ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В наши дни молодежь, мировоззрение которой формируется в первую очередь идеями и примерами из средств массовой коммуникации, находится в сложной ситуации выбора, так как с одной стороны пропагандируется образ жизни типа «бери от жизни все», американская мечта, «Жизнь коротка – попробуй всё», «Чтобы быть успешным, не обязательно учиться». Такие лозунги порождают у старшеклассников и их родителей нереалистично высокие амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам и разочарованиям при выборе профессии. И те, и другие смутно представляют себе реальную ситуацию на рынке труда, особенно когда живут в небольшом провинциальном городке, и круг интересов не выходит за его рамки. Кроме того, в последние годы возросли требования к профессиональной подготовке выпускников, а именно: владение иностранными языками, информационными технологиями и многими другими компетенциями. В этой связи, принцип профессиональной направленности учебного процесса приобретает особую значимость в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Профориентационная работа на уроках иностранного языка" | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
МБОУ «СОШ№22»
Сорокина Ольга Леонидовна
В наши дни молодежь, мировоззрение которой формируется в первую очередь идеями и примерами из средств массовой коммуникации, находится в сложной ситуации выбора, так как с одной стороны пропагандируется образ жизни типа «бери от жизни все», американская мечта, «Жизнь коротка – попробуй всё», «Чтобы быть успешным, не обязательно учиться». Такие лозунги порождают у старшеклассников и их родителей нереалистично высокие амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам и разочарованиям при выборе профессии. И те, и другие смутно представляют себе реальную ситуацию на рынке труда, особенно когда живут в небольшом провинциальном городке, и круг интересов не выходит за его рамки. Кроме того, в последние годы возросли требования к профессиональной подготовке выпускников, а именно: владение иностранными языками, информационными технологиями и многими другими компетенциями. В этой связи, принцип профессиональной направленности учебного процесса приобретает особую значимость в средней школе.
В сложившейся ситуации школа призвана помочь выявить уровень развития общих и специальных способностей учащимся, особенностей интеллекта, темперамента и осознанно выбрать дальнейший профессиональный путь.
Английский язык, также имеет профессионально-педагогическую направленность, что является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. Само по себе изучение иностранного языка это огромный труд, требующий системности, усидчивости, высокого уровня развития познавательных процессов. Владение иностранным языком является одним из требований современного общества к молодым специалистам и выступает обязательным компонентом их профессиональной подготовки. Поэтому одной из целей обучения профессионально-ориентированному английскому языку является формирование у учащихся коммуникативных компетенций по использованию полученных знаний применительно к своей будущей профессии.
Профориентационная работа на уроках иностранного языка начинается в начальной школе и ведется по следующим этапам:
1. На начальном этапе обучения необходимо выяснить, какое полушарие мозга является доминирующим (левое, правое), тип мышления (лингвистический, визуальный, музыкальный, кинестетический, исследовательский), выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности. Учитель учитывает полученные показатели в учебном процессе и продолжает работу по развитию всех видов мышления. В дальнейшем доминирующий тип мышления и будет являться основным ориентиром в выборе карьеры.
2. Рефлексия – современная неотъемлемая составляющая каждого учебного занятия, которое включает в себя обсуждение, обратную связь наряду с анализом того или иного этапа занятия и вида деятельности, что формируют осознанность, когда ученикам приходится анализировать и оценивать свою деятельность, работу группы и отдельных учащихся. Вся учебная и познавательная деятельность прогоняется учащимися через них же.
3. Основной принцип современной методики преподавания – создание ситуации успеха. Эксперты отмечают, что нацеленность современных школьников на успех, даёт больше возможностей использовать форсайт (англ. foresight — предвидение, взгляд в будущее) - технология, с помощью которой проектируется образ будущего, и определяются конкретные действия.
Основные принципы форсайта:
- Будущее зависит от твоих собственных усилий: его можно сделать.
- Будущее зависит от твоих решений и решений заинтересованных сторон.
- Будущее нельзя предсказать достоверно, но можно строить прогнозы. Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть.
