Применение ИКТ для формирования коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку
статья на тему
рекомендации по применению ИКТ для формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку
Цапко И.Г.
e-mail: mel_lady@mail.ru
МБОУ СОШ №46, г. Липецк
Формирование коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку является первостепенной целью. С первого года обучения у ученика начальной школы закладывается определенный словарный запас, знания грамматики, развиваются навыки аудирования. Становление всех видов речевой деятельности невозможно без применения ИКТ в условиях ФГОС.
Понятие «компетенция» (от лат. Competentis - способный) является междисциплинарным и широко используется в различных сферах научной и практической деятельности. В силу этого ему может быть дано множество соответствующих дефиниций в зависимости от вовлеченных людей, преследуемых ими целей и контекста, в котором компетенции будут использоваться . Компетенция понимается комплексно, как структура, слагаемая из различных частей - совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности; свойств личности; потенциальной способности индивида справляться с различными задачами.
В обучении иностранным языкам компетенция может трактоваться узко - как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку, и более широко - как практико-ориентированное владение языковыми знаниями, навыками и речевыми умениями. В целом компетенция понимается как компонент иноязычных знаний и навыков, обеспечивающий комплексное развитие соответствующих умений.[1]
На сегодняшний день существует огромное количество технологий, с помощью которых можно развивать коммуникативную компетенцию, все они базируются на применении икт.
Авторы современных УМК придерживаются этой тенденции и предлагают ряд электронных приложений к учебнику. Работа с приложениями осуществляется при условии наличия мультимедийной доски.
Рассмотрим приложение к учебнику Биболетовой для начальной школы: приложение отвечает всем стандартам ФГОС. Так как ученик самостоятельно находит ответ на поставленное задание, анализирует, развивается логическое мышление и при этом формируется навыки речевой деятельности.
Нельзя не отметить красочность приложений, посильность заданий, но самое главное наглядность реализованная в ИКТ.
Помимо упражнений, можно встретить ряд песен с анимированным видеорядом, стишки, игры направленные на закрепление материала.
Исходя из выше сказанного, нужно отметить, что приложение служит хорошим подспорьем и на уроке и во внеурочной деятельности. Прививает интерес к предмету, повышает мотивацию, а так же способствует развитию универсальной учебной деятельности.
Исходя из собственного опыта работы, можно привести пример использования ИК приложений в обучении ИЯ.
Учебные программы по иностранному языку предлагают различные интересные темы для изучения и исследования приложений. [2]
Отрывок урока «Глаголы действия»
Урок предназначен для учащихся 2 классов на основе программы Биболетовой «Enjoy English».
Цель урока – формирование лексических навыков по теме.
Задачи урока:
Учебные: обучение продуктивным видам речевой деятельности; формирование и развитие коммуникативных умений обучающихся на основе информационного приложения, умения воспринимать на слух и понимать краткие сообщения, умения делать краткие сообщения на заданную тему, умения вести диалог.
Познавательные: увеличение объема лексических знаний, расширение общего кругозора обучающихся.
Развивающие: развитие языковых и познавательных способностей, готовности к общению, развитие творческих способностей учащихся и самостоятельной деятельности при работе с приложением.
Воспитательный аспект – воспитание интереса к учению, воспитывать уважительное отношение к чужому мнению.
Оснащение: Компьютер, мультимедийная доска.
Учащиеся знакомятся с животными из цирка, которые выполняют определенные действия.
Знакомятся с новой лексикой по теме: «Глаголы действия».
Повторяют за диктором правильное произношение глаголов и их перевод. Для закрепления знаний предлагается следующее задание, отгадать на слух какое животное делает неправильное действие.
Затем, предлагается использование глаголов в диалоге.
Самое главное, что приложение всегда дает положительную оценку при выполнении правильного задания, либо предлагает повторить задание.
Подводя итог изложенного, можно утверждать, что учебные приложения раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным для школьников.
Применение ИКТ способствует повышению качества усвоения знаний на уроках иностранного языка, позволяет дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран и развивает речевую деятельность обучаемых.
Использование электронных приложений помогает восполнить отсутствие иноязычной языковой среды, расширяет кругозор учащихся.
Литература
- Лызлов А.В. Организация уроков с использованием ИКТ// Вопросы Интернет-образования. – М, 2008. - № 26.- С.13-15.
- Щукин П.И. Методика использования новейших средств обучения - М.: Просвещение, 2007. - 156с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/14/picture-295596-1379179596.jpg)
Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка
Термином "вербально-коммуникативная компетенция" обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и комм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-527125-1416215161.jpg)
Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
"Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка" ( печатный вариант + компьютерная презентация) педагогический проект...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/17/picture-643666-1434531547.jpg)
Презентация "Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка"
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция ори...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-706201-1447157374.jpg)
Видеореклама как средство формирования коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку.
Данная статья рассматривает вопрос возможности использования видеорекламы на уроках иностранного языка с точки зрения ее ценности в формировании коммуникативной компетенции. В статье уделено внимание ...
[Статья] Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов
Статья Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/12/picture-928844-1499841072.jpg)
Из опыта работы учителя немецкого языка по теме "Использование ИКТ- технологий как условие формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам"
Данная работа посвящена проблемам современного образования. Живя в эпоху нано-технологий, мы должны соответствовать требованиям сегодняшнего времени. В ценре внимания современной школы - ученик, его л...
Технологии разноуровневого обучения и оценивания коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в условиях внедрения ФГОС НОО.
Статья посвящена основным этапам разноуровневого обучения на уроках английского языка. Указаны преимущества такого обучения, даны варианты оценивания в предлагаемых обстоятельствах. Отмечены соответст...