Использование теории множественности интеллекта на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Андропова Елена Геннадьевна

 

В этой статье читатель найдет названия 8 типов интеллекта и познакомится с некоторыми видами практических заданий для уроков  английского языка с применением  теории множественности  интеллекта, а также найдет примеры заданий  для урока   по теме: «План дома.Описание дома»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andropova_e_g_-_ispolzovanie_teorii_mnozhestvennosti.docx305.17 КБ

Предварительный просмотр:

Название статьи:  «Использование теории множественности

                              интеллекта на уроках английского языка»  

Автор, должность: Андропова Елена Геннадьевна,  учитель английского

 языка высшей категории  МАОУ «СОШ №2» г. Чернушка, Пермский край

Стаж работы: 32 года

e-mail:  Fox5712@mail.ru 

Фото:                                     

     

       В этой статье читатель найдет названия 8 типов интеллекта и познакомится с некоторыми видами практических заданий для уроков  английского языка с применением  теории множественности  интеллекта, а также найдет примеры заданий  для урока   по теме: «План дома. Описание дома»

   Одной из важнейших задач современной школы является ориентация образовательного процесса на личность ребенка. Чтобы реализовать процесс индивидуализации   необходимо осваивать новые подходы к образованию на основе   новых идей и технологий обучения. Меня заинтересовала теория множественности типов интеллекта.

   Известный американский психолог Говард Гарднер, создатель данной теории,   утверждает, что каждый человек талантлив и обладает, по крайней мере, восемью типами интеллекта, выраженными в разной степени.  Он также отмечает, что  различные типы интеллекта могут тесно взаимодействовать и влиять на развитие друг друга.

Вот эти типы:

Вербально-лингвистический интеллект - способность к порождению речи,

(использование речи в разных ситуациях)

Логическо-математический интеллект - способность  к абстрактному мышлению

Визуально-пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию

Моторно-двигательный интеллект – способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов

Музыкально-ритмический интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками

Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

Внутриличностный интеллект – способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы

Натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя) – его обладатель проявляет интерес к природе, природным явлениям, животным, растительности

    Определить тип интеллекта каждого ученика можно при помощи анкеты

(см. приложение )

   Учитывая основные характеристики типов  интеллекта, учителя  могут  создавать упражнения и задания, используя разнообразные источники (Интернет), прививать ученикам знания о стратегиях обучения, необходимых для непрерывного образования, использовать множественные формы контроля 

(портфолио, ведение журнала, проекты, презентации с оценкой видов работ) в противовес  традиционным тестам. Учитель - организатор  учебной деятельности, направляющий её в нужное русло, советник  и полноправный участник  процесса общения и учения.

   Главное – предоставить учащимся возможность познавать, изучать материал тем способом, какой им наиболее близок, удобен и в котором они чувствуют себя комфортно. Это может быть групповой или индивидуальный проект, либо спланированное особым образом изучение программной темы с использованием соответствующих  способов учебной деятельности.

Вот некоторые виды практических заданий, которые могут быть

использованы на уроках английского языка с применением  теории множественности типов интеллекта.

Типы интеллекта

Задания

вербально-лингвистический

игры на словообразование

логико-математический

создание логически - последовательных презентаций, схем, графиков

визуально -пространственный

составление интеллект - карты

моторно-двигательный

упражнения на расслабление

музыкальный

исполнение джаз(…) песен, написание рэпа

внутриличностный

составление Дневника учащего (их) ся

межличностный

мозговой штурм

натуралистический

прослушивание фоновой музыки в виде звуков, созданных в мире природы

linguistic intelligence

word building games

logical-mathematical intelligence

logical-sequential presentations

visual-spatial intelligence

mind maps

bodily-kinaesthetic intelligence

relaxation exercises

musical intelligence

jazz chants

intrapersonal intelligence

learner diaries

interpersonal intelligence

brainstorming

naturalist intelligence

background music in the form of

sounds created in the natural world

 Пример:

    Урок чтения с теорией   множественности типов интеллекта   можно начать с  

 чтения про себя или чтения вслух и обсуждением лексики и смысла текста.

   Последующие задания на понимание текста могут быть выполнены индивидуально или в группах.

  Задания по тексту  даются на выбор:  описательное  письмо,  нарисовать карту, картину, инсценировать материал, придумать диалог, представить события в виде  временной линии, написать песню (рэп) или сделать пересказ.

