Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе
статья

За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского образования.

В основе  федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, цель которого – развитие личности.

В основе принципов данного подхода находится участие каждого ребенка в учебном процессе в качестве субъекта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе».

«То, чему мы учились в школах и университетах, не образование, а только способ получить образование».

Ральф Эмерсон

За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского образования.

В основе  федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, цель которого – развитие личности.

В основе принципов данного подхода находится участие каждого ребенка в учебном процессе в качестве субъекта.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом наша задача - создать благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис системно - деятельностного подхода к обучению.

Требования к памяти, степени развития творческих способностей, умению решать задачи и анализировать сложные данные - вот с чем приходится сталкиваться учащимся XXI века.

Современные педагогические технологии предполагают изменение учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из “непререкаемого авторитета” стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания.       

Перед учителем в начальной школе стоит вопрос: каким образом решить проблему работы с информацией, как помочь научиться анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности. Эти же вопросы задаю себе я, как учитель иностранного языка в начальной школе.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считается привитие интереса  к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Английский язык может быть хобби, средством для работы, предметом изучения в школе или ВУЗе. Но он всегда остается красивейшим и интереснейшим языком мира. Изучать английский язык – значит расширять свой кругозор, тренировать память, получать новые возможности в жизни

Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения,  можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей.

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;
  • развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка:

а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний;

б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках;

в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;

г) формирование гражданина и патриота.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Учителем английского языка работаю 6 лет. На протяжении этого времени всегда старалась использовать такие способы и методы обучения, которые помогали бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема.

Поставленные же цели могут быть реализованы при условии использования всех групп образовательных технологий:

  • технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;
  • личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников;
  • технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Все вышеперечисленные технологии не используются изолировано.  Учитель находится в  постоянном творческом поиске, но урок  всегда будет основной формой обучения учащихся. Современный подход к постановке цели урока состоит в том, чтобы дифференцировать общую педагогическую задачу: обучать – воспитывать – развивать. Одним из таких методов является  технология личностно-ориентированного  обучения, направленная  на  интеллектуальное  и нравственное  развитие личности.  Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому опираясь на свой опыт, могу предложить следующие подходы к построению урока:

  • при предъявлении учащимся учебного материала, ставить конкретную цель, определяющую организацию учебной работы;
  • излагать  учебный материал таким образом, чтобы он  расширял объём знаний  и преобразовал личный опыт каждого ученика;
  • организовывать  учебный материал урока так, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
  • использовать различные формы  индивидуальной работы на уроке;
  • проводить  работу  с раздаточным материалом, работу в парах, группах,  работу с различными опорами;
  • группа  получает одно общее задание, но помощь разным учащимся оказывается разная (например, дифференцированное использование опор в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
  • разные группы учащихся получают разные задания, которые взаимодополняют друг друга при последующем выходе на класс (например, information gap, разность информационных потенциалов);
  • стараться  активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности;
  • обеспечивать на уроках разносторонний контроль и оценку  результатов усвоения учащимися знаний, умений и  навыков;
  • чётко объяснять  домашнее задание  указывая, что требуется: выучить наизусть, прочитать и перевести текст, заполнить таблицу по алгоритму, ответить на вопросы, составить диалог из фраз, отработанных на уроке,  использовать цвета по образцу;

Личностно-ориентированный подход, развивает  у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления. При  разработке системы  учебных заданий на уроке  необходимо  учитывать  не  только сложность  содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска  при изучении той или иной темы.  Например,    использовать  приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова. 

Один и тот же учебный материал, как доказано психологами, может усваиваться через активное включение различных сенсорных систем.  Когда на уроке английского языка  диктуют  слова,  которые нужно запомнить, один ученик хорошо запоминает на слух. Другой стремится записать по-английски или даже по-русски, чтобы запомнить, третий создаёт зрительный образ предмета (явления), фиксируемого словом, четвёртый пытается объединять слова по каким-либо грамматическим признакам, пятый старается запомнить на слух звуковую оболочку слова и т.д.  Поэтому, представляя учащимся,  выбор вида и форм учебного материала, необходимо предлагать детям задания (где это возможно) в словесном, графическом или предметно-иллюстративном решении. Ученики вправе выбрать какое-либо одно задание и могут рассчитывать на успех, что, естественно, усиливает их учебную мотивацию.

