения английскому языку.
Для того, чтобы сделать процесс обучения диалогическому общения на уроках более интересным, более эффективным, а также с целью приблизить учебное общение к естественному, на уроках используется метод «ролевая игра». Ролевая игра относится к современным технологиям обучения иностранному языку, в том числе и говорению Данный метод широко используется учителями на разных ступенях обучения иностранному языку
Состояние изученности проблемы. Проблемой изучения использования ролевых игр при обучении речевому общению на уроках английского языка занимались такие ученые как Д. Б. Эльконин, который определил функции игры, Е. И. Пассов, который видит в игре большой потенциал с точки зрения обучения иностранному языку. Идея применения ролевой игры как метода обучения говорению раскрывается в работах таких педагогов как Г. А. Китайгородская, М. Н. Скаткин, Выготский Л.С. Жилкина Р.И., Олейник Т.И.,Рогова, Г.В.,Стронин М.Ф.
Проблема исследования: определение эффективности применения ролевых игр при обучении диалогическому общению на уроках английского языка.
Проблема определила тему исследования: «Использование ролевых игр при обучении диалогическому общению на уроках английского языка учащихся 4 класса (на материале УМК М. З. Биболетовой)».
Целью исследования является рассмотрение ролевых игр как средства обучения диалогическому общению на английском языке в 4 классе средней общеобразовательной школы.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в начальном звене средней общеобразовательной школы.
Предметом является ролевая игра как метод активации диалогического общения на уроках английского языка.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- определить психолого-педагогические особенности учащихся 10-11 лет;
- проанализировать особенности применения ролевых игр при обучении диалогической речи на уроках английского языка
- проанализировать место ролевой игры в обучении диалогическому общению в системе обучения учебно-методический комплекса М. З. Биболетовой “Enjoy English” (4 класс)
- разработать и апробировать ролевые игры для активации диалогического общения на уроках английского языка в 4 классе
Цель и задачи данного исследования определили выбор методов исследования: изучение, теоретический анализ и обобщение педагогической, психологической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ учебно-методического комплекта, наблюдение, опытно-практическая работа.
Понятийно-терминологический аппарат: основные понятия данного исследования даются по «Методике преподавания иностранных языков» А. Н. Шамова [38;213-239].
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, главной целью которого является выражение мыслей, передача информации в устной форме.
Диалогическая речь – продукт взаимодействия двух речевых партнеров в конкретных ситуациях и в условиях дефицита времени, что определяет ее спонтанность и ситуативность.
Общение – форма взаимодействия людей в процессе реализации их общественно-коммуникативной деятельности.
Реплика – высказывание говорящего, обращенное к собеседнику в устно-речевом общении, границей реплик является смена говорящих.
Ролевая игра – упражнение, в котором учащиеся, исполняя попеременно различные социальные и психологические роли, осваивают общение в пределах социального контакта и в условиях, максимально близких к условиям реального общения.
Глава 1. Ролевая игра в обучении диалогическому общению учащихся 4 класса на уроках английского языка
- . Психолого-педагогические особенности учащихся 10-11 лет
Как отмечает И. В. Шаповаленко [39;238], в психологической науке существует несколько принципиальных позиций рассмотрения периода 10-11 лет. Некоторые исследователи считают этот возраст началом стабильного подросткового периода (Л. С. Выготский), другие – частью критического подросткового возраста (Л. И. Божович и др) или окончанием детского возраста (З. Фрейд). В периодизации Д. Б. Эльконина этот период рассматривается как кризис между между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами.
«Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. В это время у детей заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. У большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы, который проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период.» [46] «Развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно» [46].
«У четвероклассников формируется произвольность познавательных процессов: внимания, памяти. Важнейшим новообразованием является познавательная рефлексия: способность к осознанию причин учебных успехов и неудач. Развивается личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества» [18;128].
Как подчеркивает И. Ю. Кулагина [18;122], в конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Как подчеркивает Е. П. Ильин [13;257], к четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше в зависимости от интереса к предмету. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности.
Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.
По мнению Е. П. Ильина [13;256], к 4 классу мотивация к обучению снижается, по сравнению с учащимися 1-2 классов. Такие сдвиги в мотивационной сфере происходят, как предполагает Л. И. Божович, потому, что не удовлетворяется познавательная потребность учащихся, а это связано с методикой их обучения, в частности с излишним количеством упражнений, направленных на выработку умений. В результате чрезмерно загружается память и недостаточно используется интеллект.
И. В. Шаповаленко отмечает [39;239], что данный период обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом, который проявляется в отрицательном отношении к школе в целом и к обязанности ее посещения, нежелании выполнять учебные задания, конфликтах с учителями. Че менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается.
«Снижается роль учителя в побуждении к учебной деятельности в связи со снижением его авторитета. Это обусловлено и повышением самостоятельности школьников и большей их ориентацией на мнение одноклассников. Сверстники становятся более значимыми. Их мнение становится более важным, чем мнение взрослых. Развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их делах. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами, поддразниванием, толчками» [13;257].
Как пишет В. С. Мухина [25;296], ребенок в данном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он имеет совесть, он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Он может гордиться не только поступком, одобряемым взрослым, но и своими положительными качествами (смелостью, правдивостью, готовностью поделиться с другими), которые он хорошо осознает. Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство. Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнять то, что от него ожидают (в первую очередь это его успехи в школе), может стать причиной его безудержных капризов. Школьник учится ответственно относиться к учебе, потому что он вынужден подчиняться требованиям и правилам школьной жизни и оправдывать ожидания его семьи.
«Притязание на признание среди близких и учителей побуждает и принуждает ребенка к развитию усидчивости, навыков самоконтроля и самооценки» [25;297].
«Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность — основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Интересно, что дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения» [18;129].
«Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.)» [44].
