ПОНЯТИЕ ТИПА ИНТЕЛЛЕКТА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья

Ковалева Анастасия Сергеевна

Теория множественного интеллекта Г. Гарднера получила широкое признание во всем мире, поскольку ее главной идеей является учет индивидуальных познавательных способностей каждого обучающегося, что соответствует современной тенденции индивидуализации обучения и способствует разностороннему развитию личности обучающихся. В статье рассматривается принципиально новое понятие типа интеллекта в контексте изучения иностранного языка, его основные характеристики и способы применения в методике.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 372.881.1

А. С. Ковалева

ПОНЯТИЕ ТИПА ИНТЕЛЛЕКТА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Теория множественного интеллекта Г. Гарднера получила широкое признание во всем мире, поскольку ее главной идеей является учет индивидуальных познавательных способностей каждого обучающегося, что соответствует современной тенденции индивидуализации обучения и способствует разностороннему развитию личности обучающихся. В статье рассматривается принципиально новое понятие типа интеллекта в контексте изучения иностранного языка, его основные характеристики и способы применения в методике.  

Ключевые слова: теория множественного интеллекта (ТМИ), обучение иностранному языку, тип интеллекта в контексте изучения иностранного языка, ключевой интеллект, ресурсный интеллект.

Работа по изучению применения теории множественного интеллекта (далее – ТМИ) в обучении иностранному языку проводится нами с 2014 года. Исследования показали, что в условиях организации образовательного процесса на основе ТМИ эффективность обучения увеличивается. В данной статье мы рассмотрим тип интеллекта в контексте изучения иностранного языка как принципиально новое понятие в методике, способы определения уровней развития типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка (далее – ИИЯ) и особенности изменения данных уровней в процессе развития иноязычной коммуникативной компетенции.    

Как известно, ТМИ – это теория о том, как как организован ум человека и как он развивается с течением времени. Автор теории, профессор Гарвардского университета Г. Гарднер представляет человеческий интеллект в виде комбинации по меньшей мере восьми групп познавательных способностей, которые называет типами интеллекта: вербально-лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, натуралистический, межличностный, музыкально-ритмический, моторно-двигательный, внутриличностный [1; 4]. С течением жизни в условиях определенной культуры, особенностей повседневной жизни человека, в зависимости от социально-экономических условий врожденный потенциал реализуется (или не реализуется) в большей или меньшей степени.  

В своей работе мы обозначаем тип интеллекта как совокупность познавательных способностей, определяющих наиболее эффективный способ решения проблемы или создания продукта и являющихся основой для успешной деятельности в различных сферах и рассматриваем ТМИ как: 1) средство субъектной индивидуализации обучения, 2) компонент учебно-познавательной компетенции, а именно «индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие успешно осуществлять речевую деятельность, а также  навыки и умения, обеспечивающие успешное и эффективное овладение неродным языком и культурой» [3].      

Выделяя основные положения теории, имеющие значение для методики обучения иностранному языку, мы отметили важное замечание Г. Гарднера о том, что о развитии типов интеллекта можно судить только в контексте той или иной деятельности. Более того, тип интеллекта просто не может рассматриваться вне определенной деятельности. Мы видим высоко развитый музыкально-ритмический интеллект, наблюдая за действиями великого музыканта на сцене; отмечаем хороший уровень моторно-двигательного интеллекта у спортсмена, занимающегося паркуром; оцениваем вербально-лингвистический тип интеллекта студента, выступающего с докладом и т. д. В тоже время, мы замечаем, что один и тот же тип интеллекта одного и того же человека проявляется на разных качественных уровнях в зависимости от контекста деятельности. Например, мы можем наблюдать, как человек демонстрирует высокий уровень визуально-пространственного интеллекта во время туристического похода, где прекрасно ориентируется на местности с помощью карты или без нее. Вместе с тем, оценивая неуверенные действия этого же человека, который не имеет водительского удостоверения и лишь с недавнего времени посещает курсы вождения, за рулем автомобиля на дороге, мы отмечаем невысокий уровень развития интеллекта данного типа. Если же человек впервые выполняет какую-то задачу, то тип интеллекта в контексте новой для него деятельности будет находиться на нулевом уровне. Во время изучения иностранного языка при построении таблиц и графиков на основе прочитанного текста мы также можем судить об уровне развития визуально-пространственного типа интеллекта в контексте ИИЯ по тому, насколько быстро, успешно, эффективно им выполняется данное упражнение. Таким образом, человек демонстрирует разную степень развитости способностей, задействующих визуально-пространственный интеллект, в зависимости от контекста деятельности. Поэтому, на наш взгляд, для использования ТМИ на занятиях по иностранному языку, определять развитие типов интеллекта необходимо именно в контексте дисциплины.

