Обучение диалогической речи на уроках английского языка.
статья по теме
Основные аспекты обучения диалогической речи на уроках иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Некоторые аспекты обучения диалогической речи на уроках иностранного языка. | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение диалогической речи на уроках английского языка.
В связи с прогрессивным развитием общества в последнее время наблюдается все возрастающий интерес к иностранному языку. Стремление и необходимость изучать иностранный язык объясняется рядом причин, одна из которых – желание путешествовать по миру, обогащать свои знания и расширять кругозор в общении с представителями различных стран и культур. Известно, что без знания иностранных языков сделать это очень трудно. Самым популярным иностранным языком, на котором говорит значительная часть населения земного шара, считается английский. Не случайно именно английский язык является одним из самых распространенных языков, изучаемых в мире.
При обучении иностранным языкам диалогическая речь является одним из неотъемлемых компонентов, так как большую часть разговорной речи занимает именно диалогическая речь (около 70 процентов). Без умения вести беседу невозможно полноценное общение. Диалогическая речь является формой социально-речевого общения, основой сотрудничества и взаимопонимания между людьми в процессе совместной деятельности. Диалог представляет собой процесс общения двух или большего количества собеседников-партнеров, поэтому в рамках одного речевого акта каждый из участников поочередно выступает в качестве говорящего и слушающего. Диалогическую речь нельзя спланировать, «запрограммировать», так как речевое поведение одного партнера зависит от речевого поведения другого.
Диалог связан с рядом умений, обеспечивающих ход беседы.
Первым является стимулирование собеседника на высказывание. Стимулирование может быть представлено в форме:
- вопроса, например: Are you going home? Do you like tennis?
- утверждения, например: I am going home, которое может стимулировать разную по форме реакцию.
- просьбы или предложения, например: Help me, please! Let’s go there. Let’s play.
Второе умение – это реагирование на речевой стимул. Реплика-стимул и реплика-реакция составляют диалогическое единство. Наиболее распространенными являются четыре типа диалогических единств:
- вопрос-утверждение, например: Are you going home? – No, I’ll stay at school или I’m going shopping.
- вопрос-вопрос, например: Are you going home? – Why do you ask me?
- утверждение-утверждение, например: I am going home. – So am I! I’ll stay!
- утверждение-вопрос, например: I am going home. – Why are you going home?
Третье умение – развертывание реплики-ответа на придание высказываниям характера беседы.
В методике преподавания иностранных языков сложились два пути обучения диалогической речи: дедуктивный и индуктивный.
При дедуктивном подходе обучение начинается с целого диалогического образца, рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона для построения аналогичных диалогов. Диалог-образец является диалогическим комплексом, он состоит из нескольких диалогических единств. Обучение начинается с того, что диалог прослушивается целиком, заучивается наизусть, затем происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов, и, наконец, учащиеся подводятся к ведению диалогов на ту же тему, что и разучиваемый. При обучении диалогической речи с использованием текста-образца уместны следующие упражнения:
- прослушать диалог с предварительными ориентирами («наводящие» вопросы, истинные и ложные утверждения, т.д.), либо с использованием визуальной опоры
- прочитать диалог по ролям
- прочитать диалог с пропущенными словами или опираясь на убывающую подсказку
- заполнить пропуски, раскрыть скобки в диалоге
- воспроизвести диалог – с частичным переводом, восстановив опущенные фрагменты реплик, и, наконец, - диалог целиком
- самостоятельно расширить реплики в диалоге
- трансформировать диалог
Второй подход – индуктивный – предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации. Этот подход приобретает все больше сторонников благодаря тому, что с первых же шагов направляет на обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи. Становление речевых умений и навыков при таком пути происходит в процессе общения. При реализации индуктивного подхода на первый план выступает задача научить детей самостоятельно планировать речевые действия через осознание мотивов, целей, результатов действия, а также развертывать содержание и форму речевых значений, адекватных смыслу.
В зависимости от вида ситуации, положенной в основу обучения, все речевые упражнения делятся на две категории. Каждая из них способствует формированию определенной ступени в обучении диалогической речи.