Таким образом возраст учащихся 10-11 лет характеризуется индивидуальным стилем учебной работы учащихся, дифференцированием учебных интересов, ориентацией на мнение одноклассников, снижением роли учителя в побуждении к учебной деятельности, наличием притязаний на признание. Ведущим видом деятельности постепенно становится уже не учебная деятельность, а общение со сверстниками.
1.2. Ролевых игра как метод активации речевого общения на уроках английского языка в 4 классе
«Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс» [1;92]. Коммуникативная цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению на иностранном языке в устной и письменной формах.
«Устно-речевое общение, или говорение – многоаспектное и сложное явление. Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение» [28;6].
По определению Пассова Е. И., говорение представляет собой выражение своих мыслей в целях решения задач общения. Как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения.
«Требования к уровню подготовки (в области говорения) оканчивающих начальную школу:
уметь:
- участвовать в элементарном этикетном диалоге;
- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы и отвечать на них;
- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
- составлять небольшое описание предмета, картинки по образцу» [6;6].
«Говорение протекает в диалогической и монологической форме либо в сложном переплетении диалога и монолога» [38; 213].
«Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Диалогическое общение включает в себя цепь реплик или серию высказываний, которые обычно порождаются одно другим в условиях непосредственного общения» [38;112].
«Современные требования к диалогической речи - научить учащихся вести беседу на изучаемом иностранном языке (обмен информацией, побуждение к действию, обсуждать увиденное, прочитанное и др.). Выделяют несколько типов диалога: диалог-расспрос, диалог-волеизъявление, диалог-обмен мнениями, дискуссионный диалог, этикетный/ритуальный диалог» [38;113].
Как отмечает О. В. Агаева [1;92], несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки зрения напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов (и по ряду других причин), тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение отдается диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи.
«Контроль диалогической речи включает количественные и качественные показатели. Количественные показатели включают в себя: количество реплик, количество разнотипных диалогических единств, количество пауз хезитации. Качественные показатели включают в себя: спонтанность, эмоциональную окрашенность, умение выступать в различных ролях, умение сочетать разные типы микродиалогов, уметь решать поставленную коммуникативную задачу в ходе диалогического общения, грамматическую и лексическую правильность высказывания» [38;115].
«Успешность обучения общению зависит во многом от того, в какой мере содержание и методы обучения будут соответствовать особенностям иноязычного общения. Учебное общение должно быть максимально приближено к естественному общению» [38;112]. Одним из методов, который способствует этому, является ролевая игра.
По определению Е. И. Пассова, «ролевая игра - упражнение, в котором учащиеся, исполняя попеременно различные социальные и психологические роли, осваивают общение в пределах социального контакта и в условиях, максимально близких к условиям реального общения» [38;239].
В младшем школьном возрасте игра интересна учащимся. Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психологическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, пропитывает собой всю деятельность ученика. «Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью» [7;67].
Функции ролевых игр на уроках английского языка.
Анализ литературы по использованию ролевой игры в обучении иностранным языкам показывает, что игра - явление полифункциональное
«Ролевая игра выполняет в учебном процессе 5 основных функций:
- мотивационно-побудительную (вызывает потребность в общении на иностранном языке),
- обучающую (определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения),
- воспитательную (воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях),
- ориентирующую (ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других)
- компенсаторную (противоречие, несоответствие между потребностью действия у подростка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в игровой деятельности)» [34;7].
Дж. Стайнберг [36;12] в своей книге «110 игр на уроках английского языка» описывает педагогическую ценность игр. Во-первых, ролевые игры (как и другие виды игр) приносят детям удовольствие. Но помимо этого, игры можно использовать для закрепления материала, тренировки или повторения. Ролевая игра – дает возможность расслабиться (само слово «игра» в понимании детей понимается как развлечение), снять скованность. Игра повышает внимание (ученику нужно внимательно слушать своего собеседника, чтобы найти что ответить), позволяет запомнить материал, усиливает мотивацию к учению.
Д. Б. Эльконин [41;304] наделяет ролевую игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.
Е.И. Пассов [29;82] определяет основные цели использования игры на уроках иностранного языка: формирование определенных навыков; развитие определенных речевых умений; обучение умению общаться; развитие необходимых способностей и психических функций; познание (в сфере становления собственно языка); запоминание речевого материала.
Классификация ролевых игр.
«В настоящее время в методической литературе существует многообразная классификация ролевых игр. Например, описаны типологии, выстроенные в зависимости от целей и задач учебной игры, формы проведения, от способа организации, степени сложности» [34;9].
«Принято выделять социально-бытовые и профессионально-педагогические ролевые игры, последние, в сущности, являются разновидностью деловых игр. Деловая игра – это средство моделирования проблемных ситуаций в различных областях деятельности человека, позволяющее найти оптимальные пути решения этих проблем» [34;9].
«Интересна типология, разработанная Р.П. Мильруд и И.Р. Максимовой, которая включает в себя пять типов ролевых игр.
Контролируемая ролевая игра (controlled role-play) – это наиболее простая игра. Для участия в ней учащиеся получают необходимые реплики, их задача заключается в том, чтобы, внимательно слушая друг друга, объединить данные реплики в контекст ролевого общения.
Умеренно контролируемая ролевая игра (semi-controlled role-play) – более сложная игра: участники получают общее описание своих ролей, и проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю, а остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.
Свободная ролевая игра (free role-play) – учащимся сообщается только об обстоятельствах общения»[34;9]. «Эта игра служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работы по предмету. Учащиеся должны не только самостоятельно определить тему и разработать сценарий игры, но и подобрать соответствующий материал, произвести поиск информации, используя рекомендуемую литературу»[21;83].
«Длительная ролевая игра (large-scale role-play) – в течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов из деятельности предприятия.
Эпизодическая ролевая игра (small-scale role-play) – в которой разыгрывается отдельный эпизод» [34;9].