В связи с этим в своей работе мы используем термин «Тип интеллекта в контексте изучения иностранного языка», под которым понимаем совокупность познавательных способностей, определяющих наиболее эффективный способ решения коммуникативных задач в процессе получения информации или создания речевого продукта на иностранном языке и являющихся основой для успешного развития иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций.

Необходимо отметить, что ТМИ органично включается в образовательный процесс, все традиционные и нетрадиционные упражнения  по иностранному языку способны коррелировать с одним или несколькими типами интеллекта (см. рис. 1). Так, к примеру, вербально-лингвистический тип интеллекта активизируется в упражнениях, связанных с использованием устной и письменной коммуникации, подбором и изложением информации, чтением и обсуждением текстов, интервью и подготовкой к нему. Вербально-лингвистический интеллект задействуется при выполнении творческих заданий (написание эссе, стихотворения, рассказа), заданий в рамках таких  обучающих технологий, как телекоммуникационная технология, подкаст-технология, скайп-интервью, и др. Логико-математический интеллект развивается на занятии по иностранному языку посредством упражнений, связанных с созданием схем, графиков, таблиц на основе прочитанного, исследовательской деятельностью для решения какой-либо проблемы, выведением правил и закономерностей из таблиц, графиков; логико-математическому интеллекту соответствуют такие технологии, как «Вебквест», «Хотлист», вики-технология.

Типы интеллекта

Типы заданий (упражнения, приемы)

Технологии

Музыкально-ритмический

Компетенции: дискурсивная (речевая), социолингвистическая, социокультурная, учебно-познавательная.

- изучение аспектов языка (фонетики, грамматики, лексики) с помощью музыкального сопровождения; - создание проектов, связанных с музыкальной культурой стран изучаемого языка;

- фонетические игры;

- использование на занятиях аудиоматериалов, стихов, рифмовок, скороговорок, песен;

 - использование музыки для регуляции настроения, в качестве фонового сопровождения во время выполнения задания;

- создание музыкальной коллекции;

- подбор музыки к словам и наоборот;

- сочинение песен;

- подбор музыки для представления информации;

- пропевание трудных слов;

- обучающий рэп, ритмическое декламирование.

- игровая технология;

- проектная технология.

- технология «Вебквест»;

- технология «Мультимедиа скрэпбук»;

- блог-технология.

Рис. 1. Корреляция упражнений, приемов, технологий обучения иностранному языку в соответствии с типами интеллекта и компетенциями (на примере музыкально-ритмического интеллекта).

Моторно-двигательный тип интеллекта реализуется в упражнениях, где двигательная активность и моторика сочетаются с вербальной информацией, например при разыгрывании сцен, постановке спектаклей, работе руками (выполнении письменных заданий, создании коллажа, рисовании); в ролевых играх, подаче материала с помощью движений (например, указать на части тела, изобразить пантомиму); наиболее эффективные технологии – игровые, интерактивные технологии, технология «Трежа хант». Музыкально-ритмический интеллект может быть задействован не только через включение музыкальных композиций в ход занятия, разучивание, исполнение и сочинение песен, но и в изучении разных аспектов языка с помощью музыкального или ритмического сопровождения, например фонетики (используя песни, стихи, скороговорки, пропевание трудных слов); реализуется в блог-технологии, проектной технологии, игровой технологии.

Уровень развития типов интеллекта следует оценивать посредством наблюдения за способностью обучающегося выполнять упражнения, требующие включения одних или других интеллектов, на начальном этапе мы предлагаем для удобства преподавателей специальную методику определения уровней развития типов интеллекта в контексте ИИЯ [2]. Методика предполагает оценивание обучающимися собственных субъектных свойств с помощью удобно структурированной анкеты, куда включены наиболее часто встречающиеся упражнения, задания и приемы обучения иностранному языку, соответствующие разным типам интеллекта (см. рис. 2).

2.Логико-математический интеллект (Л-М)

а) разгадайте кроссворд;

б) заполните таблицу на основе прочитанного текста;

в) найдите ошибки в предложениях;

г) прочтите примеры и сформулируйте общее правило;

д) придумайте окончание рассказа;

е) разгадайте шараду, головоломку;

ё) классифицируйте слова по принадлежности к частям речи;

ж) самостоятельно изучите грамматический материал и объясните его партнеру;  

з) составьте план-схему рассказа;

и) расставьте абзацы текста в правильном порядке.

Рис. 2. Фрагмент анкеты на определение уровня развития типов интеллекта (на примере логико-математического интеллекта).

