Применение теории множественного интеллекта Г. Гарднера в обучении иностранному языку
статья
В современном образовательном пространстве особое место занимает обучение иностранному языку, непрерывно растут требования к уровню развития иноязычной коммуникативной компетенции выпускников школ и вузов. В этой связи актуальной становится необходимость оптимизировать групповой учебный процесс для достижения максимальной эффективности в обучении иностранному языку в условиях ограниченного количества часов. Поиск наиболее эффективных методов преподавания и изучения иностранного языка часто обращает внимание исследователей на принцип индивидуализации в обучении. На наш взгляд, большой вклад в методику обучения иностранному языку может внести применение в обучении концептуальных основ теории множественного интеллекта (далее ТМИ) Г. Гарднера как способ учета субъектной индивидуализации в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10._tezisy.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение теории множественного интеллекта Г. Гарднера в обучении иностранному языку
Ковалева Анастасия Сергеевна
Аспирант Псковского государственного университета, Псков, Россия
В современном образовательном пространстве особое место занимает обучение иностранному языку, непрерывно растут требования к уровню развития иноязычной коммуникативной компетенции выпускников школ и вузов. В этой связи актуальной становится необходимость оптимизировать групповой учебный процесс для достижения максимальной эффективности в обучении иностранному языку в условиях ограниченного количества часов. Поиск наиболее эффективных методов преподавания и изучения иностранного языка часто обращает внимание исследователей на принцип индивидуализации в обучении. На наш взгляд, большой вклад в методику обучения иностранному языку может внести применение в обучении концептуальных основ теории множественного интеллекта (далее ТМИ) Г. Гарднера как способ учета субъектной индивидуализации в образовательном процессе.
***
В 1983 году английский ученый Г. Гарднер впервые опубликовал теорию множественного интеллекта, отрицающую существование единого интеллекта, измеряемого тестами IQ. Согласно теории, актуальной по сегодняшний день, каждый индивид является обладателем «набора» из восьми типов интеллекта: логико-математический интеллект, визуально-пространственный интеллект, физико-кинестетический интеллект, музыкально-ритмический интеллект, межличностный или коммуникативный интеллект, внутриличностный интеллект, натуралистический интеллект, вербально-лингвистический интеллект [Chen, Moran, Gardner 2009]. Все типы интеллекта в разном соотношении присутствуют в каждом человеке и задействуются в большей или меньшей степени при решении определенной проблемы, задачи (как по одному, так и в любом сочетании), поэтому могут быть использованы для учёта образовательного потенциала детей и взрослых.
***
Значимость теории Гарднера выражается в обширном резонансе как в научной среде, так и среди людей, интересующихся образованием: автор теории публикует новые работы на тему, его последователи изучают применение ТМИ в области образования, выделяют и описывают новые типы интеллекта; на основе данной теории разрабатываются курсы по различным видам деятельности, программы обучения в частных школах в России и за рубежом (особенно часто теория применятся в обучении дошкольников и младших школьников); существуют сайты, интернет - ресурсы, где практики образования обмениваются опытом в данной сфере; появляются методические пособия, систематизирующие задания по принципам теории Гарднера, в том числе и в области обучения английскому языку [Ковалева 2016: 122-136]. Однако серьезных исследований о потенциале использования теории Гарднера в обучении иностранным языкам до сих пор не проводилось.
***
Экспериментальная работа по применению теории множественности интеллекта ведется нами на базе филиала Псковского государственного университета в г. Великие Луки с 2014 года. В проведенном исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ научно-методической, психологической, педагогической литературы; научное наблюдение; пробное обучение; анкетирование; тестирование. В основу методики исследования легли выводы создателя ТМИ Г. Гарднера по применению теории в образовании, а именно о: 1) наличии у каждого индивида системы типов интеллекта, 2) составляющих интеллекта, который не ограничивается пределами тела человека, а также включает в себя его инструменты (бумагу, карандаш, компьютер), его систему записей (которые хранятся в папках, записных книжках, дневниках) и сеть его помощников. 3) существовании данных типов интеллекта в условиях контекстности, 4) возможности активизировать типы интеллекта в обучении тому или иному предмету [Гарднер 2007: 38].
***
Проведение долгосрочного экспериментального исследования позволило рассмотреть и изучить понятие «тип интеллекта» в контексте обучения иностранному языку с четырех сторон [Ковалева 2017: 29-35]. 1) Значение термина «интеллект». Интеллект - совокупность познавательных способностей, определяющих наиболее эффективный способ решения проблемы или создания продукта и являющихся основой для успешной деятельности, направленной на повышение иноязычной коммуникативной компетенции. 2) Зависимость успеваемости обучающихся по предмету от процентного соотношения развития типов интеллекта. Приоритетным является не преобладание одних типов интеллекта над другими, а уровень развития каждого из них. Наблюдается прямопропорциональная зависимость успеваемости по предмету от уровня развития типов интеллекта. 3) Механизм развития типов интеллекта. Типы интеллекта развиваются неравномерно, хаотично, не одинаково у одного и другого человека. Развитие типов интеллекта часто происходит взаимосвязано. 4) Условия развития типов интеллекта. Уровни развития типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка зависят от частоты применения в учебном процессе упражнений, задействующих данные интеллекты, и личного отношения обучающихся к выполнению этих упражнений. С помощью специально подобранных упражнений можно развивать типы интеллекта, повысить их уровень.
Таким образом, проведенное исследование показало, что применение теории множественного интеллекта в обучении иностранным языкам оказывает положительное влияние на качество обучения.
Литература
Chen, J., Moran, S., Gardner, H. Multiple intelligences around the world. New York, 2009.
Ковалева А.С. Применение теории множественного интеллекта Г. Гарднера в разработке современных УМК по английскому языку // Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: Сборник материалов второй международной научно-практической конференции. Псков, 2016. С. 122 - 136.
Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. – М., 2007.
Ковалева А. С. Роль субъектной индивидуализации в повышении уровня владения иностранным языком на нелингвистических направлениях подготовки // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. Тольятти, 2017. № 4 (31). С. 29 - 35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование теории множественности интеллекта на уроках английского языка
В этой статье читатель найдет названия 8 типов интеллекта и познакомится с некоторыми видами практических заданий для уроков английского языка с применением теории множественности...
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе на основе теории множественности интеллекта.
Формирование УУД на уроках английского языка...
Применение ИКТ для формирования коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку
рекомендации по применению ИКТ для формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному языку...
Применение теории множественного интеллекта в организации образовательного процесса по иностранному языку
Аннотация: В настоящее время большую популярность как в обучении в целом, так и в обучении иностранному языку в частности приобретает теория множественного интеллекта американского учёного Г. Гарднера...
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Г. ГАРДНЕРА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Индивидуализация является одним из ведущих принципов российской методики. Наиболее ярко данный принцип реализуется в обучении иностранному языку, поскольку овладение языком – процесс индивидуаль...
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Г. ГАРДНЕРА В РАЗРАБОТКЕ СОВРЕМЕННЫХ УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация: Теория множественности интеллекта Г. Гарднера получила широкое признание во всем мире, поскольку её главной идеей является учет индивидуальных познавательных с...
Презентация "Применение теории Г. Гарднера в обучении иностранному языку"
Презентация "Применение теории Г. Гарднера в обучении иностранному языку"....