В начальных классах основное внимание уделяется игровым технологиям, которые помогают преодолеть “языковой барьер”. Лексические, грамматические, фонетические, орфографические, творческие игры, использование песен, стихотворений помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и продуктивным. 
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. При помощи игровых приёмов можно закрепить новый языковый материал и повторить пройденное.

Используя приёмы авторского метода Г. А. Китайгородской, комбинирую их с другими приёмами активизации речевой деятельности. Данный метод Китайгородской также называют методом «Активизации резервных возможностей личности и коллектива». Ролевая игра является здесь ведущей во время активизации речевой деятельности учащихся. Вы можете быть «туристом», «гидом», «президентом фирмы» с любой страны. Во время обучения учащиеся могут общаться друг с другом в определённых ситуациях, которые максимально приближены к ситуациям в реальной жизни. Ролевое распределение довольно важно в таком методе обучения.

Во время проведения ролевой игры речь учащихся не исправляется. После проведения игры анализируем её ход, отмечаем наиболее удачные и неудачные моменты, проводим работу над типичными ошибками.
Многократно сталкиваясь с трудностями построения высказывания на иностранном языке, учащийся часто теряет интерес к предмету. Поэтому большое внимание на своих уроках необходимо уделять коммуникативной направленности обучения грамматике и лексике. Учащийся, хорошо владеющий лексическим и грамматическим материалом, быстрее других ориентируeтся в составлении диалогов. 
Во время формирования лексических и грамматических навыков говорения используются условно-речевые имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные упражнения. Ученик проходит путь от осознанной имитации к самостоятельному воспроизведению грамматической формы. Данные условно-речевые упражнения также используются на уроках при составлении микродиалогов, диалогов.
На следующем этапе учащиеся выполняют роль покупателя и продавца без опоры на таблицу. Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование ролевой, ситуативной игры на моих уроках. 
Использование стихотворений и песен позволяет учащимся также запоминать определённые грамматические конструкции, лексику, необходимые для развития речи.
Формирую у учащихся также навыки самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна.

По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на: монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и итернет-проекты. В реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных.

Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих школьникам применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь, слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

 Метод проектов в средних и старших классах считаю одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать английский язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Методика проектного обучения используется мною в основном для обобщения знаний и умений по пройденной теме, то есть защита проектов, как правило, происходит на последних уроках изучаемой темы. Например, в 3 классе учащиеся составляли проекты “НоIlidays’’ и т.п.  Метод проектов также позволяет создать на моём уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. В рамках осуществления проекта в атмосфере партнёрского, дружественного общения и происходит усвоение детьми лексических единиц, странноведческих реалий и их активизация. 

 Компьютерные презентации.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.

 Компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности учащихся. Если материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока. Компьютер не используется постоянно в течение всего урока, а лишь служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний.

Использование компьютерной презентации на уроке позволяет [1]:

  • повысить мотивацию учащихся;
  • использовать большое количество иллюстративного материала;
  • интенсифицировать урок;
  • вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

Но, не смотря на это, давайте не будем забывать, что компьютер не заменяет учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля.

Метод построения интеллект-карт или карт памяти (mindmapping - майндмэппинг). 

В настоящее время одним из  эффективных способов работы с информацией становится метод построения интеллект-карт или карт памяти (mindmapping - майндмэппинг). «Mind» (англ.) - ум, «maps» (англ.) - карты.

Умственная карта – это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в буквальном смысле карта ума, при составлении которой задействованы: непосредственная память, ассоциативное мышление, творческое мышление.

Создавая свою интеллект-карту, учащийся учится эффективно обрабатывать и структурировать информацию, мыслит, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Метод построения ментальных карт не затратен по ресурсам, необходимы только чистый лист бумаги, цветные ручки или фломастеры и мозг.