Анализируя частоту, личные предпочтения и успешность выполнения представленных в разделах анкеты упражнений и оценивая их по пятибалльной шкале, студент получает количественные данные об уровне развития своих типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка, а также о возможных причинах высокого или низкого их развития. Например, на развитость интеллектов могут влиять частота использования соответствующих заданий в процессе обучения и личные предпочтения студентов. Полученные результаты преподаватель может учитывать на этапе планирования и проведения как всего курса обучения, так и отдельных занятий. В зависимости от уровня, типы интеллекта в контексте дисциплины мы разделяем на ключевые и ресурсные. Ключевые типы интеллекта – наиболее высоко развитые типы интеллекта конкретного человека, используемые им в большей степени по сравнению с остальными в процессе решения проблем или создания речевого продукта на иностранном языке. Ресурсные типы  интеллекта – это менее развитые по сравнению с ключевыми типы интеллекта, обладающие дидактическим потенциалом, не реализуемым в достаточной мере в процессе развития иноязычной коммуникативной компетенции.

Работая над исследованием развития иноязычной коммуникативной компетенции (далее – ИКК) в условиях применения ТМИ в обучении, посредством наблюдения и с помощью анкеты мы также получили экспериментальные данные об особенностях развития типов интеллекта в контексте ИИЯ студентов-первокурсников в начале и в конце учебного года, после завершения длительного экспериментального обучения на основе ТМИ, расскажем о них далее.

Результаты исследований показывают, что типы интеллекта у испытуемых развиты неодинаково, каждый из них имеет свой собственный индивидуально-сообразный «комплект», одни из которых демонстрируют значительную разницу уровней всех интеллектов, другие – гармоничное развитие личности, где «скачков» показателей нет, третьи – средний уровень всех типов интеллекта, где один (или несколько) выделяются на общем фоне в большую или меньшую сторону. «Комплекты» типов интеллекта в контексте повседневной жизни и в контексте ИИЯ сильно отличаются.  

Анализируя упражнения по иностранному языку с точки зрения ТМИ, а также данные предварительного и итогового анкетирования, мы пришли к выводу, что содержание дисциплины имеет потенциал для развития вербально-лингвистического, межличностного и визуально-пространственного типов интеллекта, что объясняется особенностями методики. Так, например, обучение иностранному языку направлено на развитие видов речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо (вербально-лингвистический); подразумевает обучение общению на иностранном языке (межличностный); предполагает использование большого количества наглядности, работу с видеофильмами, таблицами (визуально-пространственный). По нашему мнению, данные типы интеллекта потенциально заложены в учебной дисциплине, то есть развиваются через изучение иностранного языка без дополнительной методической организации.  

По результатам предварительных исследований мы действительно отмечаем преобладание вербально-лингвистического интеллекта примерно у 50% анкетируемых. Данные подтверждают наше предположение о том, что в изучении дисциплины «Иностранный язык» наиболее актуализирован как раз вербально-лингвистический тип интеллекта, поскольку на занятиях по иностранному языку объектом изучения является лингвистический материал, для освоения которого необходимы лингвистические  способности и готовность использовать вербальные средства коммуникации для самовыражения. Интересно, что согласно данным анкетирования, как раз студенты, имеющие низкий уровень вербально-лингвистического интеллекта имеют оценку «3» по предмету, а несколько человек, имеющих в аттестате «5» по иностранному языку, а также достаточно высокий (по сравнению с остальными испытуемыми) уровень ИКК, являются обладателями максимальных уровней развития вербально-лингвистического типа интеллекта. Это означает, что стандартные контрольно-измерительные материалы по иностранному языку ориентированы в большей степени на высокий уровень развития вербально-лингвистического интеллекта, как следствие – высоко развитый интеллект данного типа обусловливает высокие оценки по предмету иностранный язык. Стоит, однако, отметить, что высокая оценка по иностранному языку и  наличие высокого уровня развития вербально-лингвистического интеллекта не гарантирует эффективной коммуникации с представителями иной культуры, если уровень, к примеру, межличностного интеллекта низок. Поэтому, на наш взгляд, необходимо уделять равное внимание развитию всех типов интеллекта, что не всегда происходит.

Исследования показали, что достаточно большой процент  анкетируемых имеет средний или высокий уровень развития межличностного интеллекта в контексте ИИЯ. Добавим, что около 30% анкетируемых имеет низкий уровень развития интеллекта данного типа, который, согласно ответам обучающихся, объясняется недостаточным количеством коммуникативно направленных заданий; иначе говоря, коммуникативный подход в обучении реализовывался не в полной мере. 

Анализируя визуально-пространственный тип интеллекта, мы увидели, что примерно у 90 % испытуемых его развитие находится на среднем уровне или на уровне «выше среднего». Низкий уровень некоторых студентов указывает на возможный недостаток его применения в процессе обучения или на невысокий врожденный потенциал, в ряде случаев на совокупность данных факторов.