   Цель этих упражнений заключается не в том, чтобы обучать определенному типу интеллекта, а наоборот, предоставить ученикам возможность для самовыражения и передачи новой информации наиболее удобным для них путем.

     Далее я привожу примеры заданий и описываю действия учителя и учеников на уроке английского языка по теме: «План дома. Описание дома» На уроке предусмотрены задания для разных типов интеллекта в их взаимодействии.

Тема урока:    План дома. Описание дома

Цели урока: понять новые слова, по теме, понять смысл текста, научиться употреблять слова  в устной и письменной речи.

 

Задачи для учащихся:

- задать специальные вопросы о домах,

- понять слова, обозначающие комнаты в домах и общие слова по теме

  «Описание дома»

- учиться описывать дом

- учиться высказывать свою точку зрения и аргументировать её

Задачи для учителя:

- оптимально организовать  взаимодействие   учеников с различными типами

 интеллекта

- создать  комфортную образовательную среду  для  работы детей

Первый этап:

Предлагаю ученикам  вспомнить ситуации реальной жизни, в которых они могли бы обсудить план дома  или описать дом.

Второй этап:

Обозначаю задачу - ребята   услышат  текст под названием «Наш дом» и   им нужно будет  ответить на вопросы, данные ниже:

1 What is the colour of the house?

2 How many floors are there in the house?

3 Which rooms are on the ground floor?

4 Which rooms are on the first floor?

5 What is kept on the second floor?

6 Where is the fireplace?

Затем  дети читают текст и отвечают на вопросы

Our House

I live in a big yellow house near the main road. Our house has

eight windows and two balconies that overlook a big garden.

On the ground floor there is a kitchen, a hall, a living-room

with many paintings on the walls, a dining-room where we

have all our meals, a bathroom, a toilet, a computer room

with lots of books in a giant bookcase that fills the whole wall

and a garage. In front of the house there are a garden, a

swimming-pool and a large, green fountain with fish.

On the first floor there are three bedrooms, a bathroom, and

a small toilet. On the second floor there is an attic which has

all kinds of old furniture. Behind the house there is a

vegetable garden. We have a large basement too, with a cosy

sitting-room and an open fireplace.

Этап  3:

  Прошу  учеников обсудить их ответы в парах или группах по 3-4 чел.

Этап 4:

Даю задание  ученикам

 - сделать отдельные списки всех комнат, которые они бы хотели иметь в доме их мечты. (Предложить им проконсультироваться в словаре, в случае  необходимости.)

- ответить на вопросы  является ли их дом домом мечты, он  новый или старого типа, односемейный или  многоквартирный,  в городе или в сельской местности и т.д.

Фоном при работе можно включить музыку, связанную с темой.

   

Этап 5

Делю учеников на группы из 3чел. Каждая  группа получает копию

план дома

Группы называют все комнаты на плане  дома и дополняют план   элементами  дома  мечты, важными для каждого члена группы.

Этап  6:

Когда ребята закончили,   предлагаю им  пройти по классу (в другие группы),

обсуждая и сравнивая другие  планы домов. Они делают заметки  о

домах, других групп, затем обсуждают все в своих группах

Этап 7:

Разделяю ребят  на новые группы из 3 чел. и прошу каждую группу назвать самые популярные комнаты и классифицировать дома всех групп (новый - старого типа, односемейный -  многоквартирный,  в городе - в сельской местности и т.д.)

Этап 8:

(заключительный этап)

Раздаю детям экземпляры напечатанного текста (для каждого). В модифицированной версии текста удалены все существительные   и заменены   одним   словом,   например «колбаса».

Our Sausage

I live in a big yellow sausage near the main sausage. Our

sausage has eight sausages and two sausages that overlook a

big sausage. On the ground sausage there are a sausage, a

sausage, a sausage with many sausages on the sausages, a

sausage where we have all our sausages, a sausage, a sausage,

a sausage with lots of sausages in a giant sausage that fills the

whole sausage, and a sausage. In front of the sausage there are

a sausage, a sausage, and a large, green sausage with sausages.

Задача детей воссоздать оригинальный текст индивидуально, в парах или группах.

Для желающих даю  домашнее задание – составить аналогичный текст дома и принести на следующий урок для выполнения всеми.