«Чаще всего в учебном процессе используются умеренно-контролируемая ролевая игра, свободная и сценарная ролевые игры» [21;83].
«Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества»[34;10]
«При работе с художественными текстами может использоваться сценарная игра (scenario construction role-play). При подготовке к сценарной игре учащиеся разрабатывают программу, сценарий под руководством учителя. Они подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы. В ходе подготовки к сценарной ролевой игре формируются навыки коллективной учебной деятельности по созданию ее сценария, определению проблемных ситуаций, поиску дополнительной информации по теме. В ходе презентации ролевой игры каждый из учащихся может изменить любое из своих высказываний по собственному желанию, внося тем самым в ролевую игру элемент неожиданности, импровизации»[21;83].
Для того чтобы интерес к ролевым играм не уменьшался, а подготовка к ним не становилась алгоритмическим упражнением, типы ролевых игр рекомендуется чередовать.
Проанализировав работы Д. Б. Эльконина, Е. И. Пассова, Н. К. Скляренко также можно выделить следующие формы ролевой игры на уроках иностранного языка: сюжетной ролевой игры, имитационная ролевая игра.
Для младшего школьного возраста наиболее справедливо использование сюжетной ролевой игры сказочного содержания. Младший школьный возраст принимает воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Участники игры с большим интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.
Структурные компоненты ролевой игры.
Д. Б. Эльконин [41;32] в ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.
Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны: бытовые игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей, игры в больницу, магазин и т. д., общественные игры в празднование дня рождения города и т. п. Игровые действия, носящие обобщенный и сокращенный характер, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними. В игре могут употребляться предметы, при этом реальные предметы замещены игровыми предметами.
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина и др.) показали, что основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде и т. д.
Роль является основным стержнем ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с другими играющими.
Требования к ролевым играм. Основные требования к ролевым играм были сформулированы Р.П. Мильрудом [22,37]. В своей работе автор утверждает:
1) Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
2) Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
3) Ролевая игра должна быть принята всей группой.
4) Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.
5) Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.
6) Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе
Основные этапы проведения ролевых игр [23; 36]:
1. Подбор обучающего материала. Учитель заранее должен отобрать материал, который будет использован для этого вида деятельности, при этом обучающий материал может быть взят как из учебника, так и из дополнительных источников, такие как книги, сценарии, комиксы, кинофильмы, мультфильмы и картины. Учитель может также использовать собственные обучающие материалы для игры. Обучающие материалы должны соответствовать уровню обученности учеников и их интересам.
2. Выбор ситуации и создание диалога. Необходимо продумать ситуацию или ситуации для ролевой игры. Для каждой ситуации необходимо составить диалог. В зависимости от уровня учеников учитель дает готовый диалог, либо дети составляют его сами.
3. Введение и разучивание лексических единиц. Необходимо разучить с детьми слова и выражения, которые они будут использовать в своих диалогах. Учитель должен убедиться, что детям понятны все лексические единицы, и они могут грамотно использовать их в своей речи.
4. Практика. Учащиеся отрабатывают в парах или группах свои диалоги. После того как они разучили свои слова, нужно предложить им поменяться ролями. Тем самым они лучше отработают свой диалог. Когда ученики готовы, учитель просит выступить перед классом.
5. Изменение ситуации. После того как учитель убедился, что ученики хорошо запомнили диалог, он предлагает изменить ситуацию. Ученики создают свои диалоги по образцу.
6. Проверка знаний и оценивание. По окончании ролевой игры учитель должен оценить эффективность проведения ее и проверить насколько хорошо учащиеся усвоили новые слова и выражения.
Выводы по главе 1
Проанализировав литературу по проблеме использования ролевых игр на уроках английского языка при обучении диалогическому общению в 4 классах общеобразовательной школы можно сделать следующие выводы:
Школьный возраст 10-11 лет характеризуется рядом черт и знаменуется большим количеством новообразований, таких как индивидуальный стиль учебной работы учащихся, произвольность познавательных процессов, дифференциация учебных интересов, формирование чувства компетентности, повышение самостоятельности школьников и большой ориентацией на мнение одноклассников. Но в то же время данный возраст характеризуется глубоким мотивационным кризисом. Ведущим видом деятельности постепенно становиться общение со сверстниками.
Одним из продуктивных средств обучения английскому языку является ролевая игра.
Ролевая игра – это форма организации учебной деятельности на уроке иностранного языка, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения.
Ролевая игра как методический прием обучения иностранному языку получила широкое распространение в школьной практике. Она относится к группе активных способов обучения, помогает активизировать речемыслительную деятельность школьников, формирует у них умение самостоятельно выражать свои мысли, а значит, более качественно решать практические задачи обучения.
Игра – хороший стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения. Урок может быть незабываемым путешествием в мир английского языка, дает возможность не только сильным, но и слабым ученикам проявить свой творческий потенциал. Даже самый незначительный успех – огромный шаг на пути познания. Игра способствует выполнению важнейших методических задач: обеспечивает психологическую подготовку к речевому общению на уроке иностранного языка и многократное повторение языкового материала. Игра влияет на развитие познавательной активности. Она таит в себе огромное нравственное начало, так как делает труд радостным, творческим и увлекательным. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают употребляемые в ней слова.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда появляется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.
Ролевые игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Таким образом, ролевая игра – это очень эффективный метод активации речевого общения, если были соблюдены все требования при ее подготовке.
Глава 2. Реализация метода ролевая игра при обучении диалогическому общению в УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English” (4 класс)
2.1. Анализ УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English” (4 класс) на использование ролевых игр при обучении диалогическому общению
УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English” (4 класс) разработан на основе федерального компонента Государственного стандарта и Примерных федеральных программ по иностранным языкам и рассчитан в качестве базового курса для общеобразовательных учреждений.
