Применение ИКТ для формирования коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку
статья на тему

рекомендации по применению ИКТ для формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку

Цапко И.Г.

e-mail: mel_lady@mail.ru

МБОУ СОШ №46, г. Липецк

           Формирование коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку является первостепенной целью. С первого года обучения у ученика начальной школы закладывается определенный словарный запас, знания грамматики, развиваются навыки аудирования.  Становление всех видов речевой деятельности невозможно без применения ИКТ в условиях ФГОС.

      Понятие «компетенция» (от лат. Competentis - способный) является междисциплинарным и широко используется в различных сферах научной и практической деятельности. В силу этого ему может быть дано множество соответствующих дефиниций в зависимости от вовлеченных людей, преследуемых ими целей и контекста, в котором компетенции будут использоваться . Компетенция понимается комплексно, как структура, слагаемая из различных частей - совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности; свойств личности; потенциальной способности индивида справляться с различными задачами.

      В обучении иностранным языкам компетенция может трактоваться узко - как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку, и более широко - как практико-ориентированное владение языковыми знаниями, навыками и речевыми умениями. В целом компетенция понимается как компонент иноязычных знаний и навыков, обеспечивающий комплексное развитие соответствующих умений.[1]

На сегодняшний  день существует огромное количество технологий, с помощью которых можно развивать коммуникативную компетенцию, все они базируются на применении икт.

Авторы современных УМК придерживаются этой тенденции и предлагают ряд электронных приложений к учебнику. Работа с приложениями осуществляется при условии наличия мультимедийной доски.  

        Рассмотрим  приложение к учебнику Биболетовой для начальной школы: приложение отвечает всем стандартам ФГОС. Так как ученик самостоятельно находит ответ на поставленное задание, анализирует, развивается логическое мышление и при этом формируется навыки  речевой деятельности.

         Нельзя не отметить красочность приложений, посильность заданий, но самое главное наглядность реализованная в ИКТ.

Помимо упражнений, можно встретить ряд песен с анимированным видеорядом, стишки, игры направленные на закрепление материала.

         Исходя из выше сказанного, нужно отметить, что приложение служит хорошим подспорьем и на уроке и во внеурочной деятельности. Прививает интерес к предмету, повышает мотивацию, а так же способствует развитию универсальной учебной деятельности.

         Исходя из собственного опыта работы, можно привести пример использования  ИК приложений в обучении ИЯ.

Учебные программы по иностранному языку предлагают различные интересные темы для изучения и исследования приложений. [2]

Отрывок урока «Глаголы действия»

Урок предназначен для учащихся 2 классов на основе программы Биболетовой «Enjoy English».

Цель урока – формирование лексических навыков по теме.

Задачи урока:

Учебные: обучение продуктивным видам речевой деятельности; формирование и развитие коммуникативных умений обучающихся на основе информационного приложения,  умения воспринимать на слух и понимать краткие сообщения, умения делать краткие сообщения на заданную тему, умения вести диалог.

Познавательные: увеличение объема  лексических знаний, расширение общего кругозора обучающихся.

Развивающие: развитие языковых и познавательных способностей, готовности к общению, развитие творческих способностей учащихся и самостоятельной деятельности при работе с приложением.

Воспитательный аспект – воспитание интереса к учению, воспитывать уважительное отношение к чужому мнению.  

Оснащение:    Компьютер, мультимедийная доска.

Учащиеся знакомятся с животными из цирка, которые выполняют определенные действия.

Знакомятся с новой лексикой по теме: «Глаголы действия».

Повторяют за диктором правильное произношение глаголов и их перевод. Для закрепления знаний предлагается следующее задание, отгадать на слух какое животное делает неправильное действие.

Затем, предлагается использование глаголов в диалоге.

Самое главное, что приложение всегда дает положительную оценку при выполнении правильного задания,  либо предлагает повторить задание.

        Подводя итог изложенного, можно утверждать, что учебные приложения раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным для школьников.

       Применение ИКТ способствует повышению качества усвоения знаний на уроках иностранного языка, позволяет дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран и развивает речевую деятельность обучаемых.

         Использование электронных приложений помогает восполнить отсутствие иноязычной языковой среды, расширяет кругозор учащихся.

 Литература

  1. Лызлов А.В. Организация уроков с использованием ИКТ// Вопросы Интернет-образования. – М, 2008. - № 26.- С.13-15.
  2. Щукин П.И. Методика использования новейших средств обучения - М.: Просвещение, 2007. - 156с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка

Термином "вербально-коммуникативная компетенция" обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и комм...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.

"Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка" ( печатный вариант + компьютерная презентация) педагогический проект...

Презентация "Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка"

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция ори...

Видеореклама как средство формирования коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку.

Данная статья рассматривает вопрос возможности использования видеорекламы на уроках иностранного языка с точки зрения ее ценности в формировании коммуникативной компетенции. В статье уделено внимание ...

[Статья] Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов

Статья Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов...

Из опыта работы учителя немецкого языка по теме "Использование ИКТ- технологий как условие формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам"

Данная работа посвящена проблемам современного образования. Живя в эпоху нано-технологий, мы должны соответствовать требованиям сегодняшнего времени. В ценре внимания современной школы - ученик, его л...

Технологии разноуровневого обучения и оценивания коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в условиях внедрения ФГОС НОО.

Статья посвящена основным этапам разноуровневого обучения на уроках английского языка. Указаны преимущества такого обучения, даны варианты оценивания в предлагаемых обстоятельствах. Отмечены соответст...