На протяжении развития и совершенствования метода менялись и правила построения ментальных карт, однако, некоторые из них остаются неизменны:

- взять чистый лист бумаги и положить его горизонтально,

- в центре листа нарисовать картинку или написать слово, которое представляет главную идею, цель, проблему,

- от центрального рисунка/слова изобразить главные ветви (не более семи), которые имеют свой цвет,

- ветви второго, третьего и т.д. порядка соединить с главными ветвями (ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми),

- над каждой линией-ветвью написать ключевые слова (желательно одно).

Чтобы интеллект-карта эффективно работала необходимо следовать следующим рекомендациям.

- для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать ассоциативные рисунки, картинки,

- разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями,

- писать разборчиво и печатными буквами,

- использовать стрелки, чтобы показать связь между различными элементами,

- желательно, чтобы ребенок нашел собственный стиль в рисовании интеллект-карт,

- выкладывать идеи сразу же, как только они появляются,

- если заканчивается свободное место, не надо начинать всё заново на новом листе, просто приклеить к краю карты дополнительный лист.

Чем с большей лёгкостью и удовольствием ребята создают карты, тем быстрее им в голову приходят новые мысли и тем легче происходит процесс запоминания.

На уроках английского языка я использую интеллект - карты для фиксации нового лексического и грамматического материала, при чтении текстов, составлении устных и письменных высказываний. Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.  Использование метода ментальных карт в начальной школе получает свое продолжение в средней и старшей школе. Если в начальной школе учащиеся сами рисуют карты, то в средних и старших классах возможно построение карт с использованием компьютерных программ.

Рисование является одним из любимых занятий у детей 6-10 лет и очень трудно переоценить достоинства этого вида деятельности. Оно развивает мелкую моторику, эстетический вкус, творческие способности ребенка, гармоничную личность. Составление интеллект - карт ведется как индивидуально, так и в парах, группах.

При формировании навыков монологической и диалогической речи обучающиеся учатся планировать свое речевое поведение, общаться и сотрудничать в парах и группах, осуществлять самоконтроль и оценку других участников коммуникации.

При формировании грамматических навыков учащиеся учатся составлять конспекты при прохождении новой темы, выделять и анализировать информацию.

При формировании лексических навыков интеллект - карты помогают фиксировать материал, осуществлять самонаблюдение и самооценку освоения новых лексических единиц.

При формировании навыков письменной речи ребята используют майндмэп в качестве плана будущего речевого произведения, учатся логически рассуждать и делать выводы.

При формировании навыков аудирования, карты памяти – это отличный способ фиксации услышанной информации.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении даёт огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем.

        

Использование аутентичных видеокурсов.

Один из способов – использование аутентичных видеокурсов и видеоаппаратуры с её многочисленными полезными функциями, дающими преподавателю возможность применять различные технологии в работе с видеофильмами. Именно они помогают моделировать ситуации, при которых изучение языка проходит при погружении в культурную среду носителей языка. При драматизации (одна из технологий работы с видеокурсом) дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся быть речевыми партнёрами, т.е. совершенствуют коммуникативные навыки через общение на иностранном языке [2].

Возможно применение следующих аутентичных видеокурсов "Muzzy in Gondoland” , "Follow me”, "Everyday conversation in English” и т.д.

Список литературы.