Различные типы интеллекта на разных этапах урока:

Типы интеллекта:

лингвистическией - все этапы

логико-математический  -  этапы 2 и 7( ?! 6, 9)

визуально -пространственный  -  5; (?! 2, 6, 8)

моторно-двигательный) - 6

музыкальный  -  4, 8 и 9

внутриличностный - 1, 2, 3, 4, 8 и 9

межличностный  -  3, 5, 6, 7 и 8

натуралистический  -  7( ?! 4, 5)

экзистенциалистский - 1 и 9( ?! 4 и 6)

  Теория множественности типов интеллекта поможет осуществлять процесс индивидуализации обучения,  способствовать изучению интеллектуального потенциала учащихся. Учитель научится использовать наиболее эффективные методы обучения с применением того или иного типа интеллекта или комбинации интеллектов.

Приложение.

Определить ваш личный тип интеллекта можно ответив на вопросы анкеты

 (выбрать из списка). Наибольшее количество выборов в конкретном типе интеллекта поможет определить ваш  интеллект.

(Можно  использовать Google –  в поисковой  строке -

«Типы интеллекта  - анкеты » для разнообразия анкет)

1. Анкета (для ученика)

1.Вербально-лингвистический интеллект

а) мне нравится читать книги, журналы и газеты;

б) мне нравится рассказывать анекдоты, истории и шутки;

в) у меня хорошая память на имена;

г) у меня хороший словарный запас в родном языке;

д) мне нравится разгадывать кроссворды.

2.Логическо-математический интеллект

а) я всегда складываю цифры в уме;

б) мне нравятся арифметические игры;

в) мне нравятся занятия по математике в школе;

г) я хорошо умею играть в шахматы и шашки;

д) мне всегда интересно знать, как работает тот или иной аппарат, та или иная техника;

е) мне удобно разделять или объединять вещи, предметы по категориям.

3. Визуально-пространственный интеллект

а) я легко ориентируюсь по карте;

б) я хорошо рисую;

в) я предпочитаю читать книги с большим количеством разнообразных картинок;

г) мне нравится собирать паззлы;

д) я всегда обращаю внимание на цвет одежды.

4. Моторно-двигательный интеллект

а) мне нравится постоянно быть в движении, прыгать бегать;

б) я люблю заниматься спортом;

в) мне нравится мастерить: вязать, шить, строить;

г) мне трудно сидеть без движения длительное время.

5. Музыкально-ритмический интеллект

а) я легко могу напевать мелодии ко многим песням;

б) я хороший певец (а);

в) я могу играть на музыкальном инструменте;

г) часто пою песни;

д) я часто напеваю мелодии, при этом постукиваю пальцами по столу;

е) я включаю музыку как задний фон, когда делаю домашнюю работу.

6. Межличностный интеллект

а) я всегда являюсь лидером во всех начинаниях и затеях;

б) мне нравится общаться с друзьями;

в) я всегда помогаю своим друзьям;

г) мои друзья часто делятся со мной своими проблемами;

д) у меня много друзей.

7. Внутриличностный интеллект

а) я люблю одна (один) ходить в кино;

б) я люблю быть один (одна);

в) я всегда учусь на своих ошибках;

г) иногда мои друзья считают мои поступки немного странными;

д) я веду дневник и записываю в него все события.

8. Натуралистический интеллект

а) я хорошо разбираюсь в растениях;

б) у меня много растений дома;

в) мне нравится проводить время на природе;

г) мне нравится ухаживать за своими домашними животными;

д) мне нравится выращивать растения дома.

Список использованной  литературы:

 

  1. Rolf  Palmberg  “Multiple  Intelligences”  Finland  Website:http://www.vasa.abo.fi/users/rpalmber/

  1. Аблякимова Ф.Г.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ТИПОВ

              ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ОБУЧЕНИИ  ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ    

           

     3)  Говард Гарднер    «Теория множественных типов интеллекта»

          wikipedia.org wiki.ru /Гарднер,_Говард


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование теории множественности интеллекта в создании учебных проектов.

В  статье я хочу поделиться  наблюдениями, как теория множественности интеллекта помогает в  проектной деятельности, которая всё  более востребована в современном образовательном п...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

Доклад для МО учителей иностранного языка по теме: Использование здоровье – сберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах.

Доклад. В нем рассматриваются проблемы здоровья детей, психические особенности школьников, проблема здоровьезбережения....

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Что такое эмоциональный интеллект? Компоненты ЭмИн. Педагогические технологиии....

Формирование эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Формирование эмоционального интеллекта на уроках английского языка как важнейший компонент системно-деятельностного подхода...