- Уроки английского языка могут внести большой вклад в решение задач
профессионального воспитания и образования. Иностранный язык, как учебный предмет, имеет для этого весьма эффективные средства. - Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
- - межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний, например литературы, истории, искусства, географии, математики и др.)
- - многоуровневостью (с одной стороны необходимость овладения различными аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности)
- - полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
- Иностранный язык, призванный научить иноязычному общению, помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности. Такие возможности данного учебного предмета определяются следующими причинами.
- Во-первых, обучение иностранным языкам рассматривается сегодня под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Это умение лежит в основе организации производства и общественного мнения, сферы управления и сферы обслуживания, всех форм обучения, семейных отношений, искусства и спорта. Следовательно, можно предположить, что овладение основами иноязычного общения служит своеобразной базой для профессионального становления личности учащегося.
- Во-вторых, иностранный язык, как и любой другой общеобразовательный предмет, может и должен служить средством профориентационной работы с учащимися, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности школьника.
- В-третьих, профессионально ориентированное преподавание иностранного языка обусловлено характером межпредметных связей данного учебного предмета с предметами естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов.
- С этих позиций я как учитель английского языка наметила ряд конкретных задач, решаемых средствами иностранного языка и направленных на профессиональное становление личности.
- К таким задачам относятся:
- -развивать индивидуальные способности учащихся, их склонности и интересы (в том числе и профессиональные), что осуществляется через работу по совершенствованию памяти, внимания, мышления обучающихся;
- -воспитывать у детей трудолюбие, настойчивость, активность, сознательность, самостоятельность мысли и действий через активное включение их в деятельность иноязычного общения;
- -совершенствовать учебные умения школьников работать с книгой, со словами, со справочной литературой, аннотировать и реферировать иноязычные тексты, пользоваться инструкциями по эксплуатации оборудования;
- формировать у учащихся специфические коммуникативные умения, например: вступать в беседу и вести ее, принимать и решать определенные коммуникативные задачи, необходимые в любой профессиональной деятельности;
- -познакомить учащихся с разными видами трудовой профессиональной деятельности;
- -расширить круг образовательных и учебных ситуаций с ориентацией на будущую профессию;
- -помочь решить задачу профессионального самоопределения учащихся.
- Уроки английского языка позволяют развивать не только лингвистические и коммуникативные способности детей, но и строить с ними знание об устройстве общества. Привлечение в качестве предмета работы вопросов, актуальных для школьников, позволяет активизировать познавательную активность, самостоятельность обучающихся, включить их в деятельность исследования и проектирования, и тем самым развить содержание образования.
- В основном содержании программы по иностранным языкам «Предметное содержание речи» существует раздел «Учебно-трудовая сфера». В этом разделе изучаются следующие темы:
Класс | Сфера общения | Предметно-тематическое содержание | Коммуникативные задачи |
К концу года учащийся должен уметь | |||
3 класс | Учебно-трудовая | Школьные принадлежности | • Назвать основные виды деятельности на уроке |
4 класс | Социально-бытовая | Семья и друзья | • Рассказать и расспросить о профессиях, интересах и любимых занятиях членов семьи / друга |
4 класс | Учебно-трудовая | Расписание уроков | • Рассказать о своих уроках в школе |
6 класс | Учебно-трудовая | Школа | • Сравнить школу в Республике Беларусь и стране изучаемого языка |
7 класс | Учебно-трудовая | Урок иностранного языка | • Рассказать об уроке иностранного языка |
8 класс | Учебно-трудовая | Школьные традиции | • Сравнить традиции своей школы и школы зарубежного сверстника |
9 класс | Учебно-трудовая | Учеба | • Дать советы/рекомендации для повышения эффективности учебы • Объяснить, как лучше подготовиться к экзамену |
10 класс | Учебно-трудовая | Образование | • Сравнить и обсудить системы образования в родной стране и стране изучаемого языка |
11 класс | Учебно-трудовая | Выбор профессии | • Рассказать и расспросить о будущей профессии |
- Таким образом, учащиеся узнают современный мир профессий, возможности продолжения образования в высшей школе, проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее, языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.