В качестве первой ступени рассматривается обучение диалогической речи, имеющему характер малошагового действия на основе микроситуации. Данная ступень позволяет выработать следующие умения:
- реакцию опорной репликой на ситуацию
- понимание реактивной реплики с опорой на ситуацию
- реакцию на опорную реплику с опорой на ситуацию и использованием функциональных связей
Обучение диалогической речи на основе макроситуации включает следующие этапы:
- постановку задачи, коллективное составление диалога под руководством преподавателя (этот этап постепенно свертывается и и со временем выпадает)
- ведение диалога совместно с учителем (со временем также опускается)
- самостоятельное ведение диалога учащимися
Макроситуация динамична, она призвана поддерживать развернутый диалог, давая логическую нить беседе и обеспечивая психологический контакт между собеседниками. Это внутренняя ситуация. Отсутствие внешних факторов должно восполняться реальными мотивами. Ситуация должна возбуждать у учащихся потребность в общении, на основе которой возникают реально значимые для обучаемого мотивы и цели. В этом состоит основная задача и основная трудность обучения диалогу.
Обучение диалогической речи может стимулироваться наглядностью, текстом – прослушанным либо прочитанным, просмотренным диафильмом, слайдами либо вербально заданной ситуацией.
Все коммуникативные упражнения при обучении диалогической речи могут быть поделены на: вопросно-ответные, репликовые, условную беседу.
Примерами репликовых упражнений могут быть: утверждение-вопрос, утверждение-утверждение, утверждение-отрицание. Выразить удивление, согласие, исправить ошибки – все это примеры репликовых упражнений.
Условная беседа – это коммуникативное упражнение, стимулирующее неподготовленную и частично инициативную речь учащихся с помощью разворачивающегося на некоторую тему начального высказывания и программируемой речи учащихся. Условная беседа может быть поделена на следующие этапы:
- тема
- экспозиция ( начало высказывания)
- программируемая речевая реакция
- сама реакция детей, реплики
В процессе обучения и ведения условной беседы возможны следующие эмоциональные реакции учащихся: восклицание, вопрос, просьба, утверждение, предложение, сомнение, воспоминание и так далее. Предметом условно-свободной беседы могут стать общие тематические комплексы: человек, его действия, успехи, чувства, характер; некое событие; вещь, предмет и так далее. Особенностями условно-свободной беседы являются: смена ролей говорящего и слушающего; разнообразие тем разговора; непринужденность развертываемого сообщения; специфический неделовой характер беседы.
Немаловажная роль в процессе обучения диалогической речи отводится играм. На этапе обучения диалогу возможно проведение следующих игр:
- встать в линию, выстроившись в соответствии с определенным признаком
- составить рассказ ( ученики занимают место в строю в соответствии с репликой, предварительно выданной учителем)
- «улыбка» - произнести реплику с улыбкой
- «карусель» - движение учеников по кругу, при этом внешний круг обменивается вежливыми репликами с внутренним кругом
- «контакт» - начало беседы друг с другом
- произнести комплимент
- «рефлексия» - высказать предположение о том, что думают о тебе другие
- высказать вежливую просьбу
- выразить благодарность и дать адекватный ответ.
- «конфликт» - правильно отреагировать на эмоциональную реплику партнера.
Трудно переоценить важность проведения игр в процессе перехода к этапу ведения условно-свободной беседы. На этом этапе возможно проведение скетчей, ролевых игр, «круглых столов».
Скетч – короткая сцена, разыгрываемая по заданной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения. В отличие от ролевой игры, скетч отличается меньшей сложностью и свободой речевого поведения персонажей. В виде скетчей можно разыграть небольшие сценки, относящиеся к социально-бытовым сферам по темам: «Питание», «Покупки», «Город и достопримечательности», «Путешествия» и т.д.
Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой действуют участники игры. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от коммуникативной цели игры и речевого поведения партнеров. Итогом игры становится выполнение коммуникативной задачи либо разрешение некоего конфликта. Примеры ролевых игр: «Пантомима», «Интервью», «Найди собеседника», «Прием на работу» и так далее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход в обучении диалогической речи на уроках английского языка
Некоторые приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка в контексте ФГОС. (доклад и презентация)...
Обучение диалогической речи на уроках английского языка
В основу обучения диалогическому общению в данной работе положены идеи компетентностного подхода и теории личностно-ориентированного обучения....
Коммуникативный метод обучения. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.
Коммуникативная тежнология обучения английскому языку. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи. Зна...
Теоретические основы обучения диалогической речи на уроке английского языка
Теоретические основы обучения диалогической речи на уроке английского языка...
Методы и приемы обучения диалогической речи на уроках английского языка
Этот материал будет интересен учителям английского языка, работающим на начальной и средней ступени обучения...
«Ролевая игра как средство развития мотивации студентов при обучении диалогической речи на уроках английского языка»
В данной статье изложен теоретический материал по вопросу использования ролевых игр для совершенствования иноязычной диалогической речи обучаемых, создания атмосферы сотрудничества и личной заинтересо...
Интерактивные технологии обучения диалогической речи на уроке английского языка в 5 классе.
Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способ...