Преподавание иностранных языков в малокомплектной сельской школе
статья
Статья посвящена вопросам преподавания иностранных языков в малокомплектной сельской школе. Особое внимание уделяется анализу существующих проблем преподавания иностранного языка в условиях сельской местности. Приводится опыт преподавания иностранного языка в малокомплектной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodavanie_inostrannyh_yazykov_v_malokomplektnoy_selskoy_shkole.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание иностранных языков в малокомплектной сельской школе
Подготовила: Уруджева У.Т.
Аннотация: Статья посвящена вопросам преподавания иностранных языков в малокомплектной сельской школе. Особое внимание уделяется анализу существующих проблем преподавания иностранного языка в условиях сельской местности. Приводится опыт преподавания иностранного языка в малокомплектной школе.
Ключевые слова: иностранный язык, малокомплектная сельская школа, методы обучения.
В настоящее время приоритетом образовательной политики на государственном уровне выступает гарантия возможности получения качественного образования на всех ступенях и для всех слоев населения. Таким образом обеспечивается качественное образование для каждого учащегося, независимо от достатка его семьи или места жительства, что приобретает особую актуальность в условиях малокомплектной сельской школы.
Малокомплектная сельская школа является важной частью государственной системы образования, уровень ее работы оказывает большое влияние на социально-экономическое развитие села, культуру и образование молодежи. Модернизация системы отечественного образования направлена на повышение качества образования, что предполагает в условиях сельской местности соответствие социальным ожиданиям людей и социальному заказу общества.
Проблемы, связанные с обучением в малокомплектной сельской школе, давно привлекают внимание отечественных ученых. Отдельные аспекты специфики обучения в данном виде школы описываются в работах Ф.С. Авдеева, А.М. Цирульникова, М.И. Зайкина, В.Д. Беликовского, М.И. Башмакова и др. Вопросам оптимизации обучения иностранному языку посвящены работы Г. Е. Кнырь, Г.Л. Ивановой, Н.Б. Савиновой и др.
Целью статьи является анализ проблем преподавания иностранного языка в условиях сельской местности, а также описание опыта преподавания английского языка в малокомплектной школе.
Специфика малокомплектной сельской школы заключается в малом контингенте учащихся, которые обучаются в классах с неполным составом или классах-комплектах, без параллельных классов [Габышев, с.89]. В данных условиях учителю необходимо сделать упор на реализацию индивидуальной образовательной траектории каждого ученика (учитывая возрастные и психофизиологические особенности), формировании стилевого поведения учителя – «советчика/консультанта/старшего друга». Также немаловажным требованием для повышения эффективности работы учителя является использование в процессе обучения ИКТ.
В условиях малой наполняемости классов (от 4 до 15 человек) при обучении иностранному языку целесообразно учитывать
- особенности организации языкового обучения в разновозрастных группах;
- организация уроков с учетом отсутствия «сильных» учащихся;
- необходимость ежедневного контроля знаний малого количества учащихся;
- необходимость стимулирования личностного роста учащихся.
В связи с малокомплектностью под руководством одного учителя могут заниматься несколько классов. В подобных ситуациях методические подходы и приемы должны быть видоизменены, особенно на этапах подготовки к восприятию нового материала и его закреплению.
Опыт работы в малокомплектной сельской школе позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективная структура урока представляет собой чередование двух компонентов работы: работу учащихся непосредственно под руководством учителя и самостоятельную работу. Все это предъявляет к учителю высокие требования в плане четкой регламентации учебного времени, а также подготовки необходимых учебных материалов на уроке, включая наглядные средства обучения, образцы выполнения работ, раздаточный материал, задания для самостоятельной работы, ИКТ. Минимизация потери времени за счет исключения нерефлексируемых заданий для самостоятельной работы или заданий типа «прочитайте текст», «повторите грамматику», «подготовьте пересказ текста» способствует оптимизации образовательного процесса [Савинова].
Содержание большинства уроков, которые совмещены в двух классах, включает введение нового материала как в одном, так и в другом классе. Поэтому урок, в рамках которого в обоих классах предъявляется новый материал, целесообразно начинать с самостоятельной работы учащихся в старшем классе (продолжительностью 15-20 минут), в то время как в младшем классе в это время проводится объяснение новой темы. По окончанию учащимся предлагается выполнение заданий для самостоятельной работы. Далее происходит проверка самостоятельной работы в старшем классе и введение нового материала. В оставшееся время возможна проверка самостоятельной работы, выполненной в младшем классе.
