Ресурсы педагога при реализации системно – деятельностного подхода.
статья по теме
Данная статья рассказывает о ресурсах, с помощью которых педагог может сделать урок более интересным и продуктивным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
resursy_pedagoga_pri_realizacii_sistemno_-_deyatelnostnogo_podhoda..docx | 624.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ресурсы педагога при реализации системно – деятельностного подхода» Сообщение учителя английского языка высшей квалификационной категории МБОУ Гимназия №1 г.Балаково Саратовской области Бодровой Инны Викторовны
Ресурсы педагога при реализации системно – деятельностного подхода.
Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность.
Джордж Бернард Шоу
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Мы остановимся на вопросе «Как учить?» (обновление средств обучения)
Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.
Следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.
Примеры простых ЭОР
1. Статья в формате MS Word, HTML с иллюстрациями, PDF и др.
2. Иллюстрация в формате JPEG.
3. Иллюстрация в формате JPEG с сопроводительным текстом в формате HTML.
4. Книга в виде набора отсканированных страниц в формате GIF c оглавлением в формате HTML.
5. Книга в формате HTML (набор файлов HTML и связанных с ними картинок).
6. Аудиозапись mp3.
7. Видеозапись.
8. Презентация в формате MS Power Point.
ЭОР сложной структуры — допускает деление на отдельные элементы. Например:
• интерактивные таблицы с разными уровнями сложности;
• интерактивные определения, правила в виде гипертекста;
• гипертекст, содержащий ссылки на стихотворение, портрет автора, биографию автора, критические статьи о его творчестве.
Формы использования информационных технологий:
• наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);
• источник учебной информации, индивидуальное информационное пространство;
• тренажер, средства диагностики и контроля.
Что такое ЭОР нового поколения?
ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. Например, ОМС по английскому языку, ОМС по математике и т.д.
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Адреса ФЦИОР в Интернет: http://fcior.edu.ru и http://eor.edu.ru
Видеоуроки на сайте http://interneturok.ru/
Но не все предлагаемые ресурсы нам подходят. В этом случае мы создаём свои. Для этого можно использовать сервисы WEB 2.0
Сервисы WEB 2.0 в работе учителя
- Сервисы для хранения документов
- Сервисы для создания и/или хранения презентаций
- Сервисы и программы для создания опросов и тестов
- Сервисы для создания дидактических игр
- Сервисы для создания Интеллект-карт
- Сервисы для хранения закладок
- Сервисы для хранения видео
- Сервисы видеозахвата экрана
- Сервисы для фотографий и слайдшоу
- Сервисы для работы с графическими объектами
- Создание "Облака слов“
- Сервисы для создания сайтов и блогов
- Сервисы для создания и хранения цифровых книг, комиксов
- Сервисы для создания открыток и/или рисования
- Сервисы для хранения аудиофайлов
Сервис (со ссылкой) | Инструкция (ссылка) | Примеры работ (ссылка) | Отзывы | |||
Сервисы для хранения документов | ||||||
Бесплатный онлайн-офис, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена. | ||||||
В этом сервисе можно загружать, просматривать, хранить документы в форматах PDF, Word, Power Point и др., встраивать код на сайт или блог, скачивать другие презентации, отправлять их в мобильные устройства. Несмотря на англоязычный формат сервиса, его содержание и способы работы понятны и доступны. С помощюь данного сервиса можно публиковать работы учеников и учителей | ||||||
1. Сервис позволяет закачивать и хранить документы в форматах .pdf, .doc, .ppt, .txt, .xls. Несмотря на то, что заявлен как бета-версия, работает достаточно корректно. 2. Сервис очень удобный для размещения работ (учеников, педагогов в проектах, для блогов и сайтов) в разных форматах. Загружаются не только документы, но и презентации, графические файлы. 3.У этого сервиса есть один недостаток: он не сохраняет анимационные эффекты в презентациях. | ||||||
пример в инструкции | Оценить работу (например, реферат студента), оставить комментарии Загружать можно PDF, Word, PowerPoint, Excel Комментарии могут оставлять другие пользователи Можно встроить документ в блог или сайт Сохранить документ можно в оригинале или в PDF с комментариями Сервис частично на английском языке, | |||||
Сервисы для создания и/или хранения презентаций | ||||||
Сервис для создания презентаций. Все содержание размещается на одном слайде, фрагменты которого представляюся по ходу просмотра. Можно задать путь так, чтобы вернуться к одному и тому же фрагменту несколько раз. Можно вставить текст, картинки, видео. Дизайн презентаций очень оригинальный, можно воспользоваться готовыми шаблонами. Сервис позволяет использовать все средства визуализации: фото, видео, аудио и текстовые файлы. | ||||||
| Сервис предназначен для публикации, хранения презентаций и обмена ими с другими пользователями. Можно загружать, просматривать, встраивать код и скачивать презентации. Сервис привлекателен тем, что сохраняет анимацию и гиперссылки в презентации. Большой объем - бесплатно можно разместить 100 презентаций по 100 мегабайт. | |||||
Calaméo - это сервис для мгновенного создания интерактивных публикаций в Интернете. | ||||||
Презентации | Работая над проектами,заданиями в семинарах и мастер-классах,на уроках с учащимися возникает необходимость публикации материалов на веб-странице, быстрой доставки материалов коллегам и ученикам.Необходимо быстрая проверка выполненного задания и их комментирование в режиме реального времени, обсуждение выполненной работы. При удаленной работе с группой учащихся, возникает необходимость организации групповой работы как в режиме реального времени, так и в асинхронном режиме. Все это можно реализовать, используя документы Google. | |||||
| Спомощью этого сервиса можно создавать интересные 3D-книги, а самое главное - интерактивные. Работать с сервисом несложно, особенно если работать в браузере GooglChrome. В книгу можно вставлять картинки, текст, ссылки на интернет ресурсы. Большие возможности имеет и фоновое решение книги: изменение цвета, вставка фоновых рисунков. При просмотре книгу можно поворачивать в трёхмерном пространстве, что создаёт дополнительный эффект и привлекательность, особенно для младших школьников. Единственный недостаток - можно создать всего 10 страниц книги и только 10 книг (в бесплатном аккаунте), в платном - книги до 50 страниц и количество неограниченное. | |||||
Вы можете использовать authorSTREAM загружать файлы PowerPoint и делиться в Интернете. | ||||||
Сервисы и программы для создания опросов и тестов | ||||||
Сервис по созданию анкет и опросов (не тестов!!!) - АНКЕТЕР. | ||||||
| Создание интерактивных тестов | |||||
(тесты, | Среди многих интерактивных тестовых программ, эту программу отличает то, что интерактивные задания возможно сохранять в архиве и использовать их в интерактивном режиме без подключения к интернету (что немаловажно в условиях плохой работы интернета). Созданные с помощью Hot Potatoes различного рода задания настолько разнообразны и увлекательны, что могут служить не только для оценки знаний учащихся, но и в качестве их самостоятельной творческой работы. В программе можно составлять кроссворды, задания с пропусками слов в тексте, викторины и тесты ( четыре типа заданий) с включением аудио и видеоматериалов, собирать рассыпавшиеся фразы, задания на установление соответствия и задания по заполнению пропусков в тексте | |||||
Конструктор опросов и форм обратной связи. | ||||||
Бесплатное создание анкет, опросов ,тестов и голосований. | ||||||
Особенность этого сервиса в том, что он позволяет не только создавать тесты, но и загружать себе на компьютер, если нет выхода в Интернет для прохождения. Учителя, занимающиеся дистанционным обучением, могут смело использовать сервис для проведения зачетов, при работе с детьми, которые находятся на больничном. | ||||||
Сервисы для создания виртуальных классов для своих реальных учеников | ||||||
| Примеры в инструкции | Ресурс позволяет организовать дистанционное обучение за счет создания виртуальных классов из своих реальных учеников. Ученики в своем аккаунте могут выполнять задания дома и на уроке. Учитель из своего аккаунта, может корректировать задания аккаунтов учеников. Эту работу можно проводить и на уроках, и во внеурочное время. | ||||
Сервисы для создания дидактических игр | ||||||
GeoDartGame | Сервис с картами. Но позволяет создавать и игры. При создании карты в примерах были на русском языке. За год хранения превратились в англоязычные. Это минус. Но в остальном игры интересны, особенно для географов и историков. | |||||
| Позволяет создавать он-лайн пазлы, необходима лишь готовая картинка для закачивания на сервер. | |||||
| Бесплатный сервис для создания различных игр, головоломок, кроссвордов, викторин, флеш-карточек, опросов и т.п. Недостаток в том, что сервис англоязычный и поэтому трудно с ним работать, если не владеешь языком. Спасибо GooglChrome приходит на помощь. Кроме того, многие игры можно создавать только на английском языке. | |||||
Бесплатный сервис для создания различных образовательных игр, диаграмм, викторин, которые можно встроить на сайт или блог, сохранить в интернете, использовать в учебной и воспитательной работе с учениками | ||||||
| LearningApps очень интересный сервис! Это интерактивный конструктор для разработки заданий в разных режимах – «Пазлы», «Установи последовательность», «Викторина с выбором правильного ответа» и др. Основная идея упражненийзаключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в привлекательной для них игровой форме. | |||||
| Этот сервис поможет без труда составлять кроссворды. Фабрика кроссвордов поможет вам составить кроссворд в считанные минуты. | |||||
Сервисы для создания Интеллект-карт | ||||||
| Сетевой сервис MindMeister - это удобный инструмент для отображения процесса мышления и построения схемы. Источник: http://o-informatika.blogspot.com/p/blog-page_24.html | |||||
| Сервис для составления всевозможных схем, очень прост и удобен в использовании. | |||||
| http://www.openclass.ru/node/304449/edit | Это простой и удобный сервис для создания диаграмм, схем, плакатов.Все можно сделать в режиме он- лайн предельно быстро и просто, и бесплатно.Сасоо подходит для работающих в команде, достаточно дать всем в команде доступ для редактирования. ссылка | ||||
| mind42.com - простой, без особых излишеств, но очень аккуратно сделанный, сервис, при помощи которого пользователь может создавать графические схемы, известные под названием «mind map». Главное: можно создавать какое угодно количество карт.
| |||||
Lucidchart - сервис для совместной работы по созданию диаграмм и схем. | ||||||
Сервисы для хранения закладок | ||||||
В принципе, сервис очень удобный. "Забобриваем" любую страницу, снабжаем ее метками (ключевыми словами), а потом по меткам очень быстро находим подборку ссылок по данной теме. Единственное неудобство - частые сбои: "Ошибка сервера, зайдите позже". Делаешь две-три попытки прежде, чем попасть туда. | ||||||
| С помощью сервиса можно создать коллекцию ссылок по данной теме. Или просто коллекцию нужных ссылок, сгруппировав их тематически, выделяя темы разным цветом, и поместить на стартовую страницу в браузер. Очень удобно! Важно: давать имя вебмиксу надо только латиницей, иначе сервис его не сохранит! После выполнения вебмикс можно изменять, дополнять, можно разместить на сайте или блоге | |||||
| Данный сервис для хранения всего, что вы хотите сохранить: иллюстрации, статьи, часть статьи , конспекты уроков, словом, все, что хотите сохранить. Можно послать заметки через электронную почту. Нужна регистрация. Для меня он удобен. Можно использовать локально , скачав на свой компьютер данную программу. | |||||
Сервисы для хранения видео | ||||||
1.YouTube позволяет находить, просматривать и делиться ранее созданными видеороликами. Размещённые на сайте видеоролики можно встраивать на сайт или блог, отправлять ссылки для просмотра друзьям, коллегам, ученикам. | ||||||
| Всё, что я писала о You Tube относится и к этому сервису. Принцип работы в нём тот же: загружает уже готовые видеоролики с компьютера, видеокамеры. На нём можно найти интересующие тебя видеоклипы, опубликовать свои, голосовать за понравившееся видео и т.д. Принципиальных различий между этими двумя сервисами нет. Видео, размещённое в сервисе, можно использовать и для уроков, и для воспитательной работы | |||||
Сервисы видеозахвата экрана | ||||||
| Видеозахват экрана. Данная программа позволяет создавать скринкасты на основе видеозахвата экрана. Может использоваться для создания учебных видеороликов, видеоинструкций и т.п. Созданное видео можно прямо тут же из сервиса загрузить на You Tube или сохранить на своём компьютере. Работать в сервисе можно онлайн, а можно скачать программу на свой компьютер и использовать в удобное для вас время | |||||
Сервисы для фотографий и слайдшоу | ||||||
Публикация и изменение фотографии | ||||||
пример 1 | Бесплатная версия 1) создавать слайд-шоу с фотографиями и музыкой; 2) добавлять комментарии; 3) настраивать скорость воспроизведения; 4) использовать слайды из готовой презентации PowerPoint; 5) создавать викторины; 6) поделиться созданным слайд-шоу (Twitter, Facebook, MySpace, сайт, блог, эл.почта); 7) выбрать конфиденциальность каждого из ваших слайд-шоу (общественные, частные, или требуется приглашение) | |||||
Сервис русскоязычный, приятный и простой в работе, доступен буквально всем. С помощью него можно создавать прекрасные видеофильмы из своих фотографий. Можно редактировать время показа фото, переходы, эффекты просмотра, использовать готовые темы , вставлять музыку со своего компьютера, делать титры и т.п. Созданный фильм сохраняется в вашем аккаунте на сервисе, можно его также записать на DVD в высоком качестве (но это уже платная услуга). Также его можно строить на свой сайт или блог, поделиться ссылкой с интернет-пользователями | ||||||
Сервисы для работы с графическими объектами | ||||||
Редактор изображений | ||||||
Создание "Облака слов" | ||||||
Сервис для создания облака из слов. Не требуется регистрация. В работе прост. Можно вставлять в блог. На английском языке. | ||||||
Сервис позволяет ярко, ёмко выразить какую-либо мысль, возможно использование фотографий. Прост в работе. | ||||||
Сервис для создания облака из слов. Создает облако из текста, который вводит (копирует) пользователь. Регистрации не требуется. Цвет фона, текста и размер слов легко меняется. | ||||||
веб-сервис, позволяющий создать облако слов из текста, взятого с указанного URL (адрес веб-страницы) или введенного (скопированного) пользователем. Облако может быть представлено в различных формах и цветовых гаммах. Каждое слово в облаке при наведении на него курсора выделяется и представляется как гиперссылка. | ||||||
Сервисы для создания сайтов и блогов | ||||||
Пример 1. | Бесплатный сервис для создания сайта | |||||
Бесплатный сервис для создания блога. Просто, понятно, доступно. Возможность добавлять гаджеты. | ||||||
| Бесплатный конструктор сайтов, с помощью которого вы легко сможете создать свой неповторимый полнофункциональный сайт, где есть возможности: •Добавления материала •Добавления новости •Создать тест •Каталог сайтов •Форум •Фото •Гостевая книга •Вопрос/ответ •Каталог файлов | |||||
Сервисы для создания wiki-газет | ||||||
WikiWall или, как его называют, Вики-стена – это сервис, позволяющий создать страницу и сделать ее доступной группе пользователей. Участники могут набирать текст, размещать свои заметки, картинки, видео. Сервис не требует регистрации. Можно выбрать свой аватар и указать имя, чтобы видеть, кто именно вносил исправления на сайт. | ||||||
| Linoit- он- лайн инструмент для создания заметок. Идеально подходит для создания объявлений, хранения заметок, и т.д. Можно загружать документы с компьютера. Можно загружать ролики YouTube, картинки и фотографии со своего компьютера.
