«Кроссенс» как приём формирования читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка
учебно-методический материал (5 класс)
«Кроссенс» - это ассоциативная головоломка нового поколения. Название технологии обозначает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом кроссворд.
Задание для обучающихся 5 класса с использованием приема «кроссенс» разработано на основе сказки «Little Red Riding Hood» («Красная шапочка» Ш. Перро).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krossens_kak_priyom_formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti.pptx | 2.64 МБ |
little_red_riding_hood.docx | 540.45 КБ |
krossens_kak_priyom_formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 1021.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ассоциативная головоломка нового поколения. Название технологии обозначает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом кроссворд. Кроссенс
Little Red Riding Hood
Once upon a time there lived a pretty girl. Everybody called her Little Red Riding Hood.
One day the girl’s mother made some buns and butter. She put them into the basket .
She said to her daughter to take the basket to her grandmother who lived in a faraway village in a small cottage.
a small cottage – the Wolf « My grandmother lives in a faraway village in a small cottage » the girl said. The Wolf decided to run as fast as he could choosing the nearest paths.
the Wolf – the Grandmother There are 3 letters .
the Grandmother – the Wolf (What was wrong in the Wolf’s appearance ? )
The W olf – the w oodcutter Suddenly the door opened and the Wolf saw a woodcutter with a big axe in his hands.
Then the Grandmother appeared in the doorway. She found the woodcutter who saved Little Red Riding Hood . The Little Red Riding Hood Her Mother and Grandmother lived happily ever after !
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Выступление учителя английского языка МКОУ «СШ №3», Богдановой Надежды Олеговны,
по теме: «Кроссенс» как приём формирования читательской
грамотности обучающихся на уроках английского языка»
В современном мире иностранный язык стал средством взаимодействия общества, роль которого возрастает в связи с развитием международных экономических, научных, социальных, культурных связей.
Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, и социальных отношений.
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на наш взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать – это ПРОЧИТАТЬ и понять задание.
В своей практике учителя сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом. Зачастую учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.
В современных учебниках мы часто видим задания, направленные на развитие умений смыслового чтения, такие как:
- соотнесите тексты с заголовками,
- прочитайте текст и определите верные/неверные утверждения,
- ответьте на вопросы по тексту
- или продолжите утверждения с опорой на прочитанный текст, выбрав один из вариантов ответов;
- расположите части текста в логической последовательности.
На мой взгляд, в учебниках недостаточно заданий на развитие навыков установления логической связи на основе прочитанного текста. Это побудило меня разработать задание для обучающихся 5 класса с использованием приема «кроссенс» на основе сказки «Little Red Riding Hood» («Красная шапочка» Ш. Перро).
Данная сказка была выбрана не случайно. Сюжет данного литературного произведения известен каждому ребенку, поэтому ориентироваться в тексте обучающимся несложно. Таким образом, выбрав текст со знакомым сюжетом, мы заранее создаем ситуацию успеха: учащиеся активнее работают с внутренней установкой «О, я этот текст знаю. Это легко!». Кроме того, в случае возникновения трудностей с переводом лексических единиц, учащиеся могут использовать языковую догадку, которая играет важную роль в понимании значения слов.
«Кроссенс» - это ассоциативная головоломка нового поколения. Название технологии обозначает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом кроссворд.
Суть данного приема состоит в том, чтобы логически соединить все звенья одной логической цепочки с опорой на иллюстрации и прочитанный текст. Задача учителя - составить логическую цепочку с использованием картинок.
Задача обучающихся – определить, что связывает картинки друг с другом, и найти доказательства (слова, словосочетания или предложения) в тексте.
Рассмотрим процесс выстраивания логической цепочки более подробно.
На первой картинке мы видим изображение девочки по имени Красная Шапочка. Направляем учащихся и предлагаем им найти в тексте представление главной героини сказки.
Далее двигаемся по часовой стрелке и находим связь между картинками 1 и 2, затем 2 и 3, 3-4 и т.д.
Обратим внимание, что на следующих двух слайдах примеры, когда картинки могут быть связаны одним словом (Волк хотел съесть Бабушку –eat), и мы можем сделать детям подсказку, указав количество букв в загаданном слове.
Также, с целью разнообразить задания, мы можем предложить обучающимся найти в тексте сходства или отличия героев сказки.
Когда, наконец, задание полностью выполнено, все участники процесса чувствуют удовлетворение от проделанной работы:
- обучающиеся довольны тем, что работа с текстом была интересной и «легкой»,
- а учитель выполнил поставленную задачу – развитие читательской грамотности в рамках учебного занятия.
Значение приема «кроссенс» на уроках английского языка переоценить сложно. Головоломка может быть использована как на уроке, так и на занятиях по внеурочной деятельности, по любой изучаемой теме, в любой возрастной группе обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка в 5-6 классах как требование ФГОС общего образования.
Выступление на педагогическом совете...
Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В данной презентации представлены некоторые приёмы по формированию читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Мастер-класс «Приёмы и методы работы с текстом по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»
Формирование читательской грамотности актуально и для уроков английского языка. Мастер-класс основан на ежедневно приобретаемом опыте в работе над текстами с учащимися основной школы. Разнообразие и в...
Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы" раскрывает содержание приёмов, которыми часто пользуется учитель-предметник на своих у...
Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. На уроках я использую различные приёмы, способствующие формированию читательской грамотности....
Презентация "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы."
Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. На уроках я использую различные приёмы, способствующие формированию читательской грамотности....