Компоненты УМК: учебник английского языка для 4 класса общеобразовательных учреждений “Enjoy English” - 4 М. Е. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой 2009г., а также дополнительные пособия: Книга для учителя с поурочным планированием к учебнику “Enjoy English” - 4 М.Е. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой, 2010 год, Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику “Enjoy English” - 4 М. Е. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой 2012г.,CDMP3.
Целью УМК “Enjoy English” является комплексное решение задач, стоящих при изучении английского языка, а главное формирование коммуникативной компетенции учащихся. Коммуникативные умения учащихся формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из речевых потребностей и возможностей.
Учебник состоит из 68 уроков, что соответствует учебной нагрузке по иностранному языку, предусмотренной стандартом (2 часа в неделю). Учебный материал структурирован по учебным четвертям и разделен на 7 разделов. В конце каждой четверти предусмотрено выполнение учащимися проверочных работ, которые позволяют оценить коммуникативные умения учеников 4 класса в аудировании, чтении, письме и устной речи, убедиться в том, что основной языковой и речевой материал ими усвоен.
Учебные пособия “Enjoy English” помогают воспитывать и развивать учащихся: задания сформулированы таким образом, что они позволяют давать определенные моральные установки и нравственные нормы. Курс “Enjoy English” дает детям основные ценностные ориентиры. Воспитывает ответственных учащихся, которых беспокоят судьбы общества, которые ответственно подходят к своим поступкам, воспринимают основные базовые ценности, любят семью и уважают семейные ценности. При обучении диалогической речи немало заданий на составление диалогов этикетного характера, обсуждение ситуаций требующих морального выбора.
Данный УМК дает достаточно возможностей для формирования самостоятельной учебной деятельности детей: учитывая возраст учащихся и их лексический запас, формулировки заданий даны на английском, иногда на русском языках; сами задания содержат очень подробные и четкие речевые опоры, необходимые для их выполнения; задания в рабочей тетради имеют образцы выполнения; в приложении учебника имеется английский алфавит, грамматический справочник, таблица неправильных глаголов и англо-русский словарь, в котором приведены слова и их транскрипция, помогающая детям вспомнить звуковой образ слова. Учебник оказывает достаточную помощь ученику в самостоятельной учебной работе, ребенок может самостоятельно справиться с домашним заданием, если пропустил уроки.
В УМК “Enjoy English” удачно реализуется принцип доступности, учитываются возрастные возможности детей. Есть упражнения для индивидуальной работы, для диалогической речи парной и групповой работы. Все задания доступны ученикам. Особое внимание уделено проектной деятельности. Перед каждым проектом даётся подробное пояснение на русском языке. И что немало важно, есть много упражнений повышенной сложности для сильных, способных учеников.
В УМК М. З. Биболетовой представлены ролевые игры почти в каждом разделе. Игры соответствуют возрасту учащихся, изучаемой теме (лексическому и грамматическому материалу), интересам учащихся.
В первом разделе “Speaking about seasons and the weather” предлагаются 2 ролевые игры. На стр.8 упр.11 в задании “Read and act out” предложена ролевая игра между птицей и зайцем (Приложение 1). Цель: учить рассказывать о погоде в разное время года, используя выражения: I like/I don’t like … because it’s. Ход игры: учащиеся читают диалог, переводят, составляют диалог по аналогии. Это социально-бытовая, контролируемая, имитационная ролевая игра.
На стр. 10 упр. 17 предложена следующая ролевая игра: «Представь, что вы с одноклассником – жители разных стран. Расскажите друг другу, какая погода обычно бывает в этих странах в разное время года» Цель: учить вести диалог-расспрос, используя вопрос What is the weather like? Ход игры: Учащиеся составляют диалог из реплик в упр. 16 стр. 10. Затем выбирают, представителями каких стран им хотелось бы сейчас быть, рассказывают о погоде выбранной страны, по аналогии с прочитанным. Это социально-бытовая, умеренно-контролируемая, имитационная ролевая игра.
В разделе “Enjoying your home” есть две игры, способствующие обучению диалогическому общению. На стр. 21 упр. 4 учащимся предлагается разыграть диалоги между Джимом и Эндрю, Джил и Роуз. (Приложение 2) Ход игры: учащиеся читают диалог, распределяют роли, учат их и разыгрывают один из диалогов. Цель: учить описывать свою квартиру/комнату, используя языковые клише. Это социально-бытовая контролируемая имитационная ролевая игра. На стр. 27 упр. 22 предложена игра “Hide and seek”. Цель: учить расспрашивать собеседника о его местонахождении в квартире, доме, используя предлоги места. Ход игры: на доске висит плакат с изображением комнаты. Один из учащихся мысленно прячется на картинке. Собеседник старается угадать, где он спрятался, задавая вопросы типа “Are you under the table?” Это социально-бытовая, свободная, имитационная ролевая игра.
В разделе “Being happy in the country and in the city” предложена ролевая игра на стр. 38 упр. 17. «Read and act out» (Приложение 3) Это сюжетно-ролевая, сценарная, контролируемая ролевая игра. Цель: закрепление первичных умений по использованию в речи прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Ход игры: в группах по 3 человека учащиеся распределяют роли, учат каждый свою роль, разыгрывают сюжет сказки. Игра интереснее, если используются атрибуты (например, маски героев)
В разделе “Telling Stories” не представлены ролевые игры по обучению диалогической речи.
В разделе “Having a good time with your family” на стр. 72 упр. 22 есть задание “Read and act out” Цель: закрепление первичных умений предложить помощь по дому, принять помощь или отказаться от нее. Ход игры: учащиеся в порах читают диалоги, распределяют роли, учат, разыгрывают диалоги. Это социально-бытовая, контролируемая, имитационная ролевая игра.
