Формирование УУД как механизма реализации системно-деятельностного подхода.
учебно-методический материал (5 класс)

Столярова Лилия Олеговна

В материалах  представлены упражнения на формирование личностных УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование    УУД    как  механизма   реализации системно-деятельностного подхода.

 В основе ФГОС лежит системно-деятельностный  подход . А системно-деятельностный подход осуществляется  за счёт формирования УУД (универсальные учебные действия)

Учебные универсальные действия делятся на: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

  1. Формирование личностных УУД.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой создаёт необходимые условия для формирования гражданской идентичности личности, доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам.

На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

  1. Формирование регулятивных УУД
  1. Постановка цели

-дети слушают песенку и самостоятельно называют тему урока

  • читают список слов на доске (если слово новое, то с переводом или с картинкой) и определяют тему урока

     cake

     ice cream

     burger

     sandwich

     apple

     milk

     juice       

  • Если это грамматическая тема, то на доске слова или предложения  с выделенными  другим цветом буквами.

    a book-books

    a dog – dogs

    a pen - pens

  1. Самооценка
  2. Что требовалось сделать?
  3. Выполнил задание?
  4. Ошибки были?
  5. Выполнил самостоятельно или тебе помогли?
  6. Как ты себя оцениваешь?
  1. Рефлексия

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

  • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

 Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

        При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

3.3. Классификация рефлексии:

1) По содержанию: устная и письменная.

2) По форме деятельности:: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).

Рефлексия настроения и эмоционального состояния:

  -«Смайлики»

Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

   -  «Букет настроения».

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

  - мишень

- На доске записаны фразы:

  •    Урок полезен, все понятно.
  •    Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  •    Еще придется потрудиться.
  •    Да, трудно все-таки учиться!
  • Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

принцип незаконченного предложения

  • "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После урока мне захотелось…";
  • "Я мечтаю о …";
  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я почувствовал, что…";
  • "Я научился…";
  • "Меня удивило…" и т.п.

3. Формирование познавательных УУД

  1. На доске

There is a bathroom in the house.

   There is a living room in the house.

There is a kitchen in the house.

There are two bedrooms in the house.

There are 4 windows  in the house.

Look here. Почему одни  предложения начинаются с There is a… ,а другие с There are, Хотя переводится одинаково?

(Дети работают группах по 3-5 человек)

  1. Самостоятельная работа над минипроектами и поиск информации:

4.Формирование коммуникативных УУД

 -работа в парах и группах при изучении новой темы(умение   договариваться);

 - игры

       -песни;

 -составление диалогов и монологов

Вывод.

Уроки английского языка в учебниках (Spotlight) построены в соответствии с основными дидактическими принципами системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС. Самое главное – это перестроиться самому учителю, не давать готовый новый материал, а побуждать учащихся к добыванию знаний!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресурсы педагога при реализации системно – деятельностного подхода.

Данная статья  рассказывает о ресурсах, с помощью которых педагог может сделать урок более интересным и продуктивным....

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании информатики.

Задачей учителя на уроках информатики является формирование у   ученика информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит об...

Презентация к педсовету: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии-биологии"

Презентация отражает основные методы и приемы, используемые мною для развития самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии....

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...