Профориентационная работа на уроке русского языка в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока русского языка в 6 классе "Профессионализмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 47.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Профессионализмы»
Цели урока:
Обучающие: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах; ознакомление учащихся с профессиями сферы «Журналистика».
Развивающие: развитие творческих способностей и познавательного интереса школьников, развитие коммуникативных компетенций учащихся.
Воспитательные : формирование активной жизненной позиции.
Задачи:
предметные: формирование практического умения правильно использовать в обиходной речи профессионализмы, “не засорять» русский литературный язык излишним количеством профессионализмов;
метапредметные: совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной речи; мышления, памяти, внимания, воображения.
личностные: развитие интереса к предмету, привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам, формирование творческого отношения к учебе; навыков самоконтроля, самоанализа и взаимоанализа, воспитание культуры общения, взаимопонимания, умения работать в коллективе; формирование сознательного отношения к профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями и способностями.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ведущие методы: проблемно-поисковый с элементами игры, практический; выполнение индивидуальных дифференцированных заданий, взаимоанализ. Формы работы – фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.)., Презентация Microsoft Power Point,
Ход урока
- Организационный момент.
Слово учителя: Ребята, я предлагаю начать наш урок с умственной разминки, которая является частью каждодневной работы профессионалов, которые называются КОРРЕКТОРЫ.
Слайд. Орфографическая задача: Если вы исправите все ошибки, то ответите на вопрос, какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка.
Л
Выб? ру Во?зал Ко?ьба Расст?лаю К
Р?сточек Л
Крыж?вник Мя?кий Ц?фра
Я
Ответ: Лексикология
- Вступительное слово учителя.
Периодическая печать, радио и телевидение давно стали атрибутами современного человека. Миллионы людей в разных уголках нашей планеты ежедневно приобщаются к мировой культуре, узнают последние новости или просто отдыхают, включив свои радиоприемники ,телевизоры или просто развернув газеты. Таким образом, вся жизнь планеты на газетных листах. Коротенькие заметки, репортажи, очерки, фельетоны и эссе на различные темы печатаются в газетах.. Многие известные русские писатели начинали свою деятельность в качестве газетных репортеров.
- Словарно-семантическая работа.
Сегодня мы продолжим знакомство с интересным и увлекательным миром лексики русского языка, а также познакомимся с профессиями мира журналистики и обратимся к журнально-газетной лексике.
-Какие слова, относящиеся к работе журналистов, вы можете назвать?
(Ответ: Журналист, журналистика, рубрика, корреспондент, репортаж, репортер, хроника, хроникер).
-А знаете ли вы значение этого слова? (показать табличку со словом « Интервью»)
Ответы уч-ся:
Учитель: Семантика слова «интервью» такова: Интервью́ (англ. interview) — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Учитель:
-Ребята, а какое понятие, журналист или репортер, более широкое, а какое более узкое?
Ответ
(Репортер- понятие более узкое ,т.к. он занимается конкретной работой)
- Изучение новой темы. Фронтальная беседа с классом :
-Догадались ли вы, ребята, что то задание, которое вы выполняли дома (брали интервью у своих родителей относительно их речи в профессиональной деятельности ) и есть наша новая тема. Как мы запишем ее в тетради?
Ответ: «Профессионализмы».
-К лексике ограниченного употребления относятся профессионализмы, т.е. слова и выражения, которые не являются строго узаконенными, научными определениями тех или иных профессиональных понятий, но широко используются специалистами в той или иной области. Сегодня на уроке мы будем использовать материалы ваших интервью с родителями. Есть ли среди них те, кто работает в сфере IT? (ответ ученика). Пожалуйста, прочитай нам, какие же слова тебе удалось узнать у своего родителя?
Возможный ответ ученика:
Форточка - это презрительное название операционной системы Windows
фать, материнка - материнская плата
чайник - начинающий пользователь
глюк - некорректная работа оборудования
пентюх - Pentium
квак - игра Quake(Куэйк)
лазарь - лазерный принтер.