На стр. 76 упр. 34 в этом же разделе предложена социально-бытовая, контролируемая имитационная ролевая игра. Цель: закрепление первичного умения разговора по телефону (учить называть номер телефона, просить позвать к телефону, изложить цель звонка, сказать, что этого человека нет дома, попросить позвонить позднее). Ход игры: учащиеся читают диалог в парах, распределяют роли, учат диалог и рассказывают его. В упр. 35 и 36 учащимся предлагается самим составить диалоги. В упр. 35 учащиеся сами составляют диалог в парах по аналогии с прочитанным, используя предложенные фразы. Это социально-бытовая, умеренно-контролируемая имитационная ролевая игра, целью которой является закрепление первичного умения разговора по телефону. В упр. 36 ученикам предлагается позвонить Джиму или Джил. Задание: «Вы позвонили Джиму или Джил, но их не оказалось дома. Вы разговариваете с его (ее) мамой или папой». Диалог также составляется по аналогии с прочитанным (Приложение 4). Цель: закрепление навыка разговора по телефону. Это социально-бытовая, свободная имитационная ролевая игра.
В этом же разделе при изучении темы “Be polite” предложена ролевая игра, цель которой: учить вести диалог этикетного характера за столом. Ход игры. Перед игрой учащиеся читают диалог «За столом», затем, после отработки языкового материала, составляют диалог «За столом» по аналогии с прочитанным. Это социально-бытовая, контролируемая, имитационная ролевая игра.
В разделе “Shopping for everything’’ на стр. 86 упр. 5 предлагается разыграть диалог «В магазине» между продавцом и Мисс Чэттер. Цель: закрепление первичных умений ведения диалога в магазине одежды. Ход игры: учащиеся в паре читают диалог, распределяют роли, учат, разыгрывают диалог «В магазине одежды» между продавцом и Мисс Чэттер. (Приложение 5) Это социально-бытовая контролируемая ролевая игра. Упр. 6 на стр. 87 является примером социально-бытовой умеренно контролируемой имитационный ролевой игры. Цель: закрепление навыка ведения диалога в магазине одежды. Ход игры: учащиеся составляют диалог между продавцом и гномом Тайни по аналогии с прочитанным. На стр. 88 в упр. 9 задание: разыграть диалог между Тимом, Томом и продавцом магазина одежды, предложенный в упр. 8. (Приложение 6) На стр. 89 упр. 13 есть задание “Read and act out”. Учащиеся ищут диалоги между папой Слоном и Слоненком, между папой Слоном и миссис Львицей в тексте и разыгрывают его. Это социально-бытовая, сценарная, сюжетно-ролевая игра.
При изучении темы «Количественные местоимения» на стр. 95 упр. 32 представлены 3 диалога этикетного характера. Учащиеся в парах вставляют вместо точек слова some, any, no и разыгрывают один из диалогов по ролям (диалоги разделены по степени сложности каждой паре). Это социально-бытовая, контролируемая, имитационная ролевая игра. (Приложение 7)
В разделе “School is fun” на стр. 105 упр. 22 представлена социально-бытовая умеренно-контролируемая имитационная ролевая игра. Цель: закрепление первичного умения попросить одноклассника одолжить на время какие-либо школьные принадлежности. Учащиеся составляют диалог по аналогии с прочитанным в предыдущем упражнении. На стр. 108 упр. 33 учащиеся знакомятся с школьными анекдотами, один из которых разыгрывают с одноклассником. Это социально-бытовая контролируемая сценарная сюжетно-ролевая игра. (Приложение 8)
Исходя из анализа УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English” – 4, можно сделать следующие выводы. Не во всех разделах данного УМК представлены ролевые игры при обучении диалогическому общению на уроках. Количество ролевых игр в разных разделах отличается. Больше всего таких ролевых игр предложено в разделах “Having a good time with your family” и “Shopping for everything’’. В разделе “Telling Stories” не представлены ролевые игры по обучению диалогическому общению. В разделе “Being happy in the country and in the city” представлена одна игра такого типа. В разделах “Speaking about seasons and the weather”,“Enjoying your home” и “School is fun” предложено по 2 ролевые игры по обучению диалогическому общению.
2.2 Разработка ролевых игр для активации речевого общения на уроках английского языка в 4 классе
Проанализировав УМК М. З. Биболетовой, можно сделать вывод, что в нем содержится недостаточно ролевых игр по обучению диалогической речи на уроках английского языка. Так как такие игры являются полифункциональными и продуктивными (при правильной организации), необходимо разработать дополнительно для каждого раздела и апробировать на практике ролевые игры, способствующие диалогическому общению учащихся на уроках. Подбирать ролевые игры надо не только в зависимости от пройденного лексического, грамматического, фонетического материала, но и от особенностей класса и индивидуальных особенностей каждого ученика.
В разделе “Speaking about seasons and the weather” была добавлена и проведена еще одна игра по обучению диалогу на английском языке. После изучения лексических единиц по теме «Погода», учащиеся изучают время Future Simple. На уроке обучения правилу образования вопросительных предложений в конце урока была проведена ролевая игра, целью которой являлось закрепление первичного умения задавать общие вопросы в Future Simple Tense и отвечать на них. Ход игры. На доске висит карта России, некоторые города выделены и картинками показана погода на завтра. (Приложение 9) Задание: «Вы собираетесь завтра на пикник, но не знаете какая будет погода. Позвоните в службу прогноза погоды, спросите прогноз погоды на завтра в каком-либо городе. Сделайте задание дважды, поменявшись ролями во второй раз» Это социально-бытовая, умеренно-контролируемая ролевая игра. После проведения игры были сделаны следующие выводы. Диалог предполагает не менее трех реплик с каждой стороны: приветствие, запрос информации и ответ, прощание. Из двенадцати учащихся 4а класса семь человек справились с заданием без ошибок: по три реплики с каждой стороны, грамматически и лексически правильно построенные предложения, коммуникативная задача решена полностью. Один ученик испытывал небольшие затруднения при образовании вопросительных вопросов, но коммуникативная задача была решена, количество реплик соответствует данному заданию. Два человека испытывали грамматические трудности при образовании вопросительных предложений, не дослушивали реплики собеседника. Игра способствует развитию диалогического общения.