Повторное анкетирование проводилось нами после экспериментального обучения, в ходе которого мы старались максимально часто использовать упражнения, активизирующие разные типы интеллекта, варьируя их количественно и качественно. Результаты показали не только более значительное увеличение развития ИКК студентов экспериментальной группы (по сравнению с контрольной), но и способность типов интеллекта в контексте ИИЯ развиваться. Абсолютное большинство участников экспериментального обучения повысили свои уровни интеллектов с разной интенсивностью. Поскольку частота воздействия на типы интеллекта у всех была одинаковой, среди причин отличий в прогрессе мы увидели следующие факторы: природные задатки, личное отношение и исходные уровни развития типов интеллекта в контексте ИИЯ. По нашему мнению, данные факторы являются условиями, определяющими интенсивность развития типов интеллекта в контексте ИИЯ. Кроме того, данные условия взаимосвязаны и изменяются под воздействием друг друга.

Надо сказать, что в редких случаях, но мы все же столкнулись с изменением уровней развития типов интеллекта в меньшую сторону Недостаточное развитие, или деградацию уровней развития типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка мы связываем с частым отсутствием студентов на занятиях. Важным для нас выводом является то, что векторы развития типов интеллекта могут быть разнонаправлены.  

Таким образом, нам бы хотелось подчеркнуть принципиальное значение понятия «Тип интеллекта в контексте изучения иностранного языка» для организации образовательного процесса по обучению речевой деятельности на иностранном языке с применением ТМИ. Измерение уровней субъектных свойств обучающихся, их учет в процессе обучения по ТМИ на всех этапах, оценивание прогресса в развитии учебно-познавательной компетенции, выводы о результатах обучения должны производиться в контексте дисциплины «Иностранный язык» на основе корректного подхода к определению уровней развития типов интеллекта. Только в этом случае мы можем говорить об использовании ТМИ как эффективном средстве субъектной индивидуализации обучения иностранному языку для развития ИКК, а также для развития личности обучающихся посредством дисциплины.  

Источники и литература

1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Перевод с английского / Г. Гарднер: перевод с английского А. Н. Свирид. – Москва: Издательский Дом Вильямс, 2007. – 512 с.

2. Ковалева А. С. Определение уровней развития типов интеллекта в контексте изучения иностранных языков / А. С. Ковалева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология / главный редактор М. М. Криштал. – Тольятти, 2018. – № 2 (33). – С. 27-32.

3. Ковалева А. С. Применение теории множественного интеллекта в организации образовательного процесса по иностранному языку / А. С. Ковалева // Высшее образование сегодня / председатель редакционного совета В. М. Филиппов. – Москва, 2020. – №3. – С. 34-38.

4. Gardner H. Frames of Mind. The Theory of Multiple Intelligences / H. Gardner. – New York: Basic Books, 1983. – 501 p.

Об авторе

Ковалева Анастасия Сергеевна – ст. преподаватель кафедры экономики и гуманитарных наук филиала Псковского государственного университета в г. Великие Луки, Россия.

E-mail: lebedeffa@inbox.ru

A. S. Kovaleva

THECONCEPT OF INTELLIGENCE TYPE IN THE CONTEXT OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES

 

Multiple intelligence theory of H. Gardner has been widely recognized worldwide, as its main idea is taking into account the individual cognitive abilities of each student that meets the modern trend of individualization of teaching and contributes to the comprehensive development of personality of students. The paper examines a new concept of intelligence type in the context of learning foreign languages, its main characteristics and methods of its application in methodology.                                                                              

Keywords: multiple intelligence theory (MIT), foreign language teaching, intelligence type in the context of learning foreign languages, key intelligence, resource intelligence.

About the Author

Anastasia Kovaleva – Senior Lecturer at the Department of Economics and Humanities Pskov State University Branch, Velikiye Luki

E-mail: lebedeffa@inbox.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО

Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как показывает опыт,  для поддержания плодотворной и ...

КРОССЕНС как приём формирования положительной мотивации к изучению иностранных языков в контексте ФГОС ООО

В статье описывается применение необычного методического приёма КРОССЕНС на уроках английского языка. Кроссенс относят к интерактивным методам обучения, соответствующим личностно-ориентированному подх...

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ТИПОВ ИНТЕЛЛЕКТА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация: Теория множественного интеллекта Г. Гарднера сегодня представляет большой интерес для педагогического сообщества, поскольку позволяет взглянуть на процесс обучения с новой стороны. Несмотря...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ТИПОВ ИНТЕЛЛЕКТА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация: В статье рассматривается применение теории множественного интеллекта (ТМИ) Г. Гарднера как один из способов учета субъектной индивидуализации в обучении иностранному языку на примере студен...

Презентация "Понятие типа интеллекта в контексте изучения иностранного языка"

Презентация на тему "Понятие типа интеллекта в контексте изучения иностранного языка"....