Задание: «Угадай профессию».
А сейчас, ребята, мы попробуем по подготовленным вами материалам, содержащим профессионализмы, догадаться о профессии ваших родителей.( Один ученик зачитывает профессиональные слова из интервью с родителями, а остальные догадываются о профессии).
Пример:
- Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).
- Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент).
- Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).
- Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).
- Фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель скоростей, зажигание, (шофер);
- Локомотив, рельсы, шпалы, платформа, кабина — (машинист) ;
- Каюта, якорь, корма, иллюминатор — ( моряк) ;
- Трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура— (строитель) .
Игровое упражнение (физкультпауза) «Кто есть кто?
Учитель: я буду называть вам профессии, а вы по моему хлопку будете указывать на того учащегося, кому эта профессия подходит более всего (учитель, журналист, врач, руководитель, строитель, ветеринар).
Многим из вас понравилось брать интервью. А много ли вы знаете о профессии журналиста?
Слайд презентации
- Слово «журналистика» ввёл в русский язык Н.А.Полевой, создавший рубрику с таким же названием в журнале «Московский телеграф» (это было во 2 половине 1820 года.)
- Первым в России профессиональным редактором был Н.М.Карамзин, руководящий изданием журнала «Вестник Европы» в 1802-1803 гг. (его жалованье составляло три тысячи рублей в год).
- Журналистской деятельностью плодотворно занимались Пётр I, Екатерина II, Д.И. Фонвизин, И.А.Крылов, А. С. Пушкин, А.И.Герцен, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и многие другие известные в то время люди и т.д.
- Журналистика – профессия энергичных, ищущих, остро и глубоко мыслящих людей.
- Закрепление материала.
Прочитать теоретический материал на странице 60, 62. Выполнить упражнения 111, 112. Организовать взаимопроверку.
Работа с текстом. Слайд презентации.
Прочитайте отрывок из повести А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», где капитан Врунгель рассуждает о профессиональной лексике моряков. Определите значение слов трап, банка и камбуз по тексту. При необходимости обратитесь к словарю. Покажите жестом значение слова перпендикулярно.
По сей день выстрел для меня — не громкий звук огнестрельного оружия, а мачтовое дерево, поставленное перпендикулярно к борту; беседка — не уютная садовая постройка, а весьма неудобное, шаткое висячее сиденье; кошка в моём представлении, хотя и имеет от трёх до четырёх лап, отнюдь не домашнее животное, но маленький шлюпочный якорь. С другой стороны, если, выходя из дому, я спускаюсь по лестнице, на бульваре отдыхаю на скамейке, а придя домой, разогреваю чай на плите, то, стоит мне попасть на судно (хотя бы и мысленно), эти предметы сразу превращаются в трап, банку и камбуз соответственно.
Работа с презентацией. На слайдах представлены предложения, содержащие профессионализмы. Необходимо найти их и выписать в тетрадь.
Сегодня поддержка силовиков обходится казне примерно в треть. На дедовых «копейках» полстраны училось водить.
Счёт обнулился после того, как компанию уступили банковской структуре.
Поверхность изделия следует подготовить — тщательно выровнять и зачистить шкуркой.
Работа в группах
Назовите качества, которыми, на ваш взгляд должен обладать профессиональный журналист. (Ребята получают карточки с заданиями).
- Назовите качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать профессиональный журналист.
- Объективность - говорить только правду.
- Беспристрастность – необходимо констатировать факт и, только исходя из него, давать оценку происходящему. Личное отношение журналиста к факту не должно открыто выражаться.
- Принципиальность – вы имеете право на свою точку зрения, отстаивайте её. Если задание противоречит вашим убеждениям, откажитесь от него.
- Толерантность – надо уметь прислушиваться к разным мнениям. Вы не последняя инстанция. Кто может думать по-другому и быть правым.