Зная, что девочкам в этом классе нравится мультфильм «Винкс», а мальчикам «Человек-паук», в разделе “Enjoying your home” учащимся было предложено следующее задание: «Представьте, что вы – герой любимого мультфильма, придумайте и нарисуйте комнату этого героя; спросите у собеседника что есть в «его» комнате. Задайте не менее трех вопросов.» Цель: учить расспрашивать о том, что есть в комнате, используя оборот there is/are и изученную лексику по теме «Мебель». Это социально-бытовая, умеренно контролируемая ролевая игра. Данная игра заинтересовала учащихся тем, что они были героями любимых мультфильмов. Игра проводилась при изучении правила образования вопросительных предложений с оборотами there is/are. Диалог был спонтанным, учащиеся заранее к нему не готовились. Для правильного ответа на вопросы необходимо было слушать собеседника и знать необходимый языковой материал. Из двенадцати учащихся девять человек справились отлично: достаточное количество реплик, грамматически и лексически правильные предложения, решена коммуникативная задача; учащиеся внимательно слушали друг друга. Два ученика испытывали небольшие трудности при образовании вопросов (иногда путали is и are), в остальном справились с заданием. Один ученик испытывал трудности из-за незнания лексического материала по теме. Игра способствует развитию диалогического общения
В разделе “Being happy in the country and in the city” была проведена ролевая игра «Мой родной город». Цель: учить рассказывать о достопримечательностях родного города. Ход игры. На доске висят картинки с изображением достопримечательностей города, его частей, улиц, территорией около города. Учащиеся работают в паре. Один из них – житель города Урень, другой – его друг из Лондона. Гость просит показать город, достопримечательности, рассказать о нем. Данная ролевая игра предназначена для обучения диалогической речи, так как не только житель города рассказывает о месте своего пребывания, но и «приезжий друг» расспрашивает его о городе, используя оборот there is/are. Количество вопросов: не менее трех. Почти все учащиеся справились с заданием (достаточное количество реплик, грамматически и лексически правильные предложения, решена коммуникативная задача), но двое из них иногда путали грамматические обороты. Это социально-бытовая, умеренно-контролируемая ролевая игра. Игра способствует развитию умений диалогического общения.
В разделе “Telling Stories” при изучении времени Past Simple (общие вопросы) была проведена игра «Что ты делал прошлым летом?» Цель: закрепление первичного умения задавать общие вопросы в Past Simple Tense и отвечать на них кратко и полным ответом, учить расспрашивать и рассказывать о том, что делал прошлым летом. На доске висят 3 картинки с изображениями сказочных героев. (Приложение10) Учащиеся работают в парах. Один из них – какой-либо герой сказки (из предложенных). Задание: «Расспроси своего собеседника о том, что он делал прошлым летом и угадай, героем какой сказки он является. Задай не менее трех вопросов» Учащиеся задавали вопросы и отвечали на них, опираясь на схему на доске. Несомненно, для проведения данной игры необходимо знать достаточное количество лексического материала (знание глаголов) и грамматического материала (знание I и II форм неправильных и правильных глаголов). Только пять человек из двенадцати справились с заданием на отлично (достаточное количество реплик, грамматически и лексически правильные предложения, решена коммуникативная задача). Четыре человека испытывали некоторые трудности при образовании общих вопросов (вместо I формы глагола использовали II форму). Два ученика не знают достаточное количество лексического материала для решения коммуникативной задачи (не знают некоторых глаголов, не всегда могут образовать II форму неправильных глаголов). Один человек справился с заданием удовлетворительно, т. к. не знает II форму неправильных глаголов. Это социально-бытовая, умеренно-контролируемая ролевая игра. Игра способствует развитию диалогического общения
В разделе “Having a good time with your family” представлено достаточное количество ролевых игр, способствующих обучению диалогическому общению.
В разделе “Shopping for everything’’ в дополнение к большому количеству ролевых игр была также проведена ролевая игра «В магазине». На доске висят картинки с изображением различных видов одежды. Один из учащихся – продавец в магазине одежды (можно менять продавцов на протяжении игры), остальные – покупатели. Задание: «Купите в магазине одежды какую-нибудь вещь. Назовите вид одежды, цвет, попросите примерить, спросите, подходит ли вам, заплатите за товар» Цель: закрепление навыка ведения диалога в магазине. Игра проводилась после того, как учащиеся выучили реплики и необходимый лексический материал. Это социально-бытовая, свободная ролевая игра. Десять из двенадцати учащихся справились с заданием (достаточное количество реплик, грамматически и лексически правильные предложения, решена коммуникативная задача). Двое учащихся (те, кто исполнял роль продавца) испытывали небольшие трудности когда задавали вопросы. Продуктивность игры связана с тем, что перед ней проводилась другая, контролируемая игра, способствующая запоминанию реплик. Игра способствует развитию диалогического общения.
В этом же разделе при изучении емкостей и упаковок, в которых могут находиться продукты питания (Приложение 11), проводилась игра «Кафе». Ученики работали в паре. Один из них – официант, другой – посетитель кафе. Задание посетителю: «Закажите что-нибудь у официанта». Задание для официанта: «Предложите что-нибудь посетителю кафе. Задайте не менее трех вопросов». Диалог происходи по схеме (которую устно повторяем перед игрой, нет зрительной опоры):
- Would you like (a glass of juice, a piece of cake,…)
- Yes, please. Thank you. Give me please (a glass of juice and 3 pieces of cake)
Во время игры учащиеся использовали атрибуты (записную книжку, стол и стул для посетителя, картинки с изображением продуктов.) Цель: закрепление лексического материала по теме. Это социально-бытовая, умеренно-контролируемая имитационная ролевая игра. Благодаря данной игре все учащиеся класса запомнили лексику, решена коммуникативная задача. Игра способствует развитию диалогического общения.