  1. Голубева С.П. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка. – Английский язык. – 1 сентября //№12, 2006.
  2. Косачёва И., Косачёва Ю. Использование аутентичных видеокурсов в обучении английскому языку. – Английский язык. – 1 сентября //№3, 2006.
  3. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку. – Иностранные языки в школе. //№8, 2005.
  4. Оганджанян Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе. – Английский язык. – 1 сентября //№6, 2005.
  5. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени. – Иностранные языки в школе. //№5, 2005.
  6. Северова Н. Ю. Электронные учебные пособия.– Английский язык. – 1 сентября //№4, 2006.
  7. Амонашвили Ш. А. Постигательная и образовательная функция оценки школьников./ Экспериментально-педагогическое исследование. - М.: 1984.
  8. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы.//Ин. языки в школе. 2002. №2, с.11.
    Дьяченко В. К. Организация структуры учебного процесса и его развитие.// М.: Педагогика, 1989.
  9. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе.//М.: Танио, 1989.
    11.
    Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий.// Издательство Каро, Санкт-Петербург, 2005.
  10. Куценко-Барскова Л. Б. Методологические проблемы и аспекты региональных инновационных моделей.// Инновационные модели школы: Учебно-методическое пособие. СПб, ЛОИРО. 2003, с.8.
  11. Международный ежегодник по технологии образования и обучения.// 1978/79.Лондон - Нью-Йорк, 1978, с. 258.
  12. Плахова Л.М. Личностно-ориентированное образование и задачи гимназии в наступающем учебном году.//Педсовет: Идеи, методики, формы. М. Центр «Педагогический поиск», 2000, с.125.
  13. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка.// Ин. языки в школе. 2001. №2, с.14.
  14. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка.// Ин. языки в школе. 2000. №2, с.3.
  15. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве.// Ин. языки в школе. 2000. №1, с.4.
  16. Полат Е. С. Разноуровневое обучение.// Ин. языки в школе. 2000. №6, с.6.
    Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.//М.: Народное образование, 1998.
  17. Соловов А. В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения.//Учебное пособие, СГАУ, Самара, 1995.
  18. Бьюзен Т. и Б. Супермышление\Пер. с англ. Е. А. Самсонов. - 2-е изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2003. - (Серия «Живите с умом»).
  19. Бьюзен Тони. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М., 2007 г.
  20. Василенко Т.В., Что такое MindMaps и как их рисовать.- М., 2008г.
  21. Интеллект-карты и сканы предоставлены обучающимися МБОУ НОШ-ДС №5.
  22. Кондаков А.М. Стандарты второго поколения. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова - М., «Просвещение», 2008.
  23. Копыл,В.Карты ума. Mind Manager. –Минск: Харвест, 2007,-64с.
  24. Мюллер Хорст. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. М., 2008г.
  25. Tony Buzan. Mind Maps for Kids. - [Электронный ресурс].
  26. http://www.mindmap.ru/index.htm-[Электронный ресурс].
  27. http://www.thinkbuzan.com/intl/products/books- [Электронный ресурс].
  28. http://intellect26.ru - [Электронный ресурс].
  29. http://ru.wikipedia.org - [Электронный ресурс]
  30. Е.Л. Базаркина. Английский язык. 5-11 классы: нестандартные уроки .-Волгоград: Учитель, 2005.  
  31. Е.В.Дзюина. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 1-4 классы.- Москва :ВАКО, 2006.          
  32. Л.А.Кокорина, Н.Б.Кудаева. Проблема мотивации и творчества на уроках иностранного языка в условиях информатизации образования. – Армавир, 2004.      
  33. Л.А.Кокорина. Творчество педагога на уроках английского языка. - Армавир. 2006.      
  34. Л.В.Васильева. Предметные недели в школе. Английский язык.- Волгоград: Учитель, 2004.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе»

Реферат по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе" отражает следующие вопросы: современные тенденции в системе образования, определени...

Применение инновационных технологий при обучении английскому языку в начальной школе

Плюсы раннего начала систематического изучения иностранного языка не сводятся к существенному повышению качества владения языком учащимися, оканчивающими среднюю школу. Важен весомый интеллектуальный,...

"Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе".

Здоровье дарит радость. Здоровье дарит свет. Здоровье – это сила! Здоровье – это смех!         Здоровье - это самая большая драгоценность для каждого из нас. Здоровь...

"Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе"

Инновационные технологии в начальной школе. Майнд-карты, проектная деятельность. Материалы с выступления....

«Применение игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе»

laquo;Применение игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе»...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе

Учителя иностранного языка широко используют элементы здоровьесберегающих технологий для организации благоприятного климата на уроках английского языка, для более эффективного достижения практических,...