- Коммуникабельность – это умение устанавливать контакты и связи. Умение общаться. Умение выслушать собеседника.
- Оперативность – работа с информацией не терпит промедления. Умение оперативно передать важную информацию.
- Физическая выносливость, крепкие нервы, чувство юмора, умение работать в коллективе и ладить с коллегами.
- Выберите специализации сферы «Журналистика»:
- Репортер
- Аналитик
- Очеркист
- Аквалангист
- Редактор
- Корректор
- Тренер
- Фоторепортер
- Отгадайте, какое профессиональное слово должно стоять вместо пропусков? Люди каких профессий чаще всего употребляют его?
- А скажи, пожалуйста, Клёпка, почему ты носишь коротенькие штанишки? Разве у тебя длинных нет?
- В коротких прохладнее, — отвечал Клёпка.
- Зачем же ты надел шапку с наушниками? В ней ведь жарко.
- Вот и видно, что ты в автомобильной езде ничего не смыслишь. Это вовсе не шапка с наушниками, а ... . Снаружи у этого ... защитный крепкий каркас, а внутри мягкая прокладка. Если случится авария и я хлопнусь о мостовую в ... , то голове ничего не будет; а если хлопнусь без ... , то плохи мои дела.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги и узнаем: а всё ли у нас получилось, узнали ли Вы новую информацию. Мы сейчас напишем терминологический диктант и проведём взаимопроверку
- Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…
- Все слова в языке называются …
- Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..
- Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..
- Словарный запас человека - это…
- То, что обозначает слово называется….
- слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются …..
- Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
- Слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..
Ключ к ответам:
1 | Диалектными |
2 | Лексикой |
3 | Общеупотребительными |
4 | Профессионализмами |
5 | Лексикон |
6 | Лексическим значением |
7 | Антонимами |
8 | Омонимами |
9 | Синонимами |
Инструктирование по выполнению домашнего задания
Вариативность д/з
- Написать рассказ о профессиях своих родителей, используя в нем профессионализмы.
-взять интервью у старших родственников о словах-диалектизмах из словарного запаса вашей семьи
-написать статью, открытое письмо «Обращение к сверстнику» в школьную газету:
по отказу от вредных привычек;
в защиту экологической ситуации;
по пропаганде здорового образа жизни и т. д.
Рефлексия.
Учитель: А теперь, ребята, я попрошу каждого из Вас по очереди закончить одно из предложений:
Слайд. Закончите предложения
Мне было… Было интересно…
Я понял, что… Теперь я могу… Мне захотелось… Я приобрел…
Я почувствовал, что… Я научился…
Я выполнял задание… Меня удивило…
У меня получилось… Я смог…
Я попробую…
Использованные материалы:
- https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/09/28/metodicheskaya- razrabotka-uroka-po-russkomu-yazyku-v-6
- https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-zhurnalistike-klass-1046777.html
- ttp://edufuture.biz/index.php?title
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на уроках русского языка 5 класс.
Одной из форм реализации 30% инвариантной части учебного плана в соответствии с ФГОС является исследовательская лаборатория.Учебно – исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связа...
Дидактический материал для практической работы на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом
В помощь учителям русского языка...
Мастер-класс "Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы"
Предлагаемый мастер-класс знакомит с методами и приемами работы на уроках русского языка и литературы с целью профориентации учащихся...
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В наши дни молодежь, мировоззрение которой формируется в первую очередь идеями и примерами из средств массовой коммуникации, находится в сложной ситуации выбора, так как с одной стороны пропагандирует...
Профориентационная работа на уроках русского языка в 6 классе.
Конспект урока русского языка в 6 классе "Проффесионализмы"...
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье автор рассказывает о наиболее эффективных приемах и методов работы по формированию интереса учащихся к будущей профессии средствами английского языка....
Профориентационная работа на уроках английского языка
Профориентация по УМК "Spotlight". Полное соответствие новым ФГОС...