Современные технологии обучения иностранному языку
статья по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
«Современные технологии обучения».
Работа Сергеевой Светланы Александровны.
Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет- ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способности детей, их уровня обученности, склонностей.
Современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации, условий умственного труда в любом его проявлении.
Работа с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включает:
- изучение лексики;
- отработку произношения;
- обучение диалогической и монологической речи;
- обучение письму;
- отработку грамматических явлений.
Использование на уроках компьютера помогает в решении целого ряда дидактических задач: формировать умения чтения, совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.
Учителям, внедряющим информационные технологии в процессе обучения, необходимо обращать внимание на то, что работа на компьютере требует значительного зрительного напряжения, вызванного регистрацией вибрацией текста или картинки и мерцанием экрана. Следовательно, в целях предупреждения потери остроты зрения необходимо соблюдать гигиену работы за компьютером и выполнять со школьниками специальные упражнения зрительной гимнастики.
Все вышеперечисленные факторы негативного влияния компьютерного обучения на здоровье школьников тем не менее не уменьшают достоинств использования информационных технологий в учебном процессе.
Информационно-коммуникационные технологии способствуют усиление учебной мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний учащихся. ИКТ направлены на интенсификацию процесса обучения, совершенствования форм и методов организации учебного процесса. Особое внимание следует уделять формированию у учащихся умение выделять требуемую информацию. Выбор ключевой информации на странице, содержащей большое количество дополнительного и разнообразного материала вызывает определенные затруднения у учащегося. Следовательно, необходимо четко направлять детей к месту содержания ключевой информации, минуя постороннюю. Проектная деятельность немыслима без ИКТ. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Компьютеры применяются учениками при выполнении проектов разных видов: информационных, игровых, исследовательских, творческих. Для подготовки проектов используются также возможности интернета.. Радость познания – вот что дает использование компьютера на уроках. А это ведет к развитию инициативной речи. Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего на ученика. Основная цель изучения иностранного языка – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирования способности к межкультурному взаимодействию.
Развитие образования органично связано с повышением уровня его информационного материала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точки земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодежи.
Также следует учитывать специфику применения ресурсов сети интернет в обучении школьников. На ряду с трудностями, возникающими при изучении иностранного языка, Интернет, в свою очередь, выдвигает дополнительные когнитивные требование к процессу обучения. Поэтому необходимо, чтобы интернет- задания соответствовали уровню развития учащихся.
Как информационная система , Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:
- электронную почту ;
- телеконференции;
- видеоконференции;
- возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней страничке;
- доступ к информационным ресурсам;
- справочные каталоги;
- поисковые системы;
- разговор в сети.
Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке иностранного языка.
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет – лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процессе урока.
Достичь коммуникативной направленности при обучении иностранным языкам с помощью компьютера в режиме текстового редактора. Текстовый процессор может использоваться как инструмент для создания тренировочных упражнений, для стимулирования деятельности учащихся по созданию текстов на изучаемом языке. Также учащиеся создают коммуникативно важные тексты: поздравительные открытки, анкеты, биографии, рефераты, проекты.
Существует множество компьютерных программ помогающих учителю и учащимся при овладении иностранным языком.
Лучшей гарантией безопасности работы с интернетом на уроках является строгое наблюдение и контроль со стороны учителя. Использование заранее выбранных сайтов также ограничивает доступ учащихся к неподходящей информации. Не лишено смысла и использование так называемых веб-фильтров : специальных программ, отфильтровывающих нежелательную информацию. Однако, лучший фильтр учителя и родители создают сами, воспитывая детей на высоких моральных принципах.
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивает реализации индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. При работе на компьютере каждый ученик изучает вопрос и обдумывает ответ столько времени сколько ему необходимо. Также снимается вопрос о субъективности оценивания.
Увлеченные компьютером учащиеся быстро адаптировались к средствам новых ИКТ и с желанием участвуют в создании учебных программ, презентаций, проектов. Для таких учащихся роль преподавателя заключается в организации рабочего материала и поддержании у них постоянного стремления к своему интеллектуальному развитию. В процессе работы учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки, но и развивают умения самостоятельной работы. Такие занятия боле продуктивны, более интересны и современны. Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащегося является использование ИКТ в образовательном и самообразовательном процессе. Компьютер постепенно становится инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка. Разнообразие тем и видов деятельности, красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий позволяют развивать различные коммуникативные умения учащихся. При обучении аудированию каждый учащийся получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон. При обучении письму ученик имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения. Игры яркие, красочные, занимательные, имеют звуковое и музыкальное сопровождение. Учащимся очень нравится этот вид работы. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет свои умения и способности. Азарт соревнования заставляет добиваться лучших результатов. Всем известно об обучающих возможностях игр. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращают внимание на эффективность игр в процессе обучения. Игры направлены на достижение положительного результата, что способствует повышению качества обученности. Они помогают отрабатывать , закреплять, активизировать грамматический материал в коммуникативном контексте и таблицах. Детям очень нравится выполнять подобные задания. Они уверенно овладевают знаниями.
Новые ИКТ привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации. Преимущество использования компьютера заключается в том, что он позволяет повысить профессиональный уровень учителей. Знакомство с основами ИКТ поражает своими возможностями, которые открываются для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Новые информационные технологии, внедряемые в образование, способствуют его подъему на качественно новый уровень.
ИКТ нацелены на развитие интереса, мотивации, активность субъекта учения, интерактивность, увеличение самостоятельности школьников, развитие креативности, самореализацию учащихся, предотвращение их перегрузки.
Работая с информационно- коммуникационными технологиями можно сказать, что они способствуют повышению у детей мотивации к изучению иностранного языка и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно информационные технологии способна сделать учебный процесс для школьник личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Очевидно, что уже в ближайшее время изучение иностранных языков с внедрением новых информационно-коммуникативных технологий перейдет из области исследования в область обучения и получит широкое распостранение.
Список использованной литературы:
- Агафонова О.П. Автореферат «Метод проектов как средство формирования».
- «Новые технологии в преподавании иностранных языков». РГПУ , 98.
- «Современные теории и методики обучения иностранным языкам».
- Ковалько И.В. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. 1-4 классы.- М.:ВАУКО, 2007.
- Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для преподавателя.- 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: БХВ «Петербург», 2008.
- «Английский язык в школе» , изд. «Титул» №4, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Современные технологии обучения иностранным языкам....
Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка
Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....
Особенности современных технологий обучения иностранным языкам по ФГОС
Во все времена основная задача любого преподавателя состояла в том, чтобы дать знания ученику, что, к сожалению, не всегда так просто и легко. Модернизация процесса обучения приводит к тому, что...
Современные технологии обучения иностранным языкам на примере проектной методики.
В работе дано теоретическое обоснование проектной методики. Данная работа предназначена для учителей и преподавателей, применяющих в своей практике проектную работу с учащимися....
Современные технологии обучения иностранному языку
Современные технологии обучения иностранному языку...
Статья на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Данная статья раскрывает суть некоторых современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку в системе среднего профессионального образования....
Современные технологии обучения иностранному языку
Данный материал позволяет учителю применять методы и приемы технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка...