Пути повышения профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы
статья

Платицына Лидия Александровна
Пути повышения профессиональной компетентности учителя
русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути повышения профессиональной компетентности учителя
русского языка и литературы .

        Важнейшим направлением развития современной системы образования РК является реформирование системы образования. Модернизация образования сегодня рассматривается как наиболее эффективный путь приобщения личности к изменению общественных отношений. Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий.

       Модернизация образования - процесс необратимый и очень важный для современного этапа развития системы образования. Она требует от педагога повышения его профессионального уровня, формирования и совершенствования педагогической культуры, соответствующей запросам современной жизни, требует обновления и придания гуманитарно-личностной направленности профессиональной компетентности современного педагога. Профессиональная компетентность лежит в основе повышения квалификации педагогов и дополняется методической, социальной и личной компетентностью. Повышение квалификации педагогов - это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков, который должен стать частью целостной и долгосрочной программы развития образовательной системы.

       В современном мире вопросы повышения профессиональной квалификации специалиста, в том числе и учителя русского языка и литературы, являются одними из важнейших в области системы образования любого социально-экономического строя. В настоящее время в нашей стране возросла потребность в таком учителе, который способен модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Поэтому необходимо создать все условия для повышения профессионального мастерства педагога через изменение функций методического сопровождения деятельности учителя.

     Следует отметить, что вырабатываются разные подходы к решению проблемы постоянного обучения учителей, созданию условий для их самостоятельной работы и получения курсовой, консультационной помощи не только по вопросам предметного совершенствования, но и получению современных знаний в области педагогики, психологи, информационных технологий, вопросах общекультурной подготовки. Но необходимо использовать и такую форму организации профессиональной переподготовки учителя в школе, которая, с одной стороны, стимулировала бы его развитие, и, с другой стороны, отвечала бы интересам большинства учителей.

      Ведущую роль в выполнении требований государственного образовательного стандарта и повышении квалификации педагогических кадров должны играть новые формы проведения педагогических советов, семинаров по актуальным проблемам образования, обновление учебно-методических комплексов, подготовка и освоение дидактических материалов, пособий, рекомендаций, активные методы проведения занятий, улучшение системы контроля знаний. В настоящее время появилась возможность и потребность качественного обновления традиционных форм повышения профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы:

  • курсы для педагогов, работающих по какой-либо общей проблеме;
  • проблемные тематические курсы для группы педагогов, работающих по инновационной теме;
  • проблемные курсы;
  • дистанционное обучение;
  • обучение по индивидуальному плану;
  • Интернет - форумы, конкурсы, ЧАТЫ;
  • фестиваль открытых уроков;
  • методические семинары, семинары-практикумы;
  • методические дни;
  • участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

      В новых условиях все эти традиционные формы должны быть наполнены новым содержанием и больше соответствовать современным требованиям к учителю.

      Различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы, несомненно, способствуют развитию учителя как личности и профессионала. Но ни теория, ни методы обучения сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Личность учителя, его подготовка и мастерство решают успех дела. Сегодня учитель, реализуя определенную технологию, может и должен подниматься до уровня осмысления ее оснований, в определенных случаях изменять ее, создавать новую, но, поднимаясь на эти высокие уровни самостоятельной деятельности, он должен владеть в полном объеме всем богатством достижений, накопленных в психолого-педагогической теории и практике. Все способы повышения квалификации можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для работы педагога. В этом случае вышеперечисленные формы работы приобретают для учителя личностный смысл, позволяют ему самостоятельно формулировать цели собственного профессионального роста, образуют структуру, создающую условия для зарождения и развития способностей к творчеству. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Поэтому большое влияние на формирование учительского профессионализма должна оказывать самообразовательная и методическая деятельность, предполагающая:

  • постоянное ознакомление с современными исследованиями в области преподавания русского языка и литературы;
  • изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
  • ознакомление с новыми программами, технологиями и концепциями обучения и воспитания.

       Очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка учителей должна быть ориентирована на использование современных технологий, в том числе и информационных.

       Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача обучения и воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными технологиями. Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Именно благодаря компьютерным технологиям существенно повышается интерес обучающихся к предмету, активизируется мыслительная деятельность.

        Согласно новой образовательной программе, информационная компетенция является одной из ключевых, т.к. формирование и развитие других базовых компетенций невозможно осуществить без овладения информационно-коммуникационными технологиями.

         Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя английского языка является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности.

         Активное применение современных информационных, социальных, коммуникативных и других видов технологий в системе повышения квалификации может достичь положительных результатов. В системе методической поддержки педагогических кадров в области современных технологий реализуются разнообразные формы и методы формирования и развития информационно-коммуникационной компетенции учителей. Создаются сетевые педагогические сообщества, основная идея которых состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий в работе учреждений общего и профессионального образования при переходе на новую ступень использования технологии в учебном процессе, предполагающей активное использование современных цифровых учебных ресурсов.

        Таким образом, для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности учителей русского языка и литературы в настоящие время существуют широкие возможности. Однако успешность процесса информатизации образования зависит от многих факторов, в том числе от обеспечения информационно-коммуникационными технологиями всех учебных заведений, от совершенствования информационно-образовательной среды, от системной целенаправленной подготовки педагогических кадров в области информационно-коммуникативных технологий и современных педагогических технологий с целью формирования информационно-коммуникационной и профессиональной компетенций.

       С повышением уровня информационно-коммуникационной компетентности изменяются мотивационные стимулы: учителя стремятся к профессиональному росту и личностной самореализации, включаются в поиск новых путей совершенствования процесса обучения. Но для этого необходимо создать все необходимые условия. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. Выбор есть и довольно большой: это прохождение курсов повышения квалификации и самообразование, участие в работе сетевых педагогических сообществ и школьных методических объединений. Дополняет этот список активное участие в работе районных проблемных семинаров. Все формы повышения педагогической квалификации преследуют благую цель – содействовать учителю в повышении компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя русского языка и литературы

Индивидуальный план работы на межаттестационный периодпо повышению профессионального уровняучителя русского языка и литературы...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского языка и литературы в межаттестационный период по теме "Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского  языка и литературы  на межаттестационный период  по теме «Формирование речевой культуры как средство л...

"Требования к профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы"

материал содержит пункты, указывающие на требования к профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы...

Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

В определенный момент  каждый человек задает самому себе ряд важнейших, основополагающих вопросов о смысле жизни, профессии, своем предназначении. Человеку, работающему с детьми, приходится задав...

Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"

Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"...