В разделе “School is fun” была разработана и проведена дополнительная ролевая игра c целью закрепления лексического материала по теме «Учебные предметы» (“Subjects”) Ход игры. Один из учащихся – ученик школы, другой – младший брат или сестра, которому предстоит пойти в школу в следующем году. Задание для младшего брата (или сестры): расспроси старшего брата (сестру) какие учебные предметы у него есть в школе и что он на них делает. Задание для старшего брата (сестры): ответь на вопросы младшего брата (сестры). Это умеренно контролируемая социально бытовая ролевая игра. Игра проводилась на этапе закрепления лексического материала. На протяжении нескольких предшествующих уроков учащиеся постепенно изучали и тренировались использовать лексический материал по теме «Учебные предметы». Все учащиеся справились с заданием (достаточное количество реплик, грамматически и лексически правильные предложения, решена коммуникативная задача) .
Все ролевые игры, предложенные учащимся, способствуют развитию диалогического общения на уроке английского языка. Во-первых, они соответствуют возрасту и интересам учащихся, а во-вторых, игровая, нереальная ситуация настраивает детей на любимое занятие, они становятся смелее и активнее. Ролевая игра проигрывается учащимися несколько раз, и каждая последующая пара старается не допустить ошибки предыдущей пары.
Выводы по главе 2
Анализ УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English” – 4 позволил сделать следующие выводы. В данном УМК предложены ролевые игры, способствующие обучению диалогической речи на уроках английского языка. Они соответствуют возрастным особенностям учащихся 10-11 лет, а также обусловлены тематикой разделов. Ролевые игры, направленные на обучение диалогическому общению на уроках английского языка предлагаются автором не в каждом разделе. Автором УМК “Enjoy English” М. З. Биболетовой представлено шестнадцать ролевых игр, пять из которых - в разделе “Shopping for everything”. Несомненно, это обусловлено темой раздела. В некоторых разделах есть по две-три ролевые игры такого типа. Но в основном это контролируемые игры, способствующие заучиванию учащимися языкового материала. Предложенные игры проводятся на этапе введения языкового (лексического или грамматического) материала. В технологии формирования диалогических умений они вводят слова и фразы, а также наглядно представляют, что диалоги связаны с жизненными ситуациями.
Для того, чтобы учащиеся не просто знали заученные фразы, а умели варьировать ими, могли применить фразы в соответствии с предыдущей репликой, не просто заучили фразы и ждали своей очереди для высказывания, а слушали своего партнера по диалогу, появилась необходимость разработать дополнительные ролевые игры, способствующие обучению диалогическому общению с более сложной коммуникативной задачей. Это умеренно-контролируемые и свободные ролевые игры.
В данной работе были представлены разработанные ролевые игры по обучению диалогическому общению почти в каждом разделе для дополнения имеющейся системы обучения данного УМК. Всего семь ролевых игр: шесть умеренно-контролируемые и одна свободная. Представленные ролевые игры заставляют учащихся мыслить, а не просто заучивать. Они направлены на решение коммуникативных задач. Представленные ролевые игры способствуют повышению мотивации изучения английского языка, учат их работать в паре, договариваться, находить оптимальное решение, учат детей планировать собственное речевое поведение, применять свои знания в условиях, приближенных к реальным. Игры понравились учащимся. Контроль диалогической речи показывает, что количественные и качественные показатели достаточно высоки: количество реплик соответствует норме (некоторые учащиеся составляли более длинные диалоги), многим учащимся получалось очень красиво и достаточно эмоционально играть свой роли, коммуникативная задача выполнена, грамматически и лексически правильные предложения (у большинства учащихся).
Задача учителя – научить учащихся общаться на английском языке. Чередование контролируемых и умеренно-контролируемых ролевых игр, а позднее включение свободных игр в обучение диалогическому общению способствует достижению данной задачи.
Заключение
Данная работа была направлена на решение определенных задач.
В ходе работы были определены психолого-педагогические особенности учащихся 10-11 лет. Индивидуальный стиль учебной работы учащихся, произвольность познавательных процессов, дифференциация учебных интересов, формирование чувства компетентности, повышение самостоятельности школьников и большой ориентацией на мнение одноклассников. Но в то же время данный возраст характеризуется глубоким мотивационным кризисом. Ведущим видом деятельности постепенно становиться общение со сверстниками.
Была проанализирована и обобщена педагогическая, психологическая и специальная литература по проблеме применения ролевых игр при обучении диалогической речи на уроках английского языка. Ролевые игры являются продуктивным методом обучения диалогической речи на уроках английского языка. Основными функциями ролевой игры являются мотивационно-побудительная, обучающая, воспитательная, развивающая, ориентирующая, компенсаторная. Существует несколько классификаций ролевых игр. Классической является классификация Р.П. Мильруд и И.Р. Максимовой которая включает в себя пять типов ролевых игр: контролируемая, умеренно-контролируемая, свободная, длительная и эпизодическая. Определены стуктурные компоненты ролевых игр, требования к их проведению и основные этапы проведения и подготовки ролевых игр.
Был проанализирован учебно-методический комплект М. З. Биболетовой “Enjoy English” (4 класс) на наличие ролевых игр при обучении говорению. Автором УМК “Enjoy English” М. З. Биболетовой представлено шестнадцать ролевых игр, направленных на обучение диалогическому общению на уроках английского языка. Они предлагаются авторами не в каждом разделе. В основном это контролируемые игры, способствующие заучиванию учащимися языкового материала.