- Плодотворными для формирования профессионального определения у школьников являются ролевые игры, где ребята берут на себя роли врача и пациента, продавца и покупателя, турагента, экскурсовода и туриста, учителя и ученика разыгрывают ситуации, подобные реальной жизни, используя изученный материал. В 4 классе расширяем лексический запас, изучая профессии. В 9-10 классах рассказываем и расспрашиваем о проблемах, связанных с учебой, даем советы/рекомендации для повышения эффективности учебы, обсуждаем планы на будущее и как лучше подготовиться к экзамену. Проводим уроки –обсуждения различных систем образования. В 11 классе обсуждаем различные профессии, говорим о преимуществах и недостатках тех или иных профессий, обсуждаем необычные и редкие профессии и обсуждаем, какими чертами характера должны обладать люди той или иной профессии. Говорим об условиях работы, учимся заполнять анкету при приеме на работу, пишем письма- заявления на работу. В итоге выполняем проект «Моя будущая профессия», где необходимо раскрыть черты характера человека, условия работы, и объяснить свой выбор. На уроках затрагиваются разные темы, отрабатываются аутентичные тексты, затрагивающие культуру, историю, географию англоговорящих стран и своей страны, т.е. есть возможность знакомства с такими профессиями, как географ, историк, археолог, архитектор, психолог и др.; техническими специальностями – исследователь, испытатель, компьютерщик, программист и др. И конечно специальности, непосредственно связанные с областью «филология»: учитель, преподаватель, лингвист, специалисты в области международных и общественных отношений, международного права, информационных технологий, международного туризма, внешней торговли, журналист-международник, искусствовед, переводчики («говорящие» и «немые» - литературные, технические), гиды-переводчики. Таким образом, знакомство с миром профессий постоянно продолжается и углубляется.
- Большое внимание на уроках уделяется роли и значению иностранного языка для дальнейшей профессиональной деятельности.
- В работе помогает аутентичный материал и тексты для восприятия и понимания речи на слух, посвященные профессиям других стран.
- Развивая интерес к предмету, учитель использует различные формы организации образовательного процесса. Это позволяет школьникам в большей степени проявлять активность и самостоятельность в применении знаний. Специфика формирования профессионального самосознания у учащихся на уроках английского языка - это выход на актуальные проблемы, использование форм делового, неформального общения на занятиях, применение диалоговых форм общения.
Процесс формирования профессионального самосознания у учащихся будет эффективным, если учитель обеспечит комфортные условия для школьников, выявит возрастные интересы учащихся. Оттого, насколько удачно складывается профессиональная деятельность, во многом зависит наше отношение к своей жизни в целом.
В заключении хотелось бы отметить, что урок иностранного языка по своим методам, целям, задачам и содержанию как никакой другой предмет соответствует задачам профессионального просвещения. Систематическая и целенаправленная профессионально ориентационная деятельность создает условия для профессионального самоопределения обучающихся, успешной их адаптации и самореализации в будущей сфере деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы работы на уроках иностранного языка
Основной задачей обучения иностранному языку является формирование у учащихся языковых и страноведческих знаний, а также умений в говорении, чтении и письме, которые позволили бы учащимся в проц...
Мастер-класс "Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы"
Предлагаемый мастер-класс знакомит с методами и приемами работы на уроках русского языка и литературы с целью профориентации учащихся...
Профориентационная работа на уроках русского языка в 6 классе.
Конспект урока русского языка в 6 классе "Проффесионализмы"...
Профориентационная работа на уроке русского языка в 6 классе.
Конспект урока русского языка в 6 классе "Профессионализмы"...
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье автор рассказывает о наиболее эффективных приемах и методов работы по формированию интереса учащихся к будущей профессии средствами английского языка....
Профориентационная работа на уроках английского языка
Профориентация по УМК "Spotlight". Полное соответствие новым ФГОС...
Профориентационная работа на уроках английского языка
Иностранный язык как предмет призван не только научить иноязычному общению школьников, но и помочь им ориентироваться в огромном мире современных профессий, а также способствовать формированию професс...