Современные средства оценивания Образовательных результатов по иностранному языку
материал
Новый профессиональный стандарт – третье поколение ФГОС в российском образовании.
Представлен обзор изменений, внесённых в ФГОС – 2021 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_professionalnyy_standart_-_trete_pokolenie_fgos_v_rossiyskom_obrazovanii.docx | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Малое Перекопное»
Балаковского района Саратовской области
Новый профессиональный стандарт –
третье поколение ФГОС в
российском образовании
Выполнила:
учитель немецкого языка
Потапова М.И.
2022 г.
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые ФГОС начального и основного общего образования (приказы № 286 и № 287 31.05.2021).
В новые ФГОС НОО и ООО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами.
В основе ФГОС -2009 г., 2010 г. лежит системно-деятельностный подход.
В основе ФГОС- 2021 г. лежат:
- представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом,
- о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей Организаций, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся
- в рамках единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.
Единство обязательных требований к результатам освоения ООП ООО реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода.
В 2022/23 учебном году обучаться по новым ФГОС начали 1-е и 5-е классы. Полный переход начальной школы на новые стандарты завершится в 2025/26, а основной школы – в 2026/27 учебном году
Обзор изменений, внесённых в ФГОС – 2021 г.:
С 2:
Как было | Как стало |
Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО | |
Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было | Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников. |
Требования к результатам освоения программы | |
Требований было меньше | Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. |
С 3:
Как было | Как стало |
Требования к пояснительной записке | |
Требований было меньше | Теперь содержание пояснительной записки одинаковое. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности, но необходимо прописать механизмы реализации программы. А на уровне ООО понадобится добавить общую характеристику программы. Еще для ООО нужно описать механизмы реализации программы. это касается и индивидуальных учебных планов. |
Требования к рабочим программам | |
Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий. | Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия. |
С 4:
Как было | Как стало |
Содержание календарного плана воспитательной работы | |
Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартах | Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует |
Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей | |
Деление предметов и курсов по предметным областям было другим | В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление. Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно |
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО | |
Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов | Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. при этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать |
С 5:
Как было | Как стало |
Объем часов аудиторной нагрузки | |
ФГОС НОО: 2904 – минимум, 3345 – максимум ФГОС ООО: 5267 – минимум, 6020 – максимум | ФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО) ФГОС ООО: 5058 – минимум, 5549 – максимум |
Объем внеурочной деятельности на уровне НОО | |
1350 часов | 1320 часов |
Требования к структуре содержательного раздела ООП | |
Раздел включал: программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки на уровне НОО; рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной работы | На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы учебных модулей |
С 6:
Как было | Как стало |
Особенности обучения детей с ОВЗ | |
Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для у/о | ФГОС НОО для детей с ОВЗ применять нельзя. Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО. Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может быть менее 6018 |
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий | |
Настолько подробных норм не было | Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами |
Деление учеников на группы | |
Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы | Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. при этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей |
С 7:
Как было | Как стало |
Требования к программе формирования универсальных учебных действий | |
Требований и норм было больше | Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества |
Рабочая программа воспитания | |
Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы. для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований | Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть. для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей |
Информационно-образовательная среда | |
Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов | Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения |
С 8:
Как было | Как стало |
Оснащение кабинетов | |
Были общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой | Новые ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно- научного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования |
Обеспечение учебниками и учебными пособиями | |
Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников и учебных пособий – в печатном или электронном виде | Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебных пособий в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию. Учебники можно предоставить в печатной или в электронной форме |
Психолого-педагогические условия | |
Требований было меньше | В новых ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений |
С 9:
Как было | Как стало |
Повышение квалификации | |
Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года | Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать |
Частные школы | |
Частные школы могли получить бюджетные средства только в объеме норматива региона. Они не включали в себя все виды расходов и были ниже, чем у муниципальных школ. при этом брать деньги с родителей частные школы не могли, если услугу хотя бы частично профинансировали из бюджета | Частные и государственные школы, которые реализуют государственные программы, теперь надо финансировать в одинаковом объеме |
Обеспеченность учебно-методическими пособиями
Следует учитывать, что в настоящее время федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 года № 254, не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС 2021.
Принимая во внимание данное обстоятельство, Минпросвещения России в настоящее время ведет работу по формированию обновленного федерального перечня учебников, включающего в себя учебники, соответствующие требованиям обновленных ФГОС 2021.
В период перехода на обновленные ФГОС 2021 могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Использованные источники
- Лекции программы повышения квалификации «Федеральные государственные
образовательные стандарты 2022 и содержание примерных основных
образовательных программ по немецкому языку». ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» г. Санкт-Петербург, апрель 2922 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс - технологии, как современный метод преподавания иностранного языка
Данная работа создана для учителей иностранного языка с целью внедрения в их педагогическую практику инновационных технологий и релизации ФГОС....
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Современные технологии обучения иностранным языкам....
Статья на тему "Современная система преподавания иностранного языка"
В статье представлены основные методы и приемы преподавания иностранного языка в современной школе с углубленным изучением иностранного языка....
Статья "Соответствие содержания современного УМК по иностранному языку требованиям ФГОС, достижению предметных, метапредметных, личностных результатов на основе содержания используемых ФГОС"
В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как ...
Современные технологии обучения иностранному языку
Применение ИКТ на уроках английского языка...
Презентация как один из современных методов обучения иностранному языку
Наша жизнь движется вперёд и школа должна идти в ногу со временем.Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок не только воспринимает информацию...
Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка
Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....