| |||||
Фактически аналог по замыслу - Powerpoint - но все делается он-лайн - и слайд один - его можно сравнить с плакатом. Можно использовать видео, аудио, графику - ее предварительно необходимо закачать в Сеть либо взять со своего компьютера. Обладателю бесплатного аккаунта доступа к галереям нет. Все хранится он-лайн. Сервис интуитивно понятен. (Горбань Т.А.) | ||||||
Сервисы для создания и хранения цифровых книг, комиксов | ||||||
| Сервис дает возможность создавать электронные книги путём быстрой загрузки PDF-файла, а также создавать книги с нуля. В книгу можно добавить видео, звук. Ссылку на электронную книгу можно разместить на сайте, в блоге и т.п., получать комментарии и отзывы на неё. Удобен для публикации и хранения творческих работ учащихся и учителей. Единственный недостаток - англоязычный интерфейс | |||||
| Создавать комиксы довольно просто, несмотря на английский интерфейс сервиса. Большая коллекция картинок, собранных в тематические блоки, позволяет создавать комиксы на самые разные темы. | |||||
| Сервис Pixton – это проект, позволяющий создавать интерактивные комиксы.Он предоставляет: выбор шаблона комикса; выбор главных героев; выбор фона; добавление объектов в сцену и расположение их по слоям; редактирование позы и мимики персонажа. Это только бесплатные возможности программы. За дополнительную плату Вы сможете: создавать свои собственные персонажи; редактировать внешний вид шаблонных персонажей; создавать свои сцены и фоны и многое другое… | |||||
Сервисы для создания открыток и/или рисования | ||||||
| Сервис для создания музыкальных открыток Использую для уроков литературы: подобрать иллюстрацию (фото героя худож. произведения из фильма), музыку, его слова или отношение к герою (ваше, авторское и т.д.), создать плейкаст. | |||||
Сервис для рисования и создания виртуальных поздравительных открыток. | ||||||
Сервисы для хранения аудиофайлов | ||||||
Можно хранить не только аудиофайлы, но поскольку выбор для хранения последних не очень большой, актуальны именно они. | ||||||
В проекте “Свидетель” Вы можете или размещать сами или прослушивать размещенные другими пользователями звуковые файлы, содержащие рассказ о каких-либо событиях (имеющих культурное, историческое или другое значение), или хранящие голоса людей. | ||||||
Сервис для создания подкастов |
Эти навыки можно применить не только в учебном процессе, но и в различных конкурсах и фестивалях.
Если ты думаешь, что можешь - значит, ты можешь.
Если думаешь, что не можешь - ты тоже прав.
Мэри Кэй Эш
Ресурсы
1. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы// www.ict.edu.ru/ft/005559/12-29.pdf
2. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Филология: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов. М.: Университетская книга, 2008.
3. http://sch867.edusite.ru/IT/index2/inf_resursi.htm
4. http://festival.1september.ru/articles/524335/
5. http://school-collection.edu.ru/catalog/
6. http://www.openclass.ru/node/304449
7. http://www.youtube.com/watch?v=pxhqD0hNx4Q Прези
8. http://www.youtube.com/watch?v=xiFDoqmu5Jc Wordle.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная и исследовательская деятельность как средство реализации системно – деятельностного подхода в работе педагога с одаренными детьми
C точки зрения прогрессивных ученых мира, человечество может избежать ряда глобальных проблем и продолжить свое существование благодаря достижениям одаренных и талантливых личностей. И, как отмечает В...
Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО
Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке музыки в условиях использования дополнительных ресурсов обучения
Основой реализации новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальны...
Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ – компетентности педагога в рамках реализации системно - деятельностного подхода в условиях введения ФГОС
Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ – компетентности педагога в рамках реализации системно - деятельностного подхода в условиях введения ФГОС...
Дорожная карта реализации работы экспериментальной площадки по теме «РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА)
Задачи:Включение детей в специально организованную деятельность .Овладение приёмами анализа, полученного в ходе исследования материала.Разработка уроков на основе системно-деятельностного подхода.Выст...
«Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА) в рамках самообразования педагога»
Методическое пособие «Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА) в рамках самообразования педагога» направлена на...
«Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА) в рамках самообразования педагога»
Методическое пособие «Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА) в рамках самообразования педагога» направлена на...