Были разработаны и апробированы семь дополнительных ролевых игр для каждого раздела учебника для активации диалогического общения на уроках английского языка в 4а классе Уренской средней общеобразовательной школы №1. В ходе наблюдений за учащимися во время проведения ролевых игр было выявлено, что они являются продуктивным методом обучения диалогическому общению на уроках английского языка. Применение и комбинирование разных видов ролевых игр способствуют запоминанию и тренировке языкового и речевого материала на этапе введения, тренировки или закрепления.
Несмотря на то, что проблемой использования ролевых игр занимались многие педагоги, и метод не является инновационным, его можно отнести к одному из наиболее продуктивных и, вместе с тем, популярных методов обучения диалогическому общению на уроках английского языка. Он позволяет учителю проявлять свое творчество, придумывать новые ролевые игры, способствующие обучению диалогическому общению на уроках английского языка, совершенствовать их и обучать детей с удовольствием, играя.
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов, 4 изд., стереотип. – М. «Академия», 1999
2. Агаева О. В. Обучение диалогической речи на уроках английского язык/О. В. Агаева// Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф.. – Чита: изд.: Молодой ученый,2011
3. Алхазишвили А.А. Психологические основы обучения устной иноязычной речи. Тбилиси,- 1974.
4. Берман И М., Бухбиндер В.А. Ситуативность и обучение устной речи Иностр. языки в школе№5,- 1964.
5. Букичева О. А. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе.// Иностранные языки в школе.- 2006.-№5
6. Воробьева В. А. и др. Английский язык 2-4 класс. Развернутое тематическое планирование по УМК М. З. Биболетовой, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубаневой. – Волгоград: Учитель,2010
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ / Вопросы психологии. 1966.
8. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. М., Вако, 2007
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, - 2003.
10. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации// Иностранные языки в школе №4 -1995г.
11. Жилкина Р.И. Ролевые игры на уроках английского языка/ / Иностранные языки в школе №1 – 2010.
12. Зимняя И. Р. Психология обучения иностранному языку в школе.
М.,- Просвещение, 1991.
13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – 1999
14. Камемулина О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи.// Иностранные языки в школе.-2003.-№3
15. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам.// Иностранные языки в школе №6.- 1988 г.
16. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения : учебное пособие / А.В. Конышева. – Минск : Петра Системс,- 2007г.
17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
18. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет/ун-т Рос. акад. образования. 5 изд. – М., изд. УРАО, 1999
19. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 2007
20. Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие. М. 2005
21. Матвеева Н.В. Ролевые игры на занятиях по английскому языку при обучении устному профессиональному общению: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук, - М., 2004
22. Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка. Издательство: Дрофа, 1991.
23. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке.// Иностранные языки в школе №3, - 1987г.
24. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 4 – с. 9 - 15, №5.
25. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития.
4 изд. - 1999
26. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.,1966
27. Олейник Т.И. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников. //Иностранные языки в школе №1.- 1989 г.
28. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению М.,- Просвещение. -1985г.
29. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школ : учебное пособие / – М. : Книга, – 2009г.
30. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г.В. Рогова. – М., Академия, 2006.
31. Рогова Г.В. Рабинович Ф.М. Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранному языку в средней школе М.1997.
32. Рогова Г.В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку Иностранные языки в школе№4 1984.
33. Рубинштейн С Л. Основы общей психологии,- М., 1964.
34. Рычагова О.В. Использование ролевых игр на уроках английского языка. Методические рекомендации в помощь преподавателям.– Добрянка: КГАОУ СПО ДГТТ им. П.И. Сюзева, 2011.
35. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке Пособие для учителей,- М., - Просвещение. 1983.
36. Стайнберг Д. 110 игр на уроках английского языка – ООО «Издательство АСТ»:ООО «Издательство Астрель»,2004
37. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М., “Просвещение”, 1984 г.
38. Шамов А. Н. Методика преподавания иностранных языков. Общий курс., 2 изд., перераб. и доп.. – М.:АСТ:МОСКВА:Восток-Запад,2008
39. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М. «Гарларики», 2005
40. Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в средней школе. Общие вопросы методики,- М., Высшая школа.- 1974..
41. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., “Педагогика”, -1978 г.
42. Ladousse J.P. Role Play.- Oxford, 1992
43. Livingstone C. Role Play in Language Learning.- Oxford, 1992
44. www.r-vmeste.ru
45. www.nsportal.ru . - Статья Никитиной Е. М.- 2012
46. www.kondakova844.blogspot.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход в обучении диалогической речи на уроках английского языка
Некоторые приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка в контексте ФГОС. (доклад и презентация)...
Коммуникативный метод обучения. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.
Коммуникативная тежнология обучения английскому языку. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи. Зна...
Из опыта работы по теме «Сюжетно-ролевые игры и моделирование ситуаций общения на уроках иностранного языка"
Как сделать так, чтобы зародить интерес учащихся к предмету с первого и до последнего урока? Как сформировать положительную мотивацию у младших школьников к изучению иностранного языка? Как сохранить ...
«Ролевая игра как средство развития мотивации студентов при обучении диалогической речи на уроках английского языка»
В данной статье изложен теоретический материал по вопросу использования ролевых игр для совершенствования иноязычной диалогической речи обучаемых, создания атмосферы сотрудничества и личной заинтересо...
Интерактивные технологии обучения диалогической речи на уроке английского языка в 5 классе.
Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способ...
Формирование коммуникативных УУД в обучении диалогической речи на уроках английского языка в 6 классе.
данной работе будут предложены упражнения и задания для формирования УУД при работе над диалогической речью....
Статья на тему: использование теневого театра при обучении диалогической речи на уроках английского языка.
Статья на тему: использование теневого театра при обучении диалогической речи на уроках английского языка.Выполнила: Егунова Ирина Владимировнаг. Новосибирск, МАОУ СОШ№218 Данная статья по...