Проведение занятий по английскому языку в малокомплектной сельской школе требует нестандартного подхода к решению проблем. Учителю для этого необходимо, по возможности, использовать потенциал сходных тем уроков при обучении одновременно нескольких классов. Например, если объединяются 3 и 4 классы, организация урока в форме игры-интервью по теме “Food”, где старший класс задает вопросы младшему (What's your favourite food? What's your favourite drink?) по поводу предпочтений в еде, позволяет эффективно осуществлять активизацию и повтор лексики. Также на уроке производится повторение глаголов движения с использование модального глагола can и грамматической конструкции have got. В случае объединения 2-го и 3-го классов, выходом становится проведение игр с буквами и звуками. Аналогично проводится работа и в старших классах: подбор общих тем и проведение занятия с использованием игровых технологий: организация различных ролевых или деловых игр.
Для малокомплектной сельской школы хорошо зарекомендовал себя коллективный способ обучения. Коллективный способ обучения предполагает организацию обучения иностранному языку в диалогических и динамических парах, в которых каждый ученик выполняет роль то обучающего, то обучаемого [Старченко, с.238]. Сущность метода заключается в обучении в сотрудничестве, организации работы учащихся в парах и группах, что обеспечивает взаимообучение и взаимоконтроль учащихся и позволяет лучше усваивать учебный материал. Так, учащийся знакомится с новой темой, на следующем этапе учит ее самостоятельно по опорному конспекту, затем передает свои знания другому ученику, приступает к выполнению упражнений и завершает работу тестом. Подобный способ обучения эффективен при введении новой лексики и отработке грамматического материала.
Зачастую учителю иностранного языка приходиться работать в классах со слобоуспевающими учащимися. Очевидно, что в данном случае необходима адаптация материалов в соответствии с уровнем учащихся, их интересами, а также подбор заданий с выходом на результат (составление плана прочитанного, написание письма, составление вопросов и т.д.). Например, при работе с текстом, слобоуспевающим учащимся предлагаются упрощенные и сокращенные варианты текстов, далее перевод текста и составление вопросов по опорам.
Подводя итоги, отметим, что качество преподавания иностранного языка в малокомплектной сельской школе во многом зависит от языковой компетенции учителя, а также обязательного наличия у него творческого потенциала при решении комплекса задач на каждом из проводимых уроков. Умения четкого структурирования урока в условиях малого контингента, объединения нескольких классов, работы со слабоуспевающими учащимися вместе с реализацией индивидуального подхода, использованием игровых технологий и коллективного способа обучения являются залогом успеха его педагогической деятельности.
Список литературы
1.Савинова Н.Б Преподавание иностранного языка в малокомплектной сельской школе: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://bank.orenipk.ru/Text/t27_1.htm (Дата обращения: 01.04.2019).
2.Габышев А. Н., Зедгенизова Г. Н. Сельская малокомплектная школа: особенности, проблемы, перспективы развития (примеры разных стран) // Вестник науки и образования. №2 (14). 2016. С.89-94.
3.Старченко. Д.В. Особенности групповой работы при обучении иностранному языку//Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия V. История, философия, филология
Минск : БГТУ, 2010.С. 238-240.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавания иностранного языка в начальной школе. Система оценивания достижений учащихся.
В соответствии с планируемыми результатами освоения программы по английскому языку для начальной школы предлагаемые в итоговой работе задания относятся к двум уровням сложности: базовому и повышенному...
Актуальные вопросы обучения методике преподавания иностранного языка в начальной школе
Актуальные вопросы обучения методике преподавания иностранного языка в начальной школе...
Эффективность преподавания иностранного языка в сельской школе
Методическая разработка к конкурсу "Лучший учитель английского языка"...
Реализация интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе
Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами...
«Методика преподавания иностранного языка в начальной школе»
Основными задачами исследования данной статьи являются:1. Раскрыть основные цели и принципы раннего обучения иностранному языку;2. Выявитьпсихолого-физи...
Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции.
Игровые технологии применяются больше на начальном этапе обучения.Но также их можно с успехом применять и на среднем этапе....
Статья по теме: "Преподавание иностранного языка в современной школе"
Статья по теме: "Преподавание иностранного языка в современной школе" Специфика учебного предмета «иностранный язык» заключается прежде всего в том, что его преподавание - э...